Тезис к докладу "Зооморфизмы в древнегерманском и якутском эпосах"
Тезис к докладу "Зооморфизмы в древнегерманском и якутском эпосах"
Данный тезис к докладу "Зооморфизмы в древнегерманском и якутском эпосах" представляет собой краткое описание доклада о символах-животных в эпосах якутского и древнегерманского эпосов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тезис к докладу "Зооморфизмы в древнегерманском и якутском эпосах"»
Зооморфизмы в древнегерманском и якутском эпосах
Няникова Настя, 9 класс
МБОУ «Верхневилюйская средняя общеобразовательная
школа №1 им. И.Н. Барахова», Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия),
Научные руководители: учитель русского языка и литературы Егорова А.А.;
учитель английского языка и литературы Федотова В.В.
Эпос является наиболее древним произведением, в котором концентрированы духовные, этические и культурные ценности народа.
В нашем исследовании мы рассмотрели зооморфизмы в якутском героическом эпосе «Ньургун Боотур Стремительный» П.А.Ойунского (на якутском языке) и в переводе В.В.Державина, а также в древнегерманском эпосе «Беовульф» в переводе с древнеанглийского языка на современный английский Фрэнсиса Гуммера (Francis B. Gummere) и на русский язык с древнеанглийского В.Тихомирова.
Зооморфизмы (зоохарактеристики) основываются на реальных (объективных) или мнимых (субъективных) качествах животных, которые приписываются им фантазией и творческим мышлением народа.
В древнегерманском эпосе «Беовульф» в имени главного героя «Беовульф» сочетаются два слова beo –пчела, wulf –волк, т.е. Беовульф – волк пчел или Медведь, имя которого табуировано, потому что медведь –волшебный тотемный предок, мифический прародитель племени. Беовульф- не просто герой, приходящий на помощь своему народу, терпящему бедствие, но и полубог.
В эпосе «Беовульф» олень служил символом королевской власти, а в еще более древние времена – предметом религиозного поклонения. Олень является эмблемой воина, мужского благородства. Не случайно оленьими рогами украшали зал, где собираются мужчины-воины.
В якутском эпосе «Ньургун Боотур Стремительный» лось –древний символ солнца. Властелин леса представлялся в зооморфных образах, среди которых лось или олень занимали особое положение.
Всего нами найдено 8 зооморфизмов в эпосе «Ньургун Боотур» и 8 – в поэме «Беовульф».
Животные в древнегерманском эпосе «Беовульф» и в якутском эпосе «Ньургун Боотур Стремительный» П.А.Ойунского раскрывают следующие понятия: 1) гендерное различие (в орла превращаются только мужские персонажи; в птицу превращаются женские персонажи), 2) олень, лось-символ мужского благородства. Ворон и волк у древнегерманцев предвещает начало войны, ворон в якутском эпосе- самостоятельный персонаж. Для якутов ворон и волк имеют магическое значение и являются шаманскими животными.
Различия зооморфизмов в древнегерманском и якутском эпосе объясняются географическим расположением этих народов, а также особенностями климатических условий. Немаловажную роль имеет и объем эпического произведения, его сюжет.
Выявлено много мифологических параллелей, присущих разным культурным традициям. Появление дракона и чудовища в поединках богатырей.
Принципиальным отличием зооморфизмов в якутской культуре является то, что эпическая символика в якутской мифологии связана с шаманскими представлениями, с обычаями, обрядами и верованиями якутского народа. Большинство животных имеют мистическое значение.
О тюркском происхождении свидетельствует превращение Ньургун Боотура в железную щуку. Ведь тюрки славились как искусные кузнецы с давних времен, добывая железную руду, изготавливая воинские доспехи, предметы быта.
Зооморфные персонажи играют немаловажную роль в понимании содержания эпоса каждого народа, выражают национальные черты характера древнегерманцев и якутов.