kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа поможет осмыслить философскую проблему бытия: для чего живет человек.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»

Мастер – класс «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл » (Альберт Энштейн)

Цели:

  1. осмыслить философскую проблему бытия: для чего живет человек;

  2. побудить учащихся к размышлениям о смысле жизни, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезным и добрым;

  3. познакомить с жизнью Ю. Вревской



I. Вступительное слово учителя.

- Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающей смысл жизни, приводил человека к открытиям. Открытия окрыляли, убеждали: не зря, не зря…

Складывался опыт, убедительный, жизнеутверждающий. Казалось бы – повтори, умножь. Но каждый человек каждый раз начинает всё заново. Человеческая жизнь должна быть осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живёт, и попытался ответить на него.

- С чего бы вы начали такое осмысление? Попробуем начать с простого. Пусть каждый вспомнит наиболее значимые для него собственные поступки, любые…

- Что мы называем поступком? (Поступок – совершенное кем-либо действие).

Запишите свои поступки. ( на листочках учащиеся записывают)

Каждый из вас записал поступки. И что же мы видим? Хотим мы этого или не хотим, но все наши поступки бывают хорошими или плохими. Любые поступки (плохие он или хорошие) оставляют в других людях тот или иной след. Попробуем задуматься над этим. Посмотрите на свои записи и определите, какой знак вы бы дали этической окрашенности своих поступков?

- Наша жизнь – сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетём мы сами… Но не всегда осознаём это. А ведь это наш след в жизни.

II. Сообщение темы и цели.

- У дагестанского поэта Расула Гамзатова есть такие строки: «Но мы живём, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверняка, пришла пора и нам задуматься над этим.

III. Обсуждение рассказа.

- Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Какой след должен оставить человек на Земле?»

Старый Мастер построил каменный дом. Стал в стороне и любуется. «Завтра в нем поселятся люди », - думает с гордостью. А в это время возле дома играл Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который еще не затвердел.

- Зачем ты портишь мою работу? - сказал с укоризной Мастер.

Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и побежал себе. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не наклонялся - ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свою родную деревню на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами. Никто не помнит такого.

- Что же ты оставил после себя? – спрашивает старого Мужчину один дед.

- Есть у тебя сын или дочь?

- Нет у меня ни сына, ни дочери.

- Может, ты дуб посадил?

- Нет, не посадил я дуба ...

- Может, ты поле выпестовал?

- Нет, не выпестовал я поля ...

- Это, наверное, ты песню сочинил?

- Нет, и песни я не сочинил.

- Так кто же ты? Что же ты делал всю свою жизнь? - удивился дед.

Ничего не мог ответить старый Мужчина. Вспомнилась ему тот момент, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит тот, словно вчера построен, а на самой низкой ступеньке – окаменевшее отражение хлопчиковой ножки.

- Вот и все, что останется после меня на земле, - с болью подумал Человек.

- Но этого же мало, очень мало ... Не так надо жить ...

IV. Беседа.

– Что оставил на земле после себя старый Мужчина?

– Что он делал всю жизнь?

– Как вы понимаете слова «ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой»?

– Почему он с горечью произнес слова: «Не так надо было жить!»

– Что он понял?

V. Вывод. Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть. Он рождается для того, чтобы оставить по себе след. Человек оставляет память о себе прежде всего в поступках, в своих детях, в добрых делах, в труде.

Наш вывод подтверждает и сам Василий Сухомлинский в своих работах:

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный».

«Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»

-Знаете ли вы людей, которые «сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных»?

VI. Рассказ о Ю. Вревской.

В нашей жизни всё меняется: время, правители, даже природа не постоянна. Одно остается неизменным одно сострадание, милосердие. Желание помочь ближнему, попавшему в беду, во все времена вызывало только глубокое уважение. Литература позволяет нам не только узнать о подвигах, но и сопереживать героям, учиться мужеству и стойкости.

Сегодня я хочу вместе с вами прочитать стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Памяти Ю. Вревской»

Гибель Юлии Петровны Вревской вызвала у великого поэта и писателя И.С.Тургенева чувство скорби и уважения. Произведение «Памяти Ю.П. Вревской» позволяет почувствовать переживания автора.

Внимательно послушайте стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской». Какие чувства, мысли посетят вас? (видеоролик)

  • анализ стихотворения в прозе;

- Каковы ваши впечатления от услышанного?

- Что вы знаете о жизни Ю.П. Вревской?

«В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины–воины. Накал благородных чувств был таков, что многие женщины направились на фронт. Милосердные сёстры – так их тогда называли. Среди них была и та, кого благословил Тургенев, Юлия Петровна Вревская – одна из блистательных петербургских красавиц, баронесса…»

Это русская женщине, которую по праву можно назвать Ангелом милосердия
Юлия Петровна Вревская – баронесса, народная героиня России и Болгарии.

- Что вы узнали о ней из текста И.С. Тургенева?

(«Она была молода, красива…», «Жизнь ей улыбалась…», «…с лишком две недели умирала она от тифа….», «…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.

- Почему в произведении И. С. Тургенева нет подробного описания жизни Юлии Петровны?

- Где в тексте проявляется «я» лирического героя?

(Учитель предлагает перечитать заключительную фразу, в которой явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!») Что мы узнаем о лирическом герое произведения? (Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.

Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее». Ирония «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…».

Восхищение«и такая сила, такая жажды жертвы!»

Умиление – «Нежное кроткое сердце…»

Сожаление «Всякое другое счастье прошло мимо».

Скорбь«Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…»)

Милосердные сёстры. Сейчас мы называем их «сёстры милосердия». Главное слово «милосердие». Что это? Чем его измерить?

- Как вы можете объяснить данное понятие? Запишите на листочки.

(Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

- Какие понятия являются противоположностью милосердию?

(Противоположность милосердия: равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.)

Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему и участие в жизни другого. Этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью.

Вот как о милосердии говорит Гилберт Честертон: «Милосердие – это сила, которая может защитить то, что беззащитно». А Хелен Келлер пишет: «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».

Как Вы их понимаете?

Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сёстры милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других. Именно так прожила свою жизнь Ю. Вревская.

Как вы думает, почему Ю.П. Вревская и другие сёстры милосердия сделали именно такой жизненный выбор?

Давайте попробуем составить синквейн о милосердии.

Итог урока.

Какими качествами должен обладать милосердный человек? (1. Может поделиться последним куском; 2. Уметь разделить поровну беду близкого человека; 3. Уметь вовремя прийти на помощь – и это будет истинное милосердие). И если мы воспитаем эти качества в себе, то нам будет легче жить на белом свете, потому что мы будем верить в людей, потому что люди будут верить в нас.

Ролик.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл

Автор: Коновалова Елена Владимировна

Дата: 09.08.2016

Номер свидетельства: 338911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства