kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Использование этнокультурного компонента на уроках родного языка и литературы и во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богатство любого народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников нашей школы.И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование этнокультурного компонента на уроках родного языка и литературы и во внеурочное время" »

 Ермакова Н.И.

учитель русского языка и литературы,

коми-пермяцкого языка и литературы

МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ»,

Кудымкарский муниципальный район

Использование этнокультурного компонента на уроках родного языка и литературы и во внеурочное время

      Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. У каждой былинки есть своё место, откуда она берет свою жизненную силу. Все большое на земле прорастает из малого зернышка. Так и человек. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь.  Это могучая сила памяти!

     Убеждена, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому – родной язык.

       Каждый язык – коми-пермяцкий ли, русский ли – должен оставаться фундаментом личности. Ведь помимо чисто внешних, этнических признаков принадлежности человека к тому или иному народу основными аспектами являются внутреннее осознание, язык и культура, то есть духовная составляющая человека.         

Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей.

     Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа. 

 Именно уроки коми-пермяцкого языка, коми-пермяцкой литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому, я думаю, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры.

    Именно мы, педагоги, должны обогатить духовный мир учеников, показать и передать великолепие и разнообразие духа народа. И не просто передать, а сохранить их в душах, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям. И пусть каждый урок родного языка даёт детям лишь какую-то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина.

    В своей педагогической деятельности я формирую интерес учащихся к родному языку через использование разнообразных методов, приёмов и средств обучения и национальный колорит, а также поисково-исследовательскую работу. Думаю, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом. Ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, историей, традициями, обычаями своего народа.

 Особое значение при этнокультурном подходе придается использованию краеведческого и в особенности лингвокраеведческого материала в процессе преподавания родного языка. Такой подход воспитывает у учащихся бережное и внимательное отношение к родному языку, а значит - любовь к Родине. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев народа дадут возможность учителю сформировать у учащихся национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.

Особенно эффективным, по мнению методистов и лингвистов, является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы. Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней появляются языковые закономерности, в связи с чем данный лексический пласт представляет интерес и как историко-географический материал, и как лингвистический источник.

Работа с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои знания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера, способствует развитию речи школьников.

Знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей "малой" родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Этот материал можно использовать, например, на уроках в 5-6 классах, когда идет подробное изучение темы "Имя существительное", "Собственные и нарицательные имена существительные". На уроках при изучении тем "Способы словообразования", "Имя числительное", "Имя прилагательное" также частично можно использовать данные микротопонимии..

Главным средством для формирования эстетических и духовных потребностей учащихся являются фольклорные произведения, именно они доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отчему дому и Родине. Помочь детям разобраться в окружающей жизни - дать добрый совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к малой родине, основанной на развитии национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с историей семьи, языка, родного края.               

    Почти на каждом уроке отвожу время для фольклорных минуток, которые помогают закреплению изучаемой темы, повторению материала или же просто снимают напряжение, усталость.  Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают ребёнка. Разрабатываю и провожу с учащимися фольклорные праздники, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии, уроки – презентации.

    Активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов, например, на темы «Герои сказок», «Угадай-ка», «Кто быстрее», конкурс на лучшую волшебную сказку собственного сочинения.

    . Уроки родного языка и литературы для наших учеников - постоянный поиск, непрекращающийся  диалог, совместный труд, основанный на доверии  и доброжелательности.

Внеурочные занятия со школьниками также решают немаловажную образовательную задачу приобретения навыков групповой работы, воспитания толерантного отношения друг к другу, развивают культуру межнационального общения. На занятиях кружка «Улыбка», ставим мини-спектакли на коми-пермяцком языке, разучиваем коми-пермяцкие песни. В декаду коми-пермяцкого языка и литературы стараемся включить разноообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, различные конкурсы, проводим познавательные игры – всё это включаем в свою работу, потому что знаем, что путь к основной национальной сокровищнице - языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.

 Очень  эффективной  технологией является ведение исследовательской работы. Дети с удовольствием     включаются в исследование:  записывают старинные песни, пословицы, загадки,  прибаутки,  легенды, предания,   которые умело используют на уроках коми-пермяцкого и русского языка и литературы. Много материала собрано о прошлом нашего села, сделана презентация. Также объектами нашего исследования становились известные люди родного села.

     Этнокультурная направленность обучения и воспитания — одно из актуальных направлений современной образовательной политики в нашем округе. Значительный блок юбилейных мероприятий направлен именно на сохранение и обогащение языка и культуры коми-пермяков. В рамках подготовки к празднованию знаменательных дат значительно расширился круг мероприятий этнокультурной направленности, на которых учащиеся нашей школы принимают активное участие. Каждый год учащиеся принимают участие межмуниципальном конкурсе  чтецов «Ловья говк». Нынче принимали участие 6 человек, 2 человека из них – призеры. Учащиеся школы ежегодно становятся призерами и победителями конкурсов исследовательских работ на муниципальном и краевом уровнях. Два года подряд принимали участие в межмуниципальном конкурсе проектов «Горт менам зарниа», есть призеры. Муниципальном конкурсе творческих работ «Менам край, менам горт, менам кыв» участвовало 3 человека, также есть победитель. Наши учащиеся шагают в ногу со временем, хотя изучают родной язык только в 2 классах, а в остальных факультативно.

Таким образом, я считаю, что богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников нашей школы. И если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.



Библиографический список

1.Алексеев, М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 318 с.

2. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М.: Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. – 152 с.

3. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000,№ 3. - С.43-46.

4.Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. – Ставрополь: Литера, 2006. – 300 с.

5.Харисова Л. А. Национальная культура в содержании образования. Москва, 1995.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ермакова Надежда Ивановна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Статью: "Особенности обучения детей в билингвальных условиях (на примере детей из цыганских семей) "
    ["seo_title"] => string(114) "stat-iu-osobiennosti-obuchieniia-dietiei-v-bilinghval-nykh-usloviiakh-na-primierie-dietiei-iz-tsyghanskikh-siemiei"
    ["file_id"] => string(6) "114289"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411403368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства