kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сравнение языка раннего и позднего творчества Ф.И. Тютчева»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение раннего и позднего периода творчества, основные этапы развития творчества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сравнение языка раннего и позднего творчества Ф.И. Тютчева»»





Доклад

«Сравнение языка раннего и позднего творчества Ф.И. Тютчева»





















Выполнила работу

учитель русского языка и литературы

Никова Раиса Васильевна

МКОУ Чумашинская СОШ

Купинского района

Новосибирской области








Тютчев - один из крупнейших русских поэтов лириков, поэт - мыслитель. «Вечные темы» поэзии Тютчева.

Стихотворения не сочинялись, а творились, они сами собой складывались в его голове, и он только ронял.

Русский язык хранился у поэта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго.



Основные этапы развития творчества Тютчева:

  • одичность;

  • размеры стихосложения;

  • строфика;

  • архаические элементы разных уровней языка;

  • книжные и высокие слова;

  • лексический и стилистический уровень поэзии;

  • морфология;

  • пейзажная зарисовка;

  • образы;

  • фольклор;

  • библейское;

  • синтаксис.

Сравнение раннего и позднего периода творчества.

Тютчев - завершитель русского романтизма и предвестник художественного течения рубежа 19-20 веков символизма.




















Тютчев... создал речи, которым не суждено умереть.

И.С.Тургенев.

... для Тютчева жизнь - значит мыслить.

И.С.Аксаков.

Тютчев был, несомненно, одним из тех поэтов, которые составляют сверкающий белый покров на вершине мировой лирики, хотя из-под его пера вышло около двухсот лаконических стихотворений. Несмотря на малый объём, было бы справедливым признать то, что по своей содержательности сборник стихов Ф.И.Тютчева гораздо тяжелее многих томов. Каждое из его стихотворений содержит в себе такой глубокий смысл, о котором невозможно догадаться сразу же. Тютчев - философ, ведь он - один из «любомудров», высокоодарённых и получивших превосходное образование юношей. Он всегда стремился понять мир, окружавший его. Он воспринимал мир таким, какой он есть, умел при этом замечательно трезво оценивать всю кратковременность действительности. Тютчев знал, что любое «сегодня, или вчера есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. В середине 50-х годов 19 века в некрасовском «Современнике» было опубликовано свыше ста стихотворении Ф.И.Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и журналах 20-30-х годов, остались неоцененными публикой. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. Литературное наследие поэта невелико по объему, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал:

Муза правду соблюдая,

Глядит, и на весах ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Ф.И.Тютчев - один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт- мыслитель. Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли.

На всем творчестве Тютчева лежит печать сложности, мучительных раздумий на «вечные темы». Одна из этих тем - человек и судьба. Человека поэт называет «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии властвуют над жизнью человека, «сироты бездомного». В то же время поэт славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бесстрашие подвига.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах одухотворена, она мыслит, чувствует, говорит. Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря. Образами природы поэт выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы.

Сложна и противоречива в лирике Тютчева и любовь. С одной стороны, любовь и ее «очарованье» - это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной». С другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой страстей», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором:

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Свои прелестные стихи, как и свои прелестные слова, Тютчев ронял, как цветы мгновенного вдохновения... Он не знал, что значит сочинять стихи, они создавались в ту минуту, как созвучием нужно было высказать мысль или чувство. Когда он их писал, то писал невольно, удовлетворяя настоятельной, неотвязчивой потребности, потому что он не мог их не написать: вернее сказать, он их не писал, а только записывал. Они не сочинялись, а творились. Они сами собой складывались в его голове, и он только ронял их на бумагу, на первый попавшийся лоскуток. Значительным событием в литературной судьбе Тютчева стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стиха) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф. Т. Некрасов позднее о них писал «Прежде всего скажем, что хотя они и присылаемы были из Германии, не подлежало никакому сомнению, что автор их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком, и многие носили по себе живой отпечаток русского ума, русской души». Русский язык хранился у поэта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По-русски творилось, как оказалось, главное дело жизни - стихи.

...Он никогда не относился к русскому языку фамильярно, и по этой самой причине ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были, несомненно, но которых никто не подозревал. Сколько раз ему случалось оригинальною обстановкою слова, по-видимому, давно исчерпанного и всем коротко знакомого, освещать в нем стороны, оставшиеся в тени и ускользавшие от всех, употреблявших его.

Большинство стихотворений Тютчева не имеет заглавия. Из 192 произведений, вошедших в первый, «основной» том упоминавшегося двухтомника, 121 - не озаглавлено; причем озаглавленные тексты относятся в основном к первому периоду его творчества, когда поэт еще искал собственную художественную манеру. Это отсутствие заглавия было отнюдь не характерно для лирики 19 столетия и само по себе оказывается поэтически значимым. Каждое из стихотворений Тютчева - отражение конкретного фрагмента его личностной практики. Еще современники обращали внимание на фрагментарность тютчевских стихов. «Как-то странно видеть замкнутое стихотворение («Итальянская вилла»), начинавшееся союзом и, как бы указывающим на связь с предыдущим и сообщающим пьесе отрывочный характер», - сказал Фет. Действительно, его стихи отрывочны, диалогичны, фрагментарны, но это фрагменты грандиозной картины, и только в ее общей раме они обретают смысл. Эти фрагменты - разные голоса, спорящие, перебивающие и перебиваемые:

Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Основная черта тютчевской стилистики - согласованное сосуществование архаики и современности. В раннем периоде поэтического творчества вся архаическая стилистика так или иначе связана у Тютчева с использованием старых поэтических традиций, прежде всего державинских (четырехстопный ямб, хорей, мифологические персонажи, конкретная пейзажная зарисовка и др.)

Одический характер тютчевских шедевров проявляется, прежде всего, в лексико-семантических, синтаксических, фонетических приметах высокого стиля, таких, как широкий слой славянизмов, архаизмов, мифологизмов, традиционных поэтизмов, призывность, риторические вопросы. Например:

И се! Одеянный блистательной зарею,

Пронзив эфирных стран белеющийся свод,

Слетает с урной роковою

Младый сын солнца - Новый год!..

О Время! Вечности подвижное зерцало!

Все рушится, падет под дланию твоей!..

Сокрыт предел твой и начало

От слабых смертного очей!..

( «На новый 1816 год» ).

В позднем периоде многие гражданские стихи Тютчева пишутся как бы от лица Силы, более властной и могущественной, чем сам поэт. Отсюда их одический, витийственный характер: в них обращается к миру вдохновляющий поэта пророческий дух. Одическая традиция сказывается в тяготении поэта к ораторским, дидактическим, полемическим интонациям.

1 Размеры стихосложения.

Из 230 стихотворений раннего периода 125 написаны ямбом, придающим стиху особую энергию и динамичность.

Поздний период - стихотворения написаны пятистопным ямбом (« Как океан объемлет шар земной...», 1830 г.); (« Весь день она лежала в забытьи»,

«Фонтан») четырёхстопным ямбом с пиррихием («Сияет солнце , воды блещут» 1852 г.).

2 Строфика

Два восьмистишья. Поэтому его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека («Осенний вечер», «Ещё земли печален вид...», «Когда в кругу убийственных забот...»). Но композиция такого двухчастного стихотворения может быть и обратной: определенное душевное состояние раскрывается в нем сначала (как в стихотворении «Когда в кругу убийственных забот...» 1849), а затем следует соответствующая ему картина природы. И такая обратимость сопоставлений еще усиливает уподобление природы человеку, а человека природе. Более того, в некоторых стихах («Листья», 1830; «Что ты клонишь над водами..., 1835) второй «человеческий» план присутствует лишь в подтексте, он только угадывается.

3 Архаические элементы разных уровней языка.

Лирика Тютчева - лирика больших обобщений рождала и особый поэтический язык. Уже в прошлом веке Тютчева называли архаистом: столь необычными и высокими казались его стихи.

  1. В раннем периоде усечённые формы прилагательных и причастий: чудесны, изъявленну, священны, одиноку, ткани пурпурны, Альпы грозны и туманны, в стары годы. Именительный и винительный падежи единственного и множественного числа всех трёх родов - основные формы усечённых прилагательных в поэзии Тютчева. Эта поэтическая традиция не прерывалась и в дальнейшем, но употреблялись эти формы уже в ограниченном количестве.

2) Е вместо О после мягких согласных в рифме.

Многочисленны случаи употребления в поэзии Тютчева е вместо о после мягких согласных. Эта заимствованная из XVIII в. традиция только в раннем творчестве поэта ощущается как ученическая: свет - грядёт, времён - священ, струёй - царей, подобные, подобные формы употребляются и со звуком [о] в одних и тех же стихотворениях: « На новый 1816 год» ( зарёю - роковою, сирот - ведёт, изощрённу - измождены), «К оде Пушкина на Вольность»

(1820 г.) (струёй - царей, трон - рождён - награждён), «Весна» (1821 г.) ( свете - полёте, надёжны - роскошный). В кратких страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается явное преобладание рифмы на о... Умилён - он, увлечён - небосклон, он - заклеймён.

По-иному выглядит такое сосуществование е - о в стихах зрелого поэта. Рифма на е вместо о подкрепляется исконной рифмой на е, в то время как для рифмы на о перед мягким согласным такая поддержка факультативна («Живым сочувствием привета» (1840 г.) упадёт - мелькнет, Но умилен - он; «Не остывшая от зною» (1851 г.) знаю - землёю - грозою; « Нет дня, чтобы душа не ныла...» ( 1865 г.) былом - днём. В стихах 30 - 60-х годов неотпричастные рифмы на е-оие-е после мягких согласных употребляются довольно свободно: землёю - нею, полёт - свет, бездной - звёздной. Но: раз - слёз, стезёй - морской - совлёк - пророк.

3) Употребление архаических и современных местоимений: оне - оне, ее - ея (нея), которые встречаются в стихотворениях Тютчева 20 - 60-х годов:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне...

(« Silentium!», 1829 г.);

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне...

( «О, как убийственно мы любим...»,1851 г.)

Эти архаические формы местоимений употребляются наряду с современными, иногда, даже в одном и том же стихотворении:

Для наших слабых глаз, туманных,

Недосягаемы оне ...

И как они бы ни светили,

Не нам о блеске их судить,

Лишь телескопа дивной силе

Они доступны, может быть.

( « Есть много мелких, безымянных...», 1859 г.)

  1. Отдельные морфологические формы как варианты «поэтических вольностей». Вариантные окончания - а, - у в Р.п. ед. числа и

окончания - а, - ы в именительном - винительном падежах существительных мн. числа:

Нет ни полета, ни размаху - Висят поломанные крылья,

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья...

( «О, этот Юг, о, эта Ницца!..», 1864).

В большинстве случаев формы существительных мужского рода родительного падежа на -у употребляются в рифмующихся слогах, на -а- в нерифмующихся. При этом конкретная семантика данных слов не влияет на выбор флексии:

Мы видим: и голубого своду Нездешним светом веет нам,

Другую видим мы природу,

И без заката, без восходу,

Другое солнце светит там...

( «С. Н. Анненковой»; 1859).

Это характерно для поздней лирики.

5) Старославянизмы:

а) фонетические признаки:

-полногласия/неполногласия

В ранних произведениях очень частотны формы типа брег, глава, глас, хлад, врата, град, храм, златой. С 30-х годов употребление неполногласий идёт на убыль, тем не менее, эти формы сохраняются, наряду с полногласными, и в поздних произведениях:

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны?...

(«Нет, моего к тебе пристрастья» 1835г.)

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака- великана

Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

(«Глядел я...» 1844г.)

-сочетание -жд- на месте русского -ж- чуждаясь- чужой, меж- между- межа

-звук обозначаемый буквой -е-, в начале слов в соответствии с русским звуком, обозначаемым буквой -о-: старославянский -единство, единый. Русский - одиночество, одинок, один.

б) словообразовательные признаки:

-суффиксы - знь, -тв(а), -ство, -ын(я)

жизнь, единство, битва, святыня

-приставки из-(ис-) и низ- на месте русских вы- и с-

ниспасть, ниспровержение, восславить.

-сложные слова с первыми элементами благо-, бого-, добро-, зло-, сие- ранняя лирика поздняя лирика

благоуханье благородный

благовонный

богослуженье

добродушно

богочеловек

В ранней лирике таких слов очень мало, поздняя лирика ими насыщена.

в) морфологические признаки:

- суффиксы причастий - «пронзив эфирных стран белеющийся свод» («На новый 1816 год»), «наш прадед, обольщенный женою и змием,..» («Противником вина, 1820), «нет ни полета, ни размаху - висят поломанные крылья» («О, этот Юг, о, эта Ницца!..», 1864).

  • суффиксы превосходной степени имен прилагательных: -ейш-, -айш-

И долго, долго ль этот плен,

Из всех тягчайший, плен духовный...

( «Чехам от московских славян», 1869)

г) смысловые признаки:

- обозначают философские и религиозные понятия (суета, образ, святой);

- названия конкретных предметов (ланиты - «щеки», чело - «лоб»,

стезя - «дорога, путь», уста - «губы»)

  • старославянизмы, перешедшие в разряд устаревших слов (брег, древо хлад, смесились - «смешиваться»),

  1. Стилистические синонимы.

Старославянизмы выя, ланиты, перси, уста, чело и соответствующие им восточнославянские шея, лицо, грудь, губы, лоб. Эти поэтизмы параллельно, используются и в ранней, и в зрелой поэзии Тютчева. Для него не имело значения, какие ряды этих стилистических синонимов он употребляет. Главное - создать соответствующее настроение, возвышенно-легкое, печально-задумчивое, радостно-грустное.

Чередование в одном и том же стихотворении слов разной стилистической окрашенности для Тютчева становится нормой. Например:

Люблю, когда лицо прекрасной

Зефир лобзаньем пламенит,

То шелк кудрей взвевает сладострастный,

То в ямочки впивается ланит.

(«Слезы», 1823)

Дева, дева, что волнует

Дымку персей молодых?..

Что так грудь твою спирает

И уста твои палит?

(«В душном воздуха молчанье...», 1835)

7) Архаизмы.

Архаический словарь Тютчева весьма разнообразен (рать, днесь, зерцало, врачество). Но в нем есть лексемы, которые поэт употребляет постоянно. Таковыми, например, являются слова днесь и поднесь. Днесь «сейчас, в этот день» употребляется в ситуациях досягаемой видимости, близко значению формы настоящего момента речи:

И днесь, о друг, спокойно, величаво,

Влетаешь в пристань с верным торжеством...

(«Неверные преодолев пучины...», 1820),

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

(«Наш век», 1851)

Поднесь «по сей день, до сих пор» употребляется в ситуации прошедшего перфектного значения или длительного настоящего:

И то, что длилося веками,

Не истощилось и поднесь...

(«Славянам», 1867),

Где и поднесь с усиленным вниманьем

Следят твою болезнь с сердечным состраданьем...

(«Тебе, болящая в далекой стороне...», 1873).

8). Поэзия Тютчева - величественная, торжественная и вместе с тем глубоко проникновенная. Это достигается благодаря употреблению книжных и «высоких» слов, которые автор использует на протяжении всего творчества («стремить», «дань», «преломлять», «незрима», «всеблагие», «растлился», «воитель», «дивный», «благославляя», «святыня»). Обращение поэта к высокой лексике в строке «Дай вкусить уничтоженья» передает особую торжественность момента - слияние с «дремлющим миром» и растворение в нем.

9). Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру. Эта структура может быть определена как «образ мира художника», и этот образ развивается из некоторого «первоистока». Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как «инстинкт пророчески-слепой». Этот инстинкт поэта «пророчески-слепой», обращает нас к мифу. Для Тютчева высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания его суть мифы - мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощенное в язык поэзии.

Мифологические персонажи: Геба, Зевс, Пан, Атлас, нимфы, Аврора,

Олимп. Например:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(«Весенняя гроза», 1836).

Обращение к древнему мифу подчеркивает мысль о вечности живой одухотворенной природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

4 Лексический и стилистический уровень поэзии.

1).Среди изобразительных средств Тютчева особенно богата эпитетика. Его эпитеты ярки и эмоциональны, порой метафоричны. «Сияющее солнце», «блещущие воды», «поющие деревья», «цветущий мир природы» - эти образы не что иное, как результат ощущения родства человеческой и природной жизни, единства мирового бытия. Эпитеты Тютчева разнообразны. Обычно исследователи творчества поэта разделяют тютчевские эпитеты на две категории: объективные и субъективные, причем субъективные эпитеты у Тютчева преобладают. Это можно увидеть на примере стихотворения «Фонтан» -1836.

Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

Эпитет «высоты заветной» - фиксирует призрак невидимый очами, а воспринимаемый лишь духовно, а «пылью огнецветной» более доступен, зрим.

Любимые эпитеты поэта - «золотой», «роковой», которые проходят через все его творчество. Ведь «минуты роковые» - это вовсе не только минуты политических потрясений, революций, войн («Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые...» - «Цицерон», 1829), это и минуты «изломов» в интимных человеческих отношениях («И роковое их слиянье, И поединок роковой...»), и даже минуты простого человеческого наслаждения такими любимыми для Тютчева явлениями природы, как ночь или освежающая гроза:

Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала...

И под тусклою землею

Небо, полное грозою,

Все в зарницах трепетало... (1863)

Его эпитет «золотой» фокусирует мир природы, устанавливает связь отдаленных вещей и явлений.

Как блестят в тиши ночной Золотистые их волны,

Убеленные луной...

(«Тихой ночью, поздним летом...»)

2) Использование метафор было характерно для поэзии Тютчева. Они представляют разные тематические сферы (восприятие, движение, существование), однако все они связаны с семантическим полем

« человек»:

Она (арка) полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

(« Как неожиданно и ярко...», 1865 г.);

Метафора «деревья трепещут» выводит стихотворение на космическую «орбиту», используя при этом деепричастный оборот.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

(«Сияет солнце, воды блещут...», 1852г.)

«По жилам небо протекло» («Проблеск», 1825г.) рисует миг слиянья с Вечностью.

3) Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена, она родственна человеку. «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык...» - убеждён поэт (Стихотворенье «Не то, что мните вы, природа...», 1836г.). Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радует и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «как бы резвяся и играя». Вешние воды «бегут и будят сонный берег». Уступая дорогу весне, зима злится, «хлопочет», «ворчит», «бесится». «Лазурь небесная смеётся» и так далее. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения; живую краску природы «он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину», - писал

В.С.Соловьёв.

4) Инверсия широко используется в языке художественной литературы Тютчева, как выразительное стилистическое средство («высоты заветной», «пылью огнецветной», «слёзы людские», «сумрак зыбкий»). Она заставляет нас произнести слово с особым ударением:

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полёт незримый Слышен в воздухе ночном...

5)Поэзия Тютчева наполнена сравнениями:

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет...

(«Полдень», конец 20-х годов);

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное...

(«В небе тают облака...», 1869г.).

Фонтан сравнивается с облаком, парящим над землёю:

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится...

(«Фонтан», 1836г.)

6). Традиционным поэтическим средством у Тютчева выступают синонимы и антонимы: свобода - рабство («К оде Пушкина на вольность», 1820г.); день - ночь («Как птичка, раннею зарёю», 1835г.); радость - веселье («Друзьям», 1826г.); благоуханье - аромат; радость - восторг - торжество

(«Весеннее приветствие стихотворцам», 1821г.); «Сияет солнце, воды блещут» («Сияет солнце, воды блещут...», 1852г.).

Смотри как облаком живым

Фонтан сияющий клубится...


О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

(«Фонтан», 1836г.)

Фонтан- водомет - это человеческий разум, он постоянно работает, как и фонтан.

7).Антитеза.

Следующая стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи, - антитеза. Антитеза «дола» и «вершины», «земли» и «небосклона» просматривается достаточно отчётливо в стихотворениях Тютчева 1830-х годов «Душа хотела б быть звездой...», «Яркий снег сиял в долине...», «Какое дикое ущелье!...», «С поляны коршун поднялся...». «Сумерки, но сердцу радостно, светло» / «Проблеск», 1825г./

В стихотворении «Сияет солнце, воды блещут...» /1852г. / Тютчев употребляет слово нет, выделяя, таким образом, отрицание, соединённое с противительным союзом но. По своему смыслу первые две строфы логически переходят в третью, вместе с тем, по содержанию они антитетичны: «душе» природы противопоставлена человеческая душа:

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей...

8). Философский смысл творчества Тютчева - параллели. Параллели в любви - две Вечности. В самоощущении - жизнь и смерть; витающий дух и отягощённое грехами тело. В поэтических образах - сила и слабость, духовная красота и искажённый мукой лик земной женщины, земля и небо, возрождение и самоуничтожение, параллелизм между жизнью природы и жизнью человека / «Осенний вечер» /. Эти параллели жили в нём, «рвали» его на части, лишали покоя, будоражили поэта, заставляли его вновь и вновь делить свою муку с сострадающим читателем.

Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины, -



И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

«Как океан объемлет шар земной...», 1830г.

9). Анафора:

- повторы слов и словосочетаний:

Цельности стихотворения способствуют повторы, которые скрепляют слова и приводят их в движение. Повторы не просто усиливают впечатление от изображаемого, происходит «игра» значениями многозначных слов, а ассоциации возникают за счёт различий в значениях. Например: «шар земной» - «земная жизнь»; «сладко дремлет» - «сладко светит» / «Как океан объемлет шар земной», 1830г.; «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный...», 1835г.

Повтор словосочетания и коротенькое междометие в стихотворении «Слёзы людские, о слёзы людские...» /1849г./ создают ощущаемое нарастание напряжения, волнения.

В стихотворении «Чародейкою зимою...» /1852г./ повторы:

«околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою» показывают логическое действие чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Состояние восторженности выражается и на языке анафор: «на всём улыбка,

жизнь во всём», «и мир, цветущий мир природы», «избытком жизни

- в избытке упоенья / «Сияет солнце, воды блещут...», 1852г./ В стихотворении «Полдень» с помощью повторов передаётся дремотное состояние природы в жаркий полдень: «лениво дышит полдень», «лениво катится река», «лениво тают облака».

- звуковые повторы (аллитерация и ассонанс)

Изображая природу, человека и т. д., поэты используют звукозапись. Шум природы передает само звучание стихов. В стихотворении «Весенние воды» (1830г.) аллитерации «бегут...будят...брег...бегут...блещут», «гласят, гласят, гонцы», «весна, весна, весны, выслала вперед!» - это будто праздничные трубы природы, в которые трубят ее глашатаи. Последняя строфа

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней

- рисует весеннее успокоение, цветущее блаженство мая с помощью звуков [т] и [х] . Образ сумрака, часа «всемирного молчанья»», часа «явлений и чудес» создается поэтом при помощи аллитерации на «ч»: «час» - «в ночи» - «молчанья» - «час» - «чудес» («Видение», 1829г.). В финале стихотворения «Как неожиданно и ярко...» (1865г.) концентрируются шипящие звуки и [ц]. Создаваемое ими неблагополучие подчеркивает развитие трагических мотивов текста:

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Красота звучания внутри стиха «Сияет солнце, воды блещут...» достигается не одними аллитерациями (др, р, д, тр) и ассонансами (о, у во всех без исключения стихах) - не маловажную роль здесь играет богатство звуковой палитры стиха, разнообразие его звучаний (о-е-е-у). Есть что-то возбуждающее - радостное в этом мелодическом перекатывании гласных звуков. В стихотворении «Весенняя гроза» (1828) можно подсчитать, что звук [о] встречается 18 раз, [а] - 16 раз, [и] - 12 раз, [е] - 10 раз, [у] - 5 раз. Поэт Вс. Рождественский по этому поводу верно замечает, что преобладание [о] и [а] дает ощущение простора и легкости. Не то с согласными.

Преобладают [р] - 2 раза и [г] - 14 раз. Впечатление весомости и массивности грозовых раскатов.

Повтор звуков в стихотворении «Весь день она лежала в забытьи...» (1864г.) [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя.

5.Цветовая лексика.

Тютчев - мастер цветописи. У него в поэзии преобладают светлые, жизнерадостные тона (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье - «Весенние воды»), В стихотворении «Как неожиданно и ярко...» (1865г.) поэт предельно экономен в цветообозначениях. Основной цветовой образ первой строфы - синева; упоминание небесной арки лишь ассоциативно вызывает представление о богатстве красок. Во второй строке появляется прилагательное радужный, указывающее на многоцветье.

6. Для Тютчева характерен принцип - контраст.

Можно сравнить начало и конец стихотворений «Тени сизые смесились...» (1835г.), «Пламя рдеет, пламя пышет...» (1855г.) и легко увидеть контраст: «тени сизые» - «пламя»; «уничтоженье» - «рай». В стихотворении «Как неожиданно и ярко...» (1865г.) возникает семантический контраст: яркость - бледность. Смысловая перекличка начальных и заключительных строк в стихотворенье «Фонтан» проявляется в том, что и облаку, и фонтану положены свои пределы: облаку так же не суждено коснутся земли, как фонтану - неба.

7. Поэтический словарь Тютчева:

- собственно архаизмы («мысль изречённая», «оный час», «святилище небес», «сосуд скудельный»);

- впечатление приподнятости, торжественности достигается с помощью удлиненных, многосложных слов («широколиственно», «благовонный», «виноградными», «неразгаданная»);

- слов необычных, экзотически звучащих («киммерийской», «кипарисной», «мусикийский»;

- составных эпитетов («пасмурно - багровый», «родственно - легко», «громокипящий», «молниевидный», «мглисто-лилейно»).

8. Морфология.

В поэзии Тютчева преобладают глаголы, придающие всей картине ощущение движения, жизни (ветер порывист, пыль вихрем летит, камень окаймил, гроза прошла).

В стихотворении «Фонтан» (1836г.) глаголы «клубиться», «пламенеет», «дробится» передают то, что «видимо очам». Почти все глаголы употребляются в форме настоящего и прошедшего времени, реже в форме повелительного наклонения («звёзды взошли», «толпа взошла», «ходит, и дышит, и блещет оно», «не верь, не верь поэту, дева», «дай вкусить»). Или:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Всё залей и утиши.


Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

(«Тени сизые сменились...», 1835г.)

Тютчев в своей лирике чаще всего употребляет личные местоимения(«О, как убийственно мы любили», «Ты говорил: она моя», «Он предо мной везде, всегда», «Глядел я, стоя над Невой».)

Лирика Тютчева лишена индивидуального характера. «Я- человек». « О, нашей мысли обольщенье, ты человеческое Я», - сказал Тютчев. Вот это «человеческое я» и есть герой тютчевской лирики.

Поэзия насыщена существительными:

- пространственные (небо, высота);

- временные (мгновенье, минута);

- отвлеченные (синева, красота);

- конкретные (гроза, человек).

Употребление прилагательных и причастий делает поэзию выразительной, эмоциональной, возвышенной, красочной («радужное виденье», «миг таинственный», «бунтующее море», «клокочущие страсти», а деепричастия обогащают, разнообразят поэзию, обозначая добавочное действие и поясняя, подчеркивая главное, основное действие («деревья трепещут, купаясь..., «гром грохочет, резвяся и играя...»).

9. Пейзажная зарисовка.

В стихотворениях Тютчева, как и у Державина, присутствует конкретная пейзажная зарисовка русской зимы: «цепи пуховые», «снежная бахрома» («Чародейкою Зимой», 1852); весенней грозы: «первый гром грохочет в небе голубом», «гроза в начале мая» («Весенняя гроза», 1828). Конкретная зарисовка осени. В русской осени Тютчева чувствовалось некое женственное начало, женская душа, раскрывающаяся в «улыбке умиленья», подобно «кроткой улыбке увяданья» осени, облик страдающей женщины («Осенний вечер», 1830, «Сияет солнце, воды блещут...», 1852).

Легко можно увидеть в поэзии тютчевские образы сумрака, тени, сна, ночного сада, лирического героя, «растворенного» в природе («Тени сизые смесились...», «Пламя рдеет, пламя пышет...»). Образы - фонтан, небо и земля, солнце и вода - все это в совокупности передает идею глубинного, изначального единства природы и человека («Фонтан», 1836). Образы света или тени, обхватившей полнеба, в мире Тютчева устойчиво связаны с темой жизни, озаренной сиянием счастья, славы, или ее конца (стихотворение 1857г., посвященное памяти

В. А. Жуковского):

Прекрасный день его на Западе исчез,

Полнеба обхватив бессмертною зарею...

Образ радуги исследователи связывают с влиянием поэтики

Г. Р. Державина. «Тема известной...пьесы (1865) «Как неожиданно и ярко» - мгновенное исчезновение мгновенно воздвигшейся арки... - крайне близка Радуге Державина: «Зри, как оно (солнце) лишь отвращает Светлый свой взор с облака вспять, - Живость цветов вмиг исчезает. Краски картин тмятся опять», - писал Л. В. Пумпянский. В лирике Тютчева образ радуги появляется трижды: в стихотворении «Слезы» (1823), «Успокоение» (1829) и «Как неожиданно и ярко...» (1865). Этот образ развивает мотивы обновления природы и преодоления трагедии, «грозы». Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» высоко ценил Л. Толстой. Он отметил, как точно поэт употребил слово «праздная» по отношению к осенней полевой борозде. Толстой говорил: «Этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер».

10. Фольклор.

Влияние фольклора на лирику Тютчева выражается изнутри, через интонацию. В стихотворении «Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою?» интонация нежная, ласковая, как в задумчивой народной песне. И обращается поэт к иве - одному из любимых образов народной поэзии. В стихотворенье «Зима недаром злится...» столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения, но за ним хорошо видна точная картина наступления весны («взбесилась ведьма злая...»).

А вот прямое признание словотворческого дара народа:

Как верно здравый смысл народа

Значенье слов определил:

Недаром, видно, от «ухода»

Он вывел слово «уходил».

Старинные образы: Матери - земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и любви, Судьбы вошли в его поэзию:

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, Мать земля...(1835г.).

11. Библейское в творчестве Тютчева.

Православие с его этическим потенциалом постоянно присутствует у великих русских писателей и поэтов. Для них этические принципы, провозглашённые Иисусом Христом в нагорной проповеди, - единственная система морали, в которой любовь, добро, сострадание становились сутью человеческого бытия, способствовали рождению «нового человека». По учению Христа, Бог воплощается в мире, а мир приобщается к полноте Божественной жизни. «Совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. В этом, по мнению Тютчева, и заключается смысл земной жизни. Эти проблемы нашли отражение в таких стихотвореньях, как «Не знаю я, коснётся ль благодать...», «При посылке Нового Завета», «Так, в жизни есть мгновенья...», «Тому, кто с верой и любовью...», «Ты зрел его в кругу большого света...». Лишь обретение христианской веры излечит душу:

Растленье душ и пустота.

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?

«Ты, риза чистая Христа»

(«Над этой тёмною толпой...»)

Трагическая история России, её борьба за существование способствовали формированию нового склада русской души, таких качеств национального характера, как терпение, смирение, всемирная отзывчивость, - все это позволило поэту считать Россию по своей природе христианской страной.

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

(«О вещая, душа моя...»)

Ключевые слова лирики Ф. И. Тютчева - Бог (Спаситель, Господь, Иисус Христос, Творец, Царь Небесный) и Святая Русь. Слова эти даны в разных сочетаниях: Божье святилище, Бога животворный глас, Божий лик, Христов алтарь, Христова служба, Божья правда («Наш век», «Наполеон», «Сижу задумчив и один...).

В понятие «Святая Русь» поэт вмещает очень многое: это наши храмы, являющиеся духовными центрами; первосвятители славян Кирилл и Мефодий; это и молитвы- песнопения; это великие деятели русской литературы М. В. Ломоносов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский; это Вера, Надежда, Любовь. Святая Русь - это то же самое, что и «святая суть русского человека», «святой оплот». Если нет святости, нет и ценности, нет ничего. Поэтому такое большое место в лирике отведено библейской лексике: крестная ноша, праведник, Светлое воскресенье Христова, святая ночь, грехопадение, молитва, Божья кара и др. Философия Тютчева полна предчувствий потерь и разрушений:

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(«Сны»)

Но он верит в возрождение России, в умение ее - восстать:

В доспехи веры грудь одень,

И с Богом, исполин державный!- О Русь, велик грядущий день...

Вселенский день и православный!

(«Рассвет»)

Как поэт-пророк, Тютчев понимал, что судьба России будет зависеть от исхода борьбы темного и светлого в ее душе, от устремленности к христианскому идеалу.

12.Синтакс.

1).Обращение - желание привлечь внимание к мысли, которая целиком владеет сознанием, которому одному не разрешить. Это устремление для додумывания, для уяснения собственной мысли, для ее утверждения, для обозначения ее важности и значительности для всех. Для обращения свойственна выделительная интонация. Например: «Слезы людские, о слезы людские...». Автор обращается к неодушевленному предмету (слезы). Мы и не замечаем, что обращаются не к нам, что нам ничего не объясняют, не советуют, нас не учат. Нам позволяют просто быть рядом, слышать внутренний монолог, и наша воля - услышать, почувствовать, проснуться - или нет.

Очень много стихотворений, в названиях которых включено обращение («О, вещая душа моя...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «О чем ты воешь, ветр ночной?»). Теплое, почти с песенным повтором обращение изнутри («край родной») к «бедным селеньям» пришло на смену обращению извне к «утесу» (в стихотворении «Море и утес»). Обращение может быть выражено в форме призыва:

Велико, знать, о Русь, твое значение!

Мужайся, стой, крепись и одолей.

Тютчев не стесняется открывать стихи прямым (дидактическим) поучением: «Молчи, скрывайся и таи...», «Не то, что мните вы, природа...», «Не дай нам духу празднословья!..».

2). Монолог.

Основные пути раскрытия внутреннего мира героев - это монологи («Слезы людские, о слезы людские...» - 1849, «Еще томлюсь тоской желаний» - 1848, «Душа моя, Элизиум теней...» - 1830).

3).Диалог.

Для диалогичности в поэзии Тютчева свойственно употребление слова «два» («Два голоса», «Два демона ему служили», «Два единства», «Две силы есть...»). В стихотворении «Проблеск» (1825) выделяется две части. В первой части есть диалог («Слыхал ли?»), а во второй части его нет, что подчеркивается использованием местоимения «мы», множественным числом глагольной лексики. Чуткая, вещая душа лирического героя внемлет всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной, призывает собеседника - «Слыхал ли?» - стать свидетелем таинства. «Как неожиданно и ярко...»(1865) - текст приобретает внешнюю диалогичность (форма второго лица ты, императивы Лови... Смотри...).

4). Междометия.

Для стихов денисьевского цикла характерно частое использование междометий: «ах, если бы живые крылья...», «О, эти очи», «О, не тревожь меня украдкой справедливой!», «Ох, я дышу еще болезненно и трудно...»,

«О Господи!...и это пережить...». Они передают тяжелое душевное состояние лирического героя. Тема природы: «О буйные ветры», «О рьяный конь, о конь морской».

5).Восклицательные предложения.

Для стихов характерны восклицательные предложения, передающие душевные переживания героев («Фонтан», «Листья», «Она сидела на полу...»). В стихотворении «Тени сизые смесились...» мы чувствуем трагическое восклицание: «Час тоски невыразимой!» В нем можно услышать страх, одиночество, ужас.

6).Поэзия насыщена вопросительными предложениями.

Поэт в стихотворении задает вопрос и тут же пытается на него ответить («От жизни той, что бушевала здесь» -1871, «О, как убийственно мы любим» - 1851, «В душном воздухе молчанье»-1830).

7).Многоточие.

Многоточия передают тяжелое душевное состояние лирического героя («Весь день она лежала в забытьи...»-1864), замедляют темы стихотворения и за счет пауз («Тени сизые смесились...»-1835, «Пламя рдеет, пламя пышет...»-1855). Многоточие, которое завершает стихотворение «Сияет солнце, воды блещут...» (1852г.) не замыкает наше чувство в пределах поэтического произведения, но намекает на то, что скрывается в глубинах психологии поэта, и как бы отпускает на свободу наши ассоциации.

8). В своей поэзии Тютчев использует предложения разных конструкций: простые, сложные, распространенные и нераспространенные,

определенно-­личные («Люблю грозу в начале мая»), обобщенно-личные («Чем ты и дышишь и живешь» - форма местоимения второго лица отстраненно может указывать на лирического героя), назывные («Час тоски невыразимой!») и др.

Проведя сравнение раннего и позднего периода творчества Тютчева, можно сделать вывод: поэзия этих периодов мало, чем отличается. Отличие мы можем увидеть только в разделе «Архаические элементы разных уровней языка».

Мы рассмотрели отдельные фрагменты поэзии Тютчева, в которой воплотились поэтические традиции, существовавшие в различные периоды русского литературного языка. Такое сосуществование, наряду с другими факторами, во многом определяет своеобразие тютчевской поэзии.

С течением времени лирика Тютчева насыщалась все большей изобразительностью и конкретностью. Опыт русского реализма не прошел для поэта бесследно. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19-20 веков символизма.





Список литературы.

1 Русская поэзия второй половины 19 века. Дрофа. Москва-2002 г.

  1. Журнал «Литература в школе»

№ 1 - 1998г.

№ 1 - 2003 г.

№ 5 - 2003 г.

№ 6 - 2003 г.

№ 10 - 2003г.

  1. Журнал «Русский язык в школе».

№6- 1993 г.

№ 5 - 2003 г.

№ 6 - 2003 г.

  1. «Я иду на урок литературы» (10 кл.).

Москва «Первое сентября» - 2000 г.

5 Русские писатели. Биобиблиографический словарь М - Я.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Сравнение языка раннего и позднего творчества Ф.И. Тютчева»

Автор: Никова Раиса Васильевна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства