kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий целесообразно как на занятиях для организации деятельность учащихся третьего класса с текстами художественных произведений, так и при выполнении домашнего задания для закрепления навыков смыслового чтения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют качественному развитию навыков смыслового чтения  обучающихся 3 класса. Они помогут третьеклассникам подготовиться к смысловому чтению, научат «погружаться» в главную мысль произведения, позволят систематически работать над приобретением умений и навыков, обязательных для смыслового чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения»

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»




































Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения / сост. Рыжкова А.А., – Камышлов: ГБПОУ СО

«Камышловский педагогический колледж», 2020.

Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель.

Рецензенты: Сбродова А.В. школьный библиотекарь, Кочнева Е.Н. преподаватель, директор Камышловского педагогического колледжа, Шевелёва Н.В. учитель начальных классов






Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий целесообразно как на занятиях для организации деятельность учащихся третьего класса с текстами художественных произведений, так и при выполнении домашнего задания для закрепления навыков смыслового чтения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют качественному развитию навыков смыслового чтения обучающихся 3 класса. Они помогут третьеклассникам подготовиться к смысловому чтению, научат «погружаться» в главную мысль произведения, позволят систематически работать над приобретением умений и навыков, обязательных для смыслового чтения.











© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020; 55 с.



Оглавление


Пояснительная записка 4

Задания к разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» 7

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

А. Платонов «Цветок на земле».

А. Платонов «Ещё мама» (в сокращении)

М. Зощенко «Золотые слова» (в сокращении)

М. Зощенко «Великие путешественники»

Н. Носов «Федина задача»

Н. Носов «Телефон» (отрывок)

Задания к разделу «По страницам детских журналов»

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю. Ермолаев «Проговорился»

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

Список литературы

Приложения




.



Пояснительная записка

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Младший школьник, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Именно поэтому, одна из приоритетных целей литературного чтения - овладение выразительным, правильным, беглым и смысловым чтением, как базовым навыком в системе образования младших школьников. [10].

Исходя из данных требований был разработан сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения.

Основная цель заданий сборника - развитие навыков смыслового чтения у обучающихся 3 класса, на уроках литературного чтения

В сборнике представлены 3 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 3 класса УМК «Школа России»: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов». Задания подобраны к текстам произведений, представленных в данных разделах.

Цель сборника – подбор, разработка и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения у учащихся 3 класса.

Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что при использовании в образовательном процессе сборника заданий у обучающихся 3 класса будут развиваться умения, из которых складывается навык смыслового чтения. К каждому рассказу разделов Собирай по ягодке - наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов», подобраны по пять заданий.





К каждому рассказу, задания размещены по цветовым блокам, в соответствии с данными умениями:




























_
















































0

Б. Шергин

«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»


Задание 1. Восстанови последовательность событий, опираясь на текст из произведения:

  • «Митя - художник. Но работает не краской, не кистями»;

  • «Митя с жаром принялся за дело»;

  • «У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела»»;

  • «Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок»;

  • «Мастер долго любовался работой, потом молча, обнял Митю...»;

  • «В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться».

Задание 2. Найди лексическое значение слово «художник» в словаре И. Ожегова. Подумай, почему бабушка назвала Митю художником? Обоснуй свой ответ, опираясь на лексическое значение данного слова.

Задание 3. Составь список правил (2 -3 предложения) исходя из того, чему учит данное произведение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Подумай и расскажи, чем тебе запомнилось данное произведение. Что вас заинтересовало в данном рассказе? Что показалось более запоминающимся?

Задание 5. Прочитай определения слова мораль. Выдели и определи, какое из них наиболее подходит к данному произведению. Сформулируй свой вывод по прочитанному произведению.

  • Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, список правил поведения принятых в обществе.

  • Мораль -  содержание  произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю

 поступать тем или иным образом.


Задание 5. .Составь синквейн по прочитанному рассказу.


  • 1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

  • 2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

  • 3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

  • 4 строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов

(предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

  • 5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

1._________________________________

2.__________________________________________________

3.__________________________________________________

4.______________________________________________________________________________________________________________

5.___________________________________

А. Платонов

«Ещё мама» (в сокращении)


Задание 1. Объясни значение слова «ступай», исходя из содержания текста. Сравни лексическое значение данного слова (словарь И.Ожегова) с твоим объяснением. Есть ли различия или сходства в формулировке понятий? Как ты думаешь, почему автор использовал это значение слова?


Задание 2. Заполни таблицу перед прочтением произведения и после.

.

Задание 3. Отметь в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя. Прочитай их вслух. Почему герой испытывал данные эмоции? Какие бы эмоции ты испытывал в описанных ситуациях?


Задание 5. Прочитай отрывок из рассказа и выдели ключевые слова данного отрывка. Опираясь на выделенные слова, подготовь краткий пересказ данного отрывка.

А. Платонов

«Цветок на земле»


Задание 1. Выбери верное утверждение:

  • Дедушка повёл Афоню к речке

  • Афоня сразу понял посыл дедушки про цветок

  • Афоня после рассказа дедушки собрал охапку жёлтых цветов и отнёс их в аптеку.

Задание 2. Выбери пословицы, которые подходят для определения

главной мысли рассказа. Обоснуй свой выбор, с опорой на текст.

  • «Жизнь без цели - пустая жизнь»

  • «Живи для людей, а не для себя»

  • «Не тот прожил большую жизнь, кому много лет, а тот, кто много сделал»

Задание 3. Подумай и объясни, как соотносится название рассказа с его содержание. Почему рассказ называется: «Цветок на земле»? Предложи своё название текста, обоснуй свой выбор


Задание 4. Расскажи о том, что ты чувствовал, читая текст рассказа. Для описания воспользуйся глаголами представленными ниже:


  • Переживал;

  • Радовался;

  • Насторожился;

  • Заинтересовался

Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения

Камышлов, 2020


44.02.02 Преподавание в начальных классах

  • понимать факты, того, о чем говорится в тексте; понимать подтекст произведения (мыслей, причин, скрытых «между строк»);


  • критический анализ текста: сопоставление разных частей текста, сравнение с информацией из других источников, с собственным опытом);

  • осознавать собственный смысл прочитанного (извлечение смысла, размышление над контекстом, умение делать вывод на основе прочитанного);


  • давать собственную оценку тексту (умение чувствовать общее настроение произведения, видеть позицию автора, его отношение к персонажам и событиям);


  • преобразовывать и интерпретировать текст (извлечение смысла, размышление над контекстом, умение делать вывод на основе прочитанного.


Задания к разделу

«Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»


Задание 4. Подумай и расскажи, чем тебе запомнилось данное произведение. Что вас заинтересовало в данном рассказе? Что показалось более запоминающимся?

Правила составления синквейна

Задание 4. Объясни, почему бы ты бы посоветовал прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаешь ли ты, прочтение данного рассказа полезным? Обоснуй ответ.


Что я узнаю из данного произведения

Что я нового узнал после прочтения произведения

































Краткий пересказ – это передача содержания текста своими словами, когда содержание произведения передается в небольшом объем. Необходимо выделить основные ключевые моменты произведения, опираясь на которые, легче будет сделать пересказ.





Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.

Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно.

И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, — решил Артем, — они живут вместе с орлами!»

На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями; животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его.

«Ктой-то это? — подумал Артем. — Волк, что ли?» Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, — это хорошо, волк ее не съест.

Отрывок из рассказа А. Платонова «Ещё мама»

(в сокращении)































М. Зощенко

«Золотые слова» (в сокращении)




Задание 1. Раздели рассказа на смысловые части. К каждой части подбери заглавие.

.





Задание 2. Найди и прочитай в тексте «золотые слова». Объясни, как ты понимаешь, почему «золотые слова» надо записать в своём сердце

.






Задание 3. Найди в тексте слова и строки, которые передают слияние разных чувств: радость, тревогу. Почему герои испытывают такие чувства?







Задание 4. Приведи примеры из текста, с помощью, каких художественно - выразительных средств автору удалось передать атмосферу рассказа.






Художественно - выразительные средства




Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Мета́фора - («переносное значение») - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Например : «Ветер воет», «Хрустальная паутина», «Зеркало озера».

Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами. Например : «Месяц смотрит в очи», «День объятия раскинул»





Задание 5. Прочитай отрывок из рассказа. Составь краткий вывод по прочитанному, выделяя тему, идею, главную мысль рассказа.



Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток.

Но тут глаза его стали круглыми от удивления. Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.

Наши родители спросили его:

Что с вами произошло?

Папин начальник от испуга не мог ничего произнести.

Он показывал пальцами на свой рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан.

Тут все присутствующие стали с интересом рассматривать чай, оставшийся в стакане.

Мама, попробовав этот чай, сказала:

Не бойтесь, тут плавает обыкновенное сливочное масло, которое растопилось в горячем чае.

Папа сказал:

Да, но интересно знать, как оно попало в чай. Ну-ка, дети, поделитесь с нами вашими наблюдениями.

Получив разрешение говорить, Лёля сказала:

Минька грел масло над стаканом, и оно упало.

Тут Лёля, не выдержав, громко засмеялась.

Некоторые из гостей тоже засмеялись. А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы.

Папин начальник сказал:

Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили. Они могли бы дёгтю влить. Интересно, как бы я себя чувствовал, если бы это был дёготь... Ну, эти дети доведут меня до сумасшествия.

Один из гостей сказал:

Меня другое интересует. Дети видели, что масло упало в чай. Тем не менее они никому не сказали об этом. И допустили выпить такой чай. И вот в чём их главное преступление.

Услышав эти слова, папин начальник воскликнул:

Ах, в самом деле, гадкие дети, почему вы мне ничего не сказали? Я бы тогда не стал пить этот чай...

Лёля, перестав смеяться, сказала:

Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.

Отрывок из рассказа М. Зощенко «Золотые слова»


































М. Зощенко

«Великие путешественники»






Задание 1. Внимательно послушай рассказ (аудио или прочтение учителем). После прослушивания, ответь на вопросы:





  • Что подарил Минька Стёпке, чтобы тот взял его в кругосветное путешествие?

  • Сколько денег взяла Лёля из копилки в поход?

  • Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?

  • Что ели дети во время первого привала?

  • Кого из детей во время привала ужалила оса?












Задание 2. Приведи 5 примеров того, что плохого могло случиться с детьми в путешествии.





1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

4.______________________________________________________

5.______________________________________________________











Задание 3. Предположи, как автор относится к героям рассказа. Обоснуй свою точку зрения с опорой на текст.


Задание 4. Выдели в тексте, какими словами автор описывает героев. Подумай, почему он использовал именно такие слова? Как автор относится к своим персонажем?


Задание 5. На представленном макете нарисуй маршрут путешествия описанного в рассказе. Обозначь на карте места, в которых побывали герои, и какие места они собирались посетить. В каком месте их путешествие закончилось?


Н. Носов

«Федина задача»

Задание 1. .Ответьте, на вопросы по содержанию текста:

  • Каким важным занятием хотел заняться Федя, включив телевизор?

  • Сколько килограммов ржи было в мешке в задаче, решаемой Федей?

  • Какое насекомое было королю милей родного брата согласно песне, текст которой приведен в рассказе?
















Ответы запишите, по представленнной схеме

Федя собирался______________________, но включил

телевизор.

Он много раз перечитывал задачу, в котрой __________.

Но его отвлекали песни, которые пели в телевизоре,

одна из них была_________________________________

5 минут










Задание 2. Изобрази с помощью рисунка, какие мысли могли быть в голове у Феди, что он так и не понял, как решать задачу. Продемонстрируй свой рисунок перед классом и объясни, что было причиной того, что Федя так запутался при решении задачи.


.









Задание 3. Выдели в тексте карандашом ключевой момент в рассказе, после которого, по твоему мнению, можно предсказать, что Федя не сможет выполнить домашнее задание. Объясни свой выбор.










Задание 4. Подготовь краткий пересказ произведения. Перед началом ответь на вопросы:



Задание 5. Составь краткую памятку* с советами, как нужно выполнять домашнее задание.


  • Что мешало Феде понять смысл задачи и решить её?

  • Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ, чтобы повеселить читателя или с другой целью?















Памятка – это список кратких наставлений, правил,

кратких сведений о чем-либо.





Памятка , как нужно выполнять домашнее задание.

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

4.______________________________________________________

5.______________________________________________________








Н. Носов

«Телефон» (отрывок)

Задание 2. Подготовь ответ на вопрос: почему у ребят не состоялся интересный телефонный диалог? Начни свой ответ слов:

.



Задание 1. Внимательно прочитай рассказ и ответь на вопросы, после прочтения:







  • Где Коля и Миша увидели телефон?

  • Живут ли Коля и Миша по соседству друг с другом?

  • Сколько времени ребята копили деньги?

  • Как ребята соединили между собой телефоны?

  • О чем разговаривали ребята в первый свой разговор по телефону?















Я считаю, что____________________________________

_________________________________________________





Задание 3. Инсценируй телефонный разговор с одним из одноклассников, придумайте тему разговора, но не обговаривайте, конкретно, что будете говорить.








Задание 4.. Выбери в тексте, предложение, которое предаёт главную мысль данного отрывка рассказа «Телефон». Объясни, как ты понимаешь, какую мысль автор хотел донести до читателя.





Задание 5. Придумай три вопроса для одноклассников, по данному отрывку рассказа. Начинай свои вопросы с одним из слов, представленных на сторонах «Кубика Блума»


Задания к разделу

«По страницам детских журналов»


Задание 1. Предположи, какая история могла произойти с Риммой Лебедевой? Зафиксируйте свои предположения на дереве предсказаний.


Задание 2. Выбери пословицу, наиболее подходящую к главной мысли рассказа. Объясни свой выбор.

«Древо предсказаний»


Л. Кассиль

«Отметки Риммы Лебедевой»

  • Не всякое незнание есть оправдание

  • Знания не даются без старания

  • Доброе братство милее богатства



Задание 3. Подумай и объясни, как соотносится название рассказа с его содержание. Почему рассказ называется: «Отметки Риммы Лебедевой»? Предложи своё название текста, обоснуй свой выбор


Задание 5. Составь план рассказа и подготовь краткий пересказ по пунктам плана. В конце пересказа, ответь на вопрос, почему Римма попросила лейтенанта расписаться в графе «подпись родителей или лица воспитывающего».

Задание 4. Расскажи о том, что ты чувствовал, читая текст рассказа. Какие чувства у тебя были в начале прочтения рассказа, какие в конце? Почему Римма начала каждый после уроков ходит в палату №8?

Краткий пересказ – это передача содержания текста своими словами, когда содержание произведения передается в небольшом объем. Необходимо выделить основные ключевые моменты произведения, опираясь на которые, легче будет сделать пересказ.


План рассказа - опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорным словам можно легко восстановить текст рассказа.



Ю. Ермолаев

«Проговорился»

Задание 1. Объясни значение слов, выражений выписанных из текста рассказа. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

.

Задание 2. Найди в тексте слова, сказанные одноклассником Ирочки Алешей. Объясни, как вы их понимаете?

.

Задание 3. Расскажи, какой ты представляешь Ирочку, как ты понимаешь причину её поступков. Подчеркни  пословицу, которая подходит, для описания поступка Ирочки.



Задание 4. Представь себя библиотекарем. Объясни, почему бы ты бы посоветовал прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаешь ли ты, прочтение данного рассказа полезным? Обоснуй свой ответ.

  • Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

  • Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

  • Похвала – одобрение.

  • Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.


  • Сделав худо, не жди добра

  • Правда,   что шило – в мешке не утаишь.       

  • Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.



Задание 5. Придумай свою концовку рассказа. Можешь воспользоваться вспомогательными вопросами.


Вспомогательные вопросы:

  • Ирочка поймёт свои ошибки?
    Попробует ли Ирочка исправиться?

  • Как к ней теперь будут относиться одноклассники, если Ирочка не исправит своё отношение?

  • Послужит ли ситуация с попугаем уроком для Ирочки на всю жизнь?




Ю. Ермолаев

«Воспитатели»

Задание 1. Пункты плана рассказа перепутались. Восстанови последовательность событий рассказа.


.

Задание 2. Выбери пословицу для определения главной мысли

рассказа:


.

Задание 3. Представь себе на месте малышей. Почему они так испугались? Если бы ты был (а) на их месте, как ты бы поступил (а)? Что бы ты сказала Косте и Феде?

  • Виновата кукла

  • Подозрение на Надю

  • Костя и Федя воспитатели

  • Слезы Маши

  • Страх малышей

  • Вова сбежал

  • Подозрение на Вову

  • В чужие сани не садись

  • Не знаешь броду, не лезь в воду

  • Не суй свой нос в чужие дела

  • Жизнь дана на добрые дела.

































Задание 4. Ответь на вопросы после прочтения текста.



  • Можно ли этот текст назвать поучительным? Почему?

  • Как к волчатам относится автор? Почему ты так считаешь?




Задание 5. Представь, что ты берёшь интервью у автора рассказа Юрия Ермолова. Составь 3 «тонких» и 2 «толстых» вопроса по рассказу (начни свой вопрос с представленных слов/фраз ниже) , ответы на которые ты хотел бы узнать после прочтения.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Александра Алексеевна Рыжкова

Дата: 04.06.2020

Номер свидетельства: 552620


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства