kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина "Вновь я посетил..." и стихотворения С.Есенина "Отговорила роща золотая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

?Цель данной статьи – помочь учителю литературы провести урок урок-сравнительный анализ двух стихотворений разных авторов.

В статье приводится пример такого анализа на примере  стихотворений Пушкина и  Есенина  по следующим параметрам: тема, основная мысль, композиция, изобразительно-выразительные средства языка, размер стихотворений. Материал данной статьи поможет учителю построить урок как в 9-м классе, так и в 11-м.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина "Вновь я посетил..." и стихотворения С.Есенина "Отговорила роща золотая"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 г. Дубовки Волгоградской области








Сравнительный анализ

стихотворения А.С.Пушкина «Вновь я посетил…»

и стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая».












Автор: учитель русского языка и

литературы

Болотникова Любовь Викторовна
















Г. Дубовка

2016



Всеоживляющая связь творчества соединила двух великих поэтов, А.С. Пушкина и С.А.Есенина, безжалостно разделённых временем в пространстве. К этой связи, звеньями которой стали стихи, бережно и трепетно прикоснёмся мы сегодня.

1835 год, год написания А.С.Пушкиным стихотворения «Вновь я

посетил…», был периодом продолжающихся гонений. Поэт горько сетовал на преследования, чувствовал себя оскорблённым, оклеветанным. Вспоминая в Михайловском об этом периоде, поэт говорит о том, к чему приводило недоверие: « Всяк передо мной казался мне изменник или враг». Именно во время написания этого стихотворения раздумья о близости смерти не раз посещали поэта.

Пушкин был самым любимым поэтом Есенина. «Меня всё более тянет к

Пушкину»,- признавался поэт.

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было написано в 1924 году.

Эти годы и для Есенина были драматичными: неустроенность поэта, его скитальческая жизнь особенно сказались на его судьбе. «Всё, на что я надеялся, о чём мечтал, идёт прахом», - писал он своему другу.

Эти стихи объединяет одна тема- вечные законы жизни, одинаково

подчиняющие себе и человека, и природу.

Теперь постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворений, ведь одну и ту же тему каждый может видеть по-своему. Обратим внимание на первые строки, именно они в любом стихотворении настраивают на определённый лад. В первых строках стихотворения Пушкина говорится о селе Михайловском, его окрестностях. Для этого пейзажа характерна удивительная точность и простота. Но конкретность описания не мешает ему быть типическим, как у Есенина. На обобщённость пейзажа русской осени в стихотворении «Отговорила роща золотая» указывают слова «облетевшая роща», «журавли», «пруд». Значит, поэтам важнее показать не детали пейзажа, а настроение лирического героя . Это настроение спокойное, грустное.

Дом у Есенина, домик у Пушкина – это детали, объединяющие стихи.

Для обоих поэтов - это родина, воспоминание о детстве, это то, что человек покидает, а потом грустит.

Прошлое для Пушкина - это

…три сосны

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал.)

Настоящее для Пушкина – это

По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их знакомый уху шорох-

Но около корней их устарелых, где

Некогда всё было пусто, голо

Теперь младая роща разрослась.)

То же самое видим и у Есенина.

Прошлое – это

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком

Настоящее –

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова

Сокровенные мысли о жизни, о прошлом и настоящем срослись у поэтов с природой.

Кульминация стихотворения «Отговорила роща золотая» - это четвёртая строфа. Чувство беспредельной тоски и одиночества разрешается образом необычайной поэтической силы:

В саду горит огонь рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Кульминация стихотворения Пушкина – встреча поэта с «младой рощей». Через десять лет те же сосны знакомым шумом ветвей приветствуют поэта. «Младая роща» - это образ новой жизни, пришедшей на смену прежней.

Пушкина радостно встречает молодое поколение и шлёт ему привет.

И только сожаление вызывает одинокое дерево, «угрюмый их товарищ».

Оно не подчинилось вечному закону обновления жизни и вокруг него

«по- прежнему всё пусто». Пушкин утешает нас тем, что если не «Я

увижу твой могучий поздний возраст», то хотя бы «мой внук услышит

ваш приветный шум».

А Есенин просто примиряется с неизбежным уходом из жизни, ведь это закон природы, общий и для природы, и для человека. «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова». Листья дерева и слова поэта соединяются в один метафоричный образ. Ветер-время может сгрести слова в ненужный ком, как осенние листья. Поэт прощается с жизнью по-пушкински светло:

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.)


Следовательно, для Пушкина и Есенина природа и человек – это одно целое, поэтому они и отождествляют себя с природой.


Глубину раздумий поэтов о природе, о жизни помогают понять

выразительные средства языка. Эпитеты: «меж нив златых и пажитей

зелёных», «убогий невод», «зелёная семья», «угрюмый их товарищ

«племя, младое, незнакомое».)

В стихотворении «Отговорила роща золотая» есть постоянные есенинские эпитеты «роща золотая», «берёзовым весёлым языком», «сиреневую цветь», «голубым прудом», необычный эпитет «широкий месяц»; олицетворение «отговорила роща»; метафора «в саду горит огонь рябины красной».

У Пушкина эти средства служат одной цели – показать, что и в природе, и жизни всё изменяется. У Есенина - помогают раскрыть состояние души поэта.

Стихотворный размер лирических произведений различный.

«Отговорила роща золотая» - пятистопный ямб, который придаёт стихотворению музыкальность. Пушкинский белый стих придаёт стихотворению медленный, величавый и спокойный характер.

Сравнивая композицию, можно сказать, что у Есенина и в начале и в конце стихотворения присутствует образ рощи. Это кольцевая композиция, которая придаёт завершённость. Пушкин своё стихотворение делит как бы на три части. Первая часть – это его элегические воспоминания о прошлом, вторая – описание того, что увидел поэт, вернувшись в Михайловское через десять лет, т.е. настоящее. И в заключение обращение к потомкам, которые будут жить уже после него. Композиция тоже отличается завершённостью.)

Все эти наблюдения помогают понять идею стихотворений.

Пушкин и Есенин в своих стихах говорят о гармонии мира, о его красоте. Поэты любят жизнь, остро чувствуют красоту природы.

Все чувства, мысли, образы Пушкина и Есенина подняты здесь на огромную лирическую высоту, которая создаётся здесь и большой философской мыслью, и пейзажными зарисовками.





Список литературы:


1.Р.И.Альбеткова . Активные формы преподавания литературы. М «Просвещение». 1991

2.К.Д.Вишневский. Мир глазами поэта. М. «Просвещение» 1979 г.

3.Н.А.Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 9 классе.М. «Просвещение» 1998г.

4.И.С.Эвентов. Сергей Есенин. Ленинград. «Просвещение» 1987г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Болотникова Любовь Викторовна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства