kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Технологизация преподавания русской литературы – ключ к повышению качества образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый век и новое тысячелетие ведут к переоценке ценностей, возникновению новых взглядов на давно знакомые вещи..

             Нужен качественно новый подход к решению  таких педагогических задач как повышение качества образования, выполнение социального заказа и государственного стандарта, развитие одаренных детей и повышение образовательного уровня неуспевающих учащихся, повышение интереса к учебе, выявление творческих способностей каждого ребенка, помощь в адаптации в современном обществе. Именно новые педагогические технологии помогут решить если не все, то хотя бы некоторые из этих проблем.

               Под педагогической технологией  подразумеваю определенную совокупность последовательных практических действий учащихся, приводящих к формированию заранее заданных качеств, это такое построение деятельности учителя, при котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предлагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.

              Использование одной или нескольких педагогических технологий при изучении любого школьного предмета и приводит к его технологизации.

             Проблемное обучение наиболее полно отвечает задачам обучения русской литературы, потому что при использовании данной технологии учитель, зная и учитывая закономерность развития мышления учащихся, ведет целенаправленно работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения данного предмета.

             Проблемное обучение позволяет повысить качество знаний за счет сознательного усвоения изучаемого материала.

                             Основная заслуга проблемного обучения заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактически материал и, что самое главное, он сам получает из материала новую информацию. Другими словами, это расширение и углубление знаний приводит к накоплению умений, навыков, опыта, к выработке особого типа мышления, которой обычно называют научным или критическим.

              Если  обратиться к новым казахстанским учебникам по литературе, то можно  увидеть, что теперь изменилась сама концепция воспитания читателя.

              Учащийся должен стать не просто читателем, а читателем исследовательской работы. Такой тип читателя можно создать только с помощью проблемного обучения.              Цель данной технологии – усвоение не только результатов, а формирование познавательной самостоятельности ученика.

             При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что, отдавая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создавать проблемные ситуации. В этом и заключается основная трудность.

              Учитель должен постоянно находит дополнительный материал, который бы вызвал интерес у учащихся, содержал бы в себе проблему и элементы занимательности.

               К тому же педагог вынужден поменять личный подход к преподаваемому предмету: в каждой теме он должен видеть проблему, которая была бы доступна, интересна и актуальна.

               Должен научиться создавать проблемную ситуацию и задавать проблемные вопросы, организовать учебно-познавательную деятельность так, чтобы на основе

     анализа фактов учащиеся сами делали бы выводы и обобщения, формулировали правила и давали определения понятиям.

             Считаю, что эту проблему может решить копилка педагогических находок, которая поможет педагогу накопить и систематизировать необходимый материал.   

              Таким образом, при проблемном обучении у учащихся   

     вырабатываются

                                  навыки умственных операций и действий,

                                  навыки  переноса знаний,

                                  развивается внимание, воля,

                                  творческое воображение, догадка,

                                 формируется способность открывать новые знания

                                 и находить новые способы действия

                                 путем выдвижения  гипотез и их обоснования.

                В  результате такой деятельности формируется опыт творческой   

     деятельности.

               Данный опыт будет просто необходимым для достижения

     успеха в профессиональной деятельности и адаптации в обществе.                             

               Успешность и эффективность данной педагогической технологии  определяется по результатам проверочных работ,  задачей которых ставится   определение степени сформированности таких мыслительных операции как

                                 умение делать выводы,

                                работать по алгоритму,

                               создавать алгоритмы,

                               умение доказать свою точку зрения,

      что является основой проблемного обучения.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Технологизация преподавания русской литературы – ключ к повышению качества образования" »

Технологизация преподавания русской литературы –

ключ к повышению качества образования

Новый век и новое тысячелетие ведут к переоценке ценностей, возникновению новых взглядов на давно знакомые вещи..

Нужен качественно новый подход к решению таких педагогических задач как повышение качества образования, выполнение социального заказа и государственного стандарта, развитие одаренных детей и повышение образовательного уровня неуспевающих учащихся, повышение интереса к учебе, выявление творческих способностей каждого ребенка, помощь в адаптации в современном обществе. Именно новые педагогические технологии помогут решить если не все, то хотя бы некоторые из этих проблем.

Под педагогической технологией подразумеваю определенную совокупность последовательных практических действий учащихся, приводящих к формированию заранее заданных качеств, это такое построение деятельности учителя, при котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предлагают достижение необходимого, прогнозируемого результата. Использование одной или нескольких педагогических технологий при изучении любого школьного предмета и приводит к его технологизации. Проблемное обучение наиболее полно отвечает задачам обучения русской литературы, потому что при использовании данной технологии учитель, зная и учитывая закономерность развития мышления учащихся, ведет целенаправленно работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения данного предмета. Проблемное обучение позволяет повысить качество знаний за счет сознательного усвоения изучаемого материала. Основная заслуга проблемного обучения заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактически материал и, что самое главное, он сам получает из материала новую информацию. Другими словами, это расширение и углубление знаний приводит к накоплению умений, навыков, опыта, к выработке особого типа мышления, которой обычно называют научным или критическим. Если обратиться к новым казахстанским учебникам по литературе, то можно увидеть, что теперь изменилась сама концепция воспитания читателя. Учащийся должен стать не просто читателем, а читателем исследовательской работы. Такой тип читателя можно создать только с помощью проблемного обучения. Цель данной технологии – усвоение не только результатов, а формирование познавательной самостоятельности ученика. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что, отдавая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создавать проблемные ситуации. В этом и заключается основная трудность. Учитель должен постоянно находит дополнительный материал, который бы вызвал интерес у учащихся, содержал бы в себе проблему и элементы занимательности. К тому же педагог вынужден поменять личный подход к преподаваемому предмету: в каждой теме он должен видеть проблему, которая была бы доступна, интересна и актуальна. Должен научиться создавать проблемную ситуацию и задавать проблемные вопросы, организовать учебно-познавательную деятельность так, чтобы на основе анализа фактов учащиеся сами делали бы выводы и обобщения, формулировали правила и давали определения понятиям. Считаю, что эту проблему может решить копилка педагогических находок, которая поможет педагогу накопить и систематизировать необходимый материал. Таким образом, при проблемном обучении у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. В результате такой деятельности формируется опыт творческой деятельности. Данный опыт будет просто необходимым для достижения успеха в профессиональной деятельности и адаптации в обществе. Успешность и эффективность данной педагогической технологии определяется по результатам проверочных работ, задачей которых ставится определение степени сформированности таких мыслительных операции как умение делать выводы, работать по алгоритму, создавать алгоритмы, умение доказать свою точку зрения, что является основой проблемного обучения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Байсеитова Елена Викторовна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства