kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«СТРЕЛКИ РОМАНСОВЫХ ЧАСОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • формировать художественную культуру обучающихся в контексте различных видов творческого познания действительности;
  • оптимизировать созидательные качества личности, а именно – фантазию, артистичность, интеллект, развивать ассоциативное мышление;
  • выявлять силы и дарования обучающихся посредством духовного саморазвития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««СТРЕЛКИ РОМАНСОВЫХ ЧАСОВ»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пудовская средняя общеобразовательная школа»












«СТРЕЛКИ РОМАНСОВЫХ ЧАСОВ»


Литературно – музыкальная композиция.

















Методическая разработка

внеклассного мероприятия

учитель литературы Шестко Е.А.






Цели :


  • формировать художественную культуру обучающихся в контексте различных видов творческого познания действительности;

  • оптимизировать созидательные качества личности, а именно – фантазию, артистичность, интеллект, развивать ассоциативное мышление;

  • выявлять силы и дарования обучающихся посредством духовного саморазвития.


Образовательные цели:


*помочь постичь теснейшую связь искусства

(литературы, музыки) с жизнью, историей страны

и отдельного человека;

*способствовать мировоззренческому развитию;

*формировать тему гуманитарных понятий,

составляющих этико-эстетический компонент

искусства.



Задачи:


*воспитание духовной культуры школьников.

*приобщение обучающихся к классической музыке














Тема: Стрелки романсовых часов.

( литературно-музыкальная композиция)




Оборудование:

  1. Слайды портретов: М. И. Глинка, А. С. Пушкина,

А.П. Керн, Е.Керн, И. С. Тургенев, П. Виардо,

Ф.И. Тютчев, А. Лерхенфель.

2) Эпиграф к уроку,

3)Диск МП -3 :

    • «Я помню чудное мгновенье»

    • «Я встретил Вас»

    • «Романс о романсе»

    • «Утро туманное»

    • «А напоследок я скажу»

- Исполнение ученицы 8кл - Яврумян Маргариты

«Как упоительны в России вечера»



Эпиграфы:


Позвольте я в любви вам объяснюсь

Высоким словом русского романса…


…Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.


То ль в рассвете судьбы, то ль на склоне,

Что я знаю про век и про дни?

Отвори мне калитку в былое,

И былым моё время продлим.


Белла Ахмадулина.







Ход композиции:

Учитель литературы:

Слайд 1


Часто ли в наши дни можно увидеть афишу «Вечер серенад»?

Но зато в большом городе почти каждый день вы увидите афиши:

«В программе концерта - русские романсы» или «Вечер старинного

романса».

В романсе, как ни в каком другом лирическом жанре,

достигли совершенного слияния, гармонии и целостности

русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.




Учитель музыки Половинкина Т.А.


Романс - название, которое возникло от испанского слова «романсе»,

Что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском языке). Появилось это название тогда, когда в Испании получили распространение так называемые «светские» песни.

Романсы- пьесы для голоса в инструментальном сопровождения распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию.

Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала - только за теми произведениями, которые имелись на русском (чаще всего французском) языке. Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «российские песни».

Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусорского, Чайковского и Римского- Корсакова, Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова- это подлинные жемчужины камерного вокального искусства.

«Высокий романс». Этими словами удобно обозначить камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов. Это роман во фраке и галстуке бабочкой - он создаётся для исполнения профессиональным певцом в камерном оркестре и не предназначен для бытового пения или любительского музицирования.

Разделение романса на камерный и бытовой правильно отражает исторически сложившуюся жанровую реальность: между этим противостоящими и разнонаправлёнными потоками романсового творчества возникает такое же примерно соотношение, как, скажем между литературой и фольклором. Массовый бытовой романс получил широчайшее распространение в городских низах, в домашнем музицировании, повсеместном пении. Это сформировало жанр.


Учитель литературы (Шестко Е.А.)

Слайд 2


У романса нет «тем», у него есть только одна тема – любовь. Все остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

Романс – крохотный островок в океане бытия, и у этого острова есть свое точное название: остров Утопия. Чем еще он может быть, если из всех явлений действительности в романсе отразилась только любовь, если его любовь автономна и абсолютна, если мир изображен в романсе в категориях желательности и долженствования?…

Стрелка романсовых часов ходит по кругу, градуированному моментами «истории любви». Но поскольку счастья любви – полдень на этом циферблате, то отметка на нем, это, конечно, любовные томления и воспоминания. И их куда больше, чем счастливых моментов. Поэтому ностальгия – главный тон или даже главный стон романса. Попасть или вернуться в «чуждый край незнакомого счастья», но любой ценой. «Туда, туда!» - взывает романс.


Лобаненко Юля:


Романс знает только две временные категории: миг, мгновение, «вечное сейчас» - и всегда, до самой смерти, вечность.

Он легко узнается по своему словесному составу, как милый по походке.

Некоторые говорят о банальной романсовой лексике. А Ю. Тынянов в противовес им писал: «Эмоциональный поэт ведь имеет право на банальность». Слова захватанные, именно потому захватаны, что стали ежеминутными, необычайно сильно действуют. Отсюда – притягательная сила цыганщины. Отсюда банальности Полонского, Случевского, Анненского, Блока.


Шестко Е.А.

Слайд 3


Черпая из русской лирики и русской музыки, романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черед заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф. Вырвать романс из русской культуры можно только с мясом в опасной близости к сердцу.

Так повернем стрелки романсовых часов вспять и погрузимся в таинственную прелесть русского романса.


Звучит «Романс о романсе» (муз. А. Петрова) из к/ф. «Жестокий романс»


Лобаненко Юля


Если спросить, какой романс один из самых знаменитых, почти единодушно ответ будет: « Я помню чудное мгновенье» Михаила Глинки на стихи А.С. Пушкина. История этого романса началась в 1819г., когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, Пушкин (а ему не было тогда и 20 лет) увидел 19-летнюю племянницу Оленина Анну Керн.


СЛАЙД 4


Анна Керн (Губич Оля)


Играли в шарады. Мне досталась роль Клеопатры. В руках у меня была корзинка с цветами. Пушкин вместе с моим кузеном Александром Полторацким подошел, быстро взглянул и, указывая на Полторацкого, с усмешкой спросил по-французски: « А роль аспида предназначена, конечно, этому господину?» Пушкин, очевидно, был наслышан о ходящих разговорах в свете: будто нас с братом связывали более чем нежные отношения. Я нашла Пушкина дерзким, ничего не ответила и ушла. Почему ушла? По преданию египетская царица Клеопатра умерла, ужаленная ядовитою змеей-аспидом – в грудь. Такая шутка со стороны Пушкина мне показалась дерзкой.


Пушкин (Семченко Игорь)


За ужином я долго и неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал ее красоте. Потом между мной и Полторацким завязался шутливый разговор о том, кто грешник и кто нет, кто будет в аду и кто попадет в рай. Я сказал тогда Полторацкому: «Во всяком случае, в аду буде много хорошеньких дам, там можно будет играть в шарады. Спроси у мадам Керн: хотела бы она попасть в ад?» Она ответила очень серьезно и несколько сухо, что в ад не желает.… Когда уезжала и брат сел с нею в экипаж, я стоял на крыльце и провожал ее глазами…


Я помню чудное мгновенье :

Передо мной явилась ты.

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленья грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты.

Звучал мне долго голос нежный

И снились нежные черты




Губич Оля


Быть может, впечатление, которое произвела на поэта красавица, оказалось столь необычным еще и потому, что Пушкин был наслышан о несчастливом замужестве «мадам Керн»?

Выросшая в богатстве и роскоши в доме деда, орловского губернатора, любимая и обласканная родными. Анна с детства трепетала только перед одним человеком, только одного не могла ослушаться – своего отца – Петра Марковича Полторацкого. Он-то и был главным виновником ее замужества. Живя у родителей в Лубнах, Анна приглянулась дивизионному генералу Ермолаю Федоровичу Керну. Ей шел 17-ый год, а генералу было 52года. Старый служака, он превыше всего почитал военные игры: смотры, парады, маневры – всему предпочитал военную карьеру и чины. А она…. С детства много читала и воображала себя романтической героиней прочитанного. Трудно вообразить большую противоположность: генерал, считавшей книги «дурью», и юная восторженная девушка, вычитавшая весь свой мир из книг. О какой любви с ее стороны могла идти речь? К ней сватались многие. Родители предпочли всем Керна.


Шестко Е.А.


В 1818 году у Кернов родилась дочь Катя, Екатерина Ермолаевна. Она еще появится в нашем рассказе. А в 1819 году случилась первая встреча Пушкина и Анны Керн у Олениных.


Пушкин: Семченко Игорь




Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты.

И я забыл твой голос нежный,

Твои прекрасные черты


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.






Губич Оля


А она, забыла ли она Пушкина? Нет, за эти годы она стала восторженной поклонницей его стихов. Между тем разрыв ее с генералом Керном стал неотвратим. В июне 1825года Анна Петровна прикатила в Пригорское к тетушке Прасковье Александровне Осиповой. Пушкин жил рядом в Михайловском. Она ждала его ежечасно. И он приехал. Да, Пушкин влюбился в Анну Керн, страстно, ревниво, благодарно. До конца года будет он посылать ей письма, с нежностью вспоминая прежние встречи, надеясь на новые, будет звать ее в Пригорское, в Михайловское и ждать, ждать…

А в день ее отъезда в Ригу он пришел утром и на прощанье принес экземпляр первой главы «Евгения Онегина», в неразрезанных листах, между которыми она нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами:

«Я помню чудное мгновенье…»


Пушкин: Семченко Игорь


В душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.




Половинкина Т.А.


С Михаилом Ивановичем Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826году. Но когда и как Глинка «нашел пушкинский стих»? Племянник Пушкина утверждал, что Глинка впервые исполнил «Я помню чудное мгновенье» в начале 1830 года в доме его родителей в присутствии Пушкина и Анны Керн и что его отец (муж сестры Пушкина Ольги) аккомпанировал Глинке. Поэт, выслушав романс, бросился обнимать обоих исполнителей.

Анна Петровна прослезилась….




Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

стихи А.С.Пушкин, муз. М.И. Глинка.



СЛАЙД 5


А что всего замечательное: Глинка написал романс не для Анны Петровны, а для ее дочери – Екатерины, на которой хотел жениться.

Таким образом, Пушкин и Глинка воздвигли Анне Керн и ее дочери «памятник нерукотворный», памятник на все времена во славу «чудного мгновения любви».

В музыке романса – нежная страсть расцвета влюбленности, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить ее так, как это сделали Пушкин и Глинка.



И.С. Тургенев (Масюк Женя)


Потом к Керн пришла старость. Когда ей было 64года, ее увидел Иван Сергеевич Тургенев. Он сообщил Полине Виардо: «На месте Пушкина я бы не писал ей стихов…». Поспешное замечание! Кто-нибудь бы мог сказать что-нибудь подобное и о Тургеневе и Полине Виардо. Ведь старость Керн – это завершение бренной жизни, а стихи ей Пушкина – послание всем любящим вечности.

СЛАЙД 6


Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843года. Встретились в доме Демидова в Петербурге. Полина Виардо вспоминает: « Мне его представили со словами: это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Так говорила она «с милой улыбкой» потом. А сам Иван Сергеевич через 7 лет после первой встречи писал Виардо: « Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые… имел счастье говорить с Вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра: Ваша квартира была на самом углу – помните ли Вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих…»



Полина Виардо (Яврумян Марго)


Дорогих воспоминаний будет еще много. Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19века. Великая певица, умная, разносторонне одаренная, хотя и очень некрасивая. («Великолепно безобразная!» - воскликнул, увидев ее, один из современников), она для многих женщин стала в каком-то смысле символом женского совершенства вообще.

Она пела во всех европейских столицах. Но все же своей славой больше всего она обязана петербургским сезонам. Исполнение ею алябьевского «Соловья» стало легендой. Ей посвящали стихи Плещеев, Бенедиктов, Аполлон Григорьев. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже всех подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева.

Да, они знали счастливые дни. Письма Тургенева к Виардо – потрясающий роман любви, длившийся 40 лет. И настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

Стрелка романсовых часов движется.


СЛАЙД 7


Звучит романс «Утро туманное, утро седое…»

стихи И.С. Тургенева, муз. Юлии Абаз

СЛАЙД 8


Амалия Лерхенфельд (Шестко Ира)


Любви все возрасты покорны. Влюбляются не только в молодости, но и в зрелые годы, и в старости. И испытывают юношеский трепет сердца, волнение души. Так было с Федором Ивановичем Тютчевым.

В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в столицу Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник - Федор Иванович Тютчев. А вскоре, благодаря своему уму, остроумию и отличной образованности, он стал желанным гостем в придворных кругах Мюнхена и в тамошнем мире литераторов, музыкантов и ученых. На одной из светских встреч он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюбленным. Ее звали Амалией Лерхенфельд. Тогда в первую встречу ей было всего 14лет.

А потом пути их разойдутся. Он будет дважды женат, переживет обеих жен, переживет смерть последней возлюбленной – Елены Денисьевой. Но постоянно на протяжении всей жизни будет издалека следить за Амалией, интересоваться ее жизнью.

И вот опять размеренный Карлсбад. Тяжко больной Федор Иванович Тютчев – к концу этого года ему стукнет 67лет. И вот новая встреча с Амалией. Ей за 60. Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все поросло травой забвенья. Но…. Как будто романтический юноша встретил ту же девочку, которая когда-то бесконечно давно, так потрясла воображение и сердце!


Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило:

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день 26 июня 1870года.


Учитель музыки


Первым написал музыку на стихи Тютчева С.Донауров, потом А.Спиро и Ю. Шапорин. Но ни один из них не является автором чрезвычайно популярного ныне варианта «Я встретил вас», который пел Иван Семенович Козловский. Еще недавно выходили пластинки с записью романса в исполнении Козловского, но на этикетках их стояло «Автор неизвестен». Но благодаря музыковеду Г. Павловой удалось доказать, что композитор – Леонид Дмитриевич Малашкин. Он стал еще одним композитором, давшим движение стрелок на романсовых часах.

«Лирическое завещание» Федора Ивановича Тютчева остается любимым романсом и молодых слушателей, и молодых певцов.


Как после вековой разлуки.

Гляжу на вас, как бы во сне,

И вот - слышнее стали звуки

Не умолкавшие во мне.



ЗВУЧИТ РОМАНС «Я ВСТРЕТИЛ ВАС»


СЛАЙД 9



Семченко Игорь


А стрелка романсовых часов движется дальше. И особый разговор – о цыганских романсах.

Молодой Пушкин писал своему приятелю Всеволжскому о пении цыган:


Я слышу звонкие напевы,

Стон неги, вопли, дикий вой;

Их иступленные движенья,

Огонь неистовых очей

И все, мой друг, в душе твоей

Рождает трепет упоенья…


Всего шесть строк, но как все схвачено, как передано колдовство цыганской песни, ее звонкость и гортанность, необычная странность, пламенная чувственность, открытость и вместе с тем сердечная искренность, которые потом перейдут в цыганский романс.

В России еще с державинских времен полюбили цыганские песни. Ими заслушивались великие писатели и композиторы. Без цыганской песни, без цыганского романса, наверное, была бы другой, куда бедней та музыка, которая звучит «между строк» в таких шедеврах русской литературы, как «Братья Карамазовы» Достоевского, «Живой труп» Льва Толстого, «Очарованный странник» Лескова. Без цыганского романса не было бы романсов Даргомыжского «Я вас любил» или Чайковского «Ночи безумные».

Конечно, цыганская песня – романс знала и плохие времена: когда ее отдавали в услужение в кабак, когда само слово «цыганщина» приобретало презрительный оттенок: «цыганского угара семиструнная тоска»

Только песня тут была не причем. Под «ржавчиной пошлости» сердце цыганской песни – романса оставалось неиспорченным и чистым.




Звучит цыганский романс «Только раз бывают в жизни встречи»

Слова П. Чермана, муз. Б. Фомина








Учитель музыки


А время идет, течет, движется, оно неумолимо двигает стрелки часов, заставляя все изменяться, стареть. Одной из самых любимых в репертуаре польской певицы Анны Герман была песня (впрочем, ее можно назвать и романсом) «Возвращение романса» Игоря Кохановского – Оскара Фельцмана. Певица начинала петь его негромко и нежно, словно высказывая самое затаенное



Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Я вас люблю, я думаю о вас

И повторяю в мыслях ваше имя.





Учитель музыки


В 20 век не хочется расставаться с романсом.

Романс меняется, он то усложняется, становится развернутым монологом или исповедью как «Маэстро» или «Песня на бис» А Вознесенского. – Р.Паулса в исполнении А.Пугачевой, то возвращается к простой и ясной «старой» своей форме. Когда звучит романс Матусовского – Баснера «Белой акации гроздья душистые» многие принимают его за «старинный вальс».


Звучит в грамзаписи «Белой акации гроздья душистые»

(далее говорит под затихающую музыку)


В 20 веке романс стал более многогранным, разнообразным. Все чаще композиторы пишут песни на стихи великих поэтов, не довольствуются «простенькими словами», которые «хорошо ложатся на музыку»

Лирические признания в романсах никогда не умолкнут, пока есть на земле любовь к матери, к другу или подруге, к детям, к близким вам людям.

Никогда не отзвучат и «старые» лирические песни и романсы – бесценный дар на все времена.

Будут рождаться новые романсы – вместе с новыми влюбленными.




Звучит в исполнении Яврумян Маргариты «Как упоительны в России вечера»




Учитель литературы:


Стрелка романсовых часов ходит по кругу, градуированному моментами «истории любви». Он знает только две временные категории: миг, мгновение, «вечное сейчас» - и всегда до самой смерти, вечность.

Но всегда – и в наши дни, как в прежние – романс не может прожить и дня без любви.


Грустит романс тревожно и светло.

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«СТРЕЛКИ РОМАНСОВЫХ ЧАСОВ»

Автор: Шестко Елена Антоновна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства