kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья обмен опытом "Система работы учителя русского языка Жмайло Светланы Владимировны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная  мною в 7  классе в 2005-2006 учебном году, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. При оценке результата учащихся в исследовании в первую очередь рассматривался уровень самостоятельности в процессе выполнения. Наиболее высокие результаты отмечены мною при выполнении учащимися самостоятельной работы, направленной на воспроизведение образца (80%). Значительно ниже были результаты тех работ, где деятельность учащихся была направлена на разрешение проблемной ситуации (54%). Таким образом, мною было определено поле экспериментальной деятельности :  Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по темеАввакум»

Конспект урока по теме: «Личность автора в «Житии»

Учитель русского языка и литературы Банновской средней школы

Триединая дидактическая цель урока:

-образовательная:

Раскрыть сущность личности Аввакума; увидеть силу его духа; учить характеризовать литературного героя; активизировать самостоятельность поисковой деятельности учащихся; учить постигать произведения искусства мыслью и чувством

-развивающая:

Развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, умение сделать выводы); развивать умение анализировать художественный текст.

-воспитательная:

Воспитывать учащихся как поликультурных индивидов(бережное отношение к национальному наследию,уважение и стремление сохранить его), развивать их диалоговую культуру; создать благоприятные условия для эстетического восприятия материала.


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - диалог

Оборудование: учебник, технологическая карта; презентация, созданная в программе PowerPoint.

Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Цель и мотивация деятельности

Зачитываю эпиграф.

Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин).Просмотрите технологическую карту и ответьте на вопросы: о чем мы будем говорить? Что рассмотрим? Для чего?

Запись темы и эпиграфа в тетрадь

В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: “Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?” В технологической карте даны объяснения некоторых понятий, по мере необходимости обращайтесь к ним

Словарная работа: фанатизм- образ мыслей и поведение фанатика, человека, до исступления преданного своей религии, вере; личность- человек как носитель каких-нибудь свойств; новаторство- внесение новых, передовых идей в какой-нибудь области деятельности; стержень-1. предмет удлиненной формы. 2.основная часть, содержательный центр чего-нибудь Протопоп (протоиерей) — старший священник.


3.Актуализация знаний.

–С каким явлением русской жизни связано имя протопопа Аввакума?

(Индивидуальное сообщение ученика). С началом царствования Алексея Михайловича Романова (с 1645 года) наступила эпоха государственных реформ. Было издано законодательное «Соборное уложение» (1649), которое было основным законом России до 1830-х годов, главным сводом законов Русского государства. В 1653 году патриарх Никон заручился содействием царя и смело начал церковно-обрядовую реформу (1653–1655).

Никон повелел заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное, сократить земные поклоны при чтении покаянной молитвы Ефрема Сирина, “творить” вместо коленопреклонений поклоны в пояс, начал исправлять церковные книги в соответствии с современными ему греческими, изменять обряды по образцу современных греческих. Реформа Никона ставила целью унификацию богослужения по всей стране, централизацию церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Это отвечало задачам государственного единства.

Порядки, вводимые Никоном, породили возмущение в народе — от князей, бояр и духовенства до простых людей: люди восприняли это как крушение русской истинной “старой веры”, как новую “ересь”. Особенно яростное неприятие вызвала замена двуперстного знамения троеперстным. Возник “церковный раскол”. Сторонников реформы стали называть “никонианами”. Никониане же стали называть противников реформ “раскольниками” (сами раскольники называли себя “верными”, “старолюбцами”, “старообрядцами”). В среде “старолюбцев” возродились древние легенды о наступающем “конце света”. Царь Алексей Михайлович и Никон воспринимались как предтечи антихриста, готовящие ему путь.

На раскольников обрушились гонения. Восемь лет (1668–1676) осаждали царские войска Соловецкий монастырь, отвергнувший реформу. Войска двигались на Север и в Сибирь, искали скиты “старолюбцев”. В ответ “старолюбцы” прибегали к массовому самосожжению. Гонениям подверглись и приближенные царя, которые отстаивали “старую веру”. Среди них был протопоп Аввакум.

Вывод: Аввакум — “неистовый протопоп”: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма (запись в тетрадь)

- Что известно о жизни протопопа Аввакума (индивидуальное сообщение)

Аввакум родился в 1620 году (по другим данным — в 1621) на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника Петра. Когда отец умер, мать женила сына на дочери кузнеца, сироте Анастасии. Читая святоотеческую литературу, Аввакум приобрёл в этой области глубокие познания. Тогда же Аввакум ощутил в себе природный дар проповедника. В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы церкви соседнего села, ещё через два года стал там священником, откуда через восемь лет был назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце-Повольском (сейчас — город Юрьевцев Ивановской области).

Протопоп (протоиерей) — старший священник.

В это время при царском дворце вокруг царского духовника, протопопа кремлёвского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева образуется кружок ревнителей благочестия, в который входит сам молодой царь, а также Иван Неронов, наставник Аввакума. Аввакум сближается с этим кружком, ратует за возрождение активной пастырской деятельности духовенства, борется с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества, за что подвергается нападкам от своих прихожан: то он обличает местных начальников, и его за это зверски избивают, то разгоняет скоморохов с двумя большими плясовыми медведями.

В 1652 году прихожане взбунтовались против своего непреклонного в благочестии пастыря. Аввакум уехал в Москву и был представлен царю. Протопопу дали право служить в одном из приделов Казанского собора. Это была большая честь для священника. Аввакум вместе с участниками кружка боголюбцев пишет челобитную царю о будущем патриархе. Человек, за которого они хлопотали, был земляк Аввакума митрополит Никон, в том же 1652 году ставший патриархом.

А великим постом 1653 года Никон взялся претворять в жизнь ту реформу, которая привела к расколу Русскую Церковь. Среди людей, выступивших с протестом против реформ, был и Аввакум.

В сентябре 1653 года Аввакума пытались “расстричь”, то есть лишить священного сана, но по просьбе царя оставили это намерение. Потом он был посажен в тюрьму, а затем, в 1654 году, выслан в Тобольск со всей семьёй по указу Никона и с согласия царя. Здесь он жил около двух лет, а потом был включён в отряд сибирского землепроходца — воеводы Афанасия Пашкова и был вынужден пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до Нерчинска по ещё не покорённой Сибири. Воевода жестоко притеснял Аввакума и его семью, которая терпела все мучения скитания.

В начале шестидесятых годов в Москве властолюбивый Никон захотел ограничить власть царя и в результате сам оказался в опале. Царь попытался привлечь к себе тех, кого раньше преследовал вместе с Никоном. Аввакум был вызван из Сибири в Москву (1662), где встретил ласковый приём. Двор старался завоевать расположение протопопа. Ему предлагалось даже место царского духовника. Но Аввакум увидел, что царь, отвергнув Никона, не отвергает его реформ, и бесстрашно выступил в защиту “старой веры”, убеждая царя отказаться от новшеств.

В 1664 году царь вновь сослал Аввакума вместе с семьёй, на сей раз на север, в Пустозерский острог. Однако Аввакума не успели довезти до места ссылки: его вызвали в Москву на суд церковного собора.

Церковный собор (1666–1667) был созван по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и для избрания нового патриарха. Аввакум вместе с другими вождями раскола был проклят — передан анафеме — “священным собором”. Но Аввакум в ответ сам проклял этот собор — так велика была его вера в истинность своих убеждений в двуперстное знамение.

Тогда Аввакума и его товарищей — монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Фёдора — навсегда сослали в далёкий Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы, чтобы не крестились двуперстно и не писали. За Аввакума же заступились царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна.

В Пустозерске каждому из заключённых была приготовлена отдельная “земляная тюрьма”, покрытая срубом с одним окошком, через которое узники принимали пищу и “дровишки”. Но “соузники” нашли способ общаться: по ночам они вылезали из темниц через окошко. Все они стали писателями, несмотря на изувеченные руки. Именно здесь, в Пустозерской “земляной тюрьме”, лишённый возможности проповедовать истинную веру и спорить со своими противниками, Аввакум и написал своё «Житие». Как и послания к пастве, оно проникнуто пафосом защиты “старой веры”. Своих единомышленников Аввакум называл “верными”, “горемыками миленькими”, глубоко переживал за своих духовных детей. В тюрьме, не имея под рукой никаких книг, он на память точно цитировал богослужебные книги, сочинения отцов Церкви, жития святых.

Стрельцы, охранявшие раскольников, сочувствовали им и тайно переправляли в Москву сочинения Аввакума и других старцев. Популярность Аввакума, мученика за “старую веру”, всё росла среди старообрядцев Руси. И в Страстную пятницу 1682 года по указу царя Фёдора Алексеевича четыре узника Пустозерской тюрьмы были заживо сожжены в срубе.

4. Работа над темой урока

Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы “Жития святых”?

- Чем отличается от них “Житие Аввакума”?

В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя?

–С каким явлением русской жизни связано имя протопопа Аввакума?

— Что поразило вас в названии?

Почему «Житие» написано самим Аввакумом?

Кому оно адресовано?

Какие эпизоды из произведения вас больше всего поразили? Почему?

Зачитайте…

Перед вами миниатюра, изображающая главного героя, какие у вас возникают мысли, глядя на нее?

Опишите каким изображен Аввакум?

В какой момент?

Какие муки терпит Аввакум?

Как он держится во время пыток? Зачитайте.

Что произошло с его семьей?

Какие второстепенные лица здесь упоминаются? Какова их роль?

Ради чего принимает муки Аввакум?

В «Житии» обычно присутствует элемент чуда, а здесь?

Слово учителя.

