kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тьюторское сопровождение научно-исследовательской и творческой деятельности одаренных учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит актуальный универсальный проект муниципальной творческой лаборатории, ориентированной на работу с одарёнными учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение научно-исследовательской и творческой деятельности одаренных учащихся»









Тема: «Тьюторское сопровождение научно-исследовательской и творческой деятельности одаренных учащихся».







Почекутова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы










АННОТАЦИЯ


Почекутова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

г. Норильск, МБОУ «Лицей №3»




«Тьюторское сопровождение научно-исследовательской и творческой деятельности одаренных учащихся».


Представленный материал содержит актуальной универсальный проект муниципальной педагогической лаборатории «Тьюторское сопровождение научно-исследовательской и творческой деятельности одаренных учащихся», ориентированный на работу творческих коллективов учебных учреждений, групп учителей по работе с одарёнными детьми и всех, кто интересуется этой проблемой. Приложения включают в себя образцы документации по реализации проекта и конкурсные работы учащихся творческого объединения «Жарки», включённого в основной проект.



















СОДЕРЖАНИЕ





Аннотация.

3

Введение.

5

Проект «Тьюторское сопровождение научно-исследовательской и творческой деятельности одарённых учащихся в рамках сетевого взаимодействия»



7

Приложение 1. Образцы документации по реализации проекта.

Error: Reference source not found

Приложение 2. Конкурсные работы учащихся творческого объединения «Жарки»


30

Заключение.

36

Список используемых источников


37



ВВЕДЕНИЕ


Одаренность человека – это маленький росточек,

проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и

лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё

необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский

Концепция одаренности

Способность творить, мыслить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения - одарённых детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Большинство ученых называют одаренностью, генетически обусловленный компонент способностей. Этот дар в значительной мере определяет, как конечный итог (результат развития), так и темп развития.

Долгое время одаренность рассматривалась как божественный дар, и лишь в середине 19 века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем, рассматривавшим одаренность не как божественное предопределение, а как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств, был англичанин Ф. Гальтон. Параллельно существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара - ни божественного, ни врожденного - не существует: «природа свои дары дарит поровну».

Но реальная практика свидетельствует, что умственные способности и людей не равны. Отличия эти колеблются в диапазоне от умственной отсталости до гениальности и проявляются уже в детстве.

История экспериментального исследования одаренности насчитывает всего около ста лет. Первые экспериментальные исследования были проведены в рамках так называемой ассоциативной психологии (А. Бун, В. Вундт, Д. Миль, Г. Спенсер). Подход этих исследователей условно назван функциональным. Они несколько механистически выделяли основные функции и, суммируя их, хотели получить представление о личностном потенциале – одаренности. Представители ассоциативной психологии исходили из того, что душе присущи три основные свойства: чувствование, воля и мышление. Позднее отождествлялось с интеллектом или мыслительной силой духа.

Одним из характерных вариантов такого решения проблемы может быть система, предложенная Г.И. Россолимо. Он диагностировал 5 основных функций: мышление, внимание (устойчивость и объем), волю (сопротивление автоматизированности и внушаемости), восприимчивость (степень узнавания и воспроизведения), запоминание (по зрительному представлению фигур, картин, элементов речи и чисел).

В то же время стал развиваться интегративный подход по изучению одарённости. Сторонники его рассматривали одаренность как интегративную личностную характеристику. Таким образом, в обиход вошло понятие общая одаренность (В. Штерн, Э. Клапаред). Но это понятие стало быстро отождествляться с интеллектуальной одаренностью. Проблемой стало то, что сторонники данного отождествления очень сузили понятие «интеллект». Французский психолог А. Бине одним из первых разработал комплекс методик для оценки интеллекта ребенка.

С современной точки зрения, интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида; мышление в широком смысле слова. Основная форма познания человеком действительности.

Последователи А. Бине, разработавшие теоретические модели интеллекта и методики его диагностики (Л. Термен – 1916, Р. Мейли – 1928, Дж. Равен -1936, Р. Амтхауэр – 1953, Р. Кеттел – 1958 и многие другие), не преодолели этого ограничения. Совершенствовались методики, создавались новые, направленные на определение коэффициента интеллекта (IQ), но практически все они так и остались конвергентными. Такое ограниченное понимание ещё более утвердилось с возникновением кибернетики и созданием ЭВМ.

Одним из самых спорных постулатов теории «интеллектуальной одарённости» является следующее утверждение: «Интеллект – это генотипическая позиция, которая стабилизируется в возрасте 8 лет. А потому, будучи верно измерен, IQ может служить долгосрочным показателем интеллектуальной деятельности индивида». (Г. Мюллер, Э. Торндайк, В. Штерн). Сторонники данного направления основные свои силы сосредоточили на разработке диагностических центров для определения умственного развития детей. Ими вводились в обиход понятия «умственный возраст», «хронологический возраст», а их несовпадение квалифицировать либо как одарённость, либо как умственная отсталость.

Эти идеи были развиты в ряде исследований. Так в 40-х годах Д. Хебб ввел понятие «генотипический интеллект, то есть генетически предопределенный, унаследованный интеллект. Д. Хебб отдавал предпочтение наследственным факторам. Отсюда он сделал вывод о том, что содержание интеллекта есть продукт социокультурной среды и опыта субъекта, но способность этот опыт ассоциировать и использовать на 80% зависит от унаследованной генотипической структуры. В 80-е годы эти соотношения изменились: большинство авторов отмечали, что степень зависимости интеллектуального развития от генотипа не более 50-60%. Эти выводы – результат серьезных исследований (близнецовый метод).

Таким образом, сторонники интеллектуальной одарённости рассматривали интеллект как биологически предопределенную установку, на которую внешняя среда может воздействовать в определённой степени, либо способствуя развитию, либо тормозя его.

Научно-исследовательский проект муниципальной педагогической лаборатории «Тьюторское сопровождение научно-исследовательской и творческой деятельности одаренных учащихся в рамках сетевого взаимодействия» АКТУАЛЬНОСТЬ:

В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.11.2009.

Задачу определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными школьниками решает концепция «Одаренные дети Красноярья» и программа ее реализации. Выделение в качестве объекта разработки деятельности по развитию одаренных детей именно школьного возраста обусловлено тем, что это основной период развития личностного потенциала человека.

Работа с одаренными детьми осуществляется, как правило, на трех уровнях проявления способностей, включающих: поиск одаренных учащихся посредством предоставления детям возможности участвовать в школьном и муниципальном этапах краевых конкурсных мероприятий (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, конкурсы); сопровождение одаренных школьников (интенсивные школы, дистанционные образовательные программы и проекты, обучение в гимназиях, лицеях, школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов); предъявление результатов учащимися на школьном, муниципальном, краевом, федеральном и международном уровнях (губернаторские стипендии, предметные олимпиады, грантовые программы, научно-практические конференции, конкурсы школьников).

Повсеместное проведение предметной Всероссийской Олимпиады школьников и ранжирование олимпиад для поступления (по результату) без вступительных экзаменов в российские ВУЗы, включая московские, существенно повышает их значение и делает более актуальной организацию специализированной подготовки одаренных детей.

Анализ современного состояния работы с одаренными детьми позволяет выявить ряд проблем и противоречий:

  • между растущими потребностями в талантливых инициативных людях и отсутствием системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей; между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием общепринятой парадигмы одарённости и как следствие эклектикой в практической деятельности с такой категорией детей;

  • между потребностью в специально организованной многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среде для развития способных и одаренных детей и нагромождением мероприятий и предлагаемых услуг, в котором сложно ориентироваться и выбирать приоритеты;

  • между приоритетом мотивационного компонента в развитии одаренного ребенка, потребностью индивидуальной траектории его личностного продвижения и направленностью педагогических усилий в большей мере на организацию мероприятий и включение ребенка в них;

  • между необходимостью квалифицированной психолого-педагогической деятельности по отношению к одаренным детям и отсутствием ориентированных на это программ повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов-психологов);

  • между наличием многообразия предлагаемых программ, проектов, моделей мероприятий и услуг в области работы с одаренными детьми и потребностью в ее фокусировании через сеть различных образовательных структур.

Указанные проблемы и противоречия лежат в основе целеполагания, выделения основных направлений работы с одаренными детьми, их содержательного наполнения, подбора оптимальных механизмов и форм этой работы. Школам в пределах установленного норматива учебного времени нелегко организовать полноценную подготовку одарённых детей по интересующим предметам. Решение этих проблем предполагает устранение их причин и достижение нового качества образовательных результатов. Тьюторское сопровождение учащихся - один из видов гуманитарного педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение. Сфера тьюторской работы направлена на построение на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. В содержание такой работы тьютора входят следующие этапы взаимодействия с учащимся:

  • осознание подопечным неопределенности наличной ситуации, необходимости ее достройки из прошлого и будущего;

  • построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее — будущее);

  • планирование шагов по достижению образа будущего;

  • сохранение независимости от чужих решений;

  • совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного;

  • выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач;

  • процедура «договаривания» с другими о нормах жизни и действия; переформатирование и «переозначивание» своих результатов и целей.

Технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить человека (подростка, юношу, девушку) использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.

Введение тьюторского сопровождения в рамках сетевого взаимодействия – это комплексное, системное нововведение в общем образовании, призванное внести серьезные изменения как в содержание, организацию и технологию процесса подготовки одаренных детей, так и в его ресурсное обеспечение. Речь, в частности, идет о разрушении привычного образа постоянного школьного класса как основы классно-предметно-урочной системы, о становлении сети как субъекта организации работы с одаренными детьми и связанном с этим разрушением однозначного соответствия – школа – программа работы с одаренными учащимися.

В условиях сетевого взаимодействия смысл научно-исследовательской деятельности учащихся заключается в том, чтобы создавать ситуации, позволяющие ученику осваивать различные способы получения информации и эффективной работы с ней. Именно они станут в руках педагога инструментом поиска новых технологий, адекватных возможностям самого тьютора и его ученика, и позволят, в частности, испытать инновационные методы оценки достижений обучающихся как на уровне собственного образовательного учреждения, так и за его пределами.

Сетевая подготовка одаренных учащихся к научно-исследовательской деятельности станет продолжением элективных курсов, спецкурсов, факультативных занятий, дополнительных консультаций.

Применение персонального компьютера, выход в Интернет также поможет объединить в единое целое образовательное пространство нескольких учебных учреждений.

Учащиеся, работая в содружестве, могут рассчитывать на помощь как учителя-тьютора, так и помощь других специалистов, преподавателей и сверстников, участвующих в проекте.

В процессе овладения теоретическим и практическим материалом развивается наглядно-образное мышление и пространственное представление, совершенствуется репродуктивное и продуктивное воображение, формируется политехническая и речеведческая грамотность.

Итак, организация деятельности педагогов по развитию опытно-экспериментальной работы в содержании и организации научно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в условиях сетевого взаимодействия, возможность проявления себя в различных видах деятельности каждым учащимся привели к необходимости создания проекта, возникли из опыта работы, показавшего достоинства и недостатки в процессе подготовки одаренных детей

Объект исследования:

Сетевое взаимодействие в процессе тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности одаренных учащихся.

Предмет исследования:

Условия эффективного сетевого взаимодействия в процессе вышеуказанной подготовки.

Цель проекта:

Определить и создать оптимальные условия для подготовки одаренных учащихся к научно-исследовательской и творческой деятельности через организацию сетевого взаимодействия и тьюторского сопровождения.

Гипотеза:

Гипотеза исследования основана на том, что подготовка одаренных учащихся к научно-исследовательской деятельности, уровень их успешности и результативности зависят от организации в образовательном учреждении специализированного обучения, в частности, организации эффективного сетевого взаимодействия. 

Задачи:

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

  • Создать условия для существенной дифференциации содержания научно-исследовательской деятельности и творческой с одаренными детьми с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных маршрутов.

  • Обеспечить углубленную подготовку одаренных учащихся по отдельным разделам научно-исследовательской деятельности через организацию сетевого взаимодействия.

  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить лицеистов к освоению коммуникативного образовательного пространства.

  • Активизировать сетевое взаимодействие структур в области «научно-исследовательская деятельность».

Сильные стороны:

Наличие научно-методического потенциала, системы повышения квалификации, высокой мотивации участников сетевого взаимодействия. Понимание участниками проекта смысла и необходимости введения сетевого взаимодействия в условиях модернизации образования.

Ограничения:

  • Уровень подготовленности отдельных субъектов образовательного процесса к предстоящей деятельности.

  • Ограниченность базы методических материалов.

  • Ограниченность дидактической базы.

Способы коррекции возможных негативных последствий:

Нахождение дополнительных способов мотивации и поощрения работы творческой группы.

Ресурсное обеспечение, кадровое обеспечение:

  • Высокий уровень компетентности группы педагогов в проектной, исследовательской деятельности для работы, повышение квалификации по работе с одаренными учащимися в плане научно-исследовательской деятельности;

  • Обучение педагогов методам оказания помощи, учащимся в подготовке к научно-практическим конференциям, методам и технологиям ИКТ;

  • Психолого-педагогическое сопровождение.

Методическое обеспечение:

наличие разнообразных методик ведения научно-исследовательской и проектной деятельности, сотрудничество с лицейской и городской библиотеками;

разработка индивидуальных исследовательских маршрутов;

система контроля и мониторинга реализации проекта.

Материально-техническое обеспечение:

вузовские лаборатории,

компьютерные классы с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы и экраны, видео- и фотокамеры, ноутбуки.

Сроки эксперимента: (произвольные)

Ожидаемые результаты тьюторского сопровождения:

Развитие познавательных интересов, познавательной самостоятельности и активности учащихся.

Формирование общей культуры личности

Освоение культурных форм деятельности.

Освоение образовательного пространства города.

Расширение кругозора.

Ожидаемые результаты сетевого взаимодействия:

Эффективное внедрение в МБОУ, других учреждениях сетевого взаимодействия и обоснование необходимости такого обучения.

Исследование новообразований в процессе реализации проекта.

Создание механизма мониторинга для анализа эффективности данной формы деятельности.

Повышение качества знаний и результативности участия у членов групп, участвующих в проекте.

Появление в Красноярском крае новой локальной сети учреждений, работающих в общей педагогической парадигме, осуществляющих совместную педагогическую деятельность.

Осуществление совместных муниципальных и краевых проектов – инициатив учреждений.

Этапы работы:

I этап диагностический. На первом этапе происходит структурно-функциональный анализ, предварительный мониторинг резервов образовательного пространства МБОУ, других учебных учреждений, например, ФГБОУ ВПО НИИ, ГПЗ «БА», НИИСХ КС, МГУКИ, КГПУ, Медицинского училища, Педагогического колледжа, МБОУ ДОД «СДЮТИЭ», других учреждений дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия и создание творческого коллектива единомышленников – специалистов и учителей:

  • обладающих общим видением противоречий современного образования в целом и тьюторского сопровождения одаренных детей в рамках сетевого обучения в частности,

  • владеющих единой методологией,

  • уверенных пользователей ПК;

  • объединенных общей идеей – желанием совершенствовать работу с одаренными детьми в условиях сетевого обучения, включить формы и методы, направленные на развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, умеющих работать в творческом союзе с другими специалистами и педагогами для реализации собственного потенциала и возможностей.

Предполагаемые результаты этого этапа:

  • самоопределение всех участников относительно направления проекта;

  • системная характеристика каждого участника проекта;

  • выявление основных факторов развития проекта;

  • разработка учебных планов с учетом сетевого взаимодействия.

II этап организационный. Переход к следующему этапу, когда выделяется общая для всех тема, определяется событие и сопричастность всех участников проекта: что? как? зачем? Главная задача – сделать образовательную деятельность каждого одаренного ребенка более комфортной и результативной. Деятельность учителя направлена на повышение своей квалификации, методической подготовки (технология тьюторского сопровождения), разработку и применение новых форм и методов работы с одаренными детьми в условиях сетевого обучения.

Ожидаемые результаты:

  • создание модели обучения с применением технологии тьюторского сопровождения научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся, внедрение которого способствует активизации творческих и интеллектуальных возможностей ученика, развитие его креативности;

  • обеспечение мотивации экспериментальной работы, создание благоприятного морально-психологического климата.

III этап практический. На III этапе осуществляется организационно-методическое применение условий, обеспечивающих устойчивое развитие участников проекта, реализуется программа тьюторского сопровождения в рамках организации сетевого взаимодействия. Проводится анализ, диагностика и мониторинг деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • реальные – разработка и апробация занятий тьюторов в рамках сетевого взаимодействия, методических рекомендаций и пособий,

  • внутренние – глубинные изменения.

IV этап обобщающий. Организуется общий рефлексивный сбор представителей сообществ эксперимента. Описание участниками эксперимента созданной модели.

Ожидаемые результаты:

  • презентация образовательных возможностей, определение оптимальной системы взаимодействия тьюторов в рамках сетевого взаимодействия.

V этап презентативно-внедренческий. Каждый ответственный за деятельность специалист, преподаватель подводит итоги и проектирует дальнейшее развитие в зависимости от изучаемого раздела, выстраивая совместно с другими дальнейший путь движения в образовательной среде, в результате чего появляется новое нестабильное состояние проекта, требующее создания нового многообразия.

Ожидаемые результаты:

  • предоставление итоговых материалов в периодическую печать;

  • инициирование достижений в образовательной среде города;

  • выпуск сборника материалов.

Комплекс компенсирующих мероприятий, предупреждающих негативный исход эксперимента.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
  • Промежуточная мониторинговая деятельность.
  • Привлечение специалистов для своевременной коррекции планов реализации эксперимента.
Освоение учащимися следующих видов деятельности:
    • Поиск в окружающем мире удивительных явлений, образов, примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей — краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала.
    • Систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов.
    • Оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов.
    • Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий.
    • Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции.
    • Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями.
    • Составление таблицы-приложения. Выпуск печатной продукции.



Преимущества применения технологии тьюторской деятельности в рамках сетевого взаимодействия:
    • возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
    • возможность интерактивности с помощью, специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;
    • возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени;
    • возможность работать с учебными материалами так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.
    • становление позитивной субъектности участников образовательного процесса;
    • включение учащегося в пространство профессиональных проб в интеллектуальных, наукоемких областях (информатика, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, передовые технологии и т.д.);
    • интенсификация образовательной среды;
    • внедрение принципа сотрудничества (политсубъктного подхода) в образовательной деятельности;
    • персонализация педагогического взаимодействия;
    • реализация на практике принципа «открытости образовательного пространства».


ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Банк данных «Одаренные дети» МБОУ «»

на 20__-20__ учебный год

АНКЕТА






Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения


Домашний адрес, телефон:



Сведения о родителях

Ф.И.О. мамы (лица, ее заменяющего)



Образование: высшее, неоконченное высшее, среднее, среднеспециальное (нужное подчеркнуть)

Место работы, занимаемая должность :


Ф.И.О. папы (лица, его заменяющего)

Образование: высшее, неоконченное высшее, среднее, среднеспециальное (нужное подчеркнуть)

Место работы, занимаемая должность:

Статус семьи:

Область знаний:

Предмет:


Дополнительные сведения:




Исполнитель, курирующий в МБОУ работу с одаренными детьми ________________рабочий телефон ___


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «_____»

________ __________

«____» сентября 20____г.

Индивидуальный образовательный маршрут (образец)

Ивановой Елены Ивановны,

учащейся 11 «____» класса МБОУ «______»

Общая цель: получить медицинское образование в одном из ведущих вузов страны

Краткосрочная цель: победить в муниципальном туре всероссийской олимпиады школьников по биологии. Успешно сдать ЕГЭ по биологии


Маршрутный лист

Базисная часть

Образовательная область

Предметы

Часы

Результативность деятельности

1 полугодие

2 полугодие

Год


математика

4






русский язык

1






литература

3






физика

2






английский язык

3






история

2






Обществознание,

включая экономику и право

2






информатика

1






ОБЖ

1






физкультура

3






Базисная нагрузка

21 час.

Вариативный компонент

Предметы

Часы

Результативность деятельности

1 полугодие

2 полугодие

Год

химия

5




биология

5




Итого часов в неделю

10 час.

Региональный компонент

Предметы

Часы

Результативность деятельности

1 полугодие

2 полугодие

Год

Основы регионального развития

2




Итого часов в неделю

2 час.

Компонент образовательного учреждения

Элективные курсы

Часы

Результативность деятельности

1 полугодие

2 полугодие

Год

Подготовка к ЕГЭ по химии

1

Зачётная система

Подготовка к ЕГЭ по математике

1

Зачётная система

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

1


Электив по психологии

1


Итого часов в неделю

4 час.

Общая нагрузка

37час.

Максимально-допустимая нагрузка

37час.

Дополнительное образование в образовательном учреждении (кружки, секции, клубы)

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

ТУСУР

(информатика)

Понедельник, вторник

08.05-08.50

2 ч.

Победитель и призёр дистанционных конкурсов по информатике



Подготовка к ЕГЭ по математике

Четверг

15.00-15.45

Высокие результаты репетиционных экзаменов


Подготовка к ЕГЭ по химии

Суббота

08.00-0.8.45

Высокие результаты репетиционных экзаменов


Подготовка к ЕГЭ по русскому

Понедельник

08.00-0.8.45

Высокие результаты репетиционных экзаменов


Научная работа

Четверг
16.00-17.00



Недельная нагрузка

5 час.

Дополнительное образование вне образовательного учреждения
(сетевые элективные курсы, репетиторство, кружки, секции, клубы)

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Курс биологии «Генетика»

Среда

16.00-17.00

Призёр муниципального тура ВОШ по биологии

Победитель и призёр дистанционных конкурсов по биологии


Курс химии «Неорганическая химия»

Понедельник, суббота

15.30-17.00

16.30-18.00

Призёр муниципального тура ВОШ по биологии

Победитель и призёр дистанционных конкурсов по химии, высокие результаты репетиционных экзаменов


Курс математики

Пятница

16:00-17:00

Высокие результаты репетиционных экзаменов


Недельная нагрузка

5 часа



Free lance Интернет

Свободный график

Личный заработок

-

Участие в общественной деятельности в образовательном учреждении и вне учреждения

Название органа ученического самоуправления

Вид деятельности

Результативность

деятельности

Куратор (руководитель)

Совет старшеклассников

Актив НОУ

Организация научно-исследовательской деятельности

Высокий рейтинг участия в городских конкурсах

Высокий рейтинг участия в городских НПК


Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проектах, программах

Название, вид мероприятия

Уровень

Представленная работа

Результат

Куратор (руководитель)

Всероссийская олимпиада школьников

Лицейский

Олимпиадные задания

Призер по экологии, биологии, химии, литературе

Учителя-предметники

Центр «Снейл».

Дистанционные олимпиады

(химия, биология)

Всероссийский

Олимпиадные задания


Учителя-предметники



Всероссийская олимпиада по информатике «Фантазируй и твори»

Всероссийский

Олимпиадные задания

Победитель

Учителя-предметники


Индивидуальное сопровождение
(диагностика, психологические тренинги, менторство, социальная работа, профориентация)

Виды занятий, мероприятий

Часы, расписание занятий

Куратор (руководитель)

Диагностика

Согласно индивидуальному маршруту ППС одаренного учащегося

Педагог-психолог

Консультирование

В течение учебного года; по запросу учащегося/инициативе педагога-психолога

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающая работа

  • Психологический тренинг - 1 раз во II полугодии

  • Беседы – в течение учебного года; по рекомендации педагогов/ инициативе самого учащегося;

  • Коррекционно-развивающие упражнения - в течение года; по запросу самого учащегося/инициативе педагога-психолога;

  • Развивающие мероприятия – в течение учебного года:

  • экскурсии на предприятия ЗФ ОАО «ГМК «НН», экскурсии на территории муниципалитета г.Норильска;

  • профессиональные пробы – 1раз в неделю;

  • социальные практики;

  • фестиваль СФУ;

  • молодежные форумы;

  • участие в работе клубов

  • участие в ЕПД;

  • участие в КЕДП;

  • участие в конкурсах профориентационной направленности «Ученик года», «Сто дорог».

  • Практическая помощь – в течение учебного года.


Педагог-психолог


Согласовано: Иванова Елена Ивановна __________________ «___» сентября 20___ года

Иванова Ольга Петровна __________________ «___» сентября 20____ года





Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Юный филолог»»





Пояснительная записка

Программа спецкурса «Юный филолог» рассчитана на учащихся 5-8-х классов общеобразовательных школ.

Цель спецкурса:

формирование общеучебных умений и навыков по русскому языку и литературе с привлечением языковедческого и литературно-художественного анализа, базовых филологических понятий для подготовки обучающихся к разноуровневым олимпиадам и конкурсам.

Задачи спецкурса:

  • формирование духовно богатой, творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте русского языка и художественной литературы;

  • освоение обучающимися методики комплексного языковедческого и литературно-художественного анализа текста и его интерпретации;

  • повторение и систематизация основных понятий по теории языкознания и литературы;

  • расширение круга знаний, связанных с историко-культурным контекстом литературных произведений и историческим происхождением слова;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры, понимания авторской позиции;

  • формирование потребности в изучении русского языка и самостоятельном чтении;

  • развитие устной и письменной речи учащихся, языкового чутья.

Спецкурс «Юный филолог» посвящён ключевым задачам языковедческого и литературного образования в школе – обучению грамотной устной и письменной речи, творческому восприятию и анализу литературного текста.

Спецкурс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили знания, необходимые им для того, чтобы лучше овладеть как общеучебными, так и нестандартными умениями и навыками, которые позволят не только успешно осваивать школьную программу на более высоком уровне, но и добиваться хороших результатов участия в разноуровневых олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе.

Программа спецкурса ориентирована на дополнительную подготовку учащихся как по литературе, так и по русскому языку, так как он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить нестандартные способы и приёмы восприятия и анализа художественного текста, развития своих творческих способностей.

Вопросы, рассматриваемые в программе данного спецкурса, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку и литературе. Поэтому данный практический курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных языковедческих и литературоведческих знаний и умений, предусмотренных как школьной, так и углублённой программой, поможет учащимся реализовать свои творческие способности в языкознании и литературе.


Требования к уровню освоения содержания практикума

На занятиях спецкурса «Юный филолог» используются формы работы, расширяющие систему работы с одарёнными детьми: обучающие и развивающие игры, творческие лаборатории, погружения в текст, «Круглые столы», занятия-викторины, занятия-фантазии, «лингво-археологические исследования, словарные разминки и др. Практика показывает, что с большей пользой проходят интерактивные занятия, включающие тесное общение как с учителем, так и с согруппниками. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоена та или иная тема. В свою очередь, учитель может провести практические и творческие самостоятельные работы, тестирование и зачёты, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

Формой итогового контроля должны стать результаты участия обучающихся в разноуровневых олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе.


Тематический план спецкурса (34 часа)

п/п

Название тем практикума

Количество часов

Форма занятий

Примечание

1.

Словари русского языка. Обзор.

1 ч

Собеседование

Аннотации

2.

Слово о словах. Задания «Я знаю русский язык».

1 ч

Практикум

Рейтинг

3.

Тайны словообразования.«Лингвистическая археология» 5-7 кл.

1 ч

Практикум

Презентация

4.

Тайны словообразования.«Лингвистическая археология» 8-10 кл.

1 ч

Практикум

Презентация

5.

Художественный текст под лингвистическим микроскопом.

1 ч

Погружение в текст

Алгоритм

6.

Литературная викторина «Родное слово».

1 ч

Викторина

Рейтинг

7.

Истоки творчества. Вдохновение.

1 ч

Творческая лаборатория

Презентация

8.

Ты и твоё имя. «Лингвистическая археология».

1 ч

Исследование

Рейтинг

9.

Ключевые образы в стихотворениях.

1 ч

Погружение в текст

Обучающие игры

Творческий этюд

10.

Лексические цепочки. Ассоциативные ряды.

1 ч

Погружение в текст

Обучающие игры

Творческий этюд

11.

Тропика стихотворений и прозы.

1 ч

Погружение в текст

Творческий этюд

12.

Новые значения старых слов.

1 ч

Словарная разминка

 Зачёт

13.

«Живой, как жизнь». К.И. Чуковский, Л.В. Успенский о русском языке.

1 ч

Семинар-практикум

 Тезисы

14.

Художественный анализ стихотворных и прозаических отрывков.

1 ч

Творческая лаборатория

 Зачёт

15.

Особенности художественного мира поэта. Авторская позиция.

1 ч

Круглый стол

 Дискуссия

16.

Правильно ли мы говорим по-русски?

1 ч

Погружение в текст

Дискуссия

17.

Речь и этикет.

1 ч

Семинар-практикум

Тезисы

18.

Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее.

1 ч

Творческая лаборатория

Презентация

19.

Архаизмы и неологизмы в русском языке.

1 ч

Словарная разминка

Зачёт

20.

Занимательная грамматика.

1 ч

Обучающие игры

Анаграммы

21.

Занимательная лингвистика.

1 ч

Обучающие игры

Шарады

22.

Занимательная стилистика.

1 ч

Обучающие игры

Кроссворды

23.

Интеллектуальный марафон.

1 ч

Развивающие игры

Рейтинг

24.

Слово – отражение души. «Игры и розыгрыши» в литературе.

1 ч

Практикум

Тест

25.

«Золотые россыпи». Творческая лаборатория.

1 ч

Практикум

Зачёт

26.

«Рождение звезды». Творческая лаборатория.

1 ч

Практикум

Зачёт

27.

Магия слова. Творческая лаборатория.

1 ч

Практикум

Тест

28.

По страницам любимых книг.

1 ч

Круглый стол

 Презентация

29.

Филологическая викторина.

1 ч

Практикум

 Зачёт

30.

Занимательные истории в филологии.

1 ч

Диалог с текстом

Тезисы

31.

Редактирование олимпиадных заданий.

1 ч

Практикум

Рейтинг

32.

Составление олимпиадных заданий.

1 ч

Практикум

Рейтинг

33.

Рефлексия. Значение спецкурса.

1 ч

Тестирование

Зачёт

34.

 Рефлексия. Итоги. Результаты.

1 ч

Круглый стол

Зачёт

 

Всего часов

34 ч

 

 


Учебно-методическое обеспечение практикума

Литература для учащихся

  1. Л. В.Успенский . «Слово о словах».

  2. Л. В.Успенский. « Ты и твое имя».

  3. Л. В.Успенский. «Имя дома твоего»

  4. К.И.Чуковский . «Живой, как жизнь».

  5. Н.М. Шанский. « Художественный текст под лингвистическим микроскопом».

  6. Д.Э. Розенталь. «А как лучше сказать?»

  7. В.Н. Сергеев. «Новые значения старых слов».

  8. Л.И. Скворцов. «Правильно ли мы говорим по-русски?».

  9. В.И. Максимов. « К тайнам словообразования».

  10. В.Е. Гольдин. «Речь и этикет».

  11. К.С. Горбачевич. «Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее»

  12. А.А. Брагин. « Неологизмы в русском языке».

  13. « Занимательная лингвистика»

  14. « Занимательная грамматика»

  15. И.Б.Голуб. Д.Э. Розенталь « Занимательная стилистика», издательство «Просвещение».

  16. Этимологический словарь русского языка

  17. Фразеологический словарь.

  18. Словарь иностранных слов.

  19. Полухина В.П. «Читаем, думаем, спорим…»


Литература для учителя

-Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность. 2003, №1.

-Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2004, №6, с.2-6.

-Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников, 2002, №2; 2003, №1-4.

-Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность. 2002, №4, с. 44-52.

-Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников. 2002, №1,2; 2003, №1-3.

-Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность. 2002, №3, с.38-43.

-Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. Пособие для учителя. Под  ред. М.Л.Семановой. Москва, «Просвещение», 1987.

-Муратова О.П. «Словарь природы». Пять минут поэзии. // Русская словесность. 2002, №1, с. 53-55.

Антонова Е.С. Тайна текста. // Русский язык в школе. 2000, №5, с.3; №6, с.3.

Антонова Е.С. Тайна текста и секреты методики. // Русский язык в школе.2002, №2, с.3.

Панфилов А.К. Перечитывая знакомые тексты… // Русский язык в школе. 1995, №3, с.67.

Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. // Русский язык в школе. 1999, №6, с.41.

Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе. 1999, №4, с.26.

Худякова Л.А. Лабораторные работы по русскому языку – в школу. //  Русский язык в школе. 1999,  №6, с.25.


Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

творческого объединения

«Жарки»


Пояснительная записка.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  творческого объединения «Жарки». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь

  • целостный анализ поэтического произведения:

  • умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

  • постижение поэтической идеи;

  • знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 5-8 классов в возрасте 11-14 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Педагогические условия реализации программы:

В основе работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной и творческой активности у ребят;

  • увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

  • повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план творческого объединения



Название темы


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

1

1

2

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

1

1

2

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

3

3

6

4.

Системы стихосложения.

1

1

2

5.

Размер стиха.

2

4

6

6.

Рифма. «Поход за вдохновением».

2

4

6

7.

Поэзия и штампы.

1

1

2

8.

Стили речи.

1

1

2

9.

Поэзия и живопись.

1

1

2

10.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

1

1

2

11.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

-

2

2


Итого

14

20

34


Содержание программы


Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (6 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей Велимира Хлебникова.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 11: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Учащиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.


Методическое обеспечение занятий

Для занятий необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.

Ребята должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
Для занятий творческого объединения характерны и особые формы работы:

  • увлекательные тематические занятия;

  • обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;

  • чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;

  • занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  • Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  • Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – просто везде, –

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  • Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

  • Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.

  • Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

  • Сочините считалку:

Тра-та-та, барабан барабанит,

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …


Топ-топ-топ, бежал малыш,

Топ-топ-топ, …

Топ-топ-топ, …

Топ-топ-топ, …


Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  • Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?

  • Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?

  • Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?

  • На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?

  • М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.

  • При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?

  • Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?


Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).


Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.


Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

  3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;

  4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произ­ведения и читательское восприятие школьни­ков. – Л., 1974.

  5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

  6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

  7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;


Литература для обучающихся:

    1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

    2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

    3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

    4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.

    5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

    6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

    7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

  1. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.













ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

победителей и призёров литературных конкурсов

Конкурсная работа Международный конкурс «Марш заповедников и национальных парков», призёр)


Пономарёва Софья, 6 класс

Полякова Кристина, 6 класс

ЗАГАДКИ


Капли солнца спозаранкуПоявились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился ... ОДУВАНЧИК.

Оглянуться не успел,

Сарафанчик …облетел!


Что такое, что случилось?

Небо в кашу превратилось.

Каша так бела, легка,

Как барашки... ОБЛАКА



Что за бусинки-слезинки

Утром вспыхнули в травинках,

Как чистейшая слеза?

Эти капельки – ... РОСА




Ой, какой грибок хороший,

Ярко-красненький, в горошек!

Будет супчик ароматным

И на вкус таким приятным.

Только слышен дружный хор:

– Нет! Ведь это... МУХОМОР



Скромный, тоненький и бледный...

Только гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту вредную... ПОГАНКУ



Лакомство он для оленей,

Его день и ночь едят,

Круглый, нежный и пушистый,

Как головки у ребят,

Это…ЯГЕЛЬ, говорят!


Конкурсная работа (Международный конкурс «Марш заповедников и национальных парков», призёр)

Легенда «Как появилось солнце» Дзюбенко Светлана, 7 класс


Давным-давно на Земле не было солнца и люди жили во тьме и холоде. Люди молили добрых духов ХЭВЭКОВ о солнечном тепле и свете, но сквозь плотные темные тучи духи не могли слышать.

В одном из стойбищ жила девушка. Она была прекрасней всех на свете. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, добрые ХЭВЭКИ

спустились с небес, чтобы одарить ее подарками за волшебную кра-

соту и добрый нрав. Как только они залетели в чум к Халинэ, она начала расставлять на огромной шкуре белого медведя разные

угощения из мяса северного оленя и нельмы.

Все жители селения, разнаряженные, пришли приветствовать ХЭВЭКОВ и поздравлять красавицу Халинэ с днем рождения. Началось веселье! Прослышали о празднике злые духи СЭВЭКИ и страшно обиделись, потому что их не позвали. Задумали они страшную месть. Прилетели они в чум, где шло веселье, нанесли холода и снега и злобно объявили всем, что Халинэ должна умереть в наказание за то, что люди не захотели их пригласить на праздник.

Плач и стон раздались в чуме, все люди упали на колени , прося защиты для Халинэ. Добрые ХЭВЭКИ посовещались и сказали людям селения: “Мы не в силах отменить злую волю СЭВЭКОВ, но мы можем заменить гибель человека на его превращение во что-нибудь доброе. Пусть прекрасная Халинэ превратится в яркое солнце и будет освещать весь мир своей красотой и согревать его своей добротой!”

Так и случилось. В назначенный срок Халинэ превратилась в

ослепительное солнце, которое и по сей день радует всех своим теплом и светом. Вот так и появилось на земле солнце!


Конкурсная работа (Международный конкурс «Марш заповедников и национальных парков», победитель)


СКАЗКА «ЧЕРНИЧНЫЙ МАМТО» Дзюбенко Софья, 6 класс


Когда-то давным-давно жил на Таймыре мамонт Мамто. Его покинули сородичи, потому что он очень любил собирать и есть чернику, а это в семье мамонтов считалось верхом неприличия. Мама трубила сыну в лохматое ухо: «Язык у тебя стал совсем чёрный, бивни – тоже! Ты не сын, а замарашка!»

Заплакал от обиды малыш Мамто, а делать нечего, жить-то надо. Облюбовал он себе пещерку в Путоранских горах и устроился жить-поживать. Перину соорудил себе огромную из мха и нежных побегов, а у входа разложил костёр и каменный чан приволок. Каждый день Мамто собирал ягоды черники и варил из неё отменное варенье! Все зверюшки в округе приходили к нему на чаёк с черничным лакомством и были рады-радёшеньки, что такой хозяйственный мамонтёнок уродился.

Но однажды случилась беда. Спустилась откуда-то с Путоран целая орда злобных гномов, и начали они бесчинствовать. Жгли мох-ягель, кололи пиками нежные ножки новорожденных олешек, выщипывали мозолистыми пальцами пёрышки у казарочек и озёрных уточек, вытаптывали грубыми подошвами черничные полянки. Зарыдало-запричитало всё царство звериное и к Мамто кинулось за подмогой. Удивился мамонтёнок, кто такие, где? А он их и не заметил со своей-то высоты, оказывается! Затрубил он во всю мощь, приходите, мол, все сюда на чай! Прибежали зверюшки, прилетели птички, и гномы всей оравой примчались, любопытно им.

А Мамто расставил на поляне среди цветочков чаны с вареньем и давай угощать всех. Гномы-то отродясь сладкого не ели, а тут варенье душистое да вкусное. Уж они его ели-ели, ели-ели, а варенья меньше не становится. Вот жадность-то их и сгубила, поперелопались все, как мыльные пузыри! А которые покрепче были, те как увидели, что языки у них стали чернее ночи, так от страху-то и померли. Сами себя, выходит, и наказали! Опять жизнь привольная пошла, и после этого все стали Мамто Черничным звать. Такая вот история!



Конкурсная работа (Межрегиональный литературный конкурс на соискание премии им. И. Рождественского, номинация «Я себя не мыслю без Сибири» (дети), победитель)


НО-РИ-ЛЬСК! Дзюбенко Софья, 6 класс


Хрустнет льдинка звонкая –

Но-ри-льск,

Грянет песня громкая –

Но-ри-льск,

Шумит Ленинский проспект –

Но-ри-льск,

В школу я несу букет,

Но-ри-льск,

Дымят трубы заводские –

Но-ри-льск,

Мы девчонки городские,

Но-ри-льск,

Тебе только шестьдесят,

Но-ри-льск,

Лет по десять шесть девчат,

Но-ри-льск!

Столько бабушке моей,

Но-ри-льск,

Нет мне города родней,

Но-ри-льск!


Конкурсная работа (городской конкурс «Новое перо», призёр)

ЮБИЛЕЙ Дзюбенко Светлана, 7 класс


60 Норильску лет,

Мне тринадцать только.

Вместе мы живём без бед

Впереди-то сколько!


Город мой родной, любимый,

Как похожи мы с тобой!

Ты такой неповторимый,

То суров, то щедр душой!


День рожденья отмечаем,

Этот общий юбилей!

Что Норильску пожелаем?

Процветанья и друзей!

Конкурсная работа (городской конкурс «Новое перо», призёр)

НОРИЛЬСК, СТРОКОЮ НЕУМЕЛОЙ…

Солодовник Екатерина, 9 класс

Норильск, строкою неумелой

Позволь мне написать тебе…

Вершины гор под шапкой белой

На память заберу себе.

Где б ни была, везде, всегда,

Я не забуду никогда

И глубь полярной темноты,

И тундры нежные цветы,

«Пух тополиный», что летит

По улицам твоим; блестит,

Ложась на землю и на крыши.

Идя по улице, я слышу,

Как под ногами он хрустит…

Норильск, когда пройдут года,

Ты станешь краше, станешь лучше,

А вдруг не станет и следа

От вьюг и пург, и лютой стужи?

И солнце будет каждый день

Светить и радовать людей!

Норильск, любимый городок,

Ты занял в сердце уголок…

Норильск, расти! Норильск, живи!

И жителям любовь дари!


Конкурсная работа (Международный конкурс «Марш заповедников и национальных парков», победитель)

ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК ВСТРЕТИЛИСЬ ЛЕММИНГ И ЧЕЛОВЕК

Солодовник Екатерина, 9 класс

Под холмом у речки быстрой, что Листвянкой называлась,

Поселилась как-то летом дружных леммингов семья:

Лемминг-папа, лемминг-мама, лемминг-дочка, лемминг-сын.

Лемминг-папа – самый сильный, он один поднимет зайца,

Лемминг-мама – самый быстрый, убежит один от волка,

Лемминг-дочка – самый юркий, вывернется из ловушки,

Лемминг-сын – ещё малютка, он ничем не знаменит…

Вот однажды, надев парку, сынок вышел погулять,

Шёл, покусывал травинку, никого совсем не трогал,

Вдруг он чувствует, что лапки оторвались от земли…

Глазки он скосил и видит, что его за ушки держит…

Великанище громадный, незнакомый страшный ЧЕЛ!

Запищал наш бедный лемминг: «Дяденька, постой, послушай!

Не губи ты мою душу! Мяса, сала на мне мало,

Да и шкурка невеличка и не модная совсем!»

И раздался голос громкий, нет, не голос – сущий гром:

«Я тебя, малыш, не трону, не обижу, ты не бойся,

Ни о чём не беспокойся, отпущу тебя сейчас!

Я затеял фотосъёмку, дочка нас сейчас снимает,

Вот и всё, беги, малыш!»

Побежал во все лопатки в норку лемминг без оглядки,

Рассказал про то, что встретил великана на опушке,

И как добрым оказался великан, какое счастье!

Ну а я – и есть та дочка, что сняла его на плёнку,

Лемминга- малютку, крошку, умещался он в ладошку!

Вот такая вот легенда, а кто слушал – молодец,

Тут и сказочке КОНЕЦ.


Конкурсная работа (всероссийский литературный конкурс «ЛитОбраз», 1 место)

Стихотворение «Морозный вечер- свят под Рождество…»

(о любимом произведении «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя)


Морозный вечер - свят под Рождество,

Скрип снега под окошками белёных хат;

На небе – звёзд роскошных торжество,

И месяца сиянье, как столетия назад…


И я читаю, затаив дыхание, рассказ,

Где дивно всё: природа, речь, сюжет.

Где все герои искренни не на показ,

Где звонкий смех девчат, а горя вовсе нет!


Здесь даже силы зла нам не страшны,

Проказница – Солоха весела, нарядна,

И звёздочки в подол, как с грядки огурцы,

На небе собирает лихо и отважно!


Забавный Чёрт – тот просто симпатяга,

Смешон в своём желанье отомстить,

Хитрец и скоморох, волшебник и бродяга,

Ну как его нам не простить, не полюбить?


Невинна и горда дивчина бойкая, Оксана…

Любуясь в зеркальце румяной красотой,

Она то хвалит, то ругает себя рьяно,

Нас удивляя своей милой простотой.


Вакула верностью и нежностью любви пленяет,

Бесстрашием, смекалкой, широтой души!

Наивной просьбою саму царицу покоряет,

В дар – черевички! Ах, как дивно хороши!


Хрустально чистый, яркий, с перчиком, язык,

И смачный, как вареники в сметане!

Как от такого языка народ отвык!

Как будто мы живём в чужом нам стане…


Спасибо Вам, любимый мой писатель,

За трепетную к Родине любовь!

Вы для меня – Украйны первооткрыватель.

Спасибо Вам за край, подаренный мне вновь!



Конкурсная работа (международный литературный конкурс «Купель», победитель)

Стихотворение «Пушистое чудо»

(о любимом произведении А. Костюнина «Рукавичка»)


Недавно учительница нам в классе прочла «Рукавичку». Меня ужаснула трагическая судьба Юры, я очень расстроилась. Мне кажется, что именно клеймо вора, «поставленное» в школе, испортило всю жизнь этого несчастного человека. Наверное, он был слабым и очень ранимым человеком. И почему ни Свету, ни Юру не защитил класс? Струсили… Как жаль, что мальчик не смог оправиться после такого удара в детстве. А если бы случилось чудо, и всё вышло бы по-другому? Я верю, что вся жизнь Юры сложилась бы хорошо!

Пушистое чудо

Рукавичка – крошечный пушистик,

Домик вязаный для кукольной ручонки,

Красотой своей пленил мальчишку.

Рукавичка – крошечный пушистик…


Бедный Юра не хотел насмешек,

Рукавичку тайно взял, чтоб дома

В одиночку рассмотреть, потрогать,

Бедный Юра не хотел насмешек…


Но никто так Юру и не понял,

Вором заклеймить – проще простого.

А учитель? Зверя нет такого!

И никто так Юру и не понял…


Стать бы гномиком, - да в эту рукавичку!

В мякоть пряжи скрыться с головою,

Спрятаться от ругани и злобы,

Стать бы гномиком, - да в эту рукавичку…


И спасла бы душу Юры рукавичка,

И не стал бы он по жизни вором,

И не кончил жизнь бы так ужасно.

Да, спасла бы душу Юры рукавичка…


Сколько в жизни надо рукавичек,

Чтоб душе от ужаса укрыться,

Унижений, зависти и брани!

Сколько в жизни надо рукавичек?



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Что же такое одарённость? Одарённость – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.     

Профессор Хуторской однажды сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».    Работа с одарёнными детьми диктует определённые требования к личности педагога:

  • нестандартная работа;

  • поисковая активность; любознательность;

  • знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

  • готовность к системной работе с одарёнными детьми.

Таким образом, одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

Основные идеи, предопределяющие систему работы с одаренными детьми:

  • одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;

  • одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации;

  • в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;

  • необходимо создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

  • деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта, педагога-тьютора.

     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  




1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Почекутова Татьяна Николаевна

Дата: 12.04.2019

Номер свидетельства: 506845


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства