kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы. Междисциплинарный и интегративный подходы в изучении культуры и искусства. МОУ СШ № 48

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержатся тезисы выступления на научно-практической конференции молодых исследователей «Актуальные проблемы развития культуры и искусства глазами молодых исследователей», которая проходила в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова. Рассматривается две подтемы: мотив змееборства в литературе, фольклоре и иконописи; исользование поделки "веерный круг" на урока литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы. Междисциплинарный и интегративный подходы в изучении культуры и искусства. МОУ СШ № 48»

И. Н. Ершова, учитель русского языка и литературы

Научный руководитель в области ИЗО: Маревич С. Ю.


Междисциплинарный и интегративный подходы в изучении культуры и искусства: проблемы и перспективы (Интеграция литературы и изобразительного искусства в практике школьного преподавания)

МОУ СШ № 48


Культура и искусство имеют тесную связь друг с другом, поэтому рассматривать их необходимо интегративно.

Эта область знаний сложна для понимания, особенно для восприятия школьниками, но, тем не менее, вызывает у них неподдельный интерес.

Нами намечены проблемы и перспективы интегративного, а именно межпредметного изучения искусства и культуры в практике школьного преподавания, так как это основная сфера нашей педагогической деятельности. Основное исследовательское внимание будет уделено перспективам, что будет продемонстрированно на практике.

Мы предлагаем в 7 классе изучать на уроке литературе интегрированную тему «Мотив змееборства в литературе и изобразительном искусстве». На этом занятии школьники знакомятся не только с повестью-житием «Повесть Петре и Февронии Муромских», но и мотивом змееборства в фольклоре, литературе, изобразительном искусстве и иконописи.

Оговорим лишь некоторые проблемы, с которыми можем встретиться: сложности в восприятии школьниками житийной литературы и иконописных произведений, соотнесения литературного сюжета и сюжета произведений изобразительного искусства.

«Змееборчество — это символическое обозначение великого подвига во имя веры, не случайно на Руси столь популярным был культ великого змееборца Георгия Победоносца. Впрочем, змееборчество Петра не представлено в «Повести», как конкретный подвиг, и сохраняет максимально абстрактное религиозное значение — это какая-то великая победа над дьяволом, покушающегося на чистоту и целомудрие светских правителей. Победа Петра обеспечивается небесными силами, которые послали Петру меч, священное оружие, заложенное в церковной алтарной стене.

Змей чаще всего олицетворяет дьявола, язычество или иноземного завоевателя»[3;1].

Данный мотив прослеживается в житийной литературе и иконописи.

Существует проблема восприятия школьниками образа змея как обобщенного вражеского, потустороннего. Данная проблема имеет перспективу решения на уроках.

На уроке дети читают и анализируют не только литературный текст, но и иконописный «текст», а также картины и фольклорные произведения, демонстрирующие борьбу человека и змея.

После знакомства дома и в классе с произведениями, ученикам предлагается рассмотреть и репродукции икон, слайды. В ходе созерцания иконописного искусства детям задаются вопросы поискового и исследовательского характера.

Приведем примеры:

1. Посмотрите на икону и обратитесь к тексту повести. Какие средства используют Ермолай – Еразм и иконописец в создании мотива змееборства и изображения змия? (Ермолай – Еразм обращается к приему превращения, указывает, что «змей пришел», тем самым использует олицетворение. В тексте указано, что в итоге хитрость женщины превосходит хитрость змея. Иконописец «играет» с расположением объектов изображения на иконе, например, в различных ситуациях змей располагается выше или ниже святых; по-своему автор иконы обращается к приему превращения на иконе. Сцена появления змея в облике князя изображается достаточно интересно: автор «рисует» двух похожих людей, но ориентация их тела к пространству меняется, различается и одежда). Сам змей расположен то вверху, то внизу, что свидетельствует о смене позиций: победитель и проигравший.

Иконописец выполнил икону в различных цветах: красный, белый, золотой, черный.

Внутренняя часть дворцов и домов изображена в красных цветах, внешняя в золотых и черных или серых. Это может быть связано и архитектурой Руси того времени. Таким образом, мы можем предположить, что каждый из «художников» сделал все, чтобы показать и читателю, и ценителю изобразительного искусства данный сюжет. (Черный цвет – болезнь, скорбь, зло. Красный – кровь, борьба. Золотой – счастье, избавление, присутствие Бога (колокола и церкви изображены желтым цветом). (Если в сюжете отмечено положительное событие, например, раскрытие тайны смерти змия или окончательная победа над ним, что черного цвета на фрагменте нет).

Обо всем об этом должен будет сообщить учитель, если школьники не обратят на это внимание. Внимание стоит уделить и особенностям изображения фигур людей, животных и домов на иконах и картинах.

2.Как меняется цветовая гамма на иконе с развитием сюжета в литературно-религиозном тексте? Обратите внимание на текст былины и картины художников XX века. Какие отличительные черты изображения мотива змееборства в иконописи и житийной повести, в былинах и картинах по их сюжетам вы можете отметить? (На полотне иконы – жития Петра и Февронии Муромских цветовая гамма меняется в зависимости от характера сюжета, например, когда змей властвует над волей человека, обманывает его, то автор иконы изображает все в черных и красных тонах, победа над змеем ознаменована использованием более светлых цветов. В самом тексте повести нет обращения к приему цветописи, но его заменяет другой прием: характеристика происходящего через речь героя: «И вот однажды, когда пришел к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о другом, а под конец с почтением, восхваляя его, спрашивает: «Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою – какой она будет и от чего?» Он же, злой обманщик, обманут был простительным обманом верной жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Жена же, услыхав эти слова, накрепко запомнила их в сердце своем и, когда этот злодей ушел, поведала князю, мужу своему, о том, что сказал ей змей» [1; 5]. Подобно тому, как на картине меняется цветоисполнение, так и в тексте меняется речь героини, побеждающей змея хитростью (символическое змееборство).

Использование цветов в тексте повести проявляется скрыто. Зачитаем отрывок: «И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его» [1; 5]. Мы понимаем, что в данном отрывке автор повести указывает на красный цвет достаточно прямо. На иконе красный цвет изображен более символично.

На полотнах художников XX века герои становятся сказочными, меняется исторический контекст, манера исполнения. Так как это светские произведения искусства на фольклорную тему, а не религиозную, кровь на многих из них изображена без использования символики красного цвета, мы без труда можем догадаться, что это именно кровь, на ее изображение не наложены рамки и каноны религиозного творчества. Кровь может быть и зеленого цвета. Меняется внешний вид и размеры змея. Змей уже становится трехголовым, двенадцатиголовым, в несколько раз превышающим размеры человека. Изображается в природном цвете, то есть зеленом с золотым. Тело не сливается с общей композицией. Скорее всего, это связано с манерой и требованиями искусства в разные эпохи.

3.Как вы думаете, может ли цвет носить символический характер? Какие бы цвета вы использовали, если бы сами писали икону? Использовали бы вы прием цветописи при создании житийного текста? Напишите на клеящихся стикерах выбранного вами цвета (картинная и литературная цветопись) формулировку его символики.

В изобразительном и литературном искусстве цвет всегда является символическим. Даже мы, обычные обыватели внимательно смотрим на цвет одежды, цветов, которые покупаем. Тем более на цвет обращают внимание «художники». Если бы мы создавали житие, мы бы попробовали использовать прием цветописи, правда мы бы нарушили канон, но ведь Ермолай - Еразм нарушил правила написания, тем самым сделав житие литературно-религиозной повестью. Многие иконописцы тоже с легкостью отступали от правил, тем самым выполнив оригинальные изображения, развивавшими иконопись.

Красный –цвет боли, избавление от зла, омывание кровью зла, принесенной людям, ядовитая кровь – кровь, в которой сохранилась злость существа.

Золотой – счастье, искупление, победа, цвет церковных колоколов.

Голубой цвет – цвет неба, чистоты, искренности, желания спасти окружающих.

Белый – цвет невинности, святости.

Учитель предлагает учащимся 7 класса немного отвлечься от сопоставления литературного и иконописного сюжета и более подробно погрузиться в область изобразительного искусства. Ребятам нужно выяснить подробно иконописные каноны и традиции изображения змия и героев, цветов в ИЗО более поздних веков.

Цветовая символика икон имеет и имела важное значение для прочтения глубокого символического смысла.

Византийские иконы имели свой язык цвета. Подобно тому, как молитва или религиозное произведение передавало информацию через слова.

Цвета никогда не смешивались, делались из натуральных природных материалов самими монахами. Особенное предпочтение отдавалось золотому и красным цветам. Золотой цвет – это сияние Бога, его присутствие. Пурпурный (багровый) цвет царствования. Использовался и чистый красный цвет, который обозначал цвет любви, жизни, победой жизни над смертью, Воскрешение.

Подобные цвета расположены и на ранних иконах о Петре и Февронии Муромских.

Черный ассоциировался со злом, смертью. Есть иконописные сюжеты, где подобный цвет означал тайну. Нахождение змея рядом со святыми оформлено именно черным цветом. Может означать глубокую ночь или космическое пространство[5;1].

Цвет в иконе и его использование/ Иконы. Техника иконописи. Живопись и графика

Таким образом, семиклассники на таком уроке или литературном внеклассном мероприятии становятся юными исследователями искусства и культуры. Когда-то чуждое для них становится если не близким, то более понятным.

Перспективным здесь является возникновение интереса к религиозной, литературной и изобразительной культуре; умение их «понимать», то есть «прочитывать».

Подобную работу можно проводить как в профильных, так и общеобразовательных классах, в том числе и старших, вне программы.

Еще одним научно-педагогическим экспериментом является использование на уроках литературы творческих фрагментов: это может быть как классным, так и домашним заданием что-либо нарисовать по изучаемому произведению, выполнить какую-нибудь поделку.

Так, совсем недавно на уроке литературы после прослушивания фонохрестоматии и прочтения стихотворений о природе было предложено учащимся 5-7 классов выполнить веерный круг на тему «Времена года».

Ребята имели широкий диапазон выбора: они могли смастерить веерный круг-розетку либо по одному понравившемуся стихотворению, либо по целому циклу.

Такая творческая работа проста, дети могут применить фантазию и аналитические способности. Даже если ребенок не совсем успешно справляется с письменным и устным анализом стихотворений, то почему бы ему не дать задание интегративного и межпредметного плана, в ходе выполнения которого он заинтересуется поэзией, прикладным творчеством, изучит пейзажи, встреченные им в учебнике и других источниках.

Таким образом, результат работы показал, что дети все же понимают произведения искусства и культуры, но некоторые из них могут выразить только через рисование или выполнение поделки. Притом дети могут не только рисовать на веерном круге, но и использовать бумагу с принтом, самостоятельно выбирая оттенки и виды оформления.

Продемонстрируем вам некоторые результаты.

Обратите внимание на то, как оформлены эти круги.

Круг, выполненный Бондаревым Данилой и многими другими ребятами на тему весны можно сопроводить такими отрывками:

Алексей Николаевич Плещеев

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!..

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало…[4;50]

Хижнякова Юлианна выполнила интересный круг «Времена года», используя сочетание разноцветной блестящей бумаги. Цвета символизируют смену времен года. Конев Лев изобразил полный спектр смены времен года.

Таким образом, подобная интеграция и междисциплинарное изучение предметов искусства приводит к решению проблем, возникающих в процессе. Осуществляется движение от проблемы к перспективе. Перспективным также является подробное изучение школьниками языка живописи и иконописи, правил расположений фигур на полотне в зависимости от эпохи создания произведения искусства.



Список использованной литературы

  1. Азбука веры. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских// Православная художественная литература. – 2017.; [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/povest-o-petre-i-fevronii/ (10.04.2018)

  2. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство. –1970;

[Электронный ресур].—Режим доступа: http://metodich.ru/13426/index.pdf (10. 04. 2018)

  1. Народный клуб семьи. Региональная общественная организация. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских. – 2014; Режим доступа:http://roonks.ru/?news=%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5-%D0%B8-%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B5 (10.04.2018)

  2. Плещеев А. Н. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия: М.:, Л:, Советский писатель, 1964

  3. Цвет в иконе и его использование / Иконы. Техника иконописи. Живопись и графика. – 2007.; [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.ukoha.ru/article/begin/cvet_v_ikone777.htm (10. 04.2017)





8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ершова Ирина Николаевна

Дата: 28.04.2018

Номер свидетельства: 467999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства