kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по внеурочной деятельности "Метрика.Двухсложные размеры стиха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даются теоретические и практические знания по обучению стихосложенияобучающихся.Методическая разработка может быть использована на занятиях по внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по внеурочной деятельности "Метрика.Двухсложные размеры стиха"»



Технологическая карта урока 1

Выполнила учитель русского языка и литературы

Иванова Ольга Петровна



Предмет курса внеурочной деятельности: Литература

Название : « Поэтический»

Класс: 5-6

Тема: « Метрика, Двухсложные размеры стиха, Хорей. Ямб»

Тип учебного занятия: «открытие» нового знания

Цель занятия: формирование компетентности в области стихосложения.

Задачи урока:

- Обучающая:

  • сформировать способность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);



- Развивающая: развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками

- Воспитательная: способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к слову, к литературе как к учебному предмету

Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, навыки анализа

Оборудование:

  • Презентация к уроку, проектор, компьютер

  • наглядный материал: выставка книг.






Основные этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация учебной деяельности


Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


Психологический настрой учащихся.

- Ребята, сегодня у нас занятие-«открытие» нового. Но прежде чем открывать новое для себя вспомним прошлую тему урока

- Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Подбор рифм. Игра «Подскажи словечко». Чтение написанных четверостиший на заданную тему. Чтение и обсуждение четверостиший на заданную тему







Тема предыдущего урока настраивает на душевную беседу, на восторженное чтение стихотворений.( работа в парах сильный ученик осуществляет контроль за слабым)

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний












Организовать актуализацию изученных способов действий для проблемного изложения нового материала.

Все вы прекрасно знаете, какие цели и задачи мы поставили перед собой, посмотрим на слайд № 1

- Может возникнуть вопрос: нужно ли знать читателю "тайны" размеров, рифмы, строфы? Ответы на этот вопрос попытаемся найти в высказываниях поэтов и писателей

-Сопоставьте с прошлым изученным материалом

Слайд №2-5














Поставили цель –





.Запись темы урока в тетрадь

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование.


III.













Физкульт-минутка (гимнастика для глаз) «кленовый лист» музыкальная

3) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

-Ребята, мы выслушаем выступления одноклассников. Каждая группа ( в группах по 2-3 человека) подготовили доказательства суждения о том, что необходимо знать «технику» стихосложения













-Посмотрите на слайд №8-10

(информация о метрике, стихотворные размеры ямб ,хорей»

-Алгоритм определения размера.

1.Поставь ударение.

2.Обозначь ударные и безударные слоги.

3.Рядом со строкой выпиши цифрами (1,2,3,4,5 и т.д.) какие слоги ударные.

4.Нарисуй схему.

5.Определи по цифрам размер стиха.

6.Обозначь стопы.

7.Обрати внимание на конец строк и определи вид рифмы Образец разбора.

К примеру, нам нужно определить размер следующих строк:

Сижу за решёткой к темнице сырой,

Вскормленный в неволе орёл молодой...

1.Если мы посчитаем количество гласных в строке, то оно будет соответствовать числу слогов. (Сколько гласных столько и слогов).

2.Если каждый гласной присвоить порядковый номер, то, поставив

ударение, мы увидим какие слоги в слове ударные.

Сижу за решёткой в темнице сырой



Снизу обозначим условными знаками |-U| ударные и безударные слоги, а рядом со строкой выпишем цифры ударных слогов и по ним определяем размер (2+3=5+3=8+3=11) - это амфибрахий.

Сижу за решёткой в темнице сырой - 2,5,8,11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

          



А теперь проделаем такую же работу со второй строкой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой - 2,5,8,11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

         



А теперь для определения количества стоп вынесем из строк вниз только условные значки ( так называемый «скелет стиха»), строго вертикально слог под слогом.

    

    

Мы определили, что это амфибрахий, относящийся к трёхсложным размерам, значит в стопе – 3 слога. Последняя стопа –неполная и называется»усечённая стопа». Размер стихотворения – 3-х стопный амфибрахий с усечённой стопой.

И ещё один немаловажный момент: в каждой стопе одного размера(а мы познакомились с пятью- ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)может быть только одно ударение(если это ,конечно, не спондей |  | рядом два ударных слога, что встречается крайне редко). Следовательно, количество ударений в строке равно количеству стоп.

РАЗМЕР - количество и порядок расположения ударных и неударных слогов в стихе.

РИФМА - (от греч. Rhythmus - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк: * парные (или смежные) - ААББ перекрёстные - АБАБ кольцевые (или опоясывающие) – АББА, *мужские - садов, врагов, женские - чернила, обронила.

СТОПА - повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов.

СТРОФА - это группа строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмовкой и интонацией.

ЯМБ -двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (2, 4, 6, 8, 10).

ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 3,



-

1 группа Знание "техники" стихосложения позволяет правильно, выразительно читать стихотворные произведения, а тем самым лучше воспринимать и понимать то, что хотел сказать поэт. Чем глубже человек разбирается в "тайнах" поэтического мастерства, тем доступнее становятся для него мысли и переживания писателя, тем большее наслаждение получает он от бессмертных созданий искусства.

2 группа Жизнь стихотворной речи поэты обращаются тогда, когда хотят выразить какие-то возвышенные чувства и переживания, найти глубокий отзвук в сердце читателя, затронуть сокровенные струны его души. Поэтические размеры стиха, созвучия строк, определённый порядок рифмовки придают стиху особую силу, красоту, музыкальность, помогают настроить "на одну волну" душу поэта и душу читателя.





Ответы обучающихся

Запись в тетрадь теории,

определение размера

строк (работа в группах)

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;





Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация



Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция.



Познавательные: сравнение, оценивание.


4. Подведение итогов. Оценивание










Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

-Ребята, вы обратили внимание на то, что вы сегодня работали в группах , познавали новое



- Как вы оценили друг друга?

- Интересно было на занятии?

Учащиеся обосновывают свой выбор.







Учащиеся оценивают работу групп.

Регулятивные:

оценивание.


5.Рефлексия.


Стимуляция высказывания личного мнения об уроке.

Продолжите фразы:

Было интересно…

Меня удивило…

Мне больше всего удалось…

Моё настроение…

Могу похвалить своих одноклассников…

Учащиеся высказываются.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6Домашнее задание


1Подобрать к следующему занятию поэзию (двухсложный размер стиха-ямб, хорей) или 2 Найти и выписать в тетрадь Художественные средства (гипербола , метафора, сравнение)

или3 сочинение собственных четверостиший с использованием двухсложного размера стиха:ямба,хорея( право выбора)



11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Технологическая карта по внеурочной деятельности "Метрика.Двухсложные размеры стиха"

Автор: Иванова Ольга Петровна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378693


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства