Просмотр содержимого документа
«Тема : Маленького человека в произведении А.Куприна "Гранатовый браслет "»
Данная статья написана учительницей русского языка и литературы
Общеобразовательной школы № 12.
Аннотация: В статье раскрыта тема маленького человека по произведению Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет», который изучается в 10- классе.
Тему « Маленького человека» поднимают многие писатели. Она была всегда актуальна, потомучто её задача –отражать, жизнь простого человека со всеми его переживаниями ,проблемами, бедами и маленькими радостями . Писатель берёт на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей . «Маленький человек –представитель всего народа И каждый писатель представляет его по-своему. Одно из таких произведений Александра Куприна «Гранатовый браслет». «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» - эти слова из Купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда, все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. С присущим ему высокохудожественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. В повести «Гранатовый браслет» рассказана история любви телеграфиста Желткова к аристократке Вере Шеиной. Писатель показывает духовную ограниченность аристократов, не допускающих мысли, что бедный чиновник способен на огромную любовь. Кто же мог вызвать такую трагически безнадежную любовь? Куприн детально описывает внешность Веры, применяя сопоставление ее с сестрой Анной. В отличие от живой и насмешливой Анны, Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна»..
Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. "Маленький человек" Желтков представляется нам фигурой, возвышающейся над окружающими. Он не угнетен как герои «маленький человек» Пушкина, скорее наоборот морально он выше всех остальных, но это и губит его. Куприн развивает традиционную для литературы тему «маленького человека». Но этот маленький человек возвышается любовью, становится трагическим героем. Лицо мертвого Желткова напоминает Вере посмертные маски Пушкина и Наполеона. Этим Куприн приравнивает талант любви к талантам гениев. Образ главного героя Желткова вырисовывается из его письма. Любовью, которая «сильна, как смерть», дышит каждая строка письма. Его автор представляется человеком благородным, способным на высокое вдохновение и самоотречение, на самозабвенное преклонение перед женщиной. Желтков появляется только в последней части повествования, когда к нему приходят муж Веры и ее брат. Это «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине» молодой человек. Куприн создает облик застенчивого и нежного человека, но упрямый подбородок позволяет подозревать в Желткове волевую натуру. Волевая натура, гордость, упрямство присуши несшему классу ». В последней записке Желткова упоминается соната Бетховена. Патетическая, романтическая тема любви-трагедии связывается в повести с музыкальной темой шести тактов «Аппассионаты». Это музыкальная молитва о любви. Молитвенный, почти религиозный характер такой высокой и бескорыстной любви закрепляется рядом символических образов: старинный молитвенник, подаренный Вере сестрой; гранатовый браслет, присланный Желтковым, а затем отданный в дар Мадонне; претворение шести музыкальных фраз в шесть строк стихотворения в прозе, напоминающих акафист любви, с рефреном строки из молитвы, которую цитирует в последнем письме к Вере герой: «Уходя, я в восторге говорю: ”Да святится имя Твое”».
«Гранатовый браслет» — это гимн великой неразделенной любви, побеждающей любые условности и предрассудки. И в наше время найдутся люди, похожие на главного героя Желткова, которым присуши классовое унижение и безответная любовь.