kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание предметно – пространственной среды, стимулирующей читательскую грамотность, талантливость и одаренность школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня особенно значимым в общественном сознании является понимание того, что темп   развития нашей страны зависит от творческих, интеллектуальных усилий каждого человека, его возможностей и способностей. Это требует от нас, педагогов, «стимулирования активности   личности   школьника, инициирует создание новых моделей и механизмов образования»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание предметно – пространственной среды, стимулирующей читательскую грамотность, талантливость и одаренность школьников»

Волкова Л.П.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №9 г. Аткарска Саратовской области


СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ, СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ, ТАЛАНТЛИВОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ


Сегодня особенно значимым в общественном сознании является понимание того, что темп развития нашей страны зависит от творческих, интеллектуальных усилий каждого человека, его возможностей и способностей. Это требует от нас, педагогов, «стимулирования активности личности школьника, инициирует создание новых моделей и механизмов образования» [2, 3]. Реализация данной инициативы возможна посредством создания предметно – пространственной среды, стимулирующей читательскую грамотность, талантливость и одаренность школьников. Выявление и развитие креативных способностей учащихся, потенциала их знаний посредством творческого проекта – одно из направлений в работе с детьми. Важно при этом правильно определять формат этой работы. Суть его можно выразить восточной притчей: «Учитель, заметив, как пытлив ум его ученика, сказал однажды:

- Я готов рассказать тебе, как прекрасен этот мир!

- Учитель, позволь мне увидеть его своими глазами, - ответил ученик»

Учитель может гордиться учеником, который полон желания познавать мир. А опыт открытия и приобретения знаний будет его личным опытом. Уверенно можно сказать, что каждый педагог стремиться к этому, имеет свой арсенал методических приемов и форм работы с детьми.

Над вопросами повышения мотивации в изучении литературы задумывалась я давно. И давно стало ясно, что искать нужно нестандартные приемы формирования читательской компетентности, которая и позволит развивать детскую одаренность, талантливость.

Интересным и теперь уже проверенным является прием «погружения» в историко-литературную среду[3,107]. Это эффективная модель создания предметно-пространственной среды, которая стимулирует образовательный потенциал детей, увлеченных литературой, литературным творчеством.

Виртуальные экскурсии, которые мы проводим на уроках, не могут в полной мере передать дух и атмосферу времени, жизни писателей и их героев. Литература 9, 10, начала 11 классов - это эпоха дворянских усадеб. Окунуться в этот мир, детально исследовать его помогают экскурсии по литературным местам России. 10 класс предполагает углубленный разговор о М.Ю.Лермонтове, его жизни и творчестве. Детей ждет встреча с лермонтовскими Тарханами.

«Погружение» в историко-литературную среду предполагает следующие этапы:

1. «Предвосхищение, предвидение».

Это этап подготовки школьников, он включает актуализацию уже имеющихся знаний, мотивацию интереса к получению новой информации, постановку учеником собственных целей.

2. «Получение новой информации».

Это выбранный педагогом образовательный маршрут, позволяющий решать учебные и воспитательные задачи.

3. «Анализ и обобщение информации».

Ребята закрепляют новые знания, размышляют об увиденном, создают свой интеллектуальный продукт: «Страничка дневника», «Фотоальбом», видеофильм «В гостях у Лермонтова».

Данный формат работы должен носить системный характер. Мои восьмиклассники уже побывали в музее-заповеднике А.С.Пушкина «Болдино», Пушкинском Лицее, видели Великий Новгород с его былинной стариной, Москву и Панораму Бородинской битвы. И всегда историко-литературные экскурсии получают статус учебного проекта с элементами тематической игры, литературной композиции, создания интеллектуального продукта, презентации результатов изучения темы («Походная жизнь русского воина» и т.п.)

Создание предметно-пространственной образовательной среды позволяет решать и такую сложную педагогическую задачу, как приобщение школьников к чтению. Читательское развитие личности основывается на читательской компетентности школьника, т.е. читательских знаниях, читательских представлениях, способности соотносить прочитанное в книгах с жизненным контекстом и использовать в конкретных жизненных ситуациях.

Чтобы достичь хорошего уровня читательской компетентности, необходимо формирование читательских компетенций посредством наиболее эффективных приемов и, разумеется, нужна особая образовательная, мотивирующая подростка среда. Условно назовем её «Успешное чтение». Обобщая свой педагогический опыт, я определила основные образовательные направления и методы работы:

1. «Хорошее время читать» Речь идет о читательском опыте, который школьники получают самостоятельно летом. Им предлагается вести рукописный дневник и готовиться к защите читательского проекта «Книга, о которой хотелось бы рассказать». (5-7 кл.)

2. «Книга на сцене». Сценический проект реализуется в рамках литературных вечеров или кинопроекта.

3. «Семейное чтение». Это интересный прием создания читательской среды. Опыт проведения «Лермонтовских чтений» и других литературных мероприятий совместно с родительской общественностью убеждает в этом. Пример родителей, читающих наизусть «Бородино», - прекрасная мотивация для подростков. Внеклассное мероприятие должно представлять собой творческий, искусствоведческий, историко-литературный индивидуально - групповой проект, в котором принимают участие и взрослые, и дети.

4. «Читательские конференции». Это апробированная модель проектной деятельности школьников, готовящих индивидуальные проекты. В ходе выполнения проекта формируются читательские компетенции: способность к осмысленному чтению, к разным видам работы с текстом, навык работы с текстом художественного произведения, применение извлеченной из текста информации для исследования исторической или общекультурной темы.

Читательская конференция, посвященная Великой Победе, успешно проходит 7-8 классах. Она предполагает:

  • выступления ребят с разным уровнем читательского опыта;

  • охват большого литературного материала: В.Катаев «Сын полка» Л.Кассиль «Улица младшего сына», В.Пикуль «Мальчики с бантиками», Е.Ильина «Четвертая высота», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова», Н.Ходза «Дорога жизни» и др. (это «золотой фонд» детской литературы о войне, не входящий в обязательную программу);

  • включения в формат деятельности школьника мировоззренческого аспекта (каждый ученик, работая с выбранной книгой, должен был самостоятельно определить идейную установку автора, дать ей оценку, соотнести с собственными взглядами, провести самостоятельное исследование).

  • На этапе защиты ребята представляли свой читательский проект.

Структура выступления предлагалась следующая:

1.Введение в тему.

Кто из писателей обращался к данной теме? (Литературные параллели).

2.Основная часть.

1. Автор, история создания книги.

2. Художественный мир книги: сюжет, герои, яркий эпизод.

3. Результаты историко - литературного, искусствоведческого

исследования: сюжет – аналогии, герой – прототип.

3.Заключение.

О чем хотелось бы сказать ещё?

Было важно, чтобы ребята привлекали свой уже имеющийся читательский опыт; внимательно читали книгу; учились понимать авторский замысел; учились находить жизненные аналогии литературным ситуациям, прототипы – литературным героям.

Перелистаем один из проектов. Он рассказывает о книге В.Катаева «Сын полка». Ученица готовит слушателей к трудному разговору о судьбах детей войны. Мотивация дается на историческом материале. Расскажет об авторе, об истории создания повести «Сын полка», ее героях. Исследовательская часть будет посвящена возможному прототипу главного героя – Исааку Ракову – Солнцеву, детдомовскому мальчишке, прошедшему войну, а в мирное время познавшему нищету и унижение. Разговор о книге подводит нас к поиску ответа на вопрос: почему защитники Отечества в мирной жизни оказываются иногда забытыми и ненужными. Прочитанное, увиденное, услышанное и сделанное позволяет школьникам формировать свое мировоззрение, определять ценностные ориентиры. Для многих ребят уже здесь начинается путь в профессию: для одних – занятие филологией, журналистикой, педагогикой, для других – это военные специальности пр. Читательская грамотность – важное приобретение школьника, необходимое для его интеллектуального, личностного развития.


Моделируя читательскую среду, педагог обязан учитывать степень заинтересованности школьника в предлагаемой теме. Литературный проект «Книги для детей 21 века» привлек внимание семиклассников. Его реализация включала подготовку тематической выставки, проведение читательской конференции, создание читательского форума на сайте школы, где проходило обсуждение книг современных русских писателей учащимися и их родителями. Для чтения предлагались произведения уже признанных авторов, лауреатов различных литературных премий. Тамара Крюкова, Валерий Воскобойников, А.Гиваргизов. Их книги пока можно найти только на полках больших книжных магазинов. И все же ребята читали и активно высказывались на форуме. Но один автор остался незамеченным. Тогда и возникла идея - снять короткометражные фильмы по миниатюрам А.Гиваргизова и таким образом представить современного автора. «Записки выдающегося двоечника» - это веселые зарисовки на школьную тему. Думается, наш творческий проект внес свою скромную лепту в развитие отечественного кинематографа в год российского кино. Работа осуществлялась в рамках ученического проекта «Современная русская литература для детей. Миф или реальность?» Полученные результаты были проанализированы, обобщены и представлены авторами проекта на «Фестивале проектов» - переводном экзамене учащихся 7-х классов.

Практическая значимость сделанного бесспорна. Верно выбран вектор работы с детьми, ориентированный на «развитие творческой среды» [1]. Так, что же такое предметно – пространственная среда для талантливых и одаренных, пытливых или просто любознательных школьников, желающих и умеющих читать? Это глубоко творческий процесс, включающий в себя вдохновение, кропотливую работу с детьми, организацию нестандартных образовательных площадок и моделей обучения.




Список литературы

1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 04 февраля

2010/Пр-271[Электронный ресурс].Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2. Жуковский В.П. Организация работы с одаренными детьми: учебно-методическое пособие/ Авт.- сост.: В.П.Жуковский,Л.А.Скворцова. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2014. – 67 с.

3. Остапенко А.А.Образовательные технологии//Завуч.-1999. - №4. – с.84-118.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Волкова Лариса Павловна

Дата: 27.06.2023

Номер свидетельства: 634493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства