Просмотр содержимого документа
«Таинственное в рассказах и повестях И.Тургенева»
Введение
Чем больше мы задумываемся о судьбе своей страны и её людей, тем чаще понимаем, как мало мы об этом знаем, сколько нового и интересного нас ещё окружает. Многие учёные, педагоги нередко высказывают мысль, что интерес к познанию с каждым годом растёт.
Цель данной работы - исследование особенностей "таинственных повестей", на примере текстов: "Собака" (1866), "Сон" (1877).
Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
Выявление списка произведений, относящихся к таинственным повестям
Изучение особенностей языка повестей
Изучение символов в рассказах и повестях
Актуальность данной темы заключается в том, что «таинственные» повести и рассказы Тургенева открывают особенности его творчества с новой стороны, о которой чаще всего не говорят много в силу того, что эта сторона его творчества мало изучена.
В настоящее время мы только начинаем знакомиться с основными произведениями Ивана Сергеевича, поэтому он является для нас малоизвестным. Этой работой мы попытаемся привлечь внимание учащихся к творчеству этого талантливого писателя, знакомство с которым не должно ограничиваться школьной программой.
Глава I. Тема «таинственного» в творчестве Тургенева.
Самой прозрачной, на первый взгляд, самой изученной областью представляется литература. Но это не совсем так. Интерес к истории народа, судьбам отдельных людей, в том числе и авторов бессмертных произведений, возрастает в связи с огромной потребностью осознать происходящие в стране события. А если речь заходит о таком писателе как Тургенев, то интерес значительно усиливается.
Иван Сергеевич Тургенев - известный писатель XIX века, чьё имя не сходит с уст не только у знатоков литературы, ценителей настоящего искусства, но и у любителей, обдуманно или случайно отрывших красоту слова его произведений.
Казалось бы, что в биографии Ивана Сергеевича всё ясно, что в творчестве всё изучено и исследовано. О нём и его творениях появились к началу XXI века достаточно богатая критическая литература, письма, воспоминания, но интерес к его творчеству не угасает, а разрастается, так как произведения Тургенева - это бездонный океан, чьи тайны ещё предстоит открывать.
В 60-х годах XIX века из-под пера знаменитого русского писателя И.С. Тургенева вышел ряд рассказов, посвященных теме мистического и сверхъестественного. Впоследствии литературоведы окрестили их «Таинственные повести». Не исключено, что написаны они были под влиянием некоторого личного опыта, пережитого писателем.
Особое внимание тургеневеды уделяют такому аспекту поэтики «таинственных повестей», как фантастика. Именно она в первую очередь определяет своеобразие этих произведений, дает повод для их сближения с романтической традицией и литературой рубежа 19-20 вв.
Основными способами введения фантастического в обыденное в «таинственных повестях» выступают сон, сновидения, сумеречное состояние затянувшейся бессонницы, переход от сна к бодрствованию. Это и позволило современной исследовательнице Р.Н. Поддубной назвать фантастику «таинственных повестей» разновидностью «сновидческой фантастики, которая в русском реализме второй половины XIX века стала «поэтической правдой» о том, чего сознание еще не одолело».
Как известно, "таинственные" повести и рассказы завели в тупик ещё современников Тургенева. К 70-м годам XIX века у читателей сложилось представление об Иване Сергеевиче как о писателе-реалисте, но эти произведения разрушили этот стереотип, поскольку они совсем не походили на предшествующие его сочинения.
"Таинственные повести" Тургенева были встречены современниками почти в штыки. И. Виноградов в этой связи замечает: "Трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, - и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими... Многих это сбивало с толку". Особенно досталось писателю за рассказ "Собака" - о разорившемся помещике, которому чудится, будто его преследует призрак какой-то таинственной собаки. Один из ближайших друзей Тургенева, В. П. Боткин, познакомившись с "Собакой", написал ему: "Она плоха, говоря откровенно, и, по мнению моему, печатать ее не следует. Довольно одной неудачи в виде "Призраков".
Но вместо ожидаемого "конца" последовал новый взлет творчества писателя, не понятый не только его современниками, но и в более поздние времена. Появление "Призраков" советские литературоведы связывают с внешними.
По большей части основу их составляли таинственные происшествия, сновидения, иррациональные состояния героев, необъяснимые поступки, ощущения, настроения. Словом, в них рисовался мир и душевные движения, неподвластные рассудку и трудно объяснимые рациональным путём.
Тема данной работы посвящена именно одной из этих неизведанных сторон бессмертного наследия - исследованию особенностей "таинственных повестей", на примере текстов: "Собака" (1866), "Сон" (1877).
Глава II. Раскрытие темы «таинственного».
Впервые она воплотилась в рассказе "Призраки", написанном в18б1-1863 годах. Затем образ таинственного стал возникать в все чаще и чаще: "Собака" (1864), "Странная история" (1869), "Стук... Стук... Стук!..." (1870), "Часы" (1875), "Сон" (1876), "Рассказ отца Алексея" (1877), "Песнь торжествующей любви" (1881), "После смерти" (1882) и некоторые другие его произведения, в частности незавершенный рассказ "Силаев", который создавался предположительно в конце 70-х годов. Все эти произведения исследователи творчества писателя относят к "таинственным повестям" Тургенева. Таинственные по своему содержанию, они сохранили оттенок недосказанности. И хотя литературоведение постоянно возвращается к этой группе произведений Ивана Сергеевича, пытаясь определить их своеобразие и место в творческой системе писателя, загадка "таинственного" феномена по-прежнему не разгадана. «Таинственные повести» И.С. Тургенева – тот пласт в творческом наследии русского писателя, который своей необычностью не перестает приковывать к себе внимание уже нескольких поколений литературоведов и представителей литературной критики.
Данная работа посвящена изучению "таинственного" в отдельных рассказах Тургенева.
Для этого мы рассмотрим особенности языка повестей, героев, символов, с помощью которых и раскрывается «таинственное» у Тургенева.
Скажем прежде всего о том, что во всех произведениях серии "таинственных повестей" присутствует странный, порой носящий необъяснимый характер, предмет или субъект. Из-за него, как правило, и начинают происходить непонятные вещи. В рассказе "Сон" это сон о незнакомом человеке, который в последствии оказывается настоящим отцом героя. В "Собаке" это образ очень странного существа, которое видит герой по ночам. Произведение посвящено теме, глубоко волновавшей автора – проблеме наследственности. В то время, когда генетика еще не была отдельно оформившейся наукой, вопрос передачи от родителей потомкам не просто внешних признаков, но и черт характера, был поистине загадочен. Нельзя сказать, что и сейчас, по прошествии 150 лет ученые могут достаточно полно объяснить все нюансы механизм наследования свойств личности.
Как видно, писатель использует для реализации своего творческого замысла как вполне обыденные вещи, из нашей повседневной жизни (музыка), так и абстрактные понятия (тёмные силы). Это и вещи и звуки, которые символичны по своей функции.
Прежде всего, отметим простоту и лаконичность языка произведений Ивана Сергеевича. Он очень долго и тщательно подбирает слова, чтобы полно и точно выразить мысль, поэтому внимание читателей не рассеивается на посторонние вещи, не теряется в долгих описаниях, акцентируясь на самом важном.
Нужно сказать, что существование нескольких редакций "таинственных повестей" объясняется, с одной стороны, именно поисками точного слова.
Например, в рассказе "Сон" Иван Сергеевич следующим образом экспериментировал над описанием образа "тайного отца". В предложении: " Человек этот до того показался мне знакомым, каждая черта его смуглого, желчного лица" автор изменяет всего одно слово, "жёлтого" на "желчного", и мы начинаем смотреть на героя совершенно по-иному. Жёлтый цвет может говорить об усталости, либо болезни человека, вызывая к нему сочувствие. Слово "желчный" уже характеризует определённую черту характера, вызывая какое-то пренебрежение, отвращение.
Он уточняет даже самые незначительные, на первый взгляд, детали, и они обретают огромный смысл. Например, в предложении: " И вот оно наступило, это необыкновенное, это ожиданное!" - Тургенев, в целях придания ситуации прозрачности, как чего-то предугаданного, неизбежно следующего далее, изменяет слово "неожиданное" на "ожиданное". Автор, забегая вперёд, подготавливает читателей к такому повороту ситуации.
Таким образом, последующая встреча героя с "тайным отцом" становится определённым звеном в цепи событий, сон же героя можно считать пророческим, так как он определяет всю дальнейшую его жизнь.
Движения героя в результате "поиска слова" также становятся символичными. Очень тяжело догадаться о значении данного изменения, так как автор не уточняет, каким именно образом герой производил подобные действия. В предложении: "Но "тот" вдруг повернётся немного на стуле или руку слегка поднимет - и я опять чуть не ахну, опять вижу перед собой моего "ночного" отца!" Тургенев изменил "руки поднимет" на "руку поднимет".
Если учесть, что барон на пальце носил кольцо, которому в рассказе придано особое, мистическое значение, то Иван Сергеевич, возможно, пытался привлечь внимание именно к руке, а не просто к "рукам". Тем более, что это событие будет упоминаться дважды.
Примечательно, что подобные доработки о руке с кольцом в тексте касаются прежде всего образа "ночного" отца. Это говорит в свою очередь о кропотливом поиске действующего лица, о его сложности и значимости.
Если более детально при анализе черновых вариантов учитывать все эти изменения, можно проследить эволюцию развития образа, события.
Акцентирование внимания на какой-то детали, образе, действии героя Иван Сергеевич проводит и графически.
Очень часто встречаем выделенные курсивом слова, которые имеют у автора особое значение, несут в себе главный смысл. Например, в "Рассказе отца Алексея": "Надо вам сказать, что на вольном воздухе Яков и прежде - того-то не видал.. ,"Или другой пример: "Мне с ним теперь уж не расстаться" вдруг он (в церкви-то это, белым-то днём!) встал предо мною..." Внимание, таким образом, невольно обращается на это странное существо, которое герой видит повсюду. Этим приёмом, можно сказать и создаётся эффект таинственности.
Примечательно, что выделения слов курсивом встречаются на протяжении всею текста. Совершенно другую картину мы наблюдаем в рассказе "Сон". Выделенные слова обращены к образу барона, "ночного отца" героя и появляются только в конце произведения, после его смерти. Автор подобным графическим выделением проводит сравнение состояния, в котором находилась мать героя, с выражением лица его отца: "Она побледнела страшно, глаза её раскрылись необычайно и помертвели, как у того, - она слабо крикнула, схватила кольцо, пошатнулась, упала ко мне на грудь и так замерла на ней, закинув голову назад и пожирая меня этими широкими, обезумевшими глазами".
Здесь подобное замечание звучит, как пренебрежительное отношение героя к отцу. Или "...заметны ступни одного человека...' Герой находится в шоковом состоянии, подобная ситуация ему не ясна, загадочна.
В рассказе "Собака" подобные выделения касаются образа таинственного существа, которое не даёт покоя обитателям дома. Например: "Как нет? а это что?" - "Что это? ..или "разве, думаю, забежала какая-нибудь "заболтущая". Причём, Тургенев говорит о том, что это чёрт, только спустя время, что опять же усиливает ощущение таинственности.
Сначала возникают слуховые ощущения того, что кто-то посторонний присутствует в доме. Герой слышит, как в темноте кто-то "скребёт, возится, чешется.... Наконец ушами захлопало! Понятно дело: собака". В итоге существо было названо наваждением, так как при включении света видение исчезало.
Тремя глаголами автор описывает здесь кульминационные моменты. Точно также тремя глаголами выражена схватка Трезора и бешеной собаки: "захрипел, заскрежетал, отшатнулся...".
Зрительное восприятие тёмной силы также покрыто завесой неожиданности. Только на третий раз герои его увидят. Сначала "...завозилась, из-под кровати вылезла, через комнату пошла, когтями по полу стучит, ушами мотает, да вдруг как толкнёт самый стул, что возле Василия Васильевичевой кровати!".
В результате мы наблюдаем троекратное повторение события с постепенным нагнетанием эффекта таинственности, приём, который используется в устном народном творчестве.
Дважды Тургенев в рассказе "Собака" использует контрастное изображение существа и человека. Некий раскольник, у которого Порфирий Капитоныч решил переждать подобную напасть, приобретает вид собаки: "Сам весь шершавый, уши мохнатые, глаза злобные, как у хорька, на голове шапонька белая войлочная, борода по пояс, тоже белая, и жилет с медными пуговицами на рубахе, а на ногах меховые сапоги - и пахнет от него можжевельником.".
Однако в данном случае старик только внешне похож на животное, сохраняя рассудок человека. Подобную сцену можно увидеть и в начале рассказа: слуга Порфирия Капитоныча улыбается, а хозяину (видимо после приступа страха) кажется, будто он зубы скалит.
С помощью выделения курсивом слов показывает контраст между тёмными и светлыми силами.
Так, в тексте рассказа "Собака" встречаем слово утрие, которое напечатано курсивным шрифтом. Реплика Сергея Прохоровича Первушина также выделена курсивом: "Что вам надобе ". Старик предстаёт перед нами как глубоко верующий, перед которым "просто душа в пятки уходит". Образ светлого, божественного воплощен в этом человеке, который противостоит тёмным силам. Привлечение здесь темы христианства, веры, конечно, не случайно.
Интересно, что такие слова встречаются, когда речь заходит о бешеной собаке, только они не выделены курсивом. Она воспринимается как реально "существующее животное, противопоставленное видению, чёрту, наваждению. Очевидно, таинственное заключено именно в этом существе, а не собаке, что и показал графически автор.
Соприкосновение чего-то прекрасного и непонятного порождало ужас.Тот же приём наблюдаем в рассказе "Сон": 'Что я чувствовал, чувствовал смутно и сильно", "казалось мне удивительным и странным".
При чтении рассказов в глаза сразу же бросаются слова, относящиеся скорее всего к абстрактной лексике: сверхъестественное, знамение, предостережение. ("Собака"). Неясные думы, мечтания, тайный смысл, странные, непонятные порывы, предсказания, неизлечимое и застуженное горе ("Сон").
Примечателен тот факт, что в каждой повести преобладают какие-то слова. К примеру в "Собаке" слово сверхъестественное повторяется пять раз, выражение здравый рассудок - дважды. Они несут на себе центризующее значение и в свою очередь легко вычленяются из текста. Таким образом, писатель оттеняет что-то неподдающееся объяснению на фоне здравого рассудка.
В "Сне" доминируют эпитеты: таинственный, странный, загадочный, непонятный. Таинственными кажутся события именно потому, что они непонятны. Об этом немного позже.
В рассказе "Сон" таинственным названо горе, которым была полна жизнь матери героя. Однако он утверждал, что "это горе не объяснялось одной печалью об отце... Нет! Тут ещё что-то таилось, чего я не понимал...".
Частотным для Тургенева оказывается и эпитет "странный".
Причем сон показан в двух значениях: явный, обычный для любого человека, и сон скрытый. В произведении «Сон», сон становится центральным эпизодом.
Другое значение сна - срытый сон. Некое состояние человека, как "жизнь в тумане", "на ощупь". Все герои видят всё, что происходит, но для них скрыт смысл событий, перед ними, поэтому они и бессильны. Это замкнутый мир, в котором они живут, ни шага вперед, ни назадСмерть Муция выступает как разрешение таинственных событий.
Если провести параллель луна и солнце, то получим, что луна у Тургенева - это вечный его спутник, приносящий людям ночь. А ночь "как и тьма, связана с первобытными страхами перед неизвестностью, злом и силами Тьмы - ведьмами, злыми духами, отчаянием, безумием, сном, мечтами и обновлением
Заметим, что в рассказе "Собака" таким свидетелем выступает месяц. "Стоит он предо мной, этакий круглый, большой, жёлтый, плоский, и сдаётся мне, что уставился он на меня, ей-богу; да так нагло, назойливо'. Он героем истолковывается в качестве любопытного наблюдателя.
Чёрный цвет - символизирует смерть, скорбь. Это подчёркнуто ещё несколькими средствами. Сравнение: "тусклые, как свинец, зеницы". Эпитеты: "мраморный свод", "мраморный сатир", бронзовое лицо . Слова: мертвец, труп.
В рассказе "Собака" повествуется о событиях шести недельной давности.
Можно сделать вывод, что все анализируемые в данной работе тексты построены на постоянном акцентировании внимания на каком-то предмете, образе. Произведения сами по себе очень небольшие по объёму, насыщенны до такой степени, художественно информативны, что нет времени отвлечься на что-то постороннее, там всё важно и значимо.
Все очень просто. Тургенев никогда не изменял себе. Он как был, так и остался реалистом, в том числе и в изображении таинственного. Дар писателя, наблюдательность, интуиция, знание жизни своего народа позволило Тургеневу отобразить таинственное с такой точностью в деталях, какая не всегда доступна иному профессионалу. На это обстоятельство, насколько известно, впервые обратила внимание М. Г. Быкова. В книге "Легенда для взрослых" (МД 1990), в которой рассказывается о проблеме потаенных животных, включая и снежного человека, Майя Генриховна задается вопросом: "Применял ли когда-нибудь Тургенев знание о необычном в природе в своем творчестве?" И отвечает на конкретном примере: "В рассказе „Бежин луг" природа вплотную на мягких лапах подступает к ребячьему костру. Поражают детали, конкретные знания: „Леший не кричит, он немой", - роняет Илюша, которому на вид не более двенадцати лет". А в письме к Е. М. Феоктистову Тургенев в отношении "Бежина луга" заметил: "Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер". Такое мог сказать только реалист.
А отдельные элементы таинственного в его произведениях были не столь круты, и читающая публика вполне могла воспринимать их как полет творческой фантазии. Видимо, писатель и сам расценивал свои "таинственные" творения подобным же образом, но присущие ему ощущение таинственных сторон жизни и необыкновенно развитая интуиция позволили как бы невольно и в какой-то мере неосознанно отразить в "таинственных повестях" нечто большее - саму фантастическую реальность, облеченную в изысканно художественную форму.
Заключение
Итак, пользуясь методом критического анализа, мы пришли к выводу, что «таинственное» у Тургенева-это не что-то фантастическое, вымышленное, а вполне реальное, но вызывающее у читателя некую обескураженность в первые минуты прочтения.
Создается оно путем акцентирования внимания на конкретных деталях: личных предметах героев, их эмоциональным состоянии, окружении, природы. Работал автор и над лексикой. Тургенев точно подбирал слова и синтаксические конструкции при описании таинственных событий, слова с особой нагрузкой выделял курсивом. Простые предметы обретали у него значение символа.
Можно сказать, что «таинственные повести» -это не особый пласт в творчестве Тургенева, а продолжение его реализма, освещенного с другой стороны. Это не фантастический взгляд на реальность, а попытка объяснить происходящее стечением обстоятельств, которые проливают свет на тайны людей. В рассказе «Собака»-это попытка предостеречь человека от опасности. В рассказе «Сон» - это повествование о реальном отце, которого мальчик никогда не знал.
«Таинственное» у Тургенева-это средство заглянуть в скрытые уголки человеческого сердца и найти выход всему тому хорошему, что было скрыто.
Литература.
Источники:
1. Тургенев И.С. Воспоминания. Критика и публицистика. - Т. 14. - М.-Л., 1961.
2. Тургенев И.С. Надежды и воспоминания. - М.: Прогресс, 1983.
3. Тургенев И.С. Повести. Рассказы. - М., 1978.
4. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30-и тт. - М.: Наука, 1978.
5. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 28-и тт. - M.-JJ., 1967.
6. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12-и тт. - М.: Художественная литература, 1978.
7. Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С.Тургенева. - Л.: "Наука", 1967.
Научная литература:
1. Анненский И. Книга отражений. - М,, 1979.
2. Афанасьев В.В., Боголиков ПК. Тропа к Тургеневу. - М.: Дет. лит., 1983.
Просвещение, 1976. 23.Петров СМ. Великий русский писатель И.С. Тургенев - М.: Знание, 1968. 24.Петровский М.А. Таинственное у Тургенева //Творчество Тургенева:
Сборник статей /Под ред. И.Н. Розанова и Ю.М. Соколова. - М., 1920. 25.Пиксанов Н.К. Творческая история: Исследования по русской литературе:
Пушкин, Грибоедов. Достоевский, Гончаров, Острорский, Тургенев. - М.,
1927.
26.Поляк Л.М. История повести Тургенева "Клара Милич". - М.: Никитинский сборник, 1927.
27,ПустовоЙ1 П.Г. Романтическое начало в творчестве Тургенева
//Романтизм в славянских литературах. - М., 1973. 28.Пустовойт П.Г. Творческий путь Тургенева. - М.: Дет. литература. 1977. 29.ПустовоЙ1 П.Г. И.С. Тургенев - художник слова. - М.: Изд-во МГУ, 1980. ЗО.Топоров В.Н. Странный Тургенев. - М.: Российский гос. университет,
1998.
31.Тургенев И.С: Вопросы биографии я творчества. - Л.: Наука, 1990. 32.Тургенев И.С. Воспоминания. Критика и публицистика. Т14. М.-Л., 1961. 33 .Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. - М., 1958. 34.Чалмаев В.А. Иван Тургенев. - М.: Современник. 1986.
III. Работы по истории и теории литературы:
4. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М., 1992.
7. Козлова М.С Философия и язык: Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX в. - М.: Мысль, 1972.
9. Манн Ю.В. О гротеске в литературе. - М.: Сов. писатель, 1966.