kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные визуальные методы организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удобные методы визуального представления материалов, их анализа на уроках. Приемы работы информации, используемые в менеджменте, но вполне применимые на уроках литературы и русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные визуальные методы организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы»

Современные визуальные методы организации и систематизации данных, применяемые на уроках русского языка и литературы, для получения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов в соответствии требованием ФГОС.



С.И. Васьковская,

учитель русского языка и литературы,

Хакасия, г.Абаза



Изменения в нашей работе, связанные с переходом к новому ФГОС, прежде всего, заставляют нас искать все новые и новые методы передачи информации, позволяющие ученикам успешно усваивать предлагаемый материал и хорошо ориентироваться в том огромнейшем потоке информации, который обрушивается на них ежедневно. Так как лучшим другом современного школьника является, к сожалению, компьютер, мы вынуждены учитывать настроенность детей на визуальное восприятие. Они привыкли к экрану монитора с картинками и минимумом текста. Восприятие информации на слух дается им с большим трудом. Это и стало причиной выбора темы сегодняшнего моего выступления.

Вспомним о том, что ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому выделяются четыре группы методов обучения: визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные.



Моя цель - остановиться более подробно на современных визуальных методах обучения. В этом случае информация представлена в виде изображения. Использование этих методов продуктивно на всех этапах (фазах) современного урока (вызов, осмысление и рефлексия). Как выясняется на практике, есть особенности, тонкости их применения для достижения большей продуктивности.



Что же дают нам визуальные методы работы с информацией?

  1. Наглядность и убедительность демонстрации.

  2. Систематизация потока информации (стараемся сразу разложить по полочкам).

  3. Возможность групповой работы: обсуждения, дискуссии, совещания, «мозгового штурма».

  4. Рождение нового (генерация новых идей).



В систему визуальных методов входят:

  1. Простой рисунок или зарисовка.

  2. Круги Эйлера-Венна.

  3. Разные виды кластеров и постеров.



При этом используются 4 принципа создания визуальной записи:

  1. Радиальный.

  2. Древовидный.

  3. Линейный (принцип цепочки).

  4. Табличная запись.



В прошлом году нам была уже представлена презентация, рассказывающая о таких визуальных методах как синквейн, инсерт, кластер, «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы, «Диаманта», «Корзина идей», Прием шести цветов и «Эйдос-конспект». Я их касаться не буду. Так как жизнь не стоит на месте, появляются новые интересные идеи, которые пришли к нам из смежных наук: математики, экономики... т. е. мы уже наблюдаем метапредметность.



Начнем с кругов Эйлера-Венна. В названии использованы фамилии их создателей. Они помогают в достижении познавательных результатов обучения: при сравнении дети устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Следующие примеры относятся к вариантам кластеров и постеров.

Ментальные карты.

Ментальные карты – это особый способ систематизации знаний при помощи схем.

Главной особенностью этого способа является то, что он одновременно вводит в работу оба полушария головного мозга, благодаря чему человек может на все 100% использовать свой потенциал.

Как сделать их? Составление данных карт может выполняться как вручную на листах бумаги формата А3 или А4, так и при помощи специальных компьютерных программ.

Для чего нужны ментальные карты?

  • Для представления в сжатой форме большого количества информации.

  • С их помощью вы сможете наиболее наглядно и полно презентовать информацию.

  • Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам наверняка приходилось сталкиваться с ситуациями, когда новая, незнакомая тема ускользала от вашего понимания.

  • Для генерации идей. Опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи

  • В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.

Основные принципы создания

В ментальных картах мысли отображаются в виде своеобразных «деревьев» биохимических импульсов, а сама карта обладает радиальной структурой. В основе создания ментальных карт лежат следующие принципы:

1.Ментальная карта должна активизировать память и восприятие.

2.Обеспечение максимальной удобочитаемости, что делает мышление более осознанным.

3.Анализ составленной вами карты позволяет понять «устройство» вашего мышления.

Правила создания:

1.Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.

2.При создании используйте более 3 разных цветов.

3.Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную иерархию.

4.Используйте стрелки для соединения картинок (мыслей).



Их еще называют MIND MAPS (майнд мэпс) или интеллект-карт. Авторы: Тони и Барри Бьюзен, книга «Супер-мышление».



Следующий метод – диаграмма Исикавы («рыбья кость»).

Каору Исикава – это японский классик менеджмента.



Как вариант построения: проблема «опоздания на урок». Выявление событий и действий, предшествующих опозданию, позволяют выстроить интересную логическую цепь, определить, на какие моменты следует обратить особое внимание, чтобы избежать неприятных последствий. Проблемы можно выбирать как из процесса организации учебной деятельности, так и из курса литературы, курса русского языка.



Центробежная таблица для развития идей «Цветущий лотос»

Автор – Ясуо Муцумура.

Главная идея - начать с основной темы и подразделить ее на подтемы, каждую из которых сопроводить вариациями. Ясуо Мацумура из Clover Management Research в городе Тиба, Япония, разработал метод творческого мышления под названием «Цветок лотоса», отображающий в диаграммах стратегию Томаса Элиота. Вы начинаете с центральной темы, расширяете ее на идеи, пока не создается несколько различных подтем, имеющих более одной точки входа. В «Цветке лотоса» лепестки вокруг его ядра, выражаясь фигурально, обрываются один за другим, обнажая ключевой компонент, или подтему. Этот подход используется до тех пор, пока проблема или возможность не исследованы достаточно полным образом. Группа тем и подтем, так или иначе разрабатывающихся, дает несколько различных возможностей.

Правила :

  1. Запишите основную тему в середине большого листа бумаги.

  2. Идеи или их приложения запишите в кругах от A до H, расположенных возле основной темы.

  3. Используйте записанные в кругах идеи как центральные темы для окружающих их лепестков лотоса, то есть квадратов. Таким образом, идея или ее приложение, записанное в круге А, становится центральной темой квадрата А, расположенного снизу от круга. Так создается основа для создания восьми новых идей или их приложений.

Продолжайте процесс, пока диаграмма «Цветка лотоса» не будет окончена.

На этих примерах мы убедились, что приемы визуализации информации позволят переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму и повысить скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним.

Эта система методов формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васьковская Светлана Ивановна

Дата: 02.02.2019

Номер свидетельства: 498139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства