kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система заданий для углублённого изучения художественного текста и его идейно-тематического восприятия на примере сказки Андерсена "Снежная королева".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный проект направлен на формирование у школьников навыка работы с текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система заданий для углублённого изучения художественного текста и его идейно-тематического восприятия на примере сказки Андерсена "Снежная королева".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"









Литературный проект.

Система заданий для углублённого изучения

художественного текста и его идейно-тематического восприятия на примере сказки Андерсена "Снежная королева".


Из опыта работы.







Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.









г. Березники - 2023





I

Работа с картинкой.


1. Внимательно рассмотрите эту картинку. Озаглавьте её.

2. На что вы обратили внимание?

3. Вам эта картинка пришлась по душе. Почему?

4. Как бы вы её озаглавили?





II

Работа с текстом.


1. Прочитайте внимательно фрагменты сказки Андерсена "Снежная

королева".

2. На что вы обратили особое внимание при чтении?

3. Над чем вы задумались? Какова основная мысль данных фрагментов? Что

их объединяет?

4. Назовите в данном фрагменте слова-символы. Растолкуйте их значение.


Родители их жили под самой крышей в двух смежных домах. Там, где кровли домов почти сходились, под выступами кровель шёл водосточный жёлоб, и туда как раз были обращены чердачные окошки обеих семей.

У родителей было по большому деревянному ящику; в них росли овощи и небольшие кусты роз - в каждом по одному; кусты чудесно разрастались. ...мальчик и девочка ходили друг другу по крыше в гости и сидели на скамеечке под розами. Тут они чудесно играли.

В то лето розы цвели особенно пышно.

Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:


Розы цветут...Красота, красота!

Скоро узрим мы Младенца Христа.


Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на солнечное сияние и разговаривали с ним, - им чудилось, что с него глядел на них сам Младенец Христос.


- Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!

И он толкнул ящик ногою и обломал две розы.


Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось.


Тёплые слёзы упали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они смочили землю, куст мгновенно вырос из неё, такой же цветущий, как прежде.

Герда обвила их ручонками, принялась целовать цветы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у неё дома, а вместе с тем и о Кае.


Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!"

Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы цветут...Красота, красота!

Скоро узрим мы Младенца Христа.

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое благодатное лето.












III

Вопросы, связанные с образом розы.

Роза относится к самым древним и прекрасным творениям природы. Розу называют королевой цветов.

1.Почему в сказке Андерсена "Снежная королева" часто говорится о

прекрасных цветах? Уместно ли это? Какая связь между содержанием

сказки, её названием и розами?

2. Чем является образ розы? Можно ли образ розы назвать многозначным?

Аргументируйте свой ответ.

3. Чем были для Кая и Герды небольшие кусты роз?

4. Какова роль эпизода, когда Кай неожиданно называет розы "гадкими"?

Для ответа.

Образ розы многозначен: она является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. 


В тексте сказки не раз говорится о розах. Автор через этот цветок хотел показать все возвышенное, удивительное, прекрасное в сказке. Розы сплелись в триумфальную арку в мансардном этаже, где жили герои, в неё проходили мальчик и девочка, они играли под этими кустами роз.

Для души, для радости и покоя у них росли небольшие кусты роз, которые заменяли Каю и Герде все цветы мира. Они были для них уголком природы в этом каменном городке, были удивительным миром красоты и спокойствия.


Дети заботились о цветах, пели им песни. Мир роз - божественная красота, это мир любви.


Жизнь никогда не бывает ровной, одинаковой. Иногда приходится пройти ряд испытаний, чтобы понять. насколько прекрасна жизнь, где царит спокойствие, доброта, любовь. Герда смогла всё преодолеть на своём пути, она спасла Кая. А розы как вечный спутник их жизни помогли им вернуться домой, вновь жить в любви и согласии.




IV


В мире проблемных вопросов.

1. Когда на долю Кая и Герды выпали тяжёлые испытания? Можно ли их

назвать испытаниями?


2. Какая роль отводится Снежной королеве? Она положительный или

отрицательный персонаж?


3. В чём заключался совет бабушки?

4. Почему неоднократно встречаются эти строки в сказке?


Розы цветут...Красота, красота!

Скоро узрим мы Младенца Христа.


5. Дети взрослеют, но важно сохранить.... Продолжить предложение.

Вы согласны с этим?


6. Какое богатство важнее всего на свете? Почему?


7. Кто из героев является символом жизни и любви? Почему?


8. Что объединяет Снежную королеву и старую-престарую старушку?


9. Почему Герде служат и люди и животные?


10. Почему все герои, с которыми встречается Герда, хотят оставить её у

себя?


11. Почему Андерсен противопоставляет Герду Снежной королеве?


12. Что значит растопить лёд в сердце? Каким должно быть сердце?

V


В мире героев сказки.


Дайте характеристику героям сказки Андерсена "Снежная королева", используя 2-3 определения, характеризующие их внутренний мир.


1

2


3

4


5

6


VI



Угадайте героев по цитатам.



Как эти цитаты характеризуют персонажей?


1.

"Они не были в родстве, но любили друг друга, как брат и сестра".


2.

"Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя".


3.

"Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на

самом деле, и походила на роскошный цветок... "Это гораздо

интереснее настоящих цветов! И какая точность!"


4.

"Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить".



5.

"У! Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным".


6.

"Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать".


7.

"Она не была злой колдуньей и колдовала только изредка, для своего

удовольствия".

8.

" Да, да, он, верно, здесь! Герда так живо представляла себе его умные глаза, длинные волосы; она ясно видела, как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком под кустами роз. Он, вероятно, обрадуется, когда увидит её, услышит, на какой длинный путь решилась она ради него, и узнает, как горевали о нём все домашние!"


9.

"Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов и вот этот маленький хлебец. Она стащила его в кухне - там их много, а ты, верно, голодна!"


10.

"Они шли, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка".


VII

Отгадай! Это интересно!


1

Кто из героев не любит цветы?


2

На чём сидела принцесса во время приёма женихов?


3

Где живёт Снежная королева?


4

Что любит зажигать каждый вечер Снежная королева?


5

Кто принял снежных страшилищ на копья?


6

Какое зеркало, по мнению Снежной королевы, было самым лучшим зеркалом на свете?


7

Как называлось складывание затейливых фигур из льда?


8

Кто помог Каю сложить слово "Вечность"?


9

Кто встретил Кая и Герду возле куста с красными ягодами?


10

Кто из героев сказки назвал Кая бродягой?



Ответы к заданию VII.


1

Кто из героев не любит цветы?

Снежная королева.

2

На чём сидела принцесса во время приёма женихов?

Она сидела на жемчужине величиною с колесо прялки.

3

Где живёт Снежная королева?

На даче в Финляндии.

4

Что любит зажигать каждый вечер Снежная королева?

Голубые бенгальские огни.

5

Кто принял снежных страшилищ на копья?

Ангелы.

6

Какое зеркало, по мнению Снежной королевы, было самым лучшим зеркалом на свете?

Замёрзшее озеро, состоящее из одинаковых и правильных кусков льда.

7

Как называлось складывание затейливых фигур из льда?

Ледяная игра разума.

8

Кто помог Каю сложить слово "Вечность"?

Сами льдины.

9

Кто встретил Кая и Герду возле куста с красными ягодами?

Северный олень.

10

Кто из героев сказки назвал Кая бродягой?

Разбойница.


VIII


Прочитайте - вдумайтесь - угадайте секрет песенки одуванчика.


Фрагмент песенки одуванчика. Какова роль песенки одуванчика?



"Поцелуй девушки дороже золота - он идёт прямо от сердца.


Золото на её губах,


золото в сердце,


золото и на небе в утренний час!


Вот и всё!





IX



В мире слов.


Объясните значение слов.

К каким героям подходят эти определения?


мужественная


безжизненная

холодная


завистливая

настойчивая


целеустремлённая

злая


терпеливая



X

Вопросы сравнительного характера.


Вы на чьей стороне?

Чем отличается Герда от Снежной королевы?

Кто из них по-настоящему любит Кая?

Почему маленькая хрупкая Герда победила Снежную королеву?

В чём сила Герды?

Какова роль этого треугольника: Снежная королева - Кай - Герда?



XI

Путешествие по сказке. Какие эпизоды характеризуют эти картинки?

1

2

3 5

4



XII

Образы - символы.

Что означают эти слова?

Почему они являются символами? Или важными словами для раскрытия идейно-тематической значимости текста сказки?

Который из символов , по-вашему, является главенствующим? Почему?


поцелуй




розы





сердце

золото



молитва







МИР ЗЛА - МИР ДОБРА.

Можно ли утверждать, что МИР ЗЛА - не вечен, а МИР ДОБРА - вечен?













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Рузиля Мунавировна Нуриахметова

Дата: 26.03.2024

Номер свидетельства: 648024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства