kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на уроках литератуы является наиболее эффективным и успешным приемом в работе с произведением. Учащиеся любого возраста и самой разной подготовки очень быстро и активно включаются в работу по сотавлению синквейнов. Этот прием позволяет не только глуюже вникнуть в суть изучаемого произведения, но и успешно пройти этап рефлексии на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на уроках литературы»

Инновационная деятельность учителя-предметника







Синквейн как один из приемов

системно-деятельностного подхода

на уроках литературы



Из опыта работы

учителя русского языка и

литературы МОУ СОШ № 3

Малкоедовой Э.В.



Опыт был представлен на заседании

методического объединения учителей

русского языка и литературы МОУ СОШ №3

30 марта, 2015 г.





2014-2015 уч. год



Директор МОУ СОШ № 3

г.Георгиевска Е.С.Нурбекьян


Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на уроках литературы

Введение

Чтобы добиться успешности в обучении учащихся, преподаватель должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свой урок. Современные педагогические подходы, приемы обучения учащихся позволяют повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний.

Выбор и дальнейшее применение любого обучающего приёма должно основываться на принципах гуманизации, дифференциации и индивидуализации, демократизации. Необходимо придерживаться тенденции перехода от информационных форм к активным формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Текст данного жанра основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн интересен как одна из форм творческой рефлексии. Сочинение синквейнов позволяет развивать умение синтезировать и анализировать полученную информацию.

Также данный приём помогает мне решать сразу множество важнейших задач:

- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску,

- значительно активизируется словарный запас учащихся,

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

- активизируется и развивается мыслительная деятельность,

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Происхождение синквейна и его особенности

Слово синквейн происходит от французского “пять”. В вольном переводе это слово означает (“пять вдохновений’ или “пять удач”)

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на японские миниатюры – хокку.

Синквейн используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, как инструмент для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Особенности синквейна заключаются в том, что он является формой свободного творчества, синквейн прост в построении, а главное он полезен для развития способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и лично-ориентированной.

Правила составления синквейна

Первая строка – это тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (обычно этим словом является существительное или местоимение).

Вторая строка состоит из двух слов, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (как правило, используются прилагательные или причастия).

Третья строка образована тремя  глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка содержит слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Схема синквейна:

1 строка – тема синквейна - существительное

2 строка – описание признаков и свойств объекта – два прилагательных

3 строка – характерные действия объекта – три глагола

4 строка – фраза, выражающая личное отношение автора к объекту

5 строка – слово - резюме, характеризующее суть объекта – существительное

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.

Алгоритм работы над синквейном, варианты синквейна

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учащихся.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого ученика и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного составления нового синквейна, (Приложение 1) возможны следующие варианты:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, ученик должен на основе существующих ее определить).

Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить синквейн необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме “классического” варианта написания синквейна мною используются следующие варианты:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну, анализ неполного синквейна. При данном виде работы можно увидеть в полной мере не только лексический объём знаний обучающихся, но и коррекцию, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов. Предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна. По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае, можно подобрать более верно фразу в четвертой строке.

Заключение

Прием составления синквейна, на первый взгляд кажущийся простым, скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто. Но эта работа является одновременно сложной и плодотворной, как для преподавателя, так и для учащихся.

Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов учащихся – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый ученик получает на уроке положительные оценки. Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами.





































Приложение 1

Поступок

Храбрый, благородный

Помогает, учит, спасает

Надо поступать по совести!

Честь.

Добро

Значительное, важное

Радует, исцеляет, помогает

Это лучший друг человека!

Благо

Враньё

Злое, непростительное

Разрушает, ранит, мучает

На обмане далеко не уедешь!

Стыд.

Весна.
Теплая, холодная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.

Лето.

Несчастная любовь.
Напрасная, неразделенная.
Ранит, колет, убивает.
Чувство, приносящее боль.
Слезы.

Святки.
Православные, праздничные.
Наступают, радуют, веселят.
Очень древний праздник.
Бог.

Гаджет.
Маленький, функциональный.
Работает, дополняет, расширяет.
Компактное устройство, выполняющее определенные задачи.
Компьютер.

Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.

Памятник.

Нерукотворный, непокорный

Воздвиг, вознесся, переживёт

Долго будет славен

Поэт.

Рыцарь.

Печальный, искренний.

Путешествует, мечтает, беседует.

Сражался с мельницами.

Благородство.

Мастер.

Талантливый, непризнанный.

Писал, любил, боролся.

Рукописи не горят.

Маргарита.













6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на уроках литературы

Автор: Малкоедова Эльмира Вахидовна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297832


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства