Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания. Читаются слова некоторых героев из текста «Сказание о Кише» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 281 –«был смышленым мальчиком, здоровым и сильным…», стр. 282 «он ни перед кем не станет гнуть спи-ну,..», стр.284 «…Он пришел с гордо поднятой головой…», стр. 285 «Почему ты охотишься только на медведя?», стр. 288 «Ясно, что это кол-довство», стр. 291 «Не дело мальчика заниматься колдовством... Это смекалка, а не колдовство" | Кадеты отвечают на вопросы преподавателя. Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описание. Предполагают, что будем говорить о Кише, сыне Бора, мальчике - охотнике, Уг- Гуке, Клош-Коване Тема урока: Вн.чт. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа Цель: Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказания от сказки. Анализ сказания, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (смекалка Киша, проблемы взросления) |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о Канадском Севере, быте и нравах канадских эскимосов. Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного. — В какой части земного шара происходит действие рассказа? — Что такое сказание? Чем отличается оно от сказки, легенды? — Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев? 2.Вспомните определение жанра СКАЗАНИЕ? 3. Определение структуры текста 4. Определение рамок структуры текста «Сказа-ние о Кише» | Содержание деятельности обучающихся 1. Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы На севере Соединенных Штатов Америки Реальные события, герои, место, где происходит действие. «Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности Сказание – рассказ исторического или легендарного со-держания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни Завязка, кульминация, развязка Называют по содержанию текста. |
IV. Работа с текстом Цель -развитие читательских умений. Беседа по содержанию сказа «Сказание о Кише». Понравился ли вам рассказ? Почему? - Назовите героев рассказа. Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание». 1. Какие строки этого произведения говорят о том, что это происходило очень давно? 2. Как писатель передает особенности речи рас-сказчика ? 5. Как менялось отношение соплеменников к Ки-шу по мере его «мужания»? Тест Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца? Как вы понимаете эти слова? Почему охотники сочли его слова дерзостью? Чего требовал Киш? Что увидел Киш на совете, по-глядев этим людям в лицо? - Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал? Как отнеслись соплеменники к пропаже Ки-ша? Так ли уж были дурны эти люди? Как вели они себя, когда поднялась пурга, а Киш не вер-нулся с охоты? - Чем увенчалась первая охота героя? - Поверили ли этому соплеменники? - Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша? - Как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну? Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким? V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания. Составление рассказа о жизни Киша. Вывод: Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим. Своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым? VI. Самостоятельная работа по тексту Цель – тренировать способность к само-контролю. — Почему же произведение называется «Сказание о Кише», а не «Маленький охотник», например, ведь речь здесь идет о становлении Киша как охотника? Какую же мысль вложил Лондон в сказание, дав ему название «Сказание о Кише»? | Ответы учащихся Сюжет опирается на народное сказание о Кише, он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки. Фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев. Событие | Отношение соплеменников | 1. Киш на совете старейшин | «Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью», «грозили совсем лишить мяса, обещали задать ему жестокую порку» | 2. Киш отправляется на первую охоту | «Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головой, с сожалением смотрели на Айкигу» | 3. «Пропажа» Киша | «Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела» | 4. Возвращение мальчика | «Сначала было много сомнений и споров», «не могли поверить», «увидели то, чему не хотели верить», «стали поговаривать о колдовстве» | 5. Киш – отважный охотник | «На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана» | - Мальчику Кишу было по северному счету «13 солнц». В рассказе говорится, что солнце поднимается над землей, чтобы люди могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Несмотря на то, что «Киш был всего только мальчик, а его мать — всего только женщина», он выступил на со-вете мужчин, не сгибая ни перед кем спину. Нарушение обычая: мальчики в 13 лет никогда не ходили на охоту Мужчины готовились идти на поиски тела Киша, женщины рвали на себе волосы и вымазали лицо сажей в знак скорби. Эти люди не были лишены жалости. Киш принес много хорошего мяса: опасная охота на медведицу с медвежатами увенчалась успехом. Сначала сомневались, потом увидели собственными глазами. Было решено послать соглядатаев по следу Киша, ко-гда он снова пойдет на медведя, и узнать его тайну. Потому что никакого колдовства не было, просто Киш обладал смекалкой и хитростью. Бесстрашие, смекалка, наблюдательность, сила воли, чувство справедливости, ответственность перед со-племенниками) Торжество человеческой воли и ответ-ственности. Север заставляет сражаться за существование. А для этого необходимы не только крепкие бицепсы и ясная голова, но непритупляющееся чувство милосердия и от-ветственности. Именно оно поднимает человека над суровой природой и дает ощутить себя ее частью и хо-зяином Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц». Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Киша до смерти отца, о времени, когда он с мате-рью жил в нужде, и когда стал знаменитым охотником. Ответы учащихся. Самостоятельные выводы учащихся. Выполняют в парах Учащиеся приводят примеры. Услышали они эту историю из уст рассказчика, потому что написано сказание разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно пред-ставить, что его кто-то рассказывает. Желание добиться справедливости, чтобы все люди племени были равны между собой, старые и немощные имели такое же право на хороший кусок мяса, как и сильные и молодые охотники и их жены. Киш выступает здесь не просто как охотник, он выступает здесь как настоящий справедливый, честный человек. И возраст его ему не помеха. Стать взрослым - это значит получить не только права, но и обязанности. В данном случае удачная охота только помогла Кишу завоевать уважение племени, чтобы люди стали к нему прислушиваться, сделали его своим вождем. |
1. Устное рисование портрета Киша. 2. Чем заканчивается сказание? 3. Как вы понимаете последнюю разу этого рассказа: "И говорят, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые плакали бы ночью от-того, что у них нет мяса"? 1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...», определить степень осо-знанности прочитанного. 1.Как называется хижина канадских эскимо-сов? (Иглу) 2.Кем был отец Киша? (Отважным охотни-ком) 3.Имя вождя племени? (Клош-Кван) 4.Имя матери Киша? (Айкига) 5.Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье) 6.Что сделала Айкига в знак скорби по сы-ну? (Вымазала лицо сажей) 7.Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка) 8.Сколько часов спал Киш после первой охо-ты? (20 часов) 9.Почему охота Киша всегда была удач-ной? (Знал один секрет) 10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук) 11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса) 12. Кем избрали Киша соплеменники за добро-порядочность? (Вождем племени) 2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Напишите в тетради, какие изобретения чел-вечества, по вашему мнению, в истории – самые великие и важные? (Не более 5). | Выполняют задание устно. Люди выбирают Киша свои вождем. Справедливость Киша на протяжении всей его жизни позволила племени никогда не знать нужды и голода. Даже самые беззащитные жители племени были увере-ны, что Киш не забудет о них, и всегда будет защищать их и заботиться, зная по своему личному опыту, что такое нужда, холод и голод. |