Протопоп Аввакум — глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные. Житие было написано в 1672–1673 годах во время его ссылки в Пустозерске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе собственной биографии.

— Что поразило вас в названии? Почему «Житие» написано самим Аввакумом?

(Аввакум пишет «Житие» почти в пятьдесят лет. Он уже изведал изгнанничество, пытки, потерю близких. Значит, это проповедь определённых взглядов, а с точки зрения художественной — разрушение средневекового канона жития.)

Чтение отрывков из «Жития…». (Читают подготовленные дома учащиеся.)

1. Начало деятельности Аввакума на церковном поприще.

2. В сибирской ссылке.

3. Возвращение из ссылки.

Перед чтением отрывков даются задания:

-Сформулируйте главную мысль отрывка.

Какие качества Аввакума проявились в эпизоде?

Беседа

Учитель: Каким представляется вам протопоп Аввакум по отрывкам «Жития…»?

Учащиеся: Аввакум верен своим убеждениям, борется за них, силён духом, что позволяет ему переносить физические и нравственные муки, издевательства, пытки, голод, тюремное заключение. Можно отметить его человеколюбие, широкую добрую душу (рассказ о “курочке чёрненькой”, отношение к Марковне, детям задевают за живое).

Учащиеся: Герой — человек мягкий, добрый, его глубоко трогает всё, что он видит, он вовсе не кажется человеком несгибаемой воли, борцом за веру, за правду.

5. Самостоятельная работа

Составление кластера.

–Аввакум (работа в парах) +составить свой вопрос для обсуждения

Озвучивание работ. Беседа по составленным вопросам

Особенности стиля и языка (работа в группах).

Вопросы группам

1-я группа. В каких эпизодах звучит комическая нотка?

Почему она появляется в «Житии»?

2-я группа. Какие художественные приёмы (тропы)

использует автор? Выпишите из текста сравнения.

Сделайте вывод о том, как он проявляет отношение к происходящему

3-я группа. Как речь героя характеризует его?

Почему он смело сочетает разговорные и книжные

элементы, что в житиях не допускалось?

4-я группа Выпишите из текста упоминающиеся в нем

бытовые детали. Объясните, почему в житии 17 века отразился быт? Одинок ли был Аввакум в своей вере. Докажите.

Слово учителя. Тема старообрядчества нашла свое отражение и в живописи, перед вами картина Серова»Боярыня Морозова»

Индивидуальное сообщение ученика о картине Серова

Мятежная боярыня – композиционный центр картины.

Хотя всё огромное полотно картины заполнено множеством ярких фигур, внимание зрителя сразу же приковывается к образу боярыни Морозовой, которая служит главным узлом всей композиции.Фигура Морозовой выделяется из толпы благодаря размашистому жесту.

Выделению образа боярыни способствует диагональное построение композиции, благодаря которому все линии, идущие из разных мест картины, собираются в один фокус, направляются к фигуре Морозовой.

Лицо боярыни Морозовой. Фанатически горящие глаза потрясают нас своей необычайной духовной силой, своей особенной трагической красотой. Морозова повернулась лицом к правой части толпы, откуда к ней обращены сочувственные взгляды, скорбные поклоны, дающие ей моральную опору. Но Морозова не видит этой близкой ей по духу толпы. Её взгляд устремлён поверх голов всех этих юродивых, нищих, боярышень и странников, выше настенной иконы Божьей Матери, устремлён куда-то вверх, словно там, в небесах, черпает она мужество и вдохновение. Несмотря на тяжёлые оковы, дровни с соломой и стрелецкий конвой, Морозова проникнута чувством внутренней свободы.

На пёстром, разноцветном фоне толпы чётко выступает её фигура в мрачной монашеской одежде, написанной очень тёмными красками. Раскольничий сарафан, на голове чёрно-коричневый треух, покрытый платком из шёлка, поверх сарафана надета чёрная бархатная шуба с широкими проймами для рук. Шуба обшита дорогим собольим мехом, застёжка сарафана – золотой тесьмой.

Дорогой бархат и мех шубы пересекает железную цепь оков; золотую застежку сарафана опоясывает простая веревка. На ногах - голубые туфли.

Руки Морозовой в железных оковах, соединены цепью. Правая рука, поднятая с двуперстным знамением, образует одну из самых важных и выразительных линий в картине. Поднятая вверх рука боярыни с двуперстным знамением - знамя раскола, знак призыва к толпе.

Боярыня Морозова испытывает нервное возбуждение, необычайный прилив сил, и это её состояние чувствуется во всей посадке фигуры, в горящем взгляде, в жесте рук и даже в пальцах, о которых говорил Аввакум: “Персты рук твоих тонкостны…” (обращаюсь к эпиграфу). В пальцах рук передан характер Морозовой: за внешней хрупкостью, изяществом и прозрачной бледностью её “тонкостных перстов” чувствуется внутренняя сила и энергия.

Лицо Морозовой прекрасно и страшно в одно и то же время. Прекрасно своими правильными тонкими чертами, страстностью своего порыва. А страшно бледностью впалых потемневших щёк и фанатическим блеском глаз. “Очи твои молниеносны”, - писал о Морозовой Аввакум, и именно такими написал их Суриков. Брови сдвинуты к переносице; нос прямой и тонкий; маленький рот полуоткрыт. Губы красиво очерчены. Серые глаза большие, детски-доверчивые, их горящий, ненавидящий взгляд устремлён вверх. Под глазами, во впадинах, залегла синева. Лицо худощаво, со впалыми щеками. Но это лицо, при всей своей измождённости, остаётся полным притягательной силы и какой-то особой странной красоты. Это духовная красота, отличающая человека, прошедшего через горнило страданий, которые не надломили, а ещё более закалили его дух. Недаром бояре, тщетно пытавшие Морозову, не сумели ни огнём, ни дыбой добиться от неё отречения от старой веры.


- С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?

В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.

Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.


Можно ли назвать Аввакума “фанатиком веры”? Чем можно оправдать его фанатизм?

В «Житии Аввакума…» изображены разные настроения героя. У каждого человека в жизни бывают периоды, когда одолевают печаль, грусть, раздражение, скука. Как можно выйти из этого состояния? (Используйте примеры из жизни протопопа Аввакума, )

Обратимся к эпиграфу урока. Передаёт ли это высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума? Насколько удачен, по- вашему мнению, памятник Аввакума?


6.Пятистишие. (Синквейн).

Пятистишие или Синквейн составляется по следующим правилам.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках заданной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Составьте синквейн к имени Аввакум

7.Домашнее задание: взять в библиотеке хрестоматию 7 класса и подготовить пересказ «Повести о Петре и Февронии Муромских», о произведении прочесть на стр.56-58(учебника)





Просмотр содержимого документа
«Личность автора в»

Личность автора в «Житии»

Эпиграф: Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин).

Словарная работа: фанатизм- образ мыслей и поведение фанатика, человека, до исступления преданного своей религии, вере; личность- человек как носитель каких-нибудь свойств; новаторство- внесение новых, передовых идей в какой-нибудь области деятельности; стержень-1. предмет удлиненной формы. 2.основная часть, содержательный центр чего-нибудь Протопоп (протоиерей) — старший священник.

(Слова с толкованием записаны е, по мере необходимости обращайтесь к ним.)

1. О чем? Что рассмотрим? Для чего?

В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: “Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?”

2. –С каким явлением русской жизни связано имя протопопа Аввакума? (индивидуальное сообщение) : - Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы “Жития святых”?- Чем отличается от них “Житие Аввакума”? В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя? –С каким явлением русской жизни связано имя протопопа Аввакума? (индивидуальное сообщение) — Что поразило вас в названии? Почему «Житие» написано самим Аввакумом? Кому оно адресовано? Какие эпизоды из произведения вас больше всего поразили? Почему? Зачитайте…Перед вами миниатюра, изображающая главного героя, какие у вас возникают мысли, глядя на нее?



3.Составление кластера. – Аввакум (работа в парах) +составить свой вопрос для обсуждения

4.Особенности стиля и языка (работа в группах).

Вопросы группам

1-я группа. В каких эпизодах звучит комическая нотка?

Почему она появляется в «Житии»?

2-я группа. Какие художественные приёмы (тропы)

использует автор? Выпишите из текста сравнения.

Сделайте вывод о том, как он проявляет отношение к

происходящему

3-я группа. Как речь героя характеризует его?

Почему он смело сочетает разговорные и книжные

элементы, что в житиях не допускалось?

4-я группа. Выпишите из текста упоминающиеся в нем бытовые детали. Объясните, почему в житии 17 века отразился быт?

5.Тема старообрядчества нашла свое отражение и в живописи, перед вами картина Серова»Боярыня Морозова»

Федосья Прокопьевна Соковнина (Морозова) ,жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова очень была богата, являлась духовной дочерью” протопопа Аввакума, арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду















— Можно ли назвать Аввакума “фанатиком веры”? Чем можно оправдать его фанатизм?

В «Житии Аввакума…» изображены разные настроения героя. У каждого человека в жизни бывают периоды, когда одолевают печаль, грусть, раздражение, скука.

— Как можно выйти из этого состояния?(Используйте примеры из жизни протопопа Аввакума, )

Обратимся к эпиграфу урока. Передаёт ли это высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума?

6.Пятистишие. (Синквейн).

Пятистишие или Синквейн составляется по следующим правилам.

  1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

  2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

  3. Третья строка – описание действия в рамках заданной темы тремя словами, обычно глаголами.

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

  5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

7Домашнее задание: взять в библиотеке хрестоматию 7 класса и подготовить пересказ «Повести о Петре и Февронии Муромских», о произведении прочесть на стр.56-58(учебника)




Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на уроках литературы как средство повышения качества знания»

ГУ « Банновская средняя школа»










Система работы

учителя русского языка

Жмайло Светланы Владимировны.













с. Банновка .2008








СОДЕРЖАНИЕ


Резюме

  1. Концептуальный блок.

    1. Нормативно-правовая база учителя.

    2. Педагогическое кредо.

    3. Философия учителя.

    4. Методическая тема и цель деятельности.

  2. Теоретические основы деятельности учителя.

    1. Принципы работы учителя.

    2. Педагогические идеи системы работы учителя.

    3. Взгляд на урок. Применяемая технология

    4. Управление развитием личности школьника

  3. Инновационная деятельность учителя.

    1. Проектировочно-конструктивная деятельность учителя

    2. Методическая работа.

    3. Внеклассная работа.

  4. Результативность деятельности учителя.

















РЕЗЮМЕ


Ф.И.О.

Жмайло Светлана Владимировна

Адрес:

с. Чеховка



Общая информация:


Дата рождения:

14. 02.1965

Национальность:

украинка

Пол

женский

Семейное положение:

разведена

Гражданство:

РК

Опыт работы, наименование учреждения, год, город:

« Банновская средняя школа имени 60 лет ВЛКСМ» с 1986-1989 год, с 1989 по 1992 –школа №17 города Костаная, с 1992 по 1994 год – Пешковская средняя школа, с 1994 года работаю в ГУ «Банновская средняя школа»








Образование:

Высшее, Кустанайский пединститут

Владение языками:

немецкий

Компьютерные навыки:

Владею

Личные качества:

Требовательность, доброта, тактичность

Дополнительная информация:

КУРСЫ: «Информационные технологии в системе обучения русскому языку и литературе»(2004), «Метод проектов как эффективная технология формирования ключевых компетентностей школьников»(2008), «Технология и система работы учителя по подготовке учащихся к ЕНТ»(2008), «Методика преподавания курса «Основы религиоведения»(2007), «Формирование речевой культуры в современном языковом образовании» (1999), «Особенности работы по УНП русского языка и литературы в 9 классах2 (2005), «Курс компьютерной грамотности в рамках Программы снижения информационного неравенства в РК»(2007)

Интересы:

Читать новинки художественной литературы, исторические романы, учить наизусть стихи; совершать виртуальные путешествия по музеям мира, слушать классическую музыку, приобретать новые виды комнатных растений и ухаживать за ними







НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


  1. Конституция Республики Казахстан.

  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании».

  3. Закон Республики Казахстан «О языках»

  4. Закон Республики Казахстан «О труде».

  5. Государственная программа «Образование».

  6. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан.

  7. Конвенция о правах ребенка.
















Управление развитием ученика через использование технологических карт на уроках литературы



I. Актуальность выбора технологии обучения.

Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная мною в 7 классе в 2005-2006 учебном году, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. При оценке результата учащихся в исследовании в первую очередь рассматривался уровень самостоятельности в процессе выполнения. Наиболее высокие результаты отмечены мною при выполнении учащимися самостоятельной работы, направленной на воспроизведение образца (80%). Значительно ниже были результаты тех работ, где деятельность учащихся была направлена на разрешение проблемной ситуации (54%). Таким образом, мною было определено поле экспериментальной деятельности : Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания.

Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося.

При целенаправленном формировании навыков самостоятельной деятельности все побуждения, связанные в познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними.

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта. Собственно успешность самостоятельной познавательной деятельности субъекта впрямую зависит от степени развитости элементов саморегуляции.

В системах саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целая система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания.

Учащемуся нужно уметь:

  • понимать предложенные учителем цели,

  • формировать цели самому,

  • удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес, выделять условия, важные для реализации своей цели,

  • применительно к условиям выбирать средства достижения цели,

определять последовательность действий,

  • уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной,

  • уметь корректировать свои действия,

  • иметь определенные коммуникационные умения,

  • иметь необходимые практические сформированные навыки работы.

Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности, в дальнейшем - социализации.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознательности и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Я включила в систему своей практики использование модульной технологии, изучив труды П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского “Технология модульного обучения в школе.





II. Сущность применяемой технологии

Гибкость модульного обучения связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей и возможностей обучаемого, при этом дифференциация проводится в двух направлениях: содержательном и процессуальном.

Положительная роль модульного обучения, связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником и предоставлением доступной возможности усвоения добытого по собственному желанию материала.

Использование модульной технологии в моей практике способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нередко мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, т.е. мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Преодоление такой ситуации – трудная, но последовательно достижимая для меня задача.

Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты (см. приложение 1.), что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности. При создании технологической карты я опиралась на существующий в психологии системно-деятельностный подход. Для организации целеполагания я использую беседу по результатам анализа детьми собственных действий или результатов предыдущего этапа, при этом логика вопросов беседы выстраиваю таким образом, что вывод о значимости и необходимости изучения данного материала дети делают сами, сами пробуют ставить перед собой учебную задачу, собственную цель. Определившись с целью, ребенок заносит ее в технологическую карту – теперь к поставленной цели можно неоднократно возвращаться при организации самоконтроля и самоанализа. Последовательно выстроенные цели обозначают шаги ребенка к достижимому результату, что придает всем действиям осознанный характер. Конечно, это длительная работа, но постепенно становится доступной и привычной при систематической тренировке в анализе собственных результатов и их прогностической оценке.

В технологическую карту мною заложена возможность работы с алгоритмом, что само по себе развивает речь учащихся при проговаривании всей цепочки рассуждений. Такая технологическая карта одновременно является элементом контроля для ребёнка, позволяющим отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий. Уровень самоорганизации учеников возрастает, по мере систематического использования технологических карт. По опыту работы в режиме эксперимента мною установлено, что технологическую карту лучше планировать на объем одного – двух уроков, при этом план работы предельно и детализировано расписан, и ребенок только им руководствуется. Постепенно для детей в технологической карте я оставляю пункты, которые детям необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать, схематизировать. Навык планирования своих учебных действий у каждого ребенка формируется согласно его индивидуальным особенностям.

На уроках ставлю цели, решаемые посредством ИКТ:

1.Интенсификация учебного процесса.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Формирование образовательных компетенций:

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

5.Осуществление самообразования.

6.Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках литературы может происходить на различных этапах урока и типах уроков. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, какой материал необходимо повторить и т.д.)

Для внеклассной работы по предмету создаю сама электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт, и они их создают.

На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.






















ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Большое внимание в своей работе уделяю внеклассной работе по предмету, так как это один из важных компонентов привития любви к литературе. Длительное время веду драматический кружок, приходят ребята в нашу школьную студию в 5 классе. Вместе с детьми поставили пьесы: «Про Федота -стрельца, удалого молодца, «Красная Шапочка на новый лад»,

«Вечера на хуторе близ Дикканьки» и т.д. Пьесы ставились для школьников, родителей, населения. Также вела кукольный театр для 5-6 класса, ребята сами делали из папье-маше героев пьесы, шили им костюмы, делали декорации, специальную ширму для показа спектакля.

Одной из тем самообразования прошлых лет была тема «Развитие творческих способностей у учащихся». Результатом этой работы стал сборник стихов учащихся Банновской школы. Ребята принимали и продолжают активное участие в конкурсах сочинений, которые проводятся каждую четверть на районном и областном уровне. В 2004 году моя ученица Велиханова Елена (7 класс) заняла 1 место в областном конкурсе сочинений по теме «Мой Казахстан». Вот ее работа:

«Две горы- верблюда горбы,

Холм у подножья - его голова…

У ручейка он напьется,

Напьется и холм у большого горба.

Напьется жайляу, напьются цветы,

Напьются все люди нашей страны.

Напьется планета наша – Земля,

Светлою струйкой буднего дня!

Велиханова Е.

Казахстан… я всегда знала, что это слово мне дорого, но я не понимала до конца, что оно значит, теперь я знаю. Казахстан – это земля, покрытая пестрым ковром цветущих жайляу. Это земля, которую убаюкивает ветер искусной игрой домбры. Это земля мудрых акынов и храбрых батыров. Казахская земля- это, прежде всего сплоченный и свободный народ. Недаром говорят:»Предок- Алгаш, имя-казах, все мы поколение трех жузов».

Знаешь, когда грустно, выйди в степь, забудь все, что видел до этого, всмотрись в алый шелк заката, прислушайся к казахской земле. Ты услышишь, как она рассказывает старинные предания о храбрых батырах и прекрасных девушках, как поет сухая трава давно забытые айтысы. Увидишь, как высоко в небе парит ястреб, услышишь его рассказ о прекрасной земле.

Когда я была совсем маленькая, я верила в чудеса. Я поняла, что чудеса существуют. Поверь и ты. Чудо - это земля трех жузов, горы величественного Алтая, голубое небо и необъятные степи. Спустись к кромке воды озер Алтая, и ты увидишь, как в его водах отражаются горы, поросшие лиственными лесами. К его целительной воде тянется и ветка шиповника, склоненная под тяжестью ягод. Его листья дрожат на ветру и будто поют хвалебную песню моему Казахстану. На свете много стран, потрясающих своей

роскошью и величественностью. Но есть ли еще такая страна, которая дурманит запахом трав, завораживает прекрасным небом, в котором слышится песня народа?

Подумай, и ты поймешь, что Казахстан – это земля, где сердце любит сильнее, душа обретает умиротворение, а человек – свободу.»

Мною проведено множество мероприятий: устный журнал:»Театр…Театр…Театр…», «Великолепная семерка» (по произведениям А.С. Пушкина),музыкальный вечер, посвященный русской народной песне «Красна песня ладом» и т.д.; конкурсы, викторины, КВНы.

Проведены открытые уроки:»Борис Леонидович Пастернак: жизнь и творчество поэта», «Романтические герои Горького», «Поэзия- прекрасная страна», «Сложноподчиненное предложение» и т.д. Для успешной подготовки выпускников к сдаче ЕНТ по русскому языку разработана программа по повторению и обобщению пройденного курса.

Мои ученики принимают участие в районных олимпиадах, конкурсах, в 2008 году

Жмайло Константин (ученик 8 класса) занял 2 место в НОУ с работой «Словарь Даля».

Сейчас на стадии завершения сделаны мной работы для лицензирования «Сборник


диктантов для 5 класса на экологическую тему», « Технологические карты на уроках


литературы как средство повышения качества знаний для 8 класса», в данный момент


работаю над созданием сборника «Уровневые контрольные задания на уроках


литературы в 8 – 9 классах»


В моей работе важную роль играет кабинет, поэтому много средств и сил я вложила в систематизацию материала по русскому языку, русской и казахской литературе. Здесь важную роль играет то, что практически начиная с 5 по 11 класс все приведено в полную систему, особенно это касается накопления дидактического материала по учебникам нового поколения.

На уроках русского языка применяю различные карточки для коррекции ошибок, с этой целью мною заведены тетради поэлементного анализа на каждый класс и на каждого ученика. Стараюсь строить уроки с учетом того, что изучают дети по словесности. Например, в 5 классе на уроках литературы учащиеся изучают устное народное творчество, поэтому на уроках русского языка я использую загадки, пословицы и поговорки языковой направленности. В разработанном дидактическом материале к урокам содержатся карточки, рассчитанные на учеников с разным уровнем подготовленности. Конспекты уроков содержат также тексты разных стилей речи, развивающие творческое воображение ребенка: отрывки из произведений современных авторов, мифов, фольклора, занимательный материал из энциклопедии, так как одна из тем, над которой я работала «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как фактор личностного роста учащихся». В тренировочных упражнениях использованы мои стихи, в которых содержатся ключевые моменты орфографии. Все это помогает мне разнообразить свои уроки, уйти от стандартной подачи материала. На уроках русского языка использую элементы критического мышления при объяснении нового материала. Также есть специальные задания на развитие речи.

На уроках литературы главной целью ставлю воспитание у учащихся умения самостоятельно общаться с произведениями и осознанно воспринимать выраженные в них эстетические и духовные ценности, поэтому так необходимы знания по теории литературы, для этого заведены детьми словари литературных терминов. Понять смысл произведения - это значить прочитать и проанализировать всю поэтическую партитуру, поэтому в старших классах использую исследовательскую работу в группах

по специальным карточкам- заданиям. В дидактических материалах содержится система заданий разного рода: ведение дневников двойной записи, сбор материала и чтение дополнительной литературы для ответов на конкретные вопросы, заполнение таблиц для сопоставительного анализа, комментирование таблиц, схем, рисунков, тестирования как одного из видов контроля. На уроках литературы мне очень нравится использовать элементы критического мышления, технологию сотрудничества, мозговой атаки. Это помогает развивать монологическую речь, строить содержательные ответы, уметь доказывать, делать самостоятельные выводы



























III. Результативность применяемой технологии.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности за четыре четверти учебного года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.

Подводя итог, можно отметить, что использование технологических карт увеличивает познавательную активность учащихся, делает учебно-воспитательный процесс привлекательным для школьников (и ставшей привычной для некоторых из них) форме получения знаний. Для учителя — это возможность по-новому взглянуть на организацию урока, неоценимая помощь в подготовке к уроку, но самое главное, на мой взгляд, это уникальная возможность увлечь ученика мировой художественной культурой.

Продуктивность

повышается успеваемость ( больше хороших и отличных оценок) ;

ученики не боятся отвечать у доски;

Доступность

Освоение опыта доступно любому учителю.

Для наглядности приведу таблицу, где видно как улучшается качество обученности детей в разных классах по уровню развития интеллектуальных возможностей. В первой четверти мы делали только первые шаги в применении технологических карт, а в конце года работали в совершенстве.

Таблица №1 8 «А» (сильный класс)


Фамилия Имя

1 четв.

4 четв.

годовая

Белоконь Елена

Бережная Светлана

Гебель Александр

Горохова Яна

Докшина Дарья

Дружинец Наталья

Ефимова Вероника

Жигалин Владимир

Жмайло Константин

Кожевникова Яна

Князев Валерий

Лягушина Ирина

Маленькая Инна

Михаленко Сергей

Устинов Игорь

Фоменко Евгений

40 16 9

5

5

3

3*

4

5

4*

3

5

5

3*

5

3

3

5

3

кач-56,25

СОУ-4

5

5

3

4


5

5

3

4

5

5

5

4

3

5

4

Качество

-80

СОУ-

4,3

5

5

3

4


5

5

3

5

4

4

5

4

3

5

4

Качество

-80

СОУ-

4,3





Таблица №2 8 «Б» (слабый класс)

Фамилия Имя

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Год.

1.Альшанов Юрий

2.Андрейчиков Валера

3. Вейберт Евгенийна

4. Горбенко Константин

5.Гречман Вадим

6. Дробышева Татьяна

7.Кадочникова Татьяна

8. Коллер Павел

9.Круглов Игорь

10. Михалевич Ирина

11. Павлик Дарья

12. Рожко Марина

13. Такенов Айдар

14. Томашевская Яна

15. Черниченко Роман

16. Шульц Данил




3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

кач.-

12,5

СОУ-

3,12

3

3

4

3

3

5

4

3

3

3

4

3

4

3

3

3

Кач-

31,5

СОУ-

3,62

4

3

4

4

3

5

4

3

3

3

5

3

3

3

3

4

Кач-

43,7

СОУ-

3,56

3

4

5

4

3

5

5

3

3

4

5

3

4

3

4

4

Кач-

62,5

СОУ-

3,87

3

3

4

4

3

5

4

3

3

3

5

3

4

3

3

4

Кач-

43,7

СОУ-

3,56


Ребята читают, могут высказать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы, работать в команде, выполнять творческие работы.


Просмотр содержимого презентации
«Личность Аввакума»

Личность автора в  «Житии…»

Личность автора в «Житии…»

«Житие протопопа Аввакума» - одно из самых ярких произведений ДРЛ, дошедших до нас.

«Житие протопопа Аввакума» - одно из самых ярких произведений ДРЛ, дошедших до нас.

«Житие» было написано в 1672-1673 годах по просьбе старца Епифана

«Житие» было написано в 1672-1673 годах по просьбе старца Епифана

Печальник земли русской и собиратель ее единого духа.  В. Распутин

Печальник земли русской и собиратель ее единого духа. В. Распутин

Передает ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?

Передает ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?

Фанатизм- образ мыслей и поведение фанатика, человека, до исступления преданного своей религии, вере .  Личность- человек как носитель каких- либо свойств.  Новаторство- внесение новых, передовых идей в какой- либо деятельности.  Стержень- 1. Предмет удлиненной формы. 2. Основная часть, содержательный центр чего-нибудь.  Протопоп (протоирей)- старший священник.

Фанатизм- образ мыслей и поведение фанатика, человека, до исступления преданного своей религии, вере . Личность- человек как носитель каких- либо свойств. Новаторство- внесение новых, передовых идей в какой- либо деятельности. Стержень- 1. Предмет удлиненной формы. 2. Основная часть, содержательный центр чего-нибудь. Протопоп (протоирей)- старший священник.

В 1654 году, выслан в Тобольск

В 1654 году, выслан в Тобольск

В Бобровске длительное время томился Аввакум

В Бобровске длительное время томился Аввакум

Здесь на каторге в Сибири вместе с семьей находился Аввакум

Здесь на каторге в Сибири вместе с семьей находился Аввакум

Посещение Аввакума в тюрьме Морозовой

Посещение Аввакума в тюрьме Морозовой

Аввакум

Аввакум

Особенности стиля и языка  (работа в группах) 1-я группа: В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она проявляется в «Житии»? 2-я группа

Особенности стиля и языка (работа в группах)

1-я группа:

  • В каких эпизодах звучит комическая нотка?
  • Почему она проявляется в «Житии»?

2-я группа

  • Какие художественные приемы (тропы) использует автор? Выпишите из текста сравнения.
  • Сделайте вывод о том, как он проявляет отношение к происходящему.
Особенности стиля и языка  (работа в группах) 3-я группа Как речь героя характеризует его? Почему он смело сочетает разговорные и книжные элементы, что в житиях не допускалось? 4-я группа

Особенности стиля и языка (работа в группах)

3-я группа

  • Как речь героя характеризует его?
  • Почему он смело сочетает разговорные и книжные элементы, что в житиях не допускалось?

4-я группа

  • Выпишите из текста упоминающиеся в нем бытовые детали. Объясните, почему в житии 17 века отразился быт?
  • Одинок ли был Аввакум в своей вере? Докажите.
Вернемся к эпиграфу прозвучавшему в начале урока. Печальник земли русской и собиратель ее единого духа.  В. Распутин

Вернемся к эпиграфу прозвучавшему в начале урока.

Печальник земли русской и собиратель ее единого духа. В. Распутин

  • Передает ли это высказывание сущность и значение личности Аввакума?
Насколько удачен, по-вашему мнению, памятник Аввакума?

Насколько удачен, по-вашему мнению, памятник Аввакума?

Составьте пятистишие (синквейн)

Составьте пятистишие (синквейн)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жмайло Светлана Владимировна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства