Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе»
Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Технология продуктивного чтения опирается на теорию формирования типа правильной читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Светловская. В основе данной технологии, в свою очередь, лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук Г.Г. Граник и её соавторов. Теория формирования типа правильной читательской деятельности в том виде, как она описана автором, обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книги, включение его в «общение» с автором.
Принципиально важным при этом является обеспечение готовности школьников к такой читательской самостоятельности. Только обеспечивая в педагогически организованном процессе деятельности чтение (сначала – чтения-слушания и только потом – самостоятельного чтения), полноценное для конкретного читателя, полноценное восприятие и понимание любого текста, можно формировать у ребёнка потребность в чтении, развивать его эмоционально, эстетически и т.д.
В то же время полноценное восприятие и понимание возможны только при условии присвоения читателем соответствующих методик и приёмов чтения. Итак, технология продуктивного чтения, в соответствии с изложенными выше научными основаниями, – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору .
С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).
1. Дети читают фамилию автора и название произведения, затем рассматривают предшествующую тексту иллюстрацию и читают группу ключевых слов на доске или в тетради по чтению. На основании всего этого они высказывают предположения о содержании, героях, событиях произведения, которое им предстоит прочитать. После этого можно обратиться к шрифтовым выделениям в тексте, рассмотреть другие иллюстрации, если они есть, обратить внимание на структуру текста (сколько в нём частей, глав; сколько строф в стихотворении) и уточнить первоначальные предположения.
2. Учитель формулирует цель чтения: прочитаем, проверим свои предположения
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.
1. Первичное чтение текста (самостоятельное чтение детьми про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение). Предпочтительно уже в первом классе первичное самостоятельное чтение детей про себя, особенно это касается стихотворных текстов. Однако не менее важно научить детей слушать и слышать чтение учителя. Именно поэтому в методических рекомендациях для учителя мы советуем, какие произведения рекомендуются для чтения-слушания (учитель читает, дети слушают, следя по учебнику).
2. Выявление первичного восприятия (вопросы, которые возвращают детей к высказанным ранее предположениям и выявляют их эмоциональную реакцию на прочитанное).
3. Перечитывание текста (дети читают вслух) с элементами анализа. Перечитывание текста идёт по смысловым частям. По ходу чтения проводится словарная работа, учитель при необходимости делает краткие комментарии, задаёт уточняющие вопросы, а также использует элементы диалога с автором («медленное чтение»). Таким образом прочитывается каждая смысловая часть и к ней ставится обобщающий вопрос. Важно не подменять перечитывание беседой, во время которой детям задаётся большое количество вопросов по содержанию. В первую очередь вопросы учителя должны: – усиливать эмоциональное воздействие текста; – углублять понимание прочитанного; – обращать внимание младших школьников на некоторые особенности языка, авторского стиля.
4. Работа над выразительностью чтения, наблюдение над построением текста, размышления о герое и его характере.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
1. Обобщающая беседа, содержащая смысловые вопросы по всему тексту, в том числе проблемные. Два-три (не более) смысловых вопроса должны помочь детям: – выявить главное в прочитанном; – установить связь между прочитанным произведением и собственным жизненным опытом, представлением о чём-либо.
2. Короткий рассказ учителя о писателе (один-два ярких эпизода из биографии писателя, истории создания произведения).
3. Возвращение к заглавию, его осмысление.
4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением, представлением и пр.).
5. Итоговое задание (в том числе творческого характера). Оно может быть дифференцированным и углублять эмоциональное проживание прочитанного, его осмысление .
Таким образом, технология продуктивного чтения подразумевает способность понимать письменные тексты, рефлексировать по содержанию текста, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.).