kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка познакомит с концепциями преподавания литературы в современной школе в условиях перехода к ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»

Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»



Подготовила: 

Аверкина Галина Юрьевна., учитель
 

русского языка и литературы
  МКОУ «Первомайская основная школа №33» Ефремовского района тульской области



Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.
В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению. 
Среди теоретических проблем современной методической науки наряду с другими можно выделить и историческую смену методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опору на традиционные; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы. 
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. 
Учебный процесс в школе продолжает сохранять неразрешенными противоречия между фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания, преобладанием объяснительно-иллюстративного метода преподавания, с одной стороны, и индивидуальными способами присвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения - с другой. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. 

В практике своей работы я использую нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. 

Метод чтения вслух .Он предполагает работу с текстами в непосредственном и метафорическом смыслах. Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему . Но ставить так, чтобы это была их проблема. 

Для самого ученика метод выступает как способ исследования своей личности. 

Метод интроспективного анализа. Он помогает ученику осмыслить свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств ,а как состояние собственного «Я». Темы для анализа могут быть самые разные: от взаимоотношений с людьми до отношений к своей собаке , политике, государству и т. д. Исключительно полезными являются задания на развитие самоуважения как принятия себя, развития положительного отношения к себе, развитие чувства собственного достоинства. В данном случае можно рекомендовать темы сочинений типа: «Я - каким бы я хотел себя видеть», «Мои достижения» и другие. 

Метод творческого самочувствия. Он включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» , приводящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности. Метод ведет к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций. 

Метод творческого самовыражения . Смысл данного метода заключается в том, чтобы привести каждого ученика в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода – помочь найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. 

Метод дискуссии. Этот метод решает многие внутриличностные проблемы ученика , обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе, играет большую роль в развитии ребенка, в организации его самопознания. Дискуссионные методы развивают умение слушать, субъективную активность ,показывают, что большинство проблем имеют многозначное решение, дают возможность аргументировать свои идеи , удовлетворяют потребность в самоуважении. 

Игровые методы. 

Различают два вида игр: операциональные ( например, деловая игра) и ролевые ( с элементами драматизации , имитации действительности). 

Игровые методы развивают самопознание учащихся, происходит их личностный рост , рост осознания учениками себя, ученики учатся рефлексировать, анализировать свое поведение. 



Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Проект является действенным средством вовлечения в урочную и внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению произведения путем чтения критической, научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов. Проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра), учит детей анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения своим результатом. 

Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок. 

Так при изучении повести «Детство» М.Горького учащиеся 7 класса выполняли индивидуальные проекты по следующим темам: «Образ Цыганка», «Бабушка Акулина Ивановна», «Хорошее Дело», «Дед Каширин» и др. 

А ученики 5 класса после изучения темы «Русские народные сказки» выполняли проект «Сказка собственного сочинения». 

Старшеклассники при изучении творчества поэта С.А. Есенина выполняли групповые проекты: «Лирика С.Есенина о животных», «Любовная лирика С.А.Есенина», «Пейзажная лирика С.Есенина» и др. Они не только изучали указанную лирику, но и анализировали одно стихотворение поэта , подбирали музыкальное сопровождение, читали стихи наизусть, рисовали иллюстрации. 

Также в своей работе я использую и проблемное обучение. Проблемное обучение – такая модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также познавательную активность, формируют творческие умения.
Роль школьника в процессе обучения не должна сводиться к зазубриванию материала, нужно стремиться к тому, чтобы на уроке ребенок проявлял активность. 
Этапы технологии проблемного обучения:
- формулирование проблемного вопроса – одна из главных проблем проблемного обучения;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование путей решения;
- создание проблемной ситуации;
- поиск источников для доказательства выдвинутых предположений;
- разрешение проблемной ситуации и обобщение результатов.
Учитель вместе с учащимися формулирует проблемный вопрос и создает проблемную ситуацию, организует размышления учащихся над проблемой и процесс поиска гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий. Уточняет формулировку проблемы. Учитель организует проверку гипотезы, ученик аргументирует точку зрения. Учитель обобщает полученные результаты, ученик анализирует.
Не любой вопрос является проблемным, научный спор не рождает автоматически проблемную ситуацию. Проблемный вопрос – теоретический или практический вопрос, требующий анализа. Должен возникнуть постепенно, будет лучше, если его задаст не сам учитель, а учащиеся придут к нему. Проблемый – как правило, сложный; предполагает неоднозначность ответов; часто выступает в форме противоречия; должен обнаружить «второй план» фактов, смысловой подтекст; должен быть увлекательной задачей; должен развивать навыки самостоятельной работы; должен быть емким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала. 

Безусловно, главное, центральное место на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Вместе с тем и традиционные средства обучения, и средства новых информационных технологий оказываются весьма эффективными при изучении данного предмета. 

На современном этапе в России происходит пересмотр содержания литературного образования в школе. Появление новых (альтернативных) программ и учебников по литературе, вариативность при изучении того или иного произведения требуют нового подхода к созданию и использованию средств обучения. 

Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся. 

Стандарт образования предполагает вариативность содержания, призванную удовлетворить индивидуальные запросы и читательские интересы школьников.
В своей работе я опираюсь на «Минимум стандарта образования», Программу по литературе, «Оценку качества знаний учащихся».
Базисный план по литературе предполагает, что изучение художественной литературы позволит ученикам подготовиться к Государственной итоговой аттестации, углубить свои знания по предмету, развить познавательный интерес, выявить склонности и способности детей. Стандартный портфолио ученика призван обратить внимание на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие школьника. Одним из направлений является культурологический подход к изучению литературы.
С середины 19 века методика преподавания предмета рассматривала художественное произведение как незаменимый источник мысли и переживания читателя, источник духовного развития личности. При этом важное, хотя и подчиненное, значение имеют знания литературоведческого характера, сведения по стилистике и культуре речи, которые способствуют углублению восприятия и оценки прочитанного.
«Обязательный минимум содержания образования по литературе» предполагает не только текстуальное знакомство школьников с произведением русских и зарубежных авторов, но и обобщение вопросов и тем, которые поднимаются в них.
Особое значение уделено уровню подготовки выпускников, где намечают те стороны результатов литературного образования, которые могут быть заданы в рациональной форме, но в то же время пробуждают творческие силы учащихся, эстетическое восприятие и оценку художественного произведения.
Согласно с примерной программой по литературе традиционные и инновационные методы преподавания призваны приобщать учащихся к богатствам отечественной и зарубежной литературы, развивать художественный вкус, гражданско-правовую и идейно-нравственную позицию, формировать представление о литературе как о социокультурном феномене, воспитывать речевую культуру.
Исходя из этого, русская школа развивала традиционные методы в преподавании предмета: лекции, беседы, индивидуальный и фронтальный опросы, стилистический анализ эпизодов и текстов, написание рецензий, аннотаций, отзывов, сочинений, работу с дидактическим материалом, применение ТСО, зачетную систему. Всё это применяю и я. В то же время появляются и новые методы обучения, такие как тестирование, проекты, творческие мастерские, презентации.
В своей работе я использую учебный комплекс С.А. Зинина - В.И. Сахарова, работаю по программе Г.С. Меркина. Учащиеся получают возможность узнать разную точку зрения на исторические события, сопоставить произведения, что в конечном итоге воспитывает внимательного, вдумчивого читателя, умеющего анализировать текст, дискутировать, ясно излагать свои мысли.
Учебный комплекс В.И. Сахарова, С.А. Зинина и В.А. Чалмаева рассчитан не только на обычную среднюю школу, но и на классы с углубленным изучением предмета, гимназии, лицеи. В данных учебниках дается дополнительный материал для учащихся, литературоведческие понятия, словари, списки рекомендуемой литературы, вопросы к самостоятельному анализу текста. Всё это позволяет не только заинтересовать учащихся предметом, но и привить любовь к чтению, научить правильно выражать свои мысли устно и письменно.
Одной из инноваций в преподавании литературы стали интегрированные уроки, на которых учащимся даются знания не только по литературе, но и истории ,русскому языку, мировой художественной культуре и другим предметам. Такие занятия расширяют кругозор школьников, открывают предмет с новой стороны, заставляют увидеть необычное в обычном. Конечно, каждый из таких уроков предполагает очень большую подготовительную работу, знакомство не только с творчеством автора, но и знание культурной обстановки, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры данного времени. Удачно подобранные репродукции, музыкальные фрагменты делают урок ярким, насыщенным, запоминающимся. Например, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе совместно с учителем истории был проведен интегрированный урок «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Образ Е.Пугачева». А во время изучения «Песни … про купца Калашникова М.Ю.Лермонтова»- интегрированный урок литературы и истории по теме «Изображение исторической эпохи в произведении Лермонтова «Песня … про купца Калашникова».
Своеобразными зачетами при изучении того или иного произведения стали литературные игры. Так, например, в 6 классе – по роману А.С. Пушкина «Дубровский», в 9 классе – «Ба, знакомые всё лица!» по драме А.С. Грибоедова«Горе от ума» и «Собранье пестрых глав» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в 7 классе – по повестиН.В.Гоголя «Шинель» и сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина. 

С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе изучения произведения. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на «троечников», но и на успешных учеников. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.
«Обязательный минимум образования по литературе» называет основные виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Это восприятие, истолкование, оценка литературного произведения, различные типы речевых высказываний. Всё это применяю и я . На уроках литературы мы пишем с учениками сочинения, изложения с элементами сочинения, делаем анализ эпизода или главы. Традиционные сочинения также включены в тематическое планирование. 

Работа по использованию инновационных методов обучения в преподавании литературы продолжится и в дальнейшем. В своей деятельности я и впредь буду использовать накопленный опыт для успешной подготовки учеников к сдаче государственных экзаменов. 

Происходящие в начале XXI вв. изменения характера образования (направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе

Автор: Аверкина Галина Брьевна

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Традиции и новаторство  в преподавании  литературы  в  современной  школе"
    ["seo_title"] => string(68) "traditsiiinovatorstvovpriepodavaniilitieraturyvsovriemiennoishkolie1"
    ["file_id"] => string(6) "339677"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471431265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства