Статья посвящена теме в пейзажной поэзии М.Н. Муравьёва, как объект художественного изображения, включают в себя суточные явления, времена года, дорожные зарисовки и связанные с ними мотивы, встречающиеся в произведениях поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Темы и мотивы пейзажной поэзии М.Н. Муравьёва»
Темы и мотивы пейзажной поэзии М.Н. Муравьёва.
Темы в пейзажной поэзии М.Н. Муравьёва, как объект художественного изображения, включают в себя суточные явления, времена года, дорожные зарисовки и связанные с ними мотивы, встречающиеся в произведениях поэта.
В стихотворениях М.Н. Муравьёва 70-ых годов XVIIIв. «пейзаж» только появляется в отдельных зарисовках, природа оживает, становится динамичной. Уже в этот период в произведениях, благодаря картинам природы, предстаёт «живописная красота» [2,с.45], появляются картины пробуждающейся природы. Одним из таких стихотворений является «Возвращение весны» 1775: «…И сыплет нежные земля произрастенья. / Свирель пастушеска приемлет голос свой./ И свет, весенний свет, счетаясь с синевой, / Лиется, как река, в небесные долины»[3,с.141]; в этих строках поэтическое журчание весенней струи придаёт стихотворению живой, динамичный характер, а «произрастенья» из земли связаны с мотивом «пробуждения природы». Тема весны раскрывается также через цветовой код: сочетание солнечного света с небесной синевой придают картине тёплые весенние тона.
Ещё одно стихотворение «Прекрасной всход зари» 1775 также непосредственно связано с мотивом «пробуждения природы»: «Прекрасной всход зари / Всегда по поутру зри, … Как сходит мрачна тень / И возвещает день / Природе пробуждаться. / Тогда росой прохладной / Смочен цветочек жадный, / Вздымается с земли, … А солнца только часть/ Ещё на горизонте, / Другая – в тихом понте» [3,с.142]. Здесь, и прекрасный утренний всход зари, противопоставленный ночному мраку, символизирует рождение нового дня, и утренняя роса, смочившая жадный цветочек (т.е. цветочек, лепестки которого утром ещё свёрнуты в бутон). Тема утра раскрывается через поэтизацию состояний природы, суточных явлений. Утренний, пробуждающийся пейзаж становится не просто фоном, а является источником красоты, языком чувств лирического субъекта.
Тема ночи раскрывается в одном из самых известных стихотворений М.Н. Муравьёва «Ночь». «Слово» в поэзии М.Н. Муравьёва становится полисемантичным: пейзаж отображает не только видимые картины природы, человеческие чувства, но и определённый ночной мир, который заполнен тенями, туманом, тьмою, молчаньем, прохладой и т.д.: «К приятной тишине склонилась мысль моя, … Прохлада, что из недр пространныя земли / Восходит вверх, стелясь, и видима в дали / Туманов у ручьев и близ кудрявой рощи / Виется в воздухе за колесницей нощи» [2,с.159]. Ночь — время суток, позволяющее подумать, поразмышлять, впоследствиипереходящее в сон. Мотив сна в стихотворении отражает двойную реальность (объективную/субъективную), стремление погрузиться в состояние, позволяющее как можно глубже прочувствовать действительность. Основа ночного пейзажа Муравьёва — чувствование ночи лирическим субъектом, которого вместе с природой лишает сил сон. Мотив сна отнесён как к человеку, так и к природе. Тишина, характерная для ночного времени, — явление, способствующее сну, которое помогает прочувствовать мир, природу. В стихотворении "Ночь" есть образ прохлады, не просто осязаемой, но видимой глазу: «Прохлада, что из недр пространныя земли / Восходит вверх, стелясь, и видима в дали / Туманов и ручьев и близ кудрявой рощи / Виется в воздухе за колесницей нощи, / Касается до жил и освежает кровь» [2,с.159]. Муравьев здесь более рационалистичен и предметен: прохлада в итоге конкретизируется как туман.
Таким образом, именно Муравьёв открыл возможность синтеза внутри образа различных начал, объединенных поэтическим воображением.
В поэзии М.Н. Муравьёва отражены различные состояния природы, переходящие из одного в другое. Так, например, переходное состояние (от вечера к ночи, от утра ко дню,) воплощают в себе мотив времени, уходящей молодости, невозможности возвратить прошлое: «Им паки жизнь их возвратилась, / А наших дней возврата нет, / Когда один раз прокатилась / Весна цветущих наших лет. … Помолодеют древни дубы, — / Не будут наши дни сугубы, / Когда один увянем раз» [2,с.127]. Уже в название стихотворений («Время», «Бежит, друзья, бежит невозвратимо время»)вынесена основная тема времени жизни человека, которое отлично от природного, и, в то же время, повторяет его ход. Внимание поэта обращено к «дифференциации времени, которое осознаётся как имманентное свойство мира» [1,с.114]. Стремление поэта обнаружить в природе гармоничность связей и отношений определяет у Муравьёва «тягу к фиксированию замкнутых временных циклов или их фрагментов, внутри которых наблюдается текучесть времени» [1,с.115], т. е. для поэта притягательно изменение самого времени, выявление сопричастности человека и природы. Стихотворения построены на мотиве «общего и розного в соотношении человека и природы с акцентом на том, что их различает при сохранении общего» [3,с.74].
Темы и мотивы в поэзии М.Н. Муравьёва, связанные с природными явлениями, пейзажем, формирует пейзажную поэзию не только конкретного автора, но и пейзажную поэзию XVIII – нач. XIX вв. – это определяет значимость изображения природы в произведениях данного поэта.
Список литературы
Абузова, Н.Ю. М.Н. Муравьёв: поэтика хронотопа // Культура и текст: культурный смысл и коммуникативные стратегии [Текст] : сборник научных статей / под ред. Г.П. Козубовской. – Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 110-124.
Топоров, В. Н.. Из истории русской литературы. Том II: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М.Н. Муравьёв: Введение в творческое наследие. Кн. III. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 684 с.