kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. На занятиях литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях литературы»

Федяй Эвелина Викторовна

ГПОУ ГКГХ «Горловский колледж городского хозяйства»

г.Горловка, ДНР

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ

Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные, педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Многочисленные экспериментальные образовательные программы, в основу которых положено именно личностно – ориентированное обучение, имеют достаточно бурный успех. Да и сами педагоги отмечают, что подобное обучение приносит гораздо более продуктивные плоды, чем традиционное образование. В последнее время подобное обучение приобретает все большую популярность и начинает с успехом применяться не только в экспериментальных но и в обычных общеобразовательных учреждениях [2, с.17].

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [3, с.96].

Личностно-ориентированная система обучения предполагает:

- признание обучающегося основным субъектом процесса обучения;

- признание основной целью развитие индивидуальных способностей обучающегося;

- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта обучающегося, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении:

- установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса, как на личность;

- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

- уважительное отношение к самостоятельности мнений, и выводов обучающегося;

- опора на субъективный личностный опыт обучающегося;

- развитие мотивационной сферы обучающихся, повышение степени самостоятельности на уроке;

- направленность педагогической деятельности на развитие личности студентов;

- заинтересованная реакция преподавателя на предложения, пожелания и замечания обучающихся по поводу организации образовательного процесса;

- поощрение творческой активности обучающихся.

Существенным образом меняются и функции преподавателя: он становится собеседником, исследователем, создателем условий для учения, экспертом [1, с.102].

При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у студентов социально типичных свойств, а для развития в них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида.

Это актуальная тема и для преподавателя литературы. Цель этого подхода в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого студента. Необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития [2, с.56].

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на занятии русского языка и литературы, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений студента, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы[1, с.78].

Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию.

Исходя из методических концепций В.В.Серикова, С.В. Беловой, И.С. Якиманской и др. педагогов, ведущим направлением личностно-ориентированного обучения считается личностно-ориентированный диалог, на основе которого разработаны методы, обеспечивающие личностно-ориентированную направленность занятий русского языка и литературы.

Метод активизации субъектного опыта

Преподаватель предлагает обучающимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одногруппников.

Метод интроспективного анализа

Это один из специфических методов обучения в рамках курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача преподавателя – поставить перед обучающимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?

Метод личностно-ориентированной театрализации

Данный метод ориентирован на включение обучающихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности обучающихся, их интереса. Предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе[3, с.87].

Метод творческого самоутверждения

Призван помочь обучающимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого преподавателю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить их к достойному выступлению.

В художественном творчестве роль воображения, фантазии особенно значительна. Признано закономерным наличие фантазии, художественного домысла даже в произведениях, основанных на известных исторических фактах. Тем более велика роль вымысла и фантазии в лирической и романтической повести [2, с.28].

Преподаватель, реализующий личностно-ориентированный подход к обучению, не принуждает, а убеждает ребят принять то содержание, которое он предлагает как научное знание. Обучающийся при этом воспринимается преподавателем как «творец» своего знания, участник его порождения. Именно такие занятия необходимы современным обучающимся в инновационной среде образовательного учреждения, в условиях все усложняющейся современной жизни, требующей от нас не только знаний в рамках конкретных предметов, но также умений находить правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях [3, с.59].

На занятиях литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся.

Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач.

 Таким образом, приведенный выше комплекс личностно-ориентированных методов создает на занятиях русского языка и литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе, эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств обучающихся, заставляет их быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг, повышает читательский интерес, формирует вкус к чтению классической литературы.

Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на занятиях русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого студента в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – М. : Высшая школа, 2002. – 950 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – М.: СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.

3. Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Учебная деятельность. Среда. Развитие: Учебное пособие / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева. – Киров. : ВГПУ, 1998. – 278 с.





ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К ТЕМЕ





Сравнительная таблица индивидуального и личностно-ориентировочного подхода

Параметры

сравнения

 

Индивидуальный

подход

Личностно-ориентированный подход

1. Теоретико – методологическая основа

Идеи традиционной   педагогической   парадигмы

Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической   антропологии.

 

2. Цель   использования

На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУН  и социально ценных качеств

 

На основе   выявления индивидуальных особенностей  ребенка содействовать развитию  его   индивидуальности.

3.Содержательные  аспекты  применения

Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания  образования

Субъектный  опыт учащегося, пути   и способы его анализа  и самоанализа, актуализации  и самоактуализации, обогащения  и саморазвития.

 

4.Организационно-деятельностные  и отношенческие   аспекты  использования

Приемы  и методы  педагогики формирования, преобладание  субъектно-объектных отношений

Приемы и методы педагогической  поддержки, доминирование субъектно-субъектных  помогающих   отношений.

5.Критерии  анализа  и оценки  эффективности применения.

Основные   критерии -  обученность учащихся  как   уровень сформированности  ЗУН  и  воспитанность как усвоение  социально одобряемых норм  и ценностей

 

Главный критерий – развитость индивидуальности ребенка, проявление  его  уникальных  черт.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Способы реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях литературы

Автор: Федяй Эвелина Викторовна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357422


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства