Способы реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях литературы
Способы реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях литературы
На занятиях литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. На занятиях литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях литературы»
Федяй Эвелина Викторовна
ГПОУ ГКГХ «Горловский колледж городского хозяйства»
г.Горловка, ДНР
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ
Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные, педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.
Многочисленные экспериментальные образовательные программы, в основу которых положено именно личностно – ориентированное обучение, имеют достаточно бурный успех. Да и сами педагоги отмечают, что подобное обучение приносит гораздо более продуктивные плоды, чем традиционное образование. В последнее время подобное обучение приобретает все большую популярность и начинает с успехом применяться не только в экспериментальных но и в обычных общеобразовательных учреждениях [2, с.17].
Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [3, с.96].
Личностно-ориентированная система обучения предполагает:
- признание обучающегося основным субъектом процесса обучения;
- признание основной целью развитие индивидуальных способностей обучающегося;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта обучающегося, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении:
- установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса, как на личность;
- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
- уважительное отношение к самостоятельности мнений, и выводов обучающегося;
- опора на субъективный личностный опыт обучающегося;
- развитие мотивационной сферы обучающихся, повышение степени самостоятельности на уроке;
- направленность педагогической деятельности на развитие личности студентов;
- заинтересованная реакция преподавателя на предложения, пожелания и замечания обучающихся по поводу организации образовательного процесса;
- поощрение творческой активности обучающихся.
Существенным образом меняются и функции преподавателя: он становится собеседником, исследователем, создателем условий для учения, экспертом [1, с.102].
При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у студентов социально типичных свойств, а для развития в них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида.
Это актуальная тема и для преподавателя литературы. Цель этого подхода в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого студента. Необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития [2, с.56].
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на занятии русского языка и литературы, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений студента, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы[1, с.78].
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию.
Исходя из методических концепций В.В.Серикова, С.В. Беловой, И.С. Якиманской и др. педагогов, ведущим направлением личностно-ориентированного обучения считается личностно-ориентированный диалог, на основе которого разработаны методы, обеспечивающие личностно-ориентированную направленность занятий русского языка и литературы.
Метод активизации субъектного опыта
Преподаватель предлагает обучающимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одногруппников.
Метод интроспективного анализа
Это один из специфических методов обучения в рамках курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача преподавателя – поставить перед обучающимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?
Метод личностно-ориентированной театрализации
Данный метод ориентирован на включение обучающихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности обучающихся, их интереса. Предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе[3, с.87].
Метод творческого самоутверждения
Призван помочь обучающимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого преподавателю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить их к достойному выступлению.
В художественном творчестве роль воображения, фантазии особенно значительна. Признано закономерным наличие фантазии, художественного домысла даже в произведениях, основанных на известных исторических фактах. Тем более велика роль вымысла и фантазии в лирической и романтической повести [2, с.28].
Преподаватель, реализующий личностно-ориентированный подход к обучению, не принуждает, а убеждает ребят принять то содержание, которое он предлагает как научное знание. Обучающийся при этом воспринимается преподавателем как «творец» своего знания, участник его порождения. Именно такие занятия необходимы современным обучающимся в инновационной среде образовательного учреждения, в условиях все усложняющейся современной жизни, требующей от нас не только знаний в рамках конкретных предметов, но также умений находить правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях [3, с.59].
На занятиях литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся.
Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач.
Таким образом, приведенный выше комплекс личностно-ориентированных методов создает на занятиях русского языка и литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе, эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств обучающихся, заставляет их быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг, повышает читательский интерес, формирует вкус к чтению классической литературы.
Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на занятиях русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого студента в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – М. : Высшая школа, 2002. – 950 с.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – М.: СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.