Стаья по теме " Развитие читательской грамотности на уроках литературы и русского языка"
Стаья по теме " Развитие читательской грамотности на уроках литературы и русского языка"
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стаья по теме " Развитие читательской грамотности на уроках литературы и русского языка"»
«Работа с текстом на уроках русского языка»
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта.
Актуальность выбораметодической темы обусловлена тем, что качество знаний и умений учащихся показывает, не всегда школьники осознают сущность основных языковых понятий, слабо владеют навыками аналитико – синтетической деятельности, обладают недостаточной практической грамотностью, с трудом пользуются языковыми средствами для приема и передачи информации. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку свидетельствует о неумении учащихся работать с текстом и правильно выражать свои мысли, создавая собственное речевое высказывание, неумение связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, неумение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные обучающиеся, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня
Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.
Цель моей работы - создание банка форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию универсальных учебных действий. В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
1) проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
2) апробировать на уроках русского языка формы, методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие развитию речи учащихся;
3)собрать тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная .
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Учащихся необходимо учить навыкам смыслового чтения, цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию . Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - важные задачи ряда школьных предметов. И основная нагрузка ложится на предмет русский язык. В то же время надо учесть, что разные виды работы с текстом стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают творческую активность.
Комплексная проверочная работа
Получая учащихся в 5 классе, провожу комплексную проверочную работу с целью выявления уровня сформированности у учащихся умений работать с текстом с помощью следующих заданий. Учащемуся предлагаются разные форматы текста и к ним задания.
Например. В соответствии с полученными результатами строю свою работу.
Начинать работу с текстом необходимо с таких произведений, которые потребуют усиления внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению
Вариант 1.
1. Перечислите основные признаки текста.
а) _______________________________
б) ________________________________
в) __________________________________
г) __________________________________
д) ___________________________________ 2.Как называются в текстоведении смысловые части текста? _________
3. Как называется предложение, в котором содержится заявка на тему текста? _______________________
4. Как изображается графически последовательная связь предложений? ________________
5. Назовите основные типы речи. _______________________________________
6. Что такое лексический повтор? ________________________________________
7. Прочитайте фрагмент текста из произведения А. П. Чехова и выполните задания.
Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шел крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.
Определите тип речи _________________________________ .
Назовите признаки установленного вами типа речи ____________________
Проследите, как связаны предложения в тексте. Как называется такая связь? ____________________
Установите, какие смысловые отношения связывают между собой первое и второе предложение. ___________________________
Найдите в тексте лексический повтор ______________________________.
Для чего он используется? ______________________________________________
Вариант 2. 1. Объясните, что изучает текстоведение.______________________________________
2. Как оформляется микротема на письме? _________________________
3. Как называется предложение, в котором автор подводит итог развития темы? ______________________
4. По какой схеме строится текст? ________________________________________
5. Назовите средства языка, с помощью которых показывается связь предложений при последовательном их соединении.________________________________________________
6.Какой вопрос можно поставить к тексту-описанию _________________________, к тексту-повествованию _______________________, к тексту-рассуждению _______________________.
7. Прочитайте фрагмент текста из произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка и ответьте на вопросы.
Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.
Формы и методы работы с текстом.
В ходе педагогической практики пришла к выводу, что наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• лингвостилистический анализ текста;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• «самодиктанты»; различные виды диктантов;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.
Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза.
Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водою.
(Б. Пастернак)
Определите тему и стиль текста.
Озаглавьте текст так, чтобы название отражало его содержание.
Какие языковые средства характерны для этого текста?
На основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. В этом плане очень уместно устраивать конкурсы на лучший рассказ о чём – то или о ком – то с записью получившегося текста.
Дидактические игры.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Из разных источников я отобрала следующие:
Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2.«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3.«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4.«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Задание-1.
Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).
"Мастер чемоданных дел"
Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:
- "Кто этот почтенный господин?"
- "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев".
Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.
- "Кто этот почтенный господин?"
Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. - "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик.
- Это мастер чемоданных дел Менделеев".
Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:
Задание-1
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".
- Как вы понимаете значение этих слов? Объясните. Теперь посмотрите, как даётся их толкование в словаре. (самостоятельная работа со словарём)
- Подберите к этим словам однокоренные и запишите их в тетрадь.
(все работают в тетради, 2 ученика у доски)
- Объясните устно знаки препинания в предложениях.
Задание-4
Работа с текстом.
- Можно ли назвать эти предложения текстом?
- По каким признакам вы это определили?
Задание-5
Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).
В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…
После работы над текстом ребята самостоятельно делают вывод о том, что предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности
Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
В 7 классе перед знакомством с параграфом «Лексикография» предлагаю ребятам оценить следующие утверждения, обозначив в колонке «До чтения текста» знаком «+» верное и соответственно знаком «-» неверное. Затем проделываем аналогичную работу после чтения параграфа, а, когда начинаем обсуждать результаты, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.
№
п/п
Утверждение
До чтения
текста
После чтения текста
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные.
В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д.
Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам.
Первый толковый словарь вышел в XVI веке.
Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова.
Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д.
Приемы работы с текстом на уроках русского языка.
Для того чтобы на основе текста формировать коммуникативные умения учащихся, недостаточно текст использовать в качестве дидактического материала. Необходимы определённые приёмы работы с текстом для их формирования. Методисты подчёркивают необходимость формирования и развития навыков речевого общения на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст, владеть видами чтения) и на продуктивном (создавать тексты различных жанров самим)
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
Виды деятельности при работе с текстом.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Предлагаю некоторые приемы работы с текстом.
Комплексный анализ текста.
Вопросы, связанные с анализом текста, вызывают определенные методические затруднения у учителей- словесников. Подходов к анализу текста много, каждый требует учета спецификации, но при этом любой из видов филологического анализа в том или ином виде держит общее. Так как объектом анализа является текст. Поэтому, думается, когда речь идет о школьном лингвистическом анализе текста, необходимо сначала определить то, что мы- учителя- хотим получить в результате выполняемого учащимися анализа текста, а потом выбирать критерии разбора текста.
Аналитическая работа с текстом на уроках русского языка прежде всего носит обучающий характер: работая с образцами, отмечая их особенности, школьник получает определенную базу для собственного творчества. Поэтому, видимо, анализ должен быть направлен на выявление учащимися признаков того, что делает текст, предложенный в качестве образца, текстом, как он соотносится с признаками хорошей и правильной речи и благодаря каким языковым средствам достигается неповторимое своеобразие представленного текста.
Какие же критерии будут желательными при школьном анализе текста
.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала.
1. «Письмо с дырками».
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
а) при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.
Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … . «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». .
2. Инсерт.
Создание инсерта, синквейнов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«- » - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.
3.Синквейн. Программой русского языка, особенно в старших классах, предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:
Виктор Владимирович Виноградов
Эрудированный, осведомлённый
Исследовал, создавал, редактировал
Знаток и любитель русской словесности
Учёный
Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее: Паронимы
Разные, но близкие
Обогащают, используются, запутывают
Иногда неправильно употребляются в речи
Коварные слова
Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала.
1. «Ромашка Блума»
Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов.
Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах).
2. «Логические цепочки».
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.
3. Приём«круги по воде».
Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.
сущ. вим.п. сущ. вим.п.
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор.
Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает пересечь уроки русского языка и литературы с целью не мимолётного чтения произведения, а его исследования.
Приём РКМ «ПОПС-формула»
В подготовке обучающихся к выполнению части С ЕГЭ использую приём РКМ «ПОПС-формула»:
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
Результативность работы.
Работать над темой «Работа с текстом на уроках русского языка как один из способов формирования универсальных учебных действий» я начала в 2021-2022 учебном году в 5 классе. У ребят были недостаточно развиты коммуникативная и языковая компетенции, качество обученности оставляло желать лучшего. Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.