kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Тема деревни в произведениях русских писателей XX века (по произведениям Ф.А. Абрамова)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Тема деревни в произведениях русских писателей XX века (по произведениям Ф.А. Абрамова)»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Тема деревни в произведениях русских писателей XX века (по произведениям Ф.А. Абрамова)»»

















Исследовательский проект

«Тема деревни в произведениях русских писателей XX века

(по произведениям Ф.А. Абрамова)»











РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:



Федорова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МБОУ «Малобикшихская СОШ»

Канашского района Чувашской Республики.





















Содержание:



  1. Введение

  2. Деревенская проза

  3. Проблемы

  4. Гипотеза

  5. Актуальность исследования

  6. Значимость исследования

  7. Цели, задачи

  8. Тема деревни в произведениях русских писателей

  9. Произведения Ф. А. Абрамова о деревне

  10. Биография Фёдора Александровича Абрамова

  11. Исследование повести «Бревенчатые мавзолеи»

  12. Исследование повести «Алька»

  13. Исследование повести «Деревянные кони»

  14. Заключение.

  15. Список литературы











































Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья… А.С.Пушкин



1. Введение



2.Деревенская проза

Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней. Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне. Термин «деревенская проза» долго обсуждался, ставился под сомнение, но в конечном итоге закрепился, обозначив тематику и художественно-стилевое явление в русской литературе второй половины ХХ века.

К деревенской прозе относятся самые разные жанры: записки, очерки, рассказы, повести и романы. Расширяя проблематику, авторы вводили в свои произведения новые аспекты. Говорили об истории, культуре, о социологических и нравственных вопросах. Стали известными и популярными книги «Лад», «Плотницкие рассказы», «Кануны» В. Белова, «Деревянные кони», «Пелагея», «Безотцовщина», «Братья и сестры» Ф. Абрамова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Матренин двор» А. Солженицына.

Большой вклад в развитие деревенской прозы внесли В. Астафьев и В. Распутин, поднимавшие в своих произведениях проблему экологии, сохранения традиций, заботы о доме на Земле.

Василий Шукшин вошел в литературу как автор деревенской прозы. За пятнадцать лет литературной деятельности он опубликовал 125 рассказов. Первый рассказ «Двое на телеге» был напечатан в 1958 году. В сборник рассказов «Сельские жители» писатель включил цикл «Они с Катуни», в котором с любовью рассказывал о своих земляках и родном крае. Герои Шукшина – простые деревенские жители, представляющие современный тип «маленького человека»

Ф.А. Абрамов – патриарх «деревенской» прозы и по возрасту, и по стремлению постичь истоки, суть современной литературы о судьбах крестьянства, и по масштабу творческих задач. В ряду «деревенских» писателей Абрамов выделяется интересом к социальному миру деревни. «Я всегда стремился и стремлюсь увидеть в живом и конкретном человеке явные и скрытые приметы времени, эпохи», – говорил он. Он мастер остро- социальной прозы, оставаясь при этом бытописателем в лучшем смысле этого слова.

Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60-70-х.

В произведениях Абрамова, как и в произведениях других писателей «деревенской прозы» (В. Белова, В. Шукшина, В. Распутина и др.) остро поставлен вопрос о раскрестьянивании, об уходе людей из деревни в город, о судьбе человека, вынужденного покинуть деревню, но так и не нашедшего своего места в городе. Абрамов заговорил об исходе крестьянской цивилизации, о том, что деревня является «материнским лоном», где зарождался и складывался национальный характер.

Прозе Абрамова свойствен драматический образ человека, покинувшего деревню, который привлекает всех деревенских прозаиков, поскольку в нем полнее всего отразились определенные жизненные противоречия. По мнению Абрамова, широкое распространение людей подобного типа вызвано крупными промахами в социальной политике в деревне.

Таким образом, по своей тематике произведения Абрамова близки произведениям других авторов «деревенской прозы». Что касается стилистики, то творцам «деревенской прозы», включая Абрамова, принципиально чужды приемы модернистского письма, гротескная образность. Им близка культура классической русской прозы, они восстанавливают традиции сказовой речи, плотно примыкающей к характеру персонажа – человека из народа.



Проблемы, поставленные в проекте.

1. Показать, насколько важна проблема понимания и осознания нужности деревни в жизни человека.

2. Доказать, что тема деревни – одна из важных тем в русской литературе.

Гипотеза - деревенская проза Ф.А.Абрамова действительно учит правильно понимать смысл и цель в жизни, быть человечными, несмотря ни на какие трудности; его произведения интересны, так как они учат нравственности и уважать труд.

Актуальность выбранная тема обусловлена высокой значимостью в русской литературе 20 века, ведь она всегда находилась в центре внимания наших писателей. В советское время эта тема стала ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. И мы, нынешняя молодежь, деревенские жители, тоже обеспокоены судьбой своей деревни и ее жителей.

Значимость исследования. Рассказы Федора Абрамова должны читать все (в особенности чиновники), ведь прочитав их, люди поймут, как тяжело живется в деревне на земле, и научатся уважать сельских людей, их труд и по-настоящему ценить жизнь, тем самым они сохранят в своей душе чувства сострадания и самосознания.

Объект исследования: произведения Ф.А.Абрамова - рассказ «Бревенчатые мавзолеи», повести «Алька» и «Деревянные кони»

Цель: пристально всмотреться в тему деревни; глубже узнать ее проблемы; понять её нравственные истоки.

Задачи: увидеть и оценить непоказной «будничный» героизм деревенских тружеников; понять, что оздоровление страны невозможно без духовного очищения, без совести, доброты, человечности



Тема деревни в произведениях русских писателей

В.В.Овечкин «Районные будни», «Бабье лето»

В.И.Белов «Кони», «Лад», «Плотницкие рассказы»

В.Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матерой», «Изба»

Б.А.Можаев. «Мужики и бабы»

М.М.Шолохов. «Поднятая целина»

А.П.Платонов. «Усомнившийся Макар»

В.П.Астафьев «Последний поклон»

А.И.Солженицын «Матренин двор»

С.П.Антонов. «Овраги», «Дело было в Пенькове»

В.М.Шукшин «Чудик»

В.Ф.Тендряков «Кончина», «Три мешка сорной пшеницы»

Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон» и многие другие







Произведения Ф. А. Абрамова
о деревне

А творчество Федора Абрамова почти полностью пронизано этой темой. И это неспроста, ведь он сам жил в деревне и знал ее жизнь. Поэтому писатель с большой любовью и трепетом относился к деревенской прозе, поэтому в его рассказах и повестях вся правда деревенской жизни: это его «Пряслины»: «Братья и сёстры», «Дом», «Пути-перепутья», «Две зимы и три лета», «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони», «Бревенчатые мавзолеи», «Старухи», «Поездка в прошлое», «Мамониха», «Безотцовщина», «Трава-мурава» и мн. др.



Биография Фёдора Александровича Абрамова



Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) - русский советский писатель, литературовед, публицист. Родился в д. Веркола Архангельской обл. в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца; помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой; начальную школу (в Верколе) окончил первым учеником, но, несмотря на это, при переходе в среднюю школу возникли трудности: Абрамов был из середняцкой семьи, и его не сразу перевели в следующий класс. Уже в 9—10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937. Однако к мысли стать профессиональным писателем Абрамов пришел не сразу.

Война

После окончания Карпогорской средней школы в 1938 Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны: в 1941 записывается добровольцем в народное ополчение. Дважды был ранен, причем во второй раз только чудом избежал гибели. В 1942, оказавшись после второго ранения на Большой земле, Абрамов посещает родную деревню: впечатления от этой поездки лягут в основу будущих произведений писателя. Как «нестроевик», Абрамов был оставлен в тыловых частях. Служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть шпионам).

Жизнь после войны. Карьерный рост.

После победы Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру (1948), успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова (влияние М. Шолохова на Абрамова впоследствии будут отмечать критики). К этому времени относится публикация статьи о космополитизме в советской литературе, написанной Абрамовым в соавторстве с Н. Лебединским и направленной против ряда еврейских литературоведов. Чуть позже Абрамов становится зав. кафедрой советской литературы при Ленинградском университете, в соавторстве с В. В. Гурой выпускает книгу, посвященную М. Шолохову («М. А. Шолохов. Семинарий», 1958).

Творчество

Творчество Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих его произведений разворачивается в д. Пекашино, «прототипом» которой является Веркола. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.

Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60—70-х.

Первый роман Абрамова «Братья и сестры», посвященный жизни русской деревни в военные годы, вышел в свет в 1958. Причину его появления Абрамов объяснил невозможностью забыть «великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, быть может, не менее тяжелый, чем фронт русского мужика». Позднее это произведение даст название циклу, в который войдут еще три романа: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Первоначальное название тетралогии «Пряслины», выводя на первый план повествование о пекашинской семье Пряслиных, несколько сужало замысел автора.

В 1968 Абрамов опубликовал роман «Две зимы и три лета», посвятив его трудной судьбе послевоенного Пекашина. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях. Его интересует как простой крестьянин, так и человек, поставленный управлять людьми. Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло. Теперь автор сравнивает деревню с кулаком, каждый палец которого хочет своей жизни.

Действие романа «Пути-перепутья» (1973) разворачивается в н. 50-х. Это еще один эпизод из истории Пекашина. Абрамов показывает негативные изменения в характере русского крестьянина. Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего труда, в конце концов отучила его работать, подорвала духовные основы его жизни.

Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978. Он посвящен современной автору действительности — деревне 70-х. «Дом» — одно из важнейших понятий для Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования — личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом.

Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972—80; «Трава-мурава», 1955—80; «Самая счастливая», 1939—80. Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио.

Последние годы

Некоторые произведения Абрамова не дошли до читателя при жизни автора. Наиболее важное из них — повесть «Поездка в прошлое», задуманная еще в н. 60-х, увидела свет только в 1989. Последнее значительное произведение Абрамова «Чистая книга» — итог размышлений писателя над судьбами России — так и осталось незавершенным.

Смерть Абрамова наступила, когда он работал над своей последней книгой. Похороны Федора Абрамова прошли в его родном селе Веркола, на правом берегу реки Пинега. Могила находится на территории усадьбы Абрамова, которая сегодня входит в комплекс литературного дома-музея Абрамова.



Исследование рассказа «Бревенчатые мавзолеи»

«Бревенчатые мавзолеи» (1978) – один из самых трогательных рассказов Федора Абрамова. В рассказе повествуется о деревне, в которую попал путник. В ней на торцах дома прибиты звезды – в память о героях войны. Эти люди – гордость нашей страны. Они боролись за нас, за наше счастливое свободное будущее.

Язык небольшой повести очень образный, метафоричен, полон выразительных средств:

Сравнение: словно вымершие деревни

Метафоры: вымершие деревни, паутина теней, высыпали звезды алмазное мерцание, бревенчатые мавзолеи

Эпитеты: Вечер дивный, спелые звезды, чернильными тенями

Вывод: Необычный рассказ «Бревенчатые мавзолеи» заставляет задуматься о многих философских вопросах, о том, что есть человеческая душа, какую жизнь она проходит и куда исчезает в конечном итоге. Автор хочет, чтобы дома в деревне, которые остались после войны от «хозяев-героев», жили вечно и были для них вроде бревенчатых мавзолеев, в которых жили бы их души. Ведь так важно помнить о героизме людей, подаривших нам мирную жизнь!



Исследование повести «Алька»

Важное место в творчестве писателя занимает повесть «Алька» (1969г.) В ней рассказывает писатель о горестях и радостях людей, живущих в далёкой северной деревне Летовка. Алька родилась в семье трудолюбивых колхозников, но сама, к сожалению, не выросла такой же. После смерти отца она бросила мать и убежала в город. Вернулась уже в пустой дом - мама тоже умерла. Таким образом, сама того не подозревая, Алька променяла подлинную деревенскую жизнь на жалкое прозябание в городе.



Исследование 1.
Языковой анализ повести «Алька»

Повесть написана живым народным языком.

В тексте очень много диалектизмов: Кабыть, пообижусь, се, поскотины, зимусь, хохма, дружныноне-ка, евонному;

фразеологизмов: поломала свою старую голову, рубанула сплеча

разговорных, просторечных слов: стрекача задам, шантрапа, ноне, сотняга, не хинь, извини-подвинься;

сравнений: жарких, как пламя, штанах, лицо закопчено, как у трубочиста, сердце запрыгало чертом, как загнанная лошадь;

эпитетов: жгучими усиками, осатанелый старик, тучки пухлые, зажарелому лицу, сила лешья, цветущее тело.

Такой язык придает тексту простоту, доступность, необычайность слога, особый интерес при чтении. Удивительно, насколько колоритен язык персонажей!

Словарь

  1. Кабыть: если бы, словно бы

  2. Поскотины: пастбище, выгон, непосредственно прилегающие к деревне и со всех сторон огороженные изгородью.

  3. Хохма: анекдот, шутка, удачная острота

  4. Стрекача задам: стремительно убегать

  5. Сотняга: сто рублей

  6. Зимусь: прошедшей зимой …

  7. Шантрапа: пустой, никчемный, ненадежный человек; проходимец

  8. Не хинь: идет без пользы и толку, даром, напрасно.

  9. Ноне: теперь, в настоящее время;

Исследование 2 по повести «Алька»

Чтобы ярче показать образ Альки, он использует внутренний монолог героини. Из них мы поняли, что Алька – хорошая девушка, только городская жизнь изменила ее мировоззрения на жизнь.

Абрамов создал целую галерею образов: кроме главных героев присутствуют и другие имена, и они необычны: Коля-лакомка, Манька-секретарша, Пека Каменный, Вася-беленький, Катя Малкина, Аграфена Длинные Зубы, Василий Игнатьевич, Христофоровна, Митя-первобытный, Пелагея Амосова, тетка Анисья, Паха Лысохин, Евлампия Никифоровна, Томка, Петр Иванович, Лидка Вахромеева, Маня-большая, Лизуха, Таля-ягодка, Домаха-драная – многие имена связаны с характером или деятельностью героев. А Альку Абрамов называет Алей, Алевтиной, Алевтинкой, Альчик.

Значит, автор хорошо относится к своей героине, но жалеет ее.

Вывод: Если бы главная героиня осталась жить в деревне, возможно, ее жизнь сложилась бы по-другому. Ведь каждодневный крестьянский труд делает человека цельным, высоконравственным.



Исследование по повести

«Деревянные кони»

Также важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть «Деревянные кони» (1978), действие которой происходит в его родных местах – на русском Севере, в Пинежье.

Картины деревенского быта, любовно нарисованные в повести, напоминают о «деревянном и берестяном царстве» Абрамова, в котором прошло детство будущего писателя. Главной героине, старухе Василисе Милентьевне, автор придал черты своей матери. Тема повести семейных отношений в деревне, а также отношений человека с природой.



Исследование 1.
Языковой анализ повести «Деревянные кони»

Речь героев повести также необычайна. В тексте наблюдаются следующие выразительные средства:

диалектизмы: «урваи», «ране», «фершалица», «несторь»;

сравнения: «как снег на голову», «сидел, как сыч», «как мотор гремел»;

эпитеты: «веселые сосняки», «круглые глаза», «сыром и холодном тумане», «горюша горькая»;

поговорки, просторечные выражения и шутки: «сопля раскосая», «шары нальют», «обрюхатить», «ископытили»; лежать лежкой

метафоры: «огонь сослужил службу», «дом вздрагивал», «светились глаза»;

образные выражения: «страсть боюсь жить в этом доме», «видно, не только поля лесеют, лесеет и человек».



Словарь

  1. Лежать лежкой - находиться в лежачем положении, лежать не вставая

  2. Ране - раньше, заранее

  3. Фершалица – фельдшерица, врач

  4. Сопля раскосая - Молокосос, сопляк.

  5. Ископытили - истоптали копытами

Слог Абрамова лаконичен, приближен к разговорному стилю. Некоторые слова конечно непонятны, но это потому автор не перевел их на русский язык, чтобы не изменить слова северного говора, настолько ему дорогого и близкого!

Большую часть повествования «Деревянных коней» занимают бытовые разговоры героев: на кухне, за чисткой грибов, во дворе, около больной Милентьевны.

Благодаря беседам можно узнать характеры персонажей, их отношение друг к другу и понять их судьбы. Становится понятно, что в образе Милентьевны скрывается тот самый образ настоящей русской женщины, доброй, сильной духом, прошедшей тяжелые годы жизни, но оставшейся настоящим человеком, способной всегда и всем помогать. А вот Евгения, ее сноха, довольно грубая, но в то же время щедрая, справедливая женщина. К труду относится с пренебрежением, но делает все, что нужно делать деревенской женщине, понимая, что надо. И рассказчик, прожив в одном доме с Милентьевной небольшой срок, понял, что надо жить не только для себя, но и для других.



Исследование 2.

Федор Абрамов с большой любовью описывает быт северной деревни. Непременным атрибутом добротного дома северян является конек, то есть вырезанный и установленный на крыше деревянный конь. Отсюда и название повести.

Наши предки считали, что конь – это символ спокойствия, дружелюбия (не зря, увидев конька на крыше, прохожие считали, что в этот дом можно войти, там тебя радушно встретят и примут);

Конь – символ достатка и благополучия, счастья, вестник домашнего очага.

В свою повесть автор включил целый список утвари, которую он случайно обнаружил в хозяйском доме. («Рогатое мотовило, кроена-домашний ткацкий станок, веретеннпца, расписные прялки-мсзехи (с Мезени), трепала, всевозможные коробья и корзины, плетенные из сосновой драни, из бересты и корня, берестяные хлебницы, туеса, деревянные некрашеные чашки, с какими раньше ездили в лес и на дальние сенокосы, светильник для лучины, солонки-уточки и еще много-много всякой другой посуды, утвари и орудий труда, сваленных в одну кучу, как ненужный хлам»).

Такое большое количество нам говорит о том, что действительно деревенский человек – трудоголик: был, есть и будет. И рассказчик понял, что красота исходит не от самих предметов утвари, а от мозолистых, умелых рук хозяев, благодаря которым вещи показались ему необычны. И еще потому, что некоторыми предметами он пользовался в детстве, когда еще были живы родители. А эта память ему очень дорога!

Вывод: Таким образом, эта повесть учит быть людей трудолюбивыми, добрыми, мудрыми и терпеливыми.



Заключение

Читая необычные произведения Федора Абрамова, живо представляешь картины деревенской жизни, взаимоотношения между деревенскими людьми. И поражает то, что, несмотря на все невзгоды жизни, они всегда оставались людьми. Обществу 21 века надо учиться у них жизни.

Все произведения писателя написаны ярким, живым и в то же время простым языком. Несмотря на внешнюю простоту повестей, в них очень глубоко показана многострадальная судьба русской деревенской женщины, крестьян вообще.

Абрамов показал тот путь, который прошла русская деревня в тяжёлые военные и послевоенные годы. Он показывает жизнь своих героев в тот период, когда в центре внимания оказалась борьба крестьянина за выживание. Трудолюбие, ум и нравственная сила крестьян, непоказной «будничный» героизм деревенских тружеников, показанных в произведениях Абрамова, оказываются сильнее суровых внешних обстоятельств.

Герои деревень Федора Абрамова — воплощение лучших черт русского национального характера. Это беззаветные и скромные, добрые, честные и любящие люди. Писатель рассказывает о них просто, без излишнего пафоса, но так, что становится ясно: на плечах этих людей, на их самоотдаче и держится страна.

Очень интересно и полезно исследовать творчество Федора Александровича Абрамова, можно много нового узнать о самом писателе и многое понять о смысле его произведений. Ттема деревни – очень важная и нужная тема для изучения.



Список литературы:

  1. Абрамов Ф.А. Дом. Повести. Рассказы. –М.: Дрофа: Вече, 2002.-464с.(Библиотека отечественной классической художественной литературы)

  2. Абрамов Ф.А. Из колена Аввакумова: Повести. Рассказы /Сост. и авт. вступ. статьи Л.В.Крутикова-Абрамова. М.: Современник, 1989.-560с.- (Сельская библиотека Нечерноземья).

  3. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/04/tema-derevni-v-proizvedeniyakh-pisateley-sovremennikov

  4. http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-vzroslykh/item/260-zhiva-rossiya-tema-russkoj-derevni-v-proizvedeniyakh-fedora-abramova

  5. http://www.skazayka.ru/brevenchatyie-mavzolei/

  6. http://www.skazayka.ru/alka/

  7. http://www.pahra.ru/chosen-people/tendriakov/tvorchestvo.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Тема деревни в произведениях русских писателей XX века (по произведениям Ф.А. Абрамова)»

Автор: Федорова Ольга Николаевна

Дата: 16.01.2018

Номер свидетельства: 450375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства