Ауэзов Мухтар Омарханович
Выдающийся казахский писатель, драматург и учёный. Академик АН Казахской ССР, председатель Союза писателей Казахстана. Создатель первого романа-эпопеи, драматург, переводчик русской и европейской классики, учёный – поистине неисчерпаемо литературное наследие великого писателя.
«Твои бессмертные труды ставят тебя в ряд лучших представителей мировой художественной прозы. Я счастлив, что имею честь быть твоим современником и соотечественником», - писал видный советский писатель Всеволод Иванов.
С творчеством Мухтара Ауэзова связан расцвет драматургии казахского народа. Им написано свыше двадцати пьес, также переведены классические произведения мировой и русской драматургии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина и другие.
Мухтар Ауэзов словно не пережил писательской молодости, а пришёл в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы, повести 10-20 х годов «Енлик Кебек, Карагоз, Байбише –токал, Разборчивая невеста, Серый лютый, Выстрел на перевале» и другие свидетельствуют о зрелости молодого писателя.
В начале тысяча девятьсот двадцать первого года Мухтар Ауэзов пишет четырехактную драму «Байбише и токал», постановка которой под непосредственным руководством драматурга была осуществлена 23 марта тысяча девятьсот двадцать первого года в Семипалатинске в клубе имени Свердлова.
20 декабря тысяча девятьсот двадцать второго года зрители театра имени Луначарского увидели пьесу «Енлик-Кебек», жемчужину казахской драматургии, о степных Ромео и Джульетте.
Это было первое крупное произведение, в которой молодой автор подверг суровой критике косные феодальные обычаи и нравы. Неслучайно занавес первого профессионального театра в Кзыл-Орде в тысяча девятьсот двадцать шестом году открылся пьесой М.Ауэзова «Енлик-Кебек».
В Семипалатинске особым успехом пользовалась пьеса М.Ауэзова «Карагоз», созданная вскоре после «Енлик-Кебек» и смутно напоминающая гамлетовскую ситуацию, опубликованная в тысяча девятьсот двадцать шестом году и тогда же поставленная в Семипалатинске.
В 30-е годы М.Ауэзов создает оригинальные пьесы «За Октябрь», «Айман-Шолпан», «Зарницы», «Схватка», «Каменное оперение», «В яблоневом саду», «Ночные раскаты», «Белая береза», «На границе», историческую пьесу «Хан Кене».
Драматургической удачей Ауэзова является музыкальная комедия «Айман -Шолпан». История повествования известна, но увлекает и волнует всякий раз заново. Два джигита никак не могут поделить двух красавиц – сестёр, которые в долгу не остаются, то и дело остроумно высмеивают гордецов. Но в конце концов влюблённые наконец соединяются, все приходят к согласию, и мир воцаряется на сцене. С постановки музыкальной комедии М.Ауэзова «Айман-Шолпан» начинает свою работу Казахский музыкальный театр, который в начале тысяча девятьсот тридцать четвёртого года отделился от театра драматического.
В мае тысяча девятьсот тридцать седьмого года состоялся первый пленум Союза писателей Казахстана, где с речью о драматургии, поражая широтой своих знаний специфики жанра, выступил М.Ауэзов. Национальная драматургия переживала в начале ХХ века процесс становления. Влияние это касается сюжета и композиции, приёма человеческого характера, поэтому автора интересуют глубокие связи личности и времени. Ауэзов не любит пользоваться только белыми и чёрными красками, жизнь сложна и противоречива.
Бесспорно, к середине 30-х годов МухтарАуэзов – первая фигура в литературе Казахстана. Его известность приобрела всесоюзный характер. Это самый репертуарный драматург республики.