kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы с литературными произведениями в духовно-нравственном аспекте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит анализ художественых прозведений с духовно-нравственной точки зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с литературными произведениями в духовно-нравственном аспекте»


Введение

То, что русская, да и не только русская литература глубока нравственна, несет воспитательную функцию, что без нее невозможно полноценное развитие человека, ни для кого не секрет. Об этом, пожалуй, не стоит даже говорить, как о само собой разумеющемся факте. Последнее время очень популярным становится словосочетание «духовно-нравственные ценности». О них говорится с высоких трибун, они звучат на конференциях, мелькают в методических письмах, фигурируют в рабочих программах в качестве целей, задач, приоритетов. Мы настолько привыкли к данной фразе, что воспринимаем ее как данность, не сильно вникая в глубинный смысл. А между тем, наследуя мировоззрение советской эпохи, подчас делаем акцент именно на нравственной составляющей, не беря во внимание (или почти не беря) духовный аспект. Однако недаром в словосочетании он стоит на первом месте, что вполне естественно, ибо понятие духовности гораздо более глубокое, оно включает в себя и понятие нравственности. Мы же практически не работаем над этим понятием, не развиваем у детей хотя бы настолько, насколько позволяют рамки урока. Между тем известно, что знание духовных законов – залог счастливой жизни как настоящей, так и будущей, равно как и незнание их не освобождает от ответственности и порождает много проблем на жизненном пути. Все это говорит об актуальности работы. Так как я являюсь преподавателем русского языка и литературы, то буду рассматривать вопрос духовно-нравственных ценностей на примере литературных произведений.

Цель работы:

Показать систему уроков литературы с пятого по десятый класс для знакомства детей с духовно-нравственными ценностями.


Задачи работы:

  1. определить, что такое нравственные ценности;

  2. определить, что такое духовные ценности;

  3. подобрать произведения для анализа;

  4. выбрать необходимые методы для анализ произведений;

  5. выяснить, какие нравственные черты присущи героям произведений;

  6. выяснить, какие духовные черты присущи или не присущи героям произведений;

  7. сделать вывод о том, какую роль играет наличие или отсутствие духовно-нравственных черт в жизни литературных героев.


Основная часть


Для начала определим, что такое нравственные и что такое духовные ценности. Под нравственностью понимается некий свод законов, формирующий у подрастающего человека понимание о том, что такое плохо и хорошо. И здесь фигурируют следующие понятия: взаимопомощь, доброта, честность, порядочность, ответственность и т.д. Примеры нравственных и безнравственных поступков есть в каждом литературном произведении, начиная с С.Я. Маршака («Крошка сын пришел к отцу и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо»), заканчивая Л. Толстым (безнравственные герои в лице Анатоля Курагина, Элен Безуховой и нравственные в лице семьи Ростовых). Не будем заострять внимание на способах развития нравственных ценностей у детей. Их значение трудно переоценить, но в данной работе это не является нашей главной задачей. Что же представляют собой духовные ценности и на каких произведениях, героях, каким образом мы можем развить у детей данное понятие? Влияет ли нравственность на духовность и всегда ли высоко нравственный человек является и глубоко духовной личностью?

Обратимся к словарям. 1. «Духовность – это отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).

2. «Духовность – высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души (Словарь русской истории). 3. «Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Толковый словарь Ожегова)

Таким образом, видим, что в некоторых источниках понятие духовности и нравственности ставится практически на один уровень, но в основном духовность определяется как самосовершенствование, стремление к высшему идеалу. И в этом плане, она, конечно, стоит выше нравственности.

Над вопросом проявления духовных и нравственных ценностей следует работать систематически и начиная как минимум с пятого класса. Уроки литературы – благодатная для этого почва. Пятиклассникам не обязательно вводить термины «духовность» и «нравственность». Достаточно объяснить на примерах, чем они отличаются. Анализируя русские народные сказки, например, сказку «Царевна-лягушка», просим ребят выделить те черты, которые русский народ считал положительными, идеальными и потому наделял ими своих героев. Ребята с легкостью называют такие черты, как трудолюбие, доброта. Объясняем, что это хорошие черты хорошего человека. Но помимо этого Василиса терпелива, так как не раздражается на торопливого Ивана-царевича, без спроса сжигающего ее лягушачью кожу. Она со смирением и покорностью, без гнева принимает свою судьбу, в надежде на то, что муж сможет выдержать тяжелейшие испытания и спасти ее. Ребята с помощью учителя делают вывод, что Василиса Премудрая умеет любить и своим примером учит этому и Ивана - царевича, который с не меньшим терпением искупает свой грех и спасает любимую. В лексикон пятиклассников вводятся подчас новые для них слова, напрямую связанные с духовностью: смирение, терпение, умение любить.

Продолжая работу в данном направлении, обращаемся к «Черной курице, или Повести о подземных жителях» А. Погорельского. После прочтения произведения предлагаем обучающимся провести следующую работу: выписать отрицательные изменения, произошедшие в жизни Алеши после получения заветного зернышка, благодаря которому он мог знать любой предмет, не уча его. Ребята называют внешние изменения: перестал дружить с одноклассниками, стал получать замечания от учителей, у него испортилось поведение. Это верные ответы, но они указывают на следствие. А что же явилось причиной? Что изменилось в характере героя, что повлекло за собой такие неприятные последствия? Пятиклассники называют появившуюся хвастливость, из-за которой Алеша теряет друзей, чувство превосходства из-за того, что он чувствует себя умнее всех. Он становится дерзким, непослушным, из-за чего получает замечания от учителей. В лексикон детей вводится еще одно понятие, о котором они, безусловно, слышали, но которое очень часто неверно истолковывается в современном обществе. Это гордость, одна из главных страстей, проявляющаяся разными способами: хвастовством, тщеславием, раздражительностью, превозношением, непослушанием и т.д. Беда современного человека, что он порой толкует данное понятие чуть ли не с положительной стороны, вкладывая в него иной смысл, например, умение постоять за себя. На наглядном примере мы увидели, что все неприятности, произошедшие с главным героем, имели одну причину: сильно развившуюся гордость, с которой мальчик мало того что не боролся, еще и подпитывал благодаря незаслуженной похвале. Гордость – мать многих пороков. У каждого отрицательного качества есть антоним – положительное качество. Ребятам предлагается подобрать антоним к слову «гордость». Данный вопрос вызывает затруднение. Пятиклассники в большинстве своем не слышали слово «смирение» и не знали его значение. Это слово тоже вводится в речь, дается его понятие, которое записывается в тетрадь. Таким образом, формируется представление не только и не столько о нравственных качествах персонажей, сколько о духовных, которые и определяют нравственные.

Мы рассмотрели работу с произведением на примере двух их материала пятого класса. Подобная работа ведется при анализе каждого произведения. В старшей школе подобная работа продолжается и усложняется. Рассмотрим произведение, изучаемое в 10 классе. Это роман И.Гончарова «Обломов». После прочтения выясняем отношение десятиклассников (обращаю внимание, уже имеющих вполне сформированные нравственные качества) на героев –антиподов, в какой-то мере, на Обломова и Штольца. С помощью беседы определяем, что симпатии обучающихся в абсолютном большинстве на стороне Штольца. Просим обосновать. Ребята называют понравившиеся черты героя: трудолюбие, целеустремленность, деловая хватка, умение контактировать с людьми в деловых целях, сила воли, доброта, способность помочь.

Что же отталкивает в Обломове? Получаем ответы: лень, апатия, отсутствие цели в жизни, неумение преодолевать трудности, привычка надеяться не на себя, а на кого-то другого, отсутствие силы воли. Список можно продолжать. С ребятами нельзя не согласиться. Один из героев привлекает, а другой отталкивает набором определенных нравственных качеств. Но ведь нравственность – это то, что лежит на поверхности. Мы видим поступок, но не вникаем в мотивы. Можно, например, помогать бедным, чтобы заработать себе хорошую репутацию и подняться по социальной лестнице. Разве это истинное добро? Можно оказать помощь слабому, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих. Внешне хороший поступок может не иметь ничего общего с истинным добром. Точно так же по аналогии можно разобрать и плохой на первый взгляд поступок. То есть одной внешней стороны мало, надо видеть мотивы и цели человека, и лишь после этого выносить свой вердикт. Обратимся к нашим героям. Для анализа рассмотрим главу первую часть первую, где ленивый, вечно лежащий на диване, не работающий Обломов принимает гостей. И тут впервые мы понимаем, что лежит он не только и не столько от отсутствия силы воли и лени, а оттого, что не видит настоящей, большой цели в жизни, ибо те цели, которые увлекают его посетителей (карьера, светская жизнь, писательство низкого качества) не представляют для него ценности. Перед нами человек с точки зрения нравственности не совсем состоятельный (лень никогда не считалась нравственным качеством), но остро чувствующий бездуховность этого мира и протестующий своим лежанием против нее: «Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать? – почти шипел Обломов.- Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать….» Обращаем особое внимание на этот эпизод, анализируем его, находим признаки евангельской заповеди Христа о том, как следует относиться к людям. Именно о такой любви говорили святые: «Любовь – это значит выслушать с состраданием чужую боль. Любовь – это значит сострадательный взгляд и слово, сказанное человеку в тяжелую минуту. Любовь – это значит разделить его горе, успокоить в трудностях». Прп Паисий Афонский.

На этом этапе делаем вывод, что не привлекающий на первый взгляд в силу своих отрицательных привычек герой имеет огромный духовный потенциал, стремится к идеалу, мечтает о нем, но, не находя его в этой жизни, уходит из нее. По сути, это пример человека не от мира сего, с высоким духовными запросами. Из подобных ему порой появлялись великие святые. Имея рядом опытного духовного наставника, он смог бы достичь неких высот. Но автор не помещает своего героя в подобные условия, имея, очевидно, иные цели.

Обратимся к другому герою, которого И. Гончаров позиционирует если не как идеального, то определенно положительного, в высокой нравственности которого даже не приходится сомневаться, к Штольцу. Известно, что основные качества закладываются и получают начальное развитие в детстве, юности. Во время беседы десятиклассники отмечают такие, безусловно, положительные черты Штольца, как невероятная сила воли, целеустремленность. Когда отец предлагает в случае затруднения обратиться за помощью к его другу, у которого «четырехэтажный дом», Андрей заявляет, что пойдет на это только тогда, когда у него самого будет «четырехэтажный дом». А вот и цель прекрасных качеств – чисто меркантильная, материальная, а заявление самого героя сделано с привкусом тщеславия, самомнения и, естественно, гордыни.

На этом этапе следует впервые сделать акцент на там, как высоконравственный человек действует по бездуховным мотивам. Но полностью личность Андрея Штольца раскрывается в 4 главе второй части во время его диалога с Обломовым о том, что такое «настоящая жизнь». Находим цитаты, касающиеся этой темы, зачитываем, анализируем. На вопрос Обломова: «Для чего же жить?» Штольц отвечает: «Для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Определяем, что вопросы смысла жизни решаются в духовной, а не нравственной плоскости. Но при этом напрямую влияют на нравственную составляющую. Для доказательства этого обратимся к диалогу Штольца и Обломова о том, что наполняет жизнь подобных Штольцу «ревнителей труда». Обломов: «Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни?...А посмотри, с какой гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания.. Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения. Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтобы похвастать поваром, салоном, и потом все под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Что это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку?» Разберем монолог с точки зрения духовных качеств. Обломова коробит осуждение, лицемерие, гордыня, отсутствие искренности и любви, царящие в считающемся приличным обществе. А раз человек не приемлет подобного, значит, ему они чужды. Мы не идеализируем героя, он далек от святости. Но известно, что Русь называли святой не потому, что ее жители были сплошь святыми людьми, а потому, что они к этой святости стремились, искали ее и мечтали о ней. Вот и наш герой стремится к идеалу, не принимая искаженный, испорченный образ жизни. Другой вопрос, что он, видя несовершенство окружающего, не работает над собой, не преодолевает свои страсти, не развивается и, следовательно, никак не пытается повлиять на так не устраивающую его ситуацию. А это было вполне возможно, ибо как говорил прп Серафим Саровский: «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи». Однако у Ильи Ильича при всех его высоких духовных запросах отсутствует стремление, а вера без дел, как известно, мертва. Мы видим, как неразвитые, не привитые в детстве нравственные качества оказали губительное воздействие и на духовное состояние человека.

Что же второй герой, как раз не имеющий подобных проблем с волей и делами, стремлениями и целями, Штольц? В ответ на тираду Обломова о пустоте и лишь видимой наполненности жизни тех, кого Андрей ставит в пример своему другу, он, казалось бы, с его умом и эрудированностью должен был привести некие контраргументы. Читаем реплики Штольца: «Ты рассуждаешь, как древний: в старых книгах вот так все писали». К сожалению, автор устами Штольца не уточняет, о каких именно старых книгах идет речь. И что значит «старые»? Что именно могло устареть в вечных понятиях истины, любви и добра? Возвращаясь к духовным ценностям, отметим, что одна из «старых» Книг гласит: относитесь к людям так, как хотите чтобы они относились к вам», «жизнь человека не зависит от избытка его имения», «ищите прежде Царствия Небесного». Мы не видим прямого отрицания Штольца Евангельских истин, но его молчание или достаточно нейтральные замечания на веские аргументы Обломова заставляют об этом задуматься. Потому что его компаньоны, да и он сам живут как раз вразрез с этими истинами. Просим ребят найти в тексте подтверждение данной мысли. А это вновь верные замечания Обломова: «Все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной злобой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища… он пять лет носит одну мысль в голове: сбить с ног другого и на его падении выстроить задние своего благосостояния». И вновь Штольц не отрицает этого: «Ты философ, Илья»

Легкая насмешка слышится в словах Штольца. Значит, он не видит в своем образе жизни ничего страшного. Не есть ли и он тот самый «мертвец», о котором говорит и Обломов? Получается, что с духовной точки зрения цель жизни Штольца – труд – несостоятельна. Нельзя не отметить, что труд является важнейшей составляющей жизни любого человека, будь то монах, будь то мирской, о труде и молитве говорили святые отцы, оставляя нам наставления. Но труд являлся средством, а не целью. К тому же в ситуации со Штольцом речь идет о труде очень сомнительного качества. Хотя в тексте мы не видим прямых тому доказательств, но деятельность компаньонов говорит об общих принципах образа жизни нового человека 19 века, предпринимателя, дельца, для которого приоритеты явно смещены в пользу благ мира сего. Дабы вернуть справедливость, просим ребят напомнить о высоких нравственных качествах Штольца. Они вновь называют трудолюбие, целеустремленность, доброту, умение помочь. Отмечают его высокий интеллект, желание развиваться. Уже то, что Андрей понял и оценил «хрустальную душу Обломова», о многом говорит. У него чуткая душа, он прекрасный человек…..но духовные запросы напрочь отсутствуют. То есть говорить о духовных ценностях на примере Штольца не приходится.

Что же мы имеем? Перед нами два прекрасных героя, в которых много всего хорошего, как и в любом человеке. Но наша цель – определить, в чем разница между духовными и нравственными ценностями, выяснить, влияют ли они друг на друга. Итак, первый - Обломов, с большим потенциалом, способный к духовному росту, человек, неудовлетворенный низменными житейскими целями. Но при отсутствии некоторых нравственных качеств все прекрасные задатки пропали туне. Нет способности к труду, умения работать над собой, преодолевать трудности, отсутствует сила воли. Казалось бы, это нестрашно. Но что происходит в финале? Герой полностью погружается в чревоугодие и лень. Нет работы ума, нет работы души, нет работы над собой. Все это влечет за собой духовную смерть. Второй – Штольц, человек высоких нравственных качеств, имеющий все то, чего недостает у Обломова. Но при этих задатках речь о духовности Штольца вообще не идет, мы наблюдаем у него умственную, душевную, но не духовную деятельность. Средства (труд, саморазвитие) превратились у него в цель, обеднили его жизнь, превратили в ходячую идею.

Основным используемым методом на данном этапе была беседа с анализом текста. Учителю необходимо дать детям понимание того, чем отличаются душевные качества от духовных, нравственность от духовности. В качестве проверки полученных знаний десятиклассникам предлагается сочинение на следующие темы:

Чем отличаются мечты от целей?

  1. В чем разница между духовностью и нравственностью?

  2. Почему любовь называют «претрудной школой жизни?»

  3. Может ли быть «лишним» хороший человек?

  4. Может ли любовь изменить человека?

  5. Что такое настоящая дружба?

  6. Какой путь можно назвать дорогой в никуда?

Подобная работа может проводиться при анализе каждого произведения. Главное- акценты, которые расставляет учитель. При систематической работе обучающиеся получат возможность научится самостоятельно понимать, что представляют собой духовные ценности, как и в каких ситуациях они проявляются, зачем нужны.

Вывод

В заключение хочется отметить, что подчас даже взрослый человек не совсем понимает, что же такое «духовность», путая это понятие с нравственностью, а духовное – с душевным. Конечно, в светской школе, где в одном классе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий, а порой и люди, напрочь отрицающие веру в Бога, много и прямо о православии говорить не приходится. Однако русская литература – та благодатная почва, работая на материале которой можно посеять прекрасные семена, заложить понятия, дать основы того, что есть хорошо в духовном плане, а что плохо. Разовьются они или нет- зависит от многих факторов. Это и личные особенности восприятия, чуткости, и, безусловно, семья, воспитание, окружение. Это и перипетии будущей жизни. Конечно, хотелось бы, чтобы семена прорастали и давали плоды. Но в нашей компетенции хотя бы приоткрыть детям мир, подчас для них неведомый, познакомить с новыми для них понятиями, показать, как действуют духовные законы. В частности, это понятия о гордости и смирении, смысле жизни, духовном развитии и духовной смерти. У обучающихся появляется понимание того, как связаны духовные и нравственные ценности, в чем разница между ними.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы с литературными произведениями в духовно-нравственном аспекте

Автор: Бобкина Наталья Сергеевна

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства