kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по уроку внеклассного чтения. Дж.Лондон "Сказание о Кише"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта- это одно из требований современного урока, которая показывает основные подходы реализации ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по уроку внеклассного чтения. Дж.Лондон "Сказание о Кише"»


СОГЛАСОВАНО

Преподаватель (руководитель) отдельной дисциплины Гущина Е.Э.



Технологическая карта урока № 96


ФИО преподавателя: Федосова А.Н.

Класс: 5 «В», 5 «Г»

Дата проведения:

Предмет: Литература.

Тема урока: Вн.чт. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

Материальное обеспечение: проектор, интерактивная доска.

Цель урока: Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказания от сказки. Анализ сказания, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (смекалка Киша, проблемы взросления)

Тема:

Тип:

Вн.чт. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

Урок внеклассного чтения

Задачи

  1. Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказания от сказки. Анализ сказания, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (смекалка Киша, проблемы взросления)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться

выразительно

пересказывать текст,

давать характеристику героев и их поступков,

находить в тексте

изобразительно-выразительные

средства

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе

Формирование

способности оценивать

содержание

художественных

произведений,

поступков

литературных

персонажей на основе

личностных ценностей

Ход урока

1 этап - организационный

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Принимает рапорт дежурного по классу.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадка.

Я настроился, готов

Начать урок без лишних слов.

Дежурный по классу сдает рапорт. Кадеты рассаживаются за рабочими столами.

2 этап – мотивационно-целевой

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Проверка домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Сказание о Кише» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание.

(стр. 281 –«был смышленым мальчиком, здоровым и сильным…», стр. 282 «он ни перед кем не станет гнуть спи-ну,..», стр.284 «…Он пришел с гордо поднятой головой…», стр. 285 «Почему ты охотишься только на медведя?», стр. 288 «Ясно, что это кол-довство», стр. 291 «Не дело мальчика заниматься колдовством... Это смекалка, а не колдовство"


Кадеты отвечают на вопросы преподавателя.


Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.




Предполагают, что будем говорить о Кише, сыне Бора, мальчике - охотнике, Уг- Гуке, Клош-Коване

Тема урока: Вн.чт. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

Цель: Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказания от сказки. Анализ сказания, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (смекалка Киша, проблемы взросления)


3 этап – операционно-деятельностный

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний.

Сообщения и презентации подготовленных учащихся о Канадском Севере, быте и нравах канадских эскимосов.

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

— В какой части земного шара происходит действие рассказа?

— Что такое сказание? Чем отличается оно от сказки, легенды?

— Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев?












2.Вспомните определение жанра СКАЗАНИЕ?











3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста «Сказа-ние о Кише»


Содержание деятельности обучающихся

1. Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.


Отвечают на вопросы

На севере Соединенных Штатов Америки

Реальные события, герои, место, где происходит действие.

«Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности


Сказание – рассказ исторического или легендарного со-держания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни


Завязка, кульминация, развязка


Называют по содержанию текста.


4 этап – первичное закрепление

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

IV. Работа с текстом

Цель -развитие читательских умений.

Беседа по содержанию сказа «Сказание о Кише».


Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Назовите героев рассказа.

Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание».

1. Какие строки этого произведения говорят о том, что это происходило очень давно?

2. Как писатель передает особенности речи рас-сказчика ?

5. Как менялось отношение соплеменников к Ки-шу по мере его «мужания»?

Тест


Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?

Как вы понимаете эти слова?

Почему охотники сочли его слова дерзостью? Чего требовал Киш? Что увидел Киш на совете, по-глядев этим людям в лицо?

- Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?



Как отнеслись соплеменники к пропаже Ки-ша?


Так ли уж были дурны эти люди?


Как вели они себя, когда поднялась пурга, а Киш не вер-нулся с охоты?


- Чем увенчалась первая охота героя?


- Поверили ли этому соплеменники?

- Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников.


Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?

- Как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?



Из маленького мальчика Киш стал вождем племени.

Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким?















































V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания.


Составление рассказа о жизни Киша.

Вывод: Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим. Своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым».

А как, по-вашему, что значит быть взрослым?



VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к само-контролю.










Почему же произведение называется «Сказание о Кише», а не «Маленький охотник», например, ведь речь здесь идет о становлении Киша как охотника?

Какую же мысль вложил Лондон в сказание, дав ему название «Сказание о Кише»?



Ответы учащихся

Сюжет опирается на народное сказание о Кише, он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки.


Фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев.


Событие

Отношение соплеменников

1. Киш на совете старейшин

«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью», «грозили совсем лишить мяса, обещали задать ему жестокую порку»

2. Киш отправляется на первую охоту

«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головой, с сожалением смотрели на Айкигу»

3. «Пропажа» Киша

«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела»

4. Возвращение мальчика

«Сначала было много сомнений и споров», «не могли поверить», «увидели то, чему не хотели верить», «стали поговаривать о колдовстве»

5. Киш – отважный охотник

«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»


- Мальчику Кишу было по северному счету «13 солнц». В рассказе говорится, что солнце поднимается над землей, чтобы люди могли согреться и поглядеть друг другу в лицо.

Несмотря на то, что «Киш был всего только мальчик, а его мать — всего только женщина», он выступил на со-вете мужчин, не сгибая ни перед кем спину.

Нарушение обычая: мальчики в 13 лет никогда не ходили на охоту

Мужчины готовились идти на поиски тела Киша, женщины рвали на себе волосы и вымазали лицо сажей в знак скорби. Эти люди не были лишены жалости.

Киш принес много хорошего мяса: опасная охота на медведицу с медвежатами увенчалась успехом.

Сначала сомневались, потом увидели собственными глазами.

Было решено послать соглядатаев по следу Киша, ко-гда он снова пойдет на медведя, и узнать его тайну.

Потому что никакого колдовства не было, просто Киш обладал смекалкой и хитростью.


Бесстрашие, смекалка, наблюдательность, сила воли, чувство справедливости, ответственность перед со-племенниками) Торжество человеческой воли и ответ-ственности.

Север заставляет сражаться за существование. А для этого необходимы не только крепкие бицепсы и ясная голова, но непритупляющееся чувство милосердия и от-ветственности. Именно оно поднимает человека над суровой природой и дает ощутить себя ее частью и хо-зяином

Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».



Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Киша до смерти отца, о времени, когда он с мате-рью жил в нужде, и когда стал знаменитым охотником.


Ответы учащихся.


Самостоятельные выводы учащихся.


Выполняют в парах


Учащиеся приводят примеры.


Услышали они эту историю из уст рассказчика, потому что написано сказание разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно пред-ставить, что его кто-то рассказывает.



Желание добиться справедливости, чтобы все люди племени были равны между собой, старые и немощные имели такое же право на хороший кусок мяса, как и сильные и молодые охотники и их жены.

Киш выступает здесь не просто как охотник, он выступает здесь как настоящий справедливый, честный человек. И возраст его ему не помеха. Стать взрослым - это значит получить не только права, но и обязанности. В данном случае удачная охота только помогла Кишу завоевать уважение племени, чтобы люди стали к нему прислушиваться, сделали его своим вождем.

5 этап – рефлексивный

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

1. Устное рисование портрета Киша.

2. Чем заканчивается сказание?

3. Как вы понимаете последнюю разу этого рассказа: "И говорят, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые плакали бы ночью от-того, что у них нет мяса"?





1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...», определить степень осо-знанности прочитанного.

1.Как называется хижина канадских эскимо-сов? (Иглу)

2.Кем был отец Киша? (Отважным охотни-ком)

3.Имя вождя племени? (Клош-Кван)

4.Имя матери Киша? (Айкига)

5.Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)

6.Что сделала Айкига в знак скорби по сы-ну? (Вымазала лицо сажей)

7.Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)

8.Сколько часов спал Киш после первой охо-ты? (20 часов)

9.Почему охота Киша всегда была удач-ной? (Знал один секрет)

10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук)

11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)

12. Кем избрали Киша соплеменники за добро-порядочность? (Вождем племени)

2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Напишите в тетради, какие изобретения чел-вечества, по вашему мнению, в истории – самые великие и важные? (Не более 5).



Выполняют задание устно.

Люди выбирают Киша свои вождем.

Справедливость Киша на протяжении всей его жизни позволила племени никогда не знать нужды и голода. Даже самые беззащитные жители племени были увере-ны, что Киш не забудет о них, и всегда будет защищать их и заботиться, зная по своему личному опыту, что такое нужда, холод и голод.










6 этап – информация о домашнем задании

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся


Ответить на вопросы по тексту.

Задают вопросы, записывают задание.



Словарная работа

Соперничество - стремление превзойти кого-либо в чём-либо.

Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

Зависть - чувство раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого.

Кротость - уступчивость, покорность

Грация - изящество, красота в движениях

Свойство — это то, что естественно присуще человеку.

Недуг — это болезнь.

Словарная работа

Соперничество - стремление превзойти кого-либо в чём-либо.

Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

Зависть - чувство раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого.

Кротость - уступчивость, покорность

Грация - изящество, красота в движениях

Свойство — это то, что естественно присуще человеку.

Недуг — это болезнь.

Словарная работа

Соперничество - стремление превзойти кого-либо в чём-либо.

Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

Зависть - чувство раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого.

Кротость - уступчивость, покорность

Грация - изящество, красота в движениях

Свойство — это то, что естественно присуще человеку.

Недуг — это болезнь.

Словарная работа

Соперничество - стремление превзойти кого-либо в чём-либо.

Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

Зависть - чувство раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого.

Кротость - уступчивость, покорность

Грация - изящество, красота в движениях

Свойство — это то, что естественно присуще человеку. Недуг — это болезнь.

С .Виргун

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лиц


























Расул ГАМЗАТОВ-Дмитриев Иван

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою.

В том, что есть глаза у всех цветов.

И они глядят на нас с тобою

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Технологическая карта по уроку внеклассного чтения. Дж.Лондон "Сказание о Кише"

Автор: Федосова Альбина Николаевна

Дата: 15.05.2018

Номер свидетельства: 469683


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства