Конспект урока по теме: «Личность автора в «Житии»
Учитель русского языка и литературы Банновской средней школы
Триединая дидактическая цель урока:
-образовательная:
Раскрыть сущность личности Аввакума; увидеть силу его духа; учить характеризовать литературного героя; активизировать самостоятельность поисковой деятельности учащихся; учить постигать произведения искусства мыслью и чувством
-развивающая:
Развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, умение сделать выводы); развивать умение анализировать художественный текст.
-воспитательная:
Воспитывать учащихся как поликультурных индивидов(бережное отношение к национальному наследию,уважение и стремление сохранить его), развивать их диалоговую культуру; создать благоприятные условия для эстетического восприятия материала.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок - диалог
Оборудование: учебник, технологическая карта; презентация, созданная в программе PowerPoint.
Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Цель и мотивация деятельности
Зачитываю эпиграф.
Печальник земли русской и собиратель её единого духа (В.Распутин).Просмотрите технологическую карту и ответьте на вопросы: о чем мы будем говорить? Что рассмотрим? Для чего?
Запись темы и эпиграфа в тетрадь
В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: “Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума?” В технологической карте даны объяснения некоторых понятий, по мере необходимости обращайтесь к ним
Словарная работа: фанатизм- образ мыслей и поведение фанатика, человека, до исступления преданного своей религии, вере; личность- человек как носитель каких-нибудь свойств; новаторство- внесение новых, передовых идей в какой-нибудь области деятельности; стержень-1. предмет удлиненной формы. 2.основная часть, содержательный центр чего-нибудь Протопоп (протоиерей) — старший священник.
3.Актуализация знаний.
–С каким явлением русской жизни связано имя протопопа Аввакума?
(Индивидуальное сообщение ученика). С началом царствования Алексея Михайловича Романова (с 1645 года) наступила эпоха государственных реформ. Было издано законодательное «Соборное уложение» (1649), которое было основным законом России до 1830-х годов, главным сводом законов Русского государства. В 1653 году патриарх Никон заручился содействием царя и смело начал церковно-обрядовую реформу (1653–1655).
Никон повелел заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное, сократить земные поклоны при чтении покаянной молитвы Ефрема Сирина, “творить” вместо коленопреклонений поклоны в пояс, начал исправлять церковные книги в соответствии с современными ему греческими, изменять обряды по образцу современных греческих. Реформа Никона ставила целью унификацию богослужения по всей стране, централизацию церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Это отвечало задачам государственного единства.
Порядки, вводимые Никоном, породили возмущение в народе — от князей, бояр и духовенства до простых людей: люди восприняли это как крушение русской истинной “старой веры”, как новую “ересь”. Особенно яростное неприятие вызвала замена двуперстного знамения троеперстным. Возник “церковный раскол”. Сторонников реформы стали называть “никонианами”. Никониане же стали называть противников реформ “раскольниками” (сами раскольники называли себя “верными”, “старолюбцами”, “старообрядцами”). В среде “старолюбцев” возродились древние легенды о наступающем “конце света”. Царь Алексей Михайлович и Никон воспринимались как предтечи антихриста, готовящие ему путь.
На раскольников обрушились гонения. Восемь лет (1668–1676) осаждали царские войска Соловецкий монастырь, отвергнувший реформу. Войска двигались на Север и в Сибирь, искали скиты “старолюбцев”. В ответ “старолюбцы” прибегали к массовому самосожжению. Гонениям подверглись и приближенные царя, которые отстаивали “старую веру”. Среди них был протопоп Аввакум.
Вывод: Аввакум — “неистовый протопоп”: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма (запись в тетрадь)
- Что известно о жизни протопопа Аввакума (индивидуальное сообщение)
Аввакум родился в 1620 году (по другим данным — в 1621) на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника Петра. Когда отец умер, мать женила сына на дочери кузнеца, сироте Анастасии. Читая святоотеческую литературу, Аввакум приобрёл в этой области глубокие познания. Тогда же Аввакум ощутил в себе природный дар проповедника. В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы церкви соседнего села, ещё через два года стал там священником, откуда через восемь лет был назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце-Повольском (сейчас — город Юрьевцев Ивановской области).
Протопоп (протоиерей) — старший священник.
В это время при царском дворце вокруг царского духовника, протопопа кремлёвского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева образуется кружок ревнителей благочестия, в который входит сам молодой царь, а также Иван Неронов, наставник Аввакума. Аввакум сближается с этим кружком, ратует за возрождение активной пастырской деятельности духовенства, борется с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества, за что подвергается нападкам от своих прихожан: то он обличает местных начальников, и его за это зверски избивают, то разгоняет скоморохов с двумя большими плясовыми медведями.
В 1652 году прихожане взбунтовались против своего непреклонного в благочестии пастыря. Аввакум уехал в Москву и был представлен царю. Протопопу дали право служить в одном из приделов Казанского собора. Это была большая честь для священника. Аввакум вместе с участниками кружка боголюбцев пишет челобитную царю о будущем патриархе. Человек, за которого они хлопотали, был земляк Аввакума митрополит Никон, в том же 1652 году ставший патриархом.
А великим постом 1653 года Никон взялся претворять в жизнь ту реформу, которая привела к расколу Русскую Церковь. Среди людей, выступивших с протестом против реформ, был и Аввакум.
В сентябре 1653 года Аввакума пытались “расстричь”, то есть лишить священного сана, но по просьбе царя оставили это намерение. Потом он был посажен в тюрьму, а затем, в 1654 году, выслан в Тобольск со всей семьёй по указу Никона и с согласия царя. Здесь он жил около двух лет, а потом был включён в отряд сибирского землепроходца — воеводы Афанасия Пашкова и был вынужден пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до Нерчинска по ещё не покорённой Сибири. Воевода жестоко притеснял Аввакума и его семью, которая терпела все мучения скитания.
В начале шестидесятых годов в Москве властолюбивый Никон захотел ограничить власть царя и в результате сам оказался в опале. Царь попытался привлечь к себе тех, кого раньше преследовал вместе с Никоном. Аввакум был вызван из Сибири в Москву (1662), где встретил ласковый приём. Двор старался завоевать расположение протопопа. Ему предлагалось даже место царского духовника. Но Аввакум увидел, что царь, отвергнув Никона, не отвергает его реформ, и бесстрашно выступил в защиту “старой веры”, убеждая царя отказаться от новшеств.
В 1664 году царь вновь сослал Аввакума вместе с семьёй, на сей раз на север, в Пустозерский острог. Однако Аввакума не успели довезти до места ссылки: его вызвали в Москву на суд церковного собора.
Церковный собор (1666–1667) был созван по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и для избрания нового патриарха. Аввакум вместе с другими вождями раскола был проклят — передан анафеме — “священным собором”. Но Аввакум в ответ сам проклял этот собор — так велика была его вера в истинность своих убеждений в двуперстное знамение.
Тогда Аввакума и его товарищей — монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Фёдора — навсегда сослали в далёкий Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы, чтобы не крестились двуперстно и не писали. За Аввакума же заступились царица Мария Ильинична и сестра царя Ирина Михайловна.
В Пустозерске каждому из заключённых была приготовлена отдельная “земляная тюрьма”, покрытая срубом с одним окошком, через которое узники принимали пищу и “дровишки”. Но “соузники” нашли способ общаться: по ночам они вылезали из темниц через окошко. Все они стали писателями, несмотря на изувеченные руки. Именно здесь, в Пустозерской “земляной тюрьме”, лишённый возможности проповедовать истинную веру и спорить со своими противниками, Аввакум и написал своё «Житие». Как и послания к пастве, оно проникнуто пафосом защиты “старой веры”. Своих единомышленников Аввакум называл “верными”, “горемыками миленькими”, глубоко переживал за своих духовных детей. В тюрьме, не имея под рукой никаких книг, он на память точно цитировал богослужебные книги, сочинения отцов Церкви, жития святых.
Стрельцы, охранявшие раскольников, сочувствовали им и тайно переправляли в Москву сочинения Аввакума и других старцев. Популярность Аввакума, мученика за “старую веру”, всё росла среди старообрядцев Руси. И в Страстную пятницу 1682 года по указу царя Фёдора Алексеевича четыре узника Пустозерской тюрьмы были заживо сожжены в срубе.
4. Работа над темой урока
Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы “Жития святых”?
- Чем отличается от них “Житие Аввакума”?
В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя?
–С каким явлением русской жизни связано имя протопопа Аввакума?
— Что поразило вас в названии?
Почему «Житие» написано самим Аввакумом?
Кому оно адресовано?
Какие эпизоды из произведения вас больше всего поразили? Почему?
Зачитайте…
Перед вами миниатюра, изображающая главного героя, какие у вас возникают мысли, глядя на нее?
Опишите каким изображен Аввакум?
В какой момент?
Какие муки терпит Аввакум?
Как он держится во время пыток? Зачитайте.
Что произошло с его семьей?
Какие второстепенные лица здесь упоминаются? Какова их роль?
Ради чего принимает муки Аввакум?
В «Житии» обычно присутствует элемент чуда, а здесь?
Слово учителя.
Протопоп Аввакум — глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные. Житие было написано в 1672–1673 годах во время его ссылки в Пустозерске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе собственной биографии.
— Что поразило вас в названии? Почему «Житие» написано самим Аввакумом?
(Аввакум пишет «Житие» почти в пятьдесят лет. Он уже изведал изгнанничество, пытки, потерю близких. Значит, это проповедь определённых взглядов, а с точки зрения художественной — разрушение средневекового канона жития.)
Чтение отрывков из «Жития…». (Читают подготовленные дома учащиеся.)
1. Начало деятельности Аввакума на церковном поприще.
2. В сибирской ссылке.
3. Возвращение из ссылки.
Перед чтением отрывков даются задания:
-Сформулируйте главную мысль отрывка.
Какие качества Аввакума проявились в эпизоде?
Беседа
Учитель: Каким представляется вам протопоп Аввакум по отрывкам «Жития…»?
Учащиеся: Аввакум верен своим убеждениям, борется за них, силён духом, что позволяет ему переносить физические и нравственные муки, издевательства, пытки, голод, тюремное заключение. Можно отметить его человеколюбие, широкую добрую душу (рассказ о “курочке чёрненькой”, отношение к Марковне, детям задевают за живое).
Учащиеся: Герой — человек мягкий, добрый, его глубоко трогает всё, что он видит, он вовсе не кажется человеком несгибаемой воли, борцом за веру, за правду.
5. Самостоятельная работа
Составление кластера.
–Аввакум (работа в парах) +составить свой вопрос для обсуждения
Озвучивание работ. Беседа по составленным вопросам
Особенности стиля и языка (работа в группах).
Вопросы группам
1-я группа. В каких эпизодах звучит комическая нотка?
Почему она появляется в «Житии»?
2-я группа. Какие художественные приёмы (тропы)
использует автор? Выпишите из текста сравнения.
Сделайте вывод о том, как он проявляет отношение к происходящему
3-я группа. Как речь героя характеризует его?
Почему он смело сочетает разговорные и книжные
элементы, что в житиях не допускалось?
4-я группа Выпишите из текста упоминающиеся в нем
бытовые детали. Объясните, почему в житии 17 века отразился быт? Одинок ли был Аввакум в своей вере. Докажите.
Слово учителя. Тема старообрядчества нашла свое отражение и в живописи, перед вами картина Серова»Боярыня Морозова»
Индивидуальное сообщение ученика о картине Серова
Мятежная боярыня – композиционный центр картины.
Хотя всё огромное полотно картины заполнено множеством ярких фигур, внимание зрителя сразу же приковывается к образу боярыни Морозовой, которая служит главным узлом всей композиции.Фигура Морозовой выделяется из толпы благодаря размашистому жесту.
Выделению образа боярыни способствует диагональное построение композиции, благодаря которому все линии, идущие из разных мест картины, собираются в один фокус, направляются к фигуре Морозовой.
Лицо боярыни Морозовой. Фанатически горящие глаза потрясают нас своей необычайной духовной силой, своей особенной трагической красотой. Морозова повернулась лицом к правой части толпы, откуда к ней обращены сочувственные взгляды, скорбные поклоны, дающие ей моральную опору. Но Морозова не видит этой близкой ей по духу толпы. Её взгляд устремлён поверх голов всех этих юродивых, нищих, боярышень и странников, выше настенной иконы Божьей Матери, устремлён куда-то вверх, словно там, в небесах, черпает она мужество и вдохновение. Несмотря на тяжёлые оковы, дровни с соломой и стрелецкий конвой, Морозова проникнута чувством внутренней свободы.
На пёстром, разноцветном фоне толпы чётко выступает её фигура в мрачной монашеской одежде, написанной очень тёмными красками. Раскольничий сарафан, на голове чёрно-коричневый треух, покрытый платком из шёлка, поверх сарафана надета чёрная бархатная шуба с широкими проймами для рук. Шуба обшита дорогим собольим мехом, застёжка сарафана – золотой тесьмой.
Дорогой бархат и мех шубы пересекает железную цепь оков; золотую застежку сарафана опоясывает простая веревка. На ногах - голубые туфли.
Руки Морозовой в железных оковах, соединены цепью. Правая рука, поднятая с двуперстным знамением, образует одну из самых важных и выразительных линий в картине. Поднятая вверх рука боярыни с двуперстным знамением - знамя раскола, знак призыва к толпе.
Боярыня Морозова испытывает нервное возбуждение, необычайный прилив сил, и это её состояние чувствуется во всей посадке фигуры, в горящем взгляде, в жесте рук и даже в пальцах, о которых говорил Аввакум: “Персты рук твоих тонкостны…” (обращаюсь к эпиграфу). В пальцах рук передан характер Морозовой: за внешней хрупкостью, изяществом и прозрачной бледностью её “тонкостных перстов” чувствуется внутренняя сила и энергия.
Лицо Морозовой прекрасно и страшно в одно и то же время. Прекрасно своими правильными тонкими чертами, страстностью своего порыва. А страшно бледностью впалых потемневших щёк и фанатическим блеском глаз. “Очи твои молниеносны”, - писал о Морозовой Аввакум, и именно такими написал их Суриков. Брови сдвинуты к переносице; нос прямой и тонкий; маленький рот полуоткрыт. Губы красиво очерчены. Серые глаза большие, детски-доверчивые, их горящий, ненавидящий взгляд устремлён вверх. Под глазами, во впадинах, залегла синева. Лицо худощаво, со впалыми щеками. Но это лицо, при всей своей измождённости, остаётся полным притягательной силы и какой-то особой странной красоты. Это духовная красота, отличающая человека, прошедшего через горнило страданий, которые не надломили, а ещё более закалили его дух. Недаром бояре, тщетно пытавшие Морозову, не сумели ни огнём, ни дыбой добиться от неё отречения от старой веры.
- С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?
В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.
Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.
Можно ли назвать Аввакума “фанатиком веры”? Чем можно оправдать его фанатизм?
В «Житии Аввакума…» изображены разные настроения героя. У каждого человека в жизни бывают периоды, когда одолевают печаль, грусть, раздражение, скука. Как можно выйти из этого состояния? (Используйте примеры из жизни протопопа Аввакума, )
Обратимся к эпиграфу урока. Передаёт ли это высказывание В.Распутина сущность и значение личности Аввакума? Насколько удачен, по- вашему мнению, памятник Аввакума?
6.Пятистишие. (Синквейн).
Пятистишие или Синквейн составляется по следующим правилам.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках заданной темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Составьте синквейн к имени Аввакум
7.Домашнее задание: взять в библиотеке хрестоматию 7 класса и подготовить пересказ «Повести о Петре и Февронии Муромских», о произведении прочесть на стр.56-58(учебника)