I. Мотивация учебной деяельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Психологический настрой учащихся. - Ребята, сегодня у нас занятие-«открытие» нового. Но прежде чем открывать новое для себя вспомним прошлую тему урока - Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Подбор рифм. Игра «Подскажи словечко». Чтение написанных четверостиший на заданную тему. Чтение и обсуждение четверостиший на заданную тему |
Тема предыдущего урока настраивает на душевную беседу, на восторженное чтение стихотворений.( работа в парах сильный ученик осуществляет контроль за слабым) | Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III.
Физкульт-минутка (гимнастика для глаз) «кленовый лист» музыкальная 3) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | -Ребята, мы выслушаем выступления одноклассников. Каждая группа ( в группах по 2-3 человека) подготовили доказательства суждения о том, что необходимо знать «технику» стихосложения
-Посмотрите на слайд №8-10 (информация о метрике, стихотворные размеры ямб ,хорей» -Алгоритм определения размера. 1.Поставь ударение. 2.Обозначь ударные и безударные слоги. 3.Рядом со строкой выпиши цифрами (1,2,3,4,5 и т.д.) какие слоги ударные. 4.Нарисуй схему. 5.Определи по цифрам размер стиха. 6.Обозначь стопы. 7.Обрати внимание на конец строк и определи вид рифмы Образец разбора. К примеру, нам нужно определить размер следующих строк: Сижу за решёткой к темнице сырой, Вскормленный в неволе орёл молодой... 1.Если мы посчитаем количество гласных в строке, то оно будет соответствовать числу слогов. (Сколько гласных столько и слогов). 2.Если каждый гласной присвоить порядковый номер, то, поставив ударение, мы увидим какие слоги в слове ударные. Сижу за решёткой в темнице сырой
Снизу обозначим условными знаками |-U| ударные и безударные слоги, а рядом со строкой выпишем цифры ударных слогов и по ним определяем размер (2+3=5+3=8+3=11) - это амфибрахий. Сижу за решёткой в темнице сырой - 2,5,8,11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
А теперь проделаем такую же работу со второй строкой. Вскормлённый в неволе орёл молодой - 2,5,8,11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
А теперь для определения количества стоп вынесем из строк вниз только условные значки ( так называемый «скелет стиха»), строго вертикально слог под слогом. Мы определили, что это амфибрахий, относящийся к трёхсложным размерам, значит в стопе – 3 слога. Последняя стопа –неполная и называется»усечённая стопа». Размер стихотворения – 3-х стопный амфибрахий с усечённой стопой. И ещё один немаловажный момент: в каждой стопе одного размера(а мы познакомились с пятью- ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)может быть только одно ударение(если это ,конечно, не спондей | | рядом два ударных слога, что встречается крайне редко). Следовательно, количество ударений в строке равно количеству стоп. РАЗМЕР - количество и порядок расположения ударных и неударных слогов в стихе. РИФМА - (от греч. Rhythmus - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк: * парные (или смежные) - ААББ перекрёстные - АБАБ кольцевые (или опоясывающие) – АББА, *мужские - садов, врагов, женские - чернила, обронила. СТОПА - повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов. СТРОФА - это группа строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмовкой и интонацией. ЯМБ -двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (2, 4, 6, 8, 10). ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 3,
- | 1 группа Знание "техники" стихосложения позволяет правильно, выразительно читать стихотворные произведения, а тем самым лучше воспринимать и понимать то, что хотел сказать поэт. Чем глубже человек разбирается в "тайнах" поэтического мастерства, тем доступнее становятся для него мысли и переживания писателя, тем большее наслаждение получает он от бессмертных созданий искусства. 2 группа Жизнь стихотворной речи поэты обращаются тогда, когда хотят выразить какие-то возвышенные чувства и переживания, найти глубокий отзвук в сердце читателя, затронуть сокровенные струны его души. Поэтические размеры стиха, созвучия строк, определённый порядок рифмовки придают стиху особую силу, красоту, музыкальность, помогают настроить "на одну волну" душу поэта и душу читателя.
Ответы обучающихся Запись в тетрадь теории, определение размера строк (работа в группах) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Коммуникативные: согласованность действий с партнерами. Личностные: нравственно-этическая ориентация
Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция.
Познавательные: сравнение, оценивание. |