kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Проблема сквернословия в современном обществе среди подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сквернословие - это лексика, одновременно запрещаемая и активно используемая обществом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Проблема сквернословия в современном обществе среди подростков»»

Статья

Преподаватель русского языка и литературы:

Воробкало Ирина Александровна

Тема: «Проблема сквернословия в современном обществе среди

подростков»

Сквернословие – это лексика, одновременно запрещаемая и активно используемая обществом. Нет, и никогда не было, общества, в котором не существовало бы запрещенной лексики, как нет общества, не ведущего с такой лексикой борьбу. В последние десятилетия проблема сквернословия, как известно, приобрела в Казахстане – и не только в нем – особое значение. В жизни самых крупных культур – в американской, английской, русской – сквернословие настолько распространилось, что оставаться равнодушным к этому явлению общество уже не имеет права.

В своем докладе я ставлю целью привлечь внимание к «бранной эпидемии», свирепствующей в мире и обществе, поговорить об истоках и причинах ее возникновения и по возможности заставить задуматься о дальнейших путях этического развития человечества.

Словарь иностранных слов (1982г) определяет бранную речь как «резкое выступление против чего-либо, обличие; оскорбительная речь, выпад».

Понятию бранной речи в каждом языке соответствует целый синонимический ряд: брань, сквернословие, ругань, хула, злопожелания, матерщина. В древнерусском языке сочетание «злая бестудная (т. е бесстыдная) лая». Соответственно, «лаяться» - ругаться, браниться. Таким образом, подростки выражают неприязнь, пытаются заявить о своем превосходстве. используют брань как орудие в конфликте. Задача использования брани, прежде всего, в понижении социального статуса соперника (ведь высмеиваться, подвергаться оскорблению могут самые главные моральные ценности: дом, мать, умственные способности и религиозные убеждения человека).

Брань берет свое начало уже с самых истоков цивилизации, с первобытного общества. Через бранные слова люди выражали гнев, страх, агрессию. Использование бранного лексикона было прерогативой мужчин, женщины и дети строго наказывались, если пытались посягнуть на чисто мужскую «привилегию» употребления бранной речи, но и мужчины не должны были в присутствии детей и женщин произносить бранные слова.

Видимо, этим объясняется, что до сих пор в обществе брань, сквернословие присущи в употреблении именно мужской части населения. Разумеется, за женщинами остается право выразить свои негативные и агрессивные чувства, но исключительно своими «немужскими» средствами. Использование же брани девушкой (женщиной) ощущалось во все времена как измена своему половому статусу, как что-то очень низкое и недостойное образа матери и хранительницы очага.

В современном обществе брань можно назвать и рассматривать как оружие слабых, как некое подобие компенсации за невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами. Несложно представить, что бранные слова более свойственны людям завистливым, корыстным, малообразованным, не достигшим чего-либо в жизни, чем тем, кто добился успехов в обществе, личной жизни, получил хорошее образование, с уважением относится к себе и окружающим. Употреблять брань, ругательства – значит расписаться в собственной слабости и бескультурии, бедности своего лексикона.

Что такое сквернословие: порок или болезнь? Вопрос поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще не втянулся, можно остановить, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Турета, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время приняло угрожающие черты и формы. Сквернословие охватило почти все возрасты. Не раз доводилось слышать, как, играя в футбол, подростки 15-16 лет общались друг с другом, используя в основном ругательства и бранную речь. Ругательства стали исполнять роль заменителей пауз. Когда – то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать», теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты. Если мы не курим сами, но находимся среди курящих людей , то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас и наше подсознание. Известны случаи, когда, находясь под наркозом, ругаются интеллигентные люди. Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Данную проблему изучают лингвисты, психологи, педагоги, но, к сожалению, пока еще недостаточно и не так пристально, как этого требует ситуация. Существует множество словарей, фиксирующих подобную лексику. В издательстве «Блэкуэлл» вышло исследование Джеффри Хьюза «Сквернословие: социальная история нецензурных выражений, ругательств в Англии». Автор ведет летопись английской бранной лексики от англосаксонской древности – эпической поэмы «Беовульф» до современности.

Глагол «материться» («нецензурно выражаться, сквернословить»), по моему мнению, так же недопустим, как сами ругательства, хотя этот глагол встречается в речи учителей и преподавателей.

Подхватывая подобные слова на улице, подростки не улавливают лежащей на них печати запрета. Осторожнее следует относиться и к новым словечкам, заменяющим ругательства, например, к очень распространенному сегодня слову «блин». «Берик, блин, ты меня достал» - слышу на крыльце, выходя из магазина от подростка лет 16 с приветливым, добрым лицом.

Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения. Чаще всего подростки усваивают взрослый бранный репертуар и в определенном возрасте начинают им пользоваться. В раннем детском возрасте употребление бранных слов бессознательное, в подростковом же имеет определенную цель - «приобщиться» к обществу (во всяком случае, так думает сам подросток). Другая причина употребления брани в подростковом возрасте – защита от характерных для этого возраста страхов. Здесь в первую очередь кроется объяснение того, что именно в подростковой среде общение с употреблением бранных слов популярнее, чем во многих взрослых группах. Автор по семейному воспитанию, известный психотерапевт, еще более двадцати лет назад, предлагал матерям, таким образом, реагировать на использование бранной речи в их присутствии: «Мне такие слова очень не нравятся, но я знаю, что некоторые люди ими пользуются. Мне бы не хотелось их слышать. В нашем доме они запрещены». Нужно терпеливо разъяснять подростку разницу между употреблением «плохих» и «хороших» слов. Лучший пример воспитания здесь – всем взрослым не позволять употребление подобной лексики в присутствии подростков.

Мною был проведен опрос студентов на тему: «Шокирует ли вас, если вы услышите непристойное ругательство в обществе?». Результаты показали, что число тех, кого по-прежнему шокирует сквернословие, ничтожно мало по сравнению с числом тех, кто перестал обращать на это внимание. Такое раскрепощенное отношение находится в прямой связи с общими изменениями роли бранной речи в нашем обществе, но нужно рассматривать эту проблему гораздо шире и говорить о засорении речи и умов сквернословием в более широком масштабе. Это не может не настораживать общество в целом. Некоторые исследователи усматривают связь роста популярности брани среди различных слоев населения множества стран и культур с утратой людьми идеалов, кризисом семейных устоев. Это очень опасно, так как может вырасти поколение людей отчужденных, замкнутых в себе, порождающих асоциальную культуру (культуру не для человека, а против него).

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов нет, но есть несколько предложений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

  1. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова Александра Исаевича Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь уместно их привести: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка.

  2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг.

  3. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность. Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить.

  4. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, группы можно.

  5. В речевом поведении следует восстановить приоритет настоящего, приоритет «сегодня». Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее слово - мое лучшее слово.

  6. Как раньше боролись со сквернословием? Говорилось, что каждое сказанное слово «плоть есть». Внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши». А вот совет Иоанна Златоуста: «Если в вас рождается скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему, переходить в слова».

  7. Элементы несогласия, даже насилия в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.

Если не использовать данные предложения, то формируется общество, лишенное крепких традиций, которые были бы способны цементировать свою нацию. Вот почему все общество в целом и каждый человек в отдельности должны бороться с любыми проявлениями сквернословия, встать на защиту чистоты языка и моральных ценностей, не допустить падения мировой культуры, созданной веками.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Статья на тему: «Проблема сквернословия в современном обществе среди подростков»

Автор: Воробкало Ирина Александровна

Дата: 24.01.2020

Номер свидетельства: 537268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства