kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы работы над технологией продуктивного чтения представлены в данной разработке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе»

Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Технология продуктивного чтения опирается на теорию формирования типа правильной читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Светловская. В основе данной технологии, в свою очередь, лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник и её соавторов. Теория формирования типа правильной читательской деятельности в том виде, как она описана автором, обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книги, включение его в «общение» с автором.

Принципиально важным при этом является обеспечение готовности школьников к такой читательской самостоятельности. Только обеспечивая в педагогически организованном процессе деятельности чтение (сначала – чтения-слушания и только потом – самостоятельного чтения), полноценное для конкретного читателя, полноценное восприятие и понимание любого текста, можно формировать у ребёнка потребность в чтении, развивать его эмоционально, эстетически и т.д.

В то же время полноценное восприятие и понимание возможны только при условии присвоения читателем соответствующих методик и приёмов чтения. Итак, технология продуктивного чтения, в соответствии с изложенными выше научными основаниями, – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору .

С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).

1. Дети читают фамилию автора и название произведения, затем рассматривают предшествующую тексту иллюстрацию и читают группу ключевых слов на доске или в тетради по чтению. На основании всего этого они высказывают предположения о содержании, героях, событиях произведения, которое им предстоит прочитать. После этого можно обратиться к шрифтовым выделениям в тексте, рассмотреть другие иллюстрации, если они есть, обратить внимание на структуру текста (сколько в нём частей, глав; сколько строф в стихотворении) и уточнить первоначальные предположения.

2. Учитель формулирует цель чтения: прочитаем, проверим свои предположения

2. Работа с текстом во время чтения.

Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.

1. Первичное чтение текста (самостоятельное чтение детьми про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение). Предпочтительно уже в первом классе первичное самостоятельное чтение детей про себя, особенно это касается стихотворных текстов. Однако не менее важно научить детей слушать и слышать чтение учителя. Именно поэтому в методических рекомендациях для учителя мы советуем, какие произведения рекомендуются для чтения-слушания (учитель читает, дети слушают, следя по учебнику).

2. Выявление первичного восприятия (вопросы, которые возвращают детей к высказанным ранее предположениям и выявляют их эмоциональную реакцию на прочитанное).

3. Перечитывание текста (дети читают вслух) с элементами анализа. Перечитывание текста идёт по смысловым частям. По ходу чтения проводится словарная работа, учитель при необходимости делает краткие комментарии, задаёт уточняющие вопросы, а также использует элементы диалога с автором («медленное чтение»). Таким образом прочитывается каждая смысловая часть и к ней ставится обобщающий вопрос. Важно не подменять перечитывание беседой, во время которой детям задаётся большое количество вопросов по содержанию. В первую очередь вопросы учителя должны: – усиливать эмоциональное воздействие текста; – углублять понимание прочитанного; – обращать внимание младших школьников на некоторые особенности языка, авторского стиля.

4. Работа над выразительностью чтения, наблюдение над построением текста, размышления о герое и его характере.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

1. Обобщающая беседа, содержащая смысловые вопросы по всему тексту, в том числе проблемные. Два-три (не более) смысловых вопроса должны помочь детям: – выявить главное в прочитанном; – установить связь между прочитанным произведением и собственным жизненным опытом, представлением о чём-либо.

2. Короткий рассказ учителя о писателе (один-два ярких эпизода из биографии писателя, истории создания произведения).

3. Возвращение к заглавию, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением, представлением и пр.).

5. Итоговое задание (в том числе творческого характера). Оно может быть дифференцированным и углублять эмоциональное проживание прочитанного, его осмысление .

Таким образом, технология продуктивного чтения подразумевает способность понимать письменные тексты, рефлексировать по содержанию текста, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марина Геннадьевна Логунова

Дата: 30.01.2022

Номер свидетельства: 599141

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства