Просмотр содержимого документа
«Статья "Изучение народных традций при помощи интегрированного подхода"»
Сысоева Вера Олеговна,
студентка специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбова";
Зотова Татьяна Николаевна,
преподаватель спецдисциплин
ТОГАПОУ "Педагогический колледж г. Тамбова"
Изучение народных традиций при помощи интегрированного подхода
Аннотация:в статьерассматриваются вопросы, касающиеся организации патриотического воспитания на основе интеграции в учебный процесс сведений о традициях и культурных ценностях нашей страны.
Ключевые слова: патриотизм, интегрированный урок.
В настоящее время важное место в деятельности общеобразовательных школ занимает патриотическое воспитание. Государственная политика в данном направлении приобрела практические очертания: принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Патриотизм – это чувство, в котором органически переплетается любовь к малой Родине с её народом, природой, традициями и культурой и чувство любви, верности, уважения к своему государству, готовность служить своему Отечеству, и если нужно, то отдать жизнь за него.
В федеральных государственных образовательных стандартах определены базовые национальные ценности. Среди перечисленных ценностей, на первых позициях находятся «патриотизм» и «гражданственность». Новые стандарты образования и воспитания ставят перед нами задачу: «Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной» [2, с.10].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм трактуется, как нравственная ценность, определяющая любовь к Родине, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Уже с детского возраста начинают закладываться основы индивидуального мировосприятия и алгоритмы взаимодействия с миром, реализуемые уже в зрелом возрасте. В детском возрасте формируются ценностные ориентации и основы стереотипов поведения.
В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. «Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [1, с.178].
Концепция воспитания гражданственности и патриотизма в коллективе и через коллектив была разработана и внедрена в практику А.С.Макаренко.
Данное направление воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма молодежи.
- интегрированный подход к обучению.
Наиболее эффективной и интересной формой осуществления намеченной цели является интегрированный урок, объединяющий знания из областей различных предметов по одной определенной теме. Такие уроки вбираются в себя взаимосвязанные объекты, темы и методы различных дисциплин, что позволяет более эффективно использовать учебное время, отрабатывая общие УУД.
Определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.
Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Очевидно, что межпредметная интеграция помогает школьникам соединить знания по разным дисциплинам в единую целостную картину, получить более глубокие знания, расширить кругозор.
Интегрированные уроки и внеурочные мероприятия стимулируют поиск взаимосвязей в различных предметах при изучении отдельных курсов, помогают сформировать у учащихся целостную картину мира, повышают учебную активность.
При организации деятельности необходимо использовать формы работы, которые интересны современным детям, идти в ногу со временем. Сейчас популярны игровая деятельность, поисково-исследовательская работа, работа в школьных музеях, круглые столы с интересными людьми, экскурсии, уроки мужества, конференции, викторины и т.д.
Подрастающее поколение – это наше будущее общество. Их отношение к вопросу о патриотизме – это отношение в будущем государстве. Только сформировав те ориентиры, которые помогают стать воспитаннику личностью, мы можем быть уверены в завтрашнем дне.
Список литературы
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: 2008. С. 230.
Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.