kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Метод «Шесть шляп мышления» как средство активизации познавательной активности обучающихся на уроках литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не секрет, что современных школьников очень сложно чем-то удивить, заинтересовать. Большой проблемой является то, что дети не читают объемных произведений. Очень сложно в таких условиях организовать продуктивную работу класса над образами героев произведений, так как многие учащиеся не знакомы с текстом или знакомы  с ним лишь поверхностно. На мой взгляд, самым полезным и эффективным в этом случае является организация работы с конкретным текстом, в котором представлены самые важные для раскрытия образа героя данные, приводится цитатная характеристика.

На своих уроках я использую разнообразные методы активного обучения учащихся. Продуктивными приемами являются следующие: «Рукописный журнал», «Газета», «Морфологическая таблица», создание «Карты времени» и другие, но излюбленным приемом является «Шесть шляп мышления», с помощью которого учащимся гораздо проще высказать свои мнения, предположения. Тем более, что большинство подростков иногда стесняются высказывать свои мысли. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Метод «Шесть шляп мышления» как средство активизации познавательной активности обучающихся на уроках литературы"»

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» КАК СРЕДСВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Балясникова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

многопрофильной гимназии №41,

имени А. Пушкина, города Тараз


Ни для кого не секрет, что современных школьников очень сложно чем-то удивить, заинтересовать. Большой проблемой является то, что дети не читают объемных произведений. Очень сложно в таких условиях организовать продуктивную работу класса над образами героев произведений, так как многие учащиеся не знакомы с текстом или знакомы с ним лишь поверхностно. На мой взгляд, самым полезным и эффективным в этом случае является организация работы с конкретным текстом, в котором представлены самые важные для раскрытия образа героя данные, приводится цитатная характеристика.

На своих уроках я использую разнообразные методы активного обучения учащихся. Продуктивными приемами являются следующие: «Рукописный журнал», «Газета», «Морфологическая таблица», создание «Карты времени» и другие, но излюбленным приемом является «Шесть шляп мышления», с помощью которого учащимся гораздо проще высказать свои мнения, предположения. Тем более, что большинство подростков иногда стесняются высказывать свои мысли.

Автором метода является Эдвард де Боно. «Шесть шляп мышления» – это своеобразная техника мозгового штурма, с помощью которой можно рассматривать вопрос с разных точек зрения. Когда ученик или группа «примеряют» шляпу, они начинают мыслить в определенном русле, как бы говорить от лица шляпы. Это снимает напряжение, раскрепощает учащихся, дает им некую свободу. Идеально, когда ученики знают суть вопроса, отлично владеют текстом, тогда работа идет очень качественно и интересно.

В случае, когда не все ученики глубоко знают текст, я предлагаю им подготовленный мною содержательный текст по рассматриваемому вопросу, например: «Странный человек Печорин» в 9 классе по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Предварительно на уроках мы работаем по роману, используем иллюстрации, видеофрагменты из фильмов по произведению, что тоже значительно расширяет их понимание образа Печорина в данном случае. Группы получают абсолютно одинаковые материалы для работы.

Кроме того, каждая группа получает символическую шляпу определенного цвета, а следовательно, роль, направление мышления.

«Белая шляпа» – это группа, которая готовит достаточно сухую и точную информацию, представленную в виде схемы, таблицы, кластера. Задача ребят - выбрать самое главное, полезное, что нужно знать о герое (Кто он? Чем занимается? Как выглядит? Как ведет себя с людьми? Что с ним происходит?). Они оперируют только фактами, приводят только точные данные и цитаты.

«Красная шляпа» – группа, которая старается очень эмоционально преподнести информацию о ярких событиях героя, о его хороших или скверных поступках. Ребятам нужно быть яркими, непредсказуемыми. Чаще всего это у них получается. Результат их работы – привлекательное мнение, лучшие цитаты о герое, озвученные как можно более эмоционально.

Самая сложная роль – роль «Черной шляпы», так как учащимся приходится быть пессимистами. Они должны аргументировано доказывать, что герой произведения (Печорин) – самый плохой человек на земле, никакой он не герой времени, не способен на хорошие, искренние поступки.

«Желтая шляпа» – это позитив, ребята старательно находят малейшие светлые стороны в характере, поступках героя, говорят о его искренней любви к княгине Вере, о его мыслях, в которых герой размышляет о своем противоречивом внутреннем мире.

«Зеленая шляпа» – самая любимая моими учениками, так как это самая творческая группа, создающая всегда что-то интересное. Они преподносят самые неожиданные идеи, высказывают предположения, чаще всего в оригинальной форме. Работая на данном уроке, ребята написали частушки о Печорине и исполнили их. На других уроках группа «Зеленой шляпы» (учащиеся всегда разные) разыграла целый спектакль из небольших действий по рассказам Чехова, на уроке по «Слову о полку Игореве» дети создали современное музыкальное произведение - рэп, очень часто составляют синквейны, карты развития личности героя (например, Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»).

Еще одна важная роль на подобном уроке – роль «Синей шляпы». Участники группы являются как бы дирижерами, организаторами работы всех групп. Во время мозгового штурма групп, представители «Синей шляпы» передвигаются по кабинету, подсказывают, если есть необходимость, корректируют деятельность одноклассников, наблюдают за тем, как идет работа, кто проявляет наибольшую активность. После того, как каждая группа представит свою работу, «Синяя шляпа» анализирует ход работы, отмечает положительные моменты, дает рекомендации, пожелания.

По мнению Эдварда де Боно, любая проблема вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать разнообразные варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Поиск решения становится более очевидным, если его упорядочить, придать ему направление. После того, как все «шляпы» выступят, совместно оформляются выводы, и класс приходит к общему мнению по теме урока.

Прием может быть использован по-разному, в зависимости от цели урока, от той проблемы, которую предстоит исследовать. Можно, надевая мысленно шляпы разного цвета, находить разные решения вопроса, рассматривать его с разных позиций. В результате использования приема «Шесть шляп мышления» моим учащимся удалось по-новому взглянуть на сам процесс обучения, получить возможность быть на уроке русской литературы активными участниками.

Список использованной литературы:

  1. Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно [электронный ресурс] URL: http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html

  2. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. Мн.: Питер, 2001, -245 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балясникова Ольга Николаевна

Дата: 10.06.2016

Номер свидетельства: 333995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства