Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий, направленных на формирование навыков смыслового чтения у обучающихся 4 класса на уроках литературного чтения»
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Сборник заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения
44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Исполнитель:
Щелканова Я.В.
студентка 4кп группы
Руководитель:
Краснопёрова Л.М.,
преподаватель
Камышлов, 2021
Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения обучающихся четвёртого класса на уроках литературного чтения/ сост. Щелканова Я. В. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.
Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Рецензенты:
Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;
Сергеева В.В., учитель начальных классов ГКОУ СО Каменск - Уральская школа, реализующая адаптированные общеобразовательные программы.
Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Использовать сборник заданий целесообразно как на занятиях для организации деятельности обучающихся четвёртого класса с текстами поэтических и прозаическими произведениями, так и для формирования навыков смыслового чтения у обучающихся в условиях домашнего обучения.
Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию смыслового чтения при работе с текстами произведений, вошедших в разделы: (УМК «Школа России») «Природа и мы…», «Поэтическая тетрадь…», могут использоваться для организации деятельности детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей.
Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ»……………………………………..63
Список литературы……………………………….……………………….64
Приложения
Пояснительная записка
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении
младших школьников. Оно формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Младший школьник, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,
должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
Именно поэтому, одна из приоритетных целей литературного
чтения - овладение выразительным, правильным, беглым и смысловым чтением, как базовым навыком в системе образования младших школьников.
В научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над смысловым чтением. Их авторы (М.П. Цукерман, Г.Н. Горльц, А.Н. Сернеева) считают, что одним из наиболее эффективных способов развития навыков смыслового чтения у младших школьников могут выступать задания, разработанные на основе современных методических приемов организации чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Цель заданий, вошедших в сборник – развитие и формирование навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения.
В сборнике представлены 2 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 4 класса 2 часть УМК «Школа России»:
В 3 разделе сборника даны адаптированные задания для детей с ОВЗ (ЗПР - вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей).
Цель сборника – подбор и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения у учащихся четвёртого класса.
Задания, представленные в сборнике:
- предназначены для организации деятельности учащихся четвертого класса на уроках литературного чтения;
- разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- объединены общей целью – развитие навыков смыслового чтения у обучающихся;
- структурированы в соответствии с направлениями деятельности;
- различны по степени сложности (от репродуктивного до творческого характера);
- разноплановые по содержанию;
- могут использоваться в качестве тестовых, практических, контрольных заданий при систематизации, обобщении, закреплении и проверке изученного ранее материала.
При разработке и подборе заданий сборника учитывались следующие принципы:
1) научности – использование в речи обучающихся таких слов как «смысловое чтение», «чтение», «паузы», «логическое ударение» и т.п.;
2) систематичности и последовательности – задания будут реализоваться на уроках литературного (конструкты уроков) в соответствии с очередностью изучения произведений, к которым они разработаны;
3) доступности – при разработке заданий учитывались возрастные особенности обучающихся;
4) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – выполнение работы обучающимися в парах, группах и индивидуально при ответах на вопросы и при выполнении заданий к произведениям.
Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.
Организация работы с заданиями из сборника при чтении и анализе поэтических и прозаических произведений на уроках литературного чтения будет способствовать развитию смысловой стороны чтения.
Раздел 1 «Природа и мы…»
Д.Н Мамин - Сибиряк «Приёмыш …»
Задание 1. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и представьте описываемое событие. Воспроизведите свои представления устно (для детей с ОВЗ) \ письменно.
Задание 1. Внимательно прочитайте слова «рассказ», «текст», «повествование». Объясните их лексическое значение. При затруднении обратитесь к словарю (см. Приложение 1).
Задание 2.Предположите, можно ли данное произведение назвать рассказом? Подумайте, от лица кого из героев ведется повествование.
Внимательно прослушайте аудиозапись отрывка из произведения и ответьте на эти вопросы, обосновав свою точку зрения.
Задание 3.Заполните таблицу перед прочтением произведения и после.
Что я узнаю из данного
произведения
Что я нового узнал после
прочтения произведения
Задание 4.Подумайте и расскажите, чем запомнилось данное произведение? Определите, какое настроение передает автор этого рассказа? (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.
Задание 5.Назовите героев этого рассказа. Прочитайте предложения \ эпизод, который поможет вам найти ответ на вопросы: «Что вы знаете о Барбосе? (Как он выглядит? Где он живет?». Опишите характер пса (какой он?)
Задание 6.Сформулируйте вопросы к тексту, используя кубик Блума. Начните свой вопрос со слов: как?, кто?, почему?, когда?, зачем?. Задайте их одноклассникам.
Объясните!
Что помог вам понять автор рассказа?
Чем интересен этот рассказ?
Зачем нужно читать рассказы о животных?
Как?
Кто?
Когда?
Зачем?
Почему?
М.М Пришвин «Выскочка …»
Задание 1. Как вы думаете, кого и почему можно назвать «выскочкой»? Определите с помощью словаря (см. Приложение 1) лексическое значение слова «выскочка».
Задание 2.Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых рассказывается, как все шесть сорок повели наступление на Вьюшку. Подумайте и обоснуйте, почему автор называет это наступление «правильным», а одну из сорок «выскочкой».
Задание 3.Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Расскажите о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.
Задание 4.Подумайте, и ответьте на вопрос: «Как автор относится к Выскочке, Вьюшке?» Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5.Вспомните содержание рассказа, подберите и запишите строчки из текста, которые подходят к иллюстрации из учебника. Перескажите данный эпизод, опираясь на иллюстрацию, от лица одной из сорок.
Задание 6.Прочитайте отрывок из рассказа и выделите ключевые слова данного отрывка. Опираясь на выделенные слова, подготовьте краткий пересказ данного отрывка.
Задание 7.Составьте кроссворд по рассказу М.М Пришвина «Выскочка» (из 5 вопросов и ответов на них по горизонтали, 5 вопросов и ответов на них по вертикали).
Задание 8.Объясните, почему вы бы посоветовали прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаете ли вы чтение данного рассказа полезным? Обоснуйте свой ответ.
Е.И Чарушин «Кабан …»
Задание 1.Найдите в тесте слова, значение которых вам не понятно. Найдите их лексическое значение в словаре (см. Приложение 1). Подберите к этому слову синоним (слово схожее по значению). Составьте предложение с этим словом.
Задание 5.Найдите и прочитайте в тексте строчки, которые сообщают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.
В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»
Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать, о чём и о ком мы узнаем, прочитав текст? Обоснуйте свой ответ (работа с иллюстрацией стрижа, до знакомства с заглавием и текстом рассказа).
Задание 2.Предположите, что могут означать слова «яр» и «скрёб». Обсудите их значение с соседом по парте. Обратитесь к словарю и проверьте правильность своих предположений (см. Приложение 1). Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали, слова, похожие по значению.
Задание 5.Отметьте в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя (стр.100; 106)прочитайте их вслух. Подумайте, почему герой испытывал данные эмоции? Какие эмоции испытывали бы вы в описанных ситуациях?
Задание 6.Подумайте и подготовьте рассказ о том, как автор относится к стрижонку по имени Скрип. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением автора? Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.
Раздел 2. «Поэтическая тетрадь»
Б.Л Пастернак «Золотая осень…»
Задание 1.Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию, подумайте, почему автор дал своему стихотворению именно такое заглавие.
Задание 2.Найдите и зачитайте в стихотворении строчки, которые сообщают нам о настроении осени.
Задание 3.Поразмышляйте, с чем Б.Пастернак сравнивает осень во второй строфе стихотворения. Подумайте, почему автор называет осень «золотой»? Найдите в тексте и прочитайте эти строчки выразительно, передавая настроение автора.
Задание 5.Вспомните, что такое сравнение, эпитет или обратитесь к словарю (см. Приложение 1).
Найдите эпитеты и сравнения, которые использует Б.Пастернак для создания картины осени. Подумайте и ответьте на вопрос: «Что эпитеты и сравнения помогают понять, увидеть читателю?»
Задание 6. Подумайте и ответьте, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»? Докажите, что осень похожа на сказку. Какими картинами вы бы дополнили стихотворение, чтобы рассказать о сказочной осени?
Задание 7.Сравните стихотворение Б.Л Пастернак «Золотая осень» со стихотворением и Е. Арсенина «Наступила осень» (Приложение 8). Подготовьте ответы на вопросы: «Как два разных автора описывают осень?», «Чем эти стихотворения похожи и чем различны?». Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения.
Задание 8.Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. Обоснуйте свой выбор.
С.А Клычков «Весна в лесу»
Задание 1.Прочитайте название стихотворения. Предположите,о каком настроении расскажет нам автор в этом стихотворении?
Задание 2.Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию. Оправдались ли ваши предположения? В каких строчках стихотворения выражено отношение автора к этому времени года.
Задание 3.Прочитайте еще раз стихотворение С.А Клычкова «Весна в лесу». Найдите в тексте приметы весны, художественно – выразительные средства, которые автор использует для описания весны и выражения своих чувств к этому времени года.
Задание 4.Расскажите, о чём говорится в первом четверостишии?
Представьте на мгновение, что вы - поэт. Какими приметами весны вы бы дополнили текст стихотворения?
Задание 5.Найдите и выпишите из стихотворения С.А. Клычкова слова, которые поэт использует для описания (какой? как выглядит? ) и поведения лесных обитателей (что делает (-ют)?).
Составьте небольшой рассказ о жизни леса весной, дополнив его своими наблюдениями за природой в это время года.
Лесные обитатели
Какой(-ие)? Как выгдят (-ит)?
Что делает ( - ют)?
Пример: Зайцы (что сделают? – соберутся гурьбой).
Задание 6.Разделите стихотворение на четверостишия. Расскажите первое четверостишие стихотворения, используя мнемотаблицу.
Задание 7.Опишите картину к стихотворению из учебника, используя вопросы – подсказки.
Что вы видите на картине?
Какое время года представлено на картине?
Каких птиц художник изображает на картине?
Что представлено на переднем плане?
Присутствуют ли животные на картине?
Какое настроение передаёт художник в изображении природы (тревожное, грустное, яркое, красочное, радостное)?
Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.
Задание 8.Подберите к картине слова из стихотворения С.А Клычкова «Весна в лесу». Воспользуйтесь словами для справок, выделите только верные слова.
Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться стихотворение, которое мы сегодня будем изучать, о чем \ о ком оно нам расскажет? (Работа с иллюстрацией, до знакомства с заглавием и текстом стихотворения). Обоснуйте свой ответ.
Задание 2.Придумайте своё стихотворение, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами. Сравните свой текст с оригиналом (Приложение 7). Ответьте на вопрос: «Почему именно эти слова автор использует для описания лета?»
Задание 3. На каждой карточке написан номер четверостишия. Восстановите последовательность событий, о которых говорится в тексте стихотворения. Внимательно перечитайте текст. Найдите ошибки в каждой строфе, поменяйте строки местами так, чтобы получился связный текст стихотворения. Откройте учебник, сравните свой текст с оригиналом. (Приложение 6)
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Завтра хлынет дождик быстрый,
Жить осталось два-три дня.
Задание 4.Подумайте, почему автор назвал стихотворение «Бабье лето», обсудите свой вариант ответа с соседом по парте. Аргументируйте свою точку зрения строчками из текста.
Задание 5. Стихотворение поэта называется «Бабье лето». Найдите в тексте приметы «бабьего лета». Назовите известные вам приметы этого времени года, которые помогут поэту написать еще одно стихотворение о лете.
Задание 6.Выделите в тексте стихотворения слова (Приложение 9), которые помогают понять настроение и чувства автора.
Задание 1. Загибая палец на руке, прочтите стихотворение по четверостишиям! Попробуйте точно также, но уже с выражением, прочитать стихотворение соседу по парте (1 четверостишие – указательный; 2 четверостишие – средний…)
Задание на развитие памяти, восприятия, осознание прочитанного стихотворения.
адание 2. Придумайте несколько строк об одном из прекрасных осенних месяцев – сентябре. Запишите их в этом окошке (воспользуйтесь словами помощниками).
(Слова помощники: сентябрь, золотой, цветёт, школьники, идут в школу, прекрасная пора, уже прохладно, сухая листва, яркие краски)
Задание 3.Подумайте, к какому четверостишию может относиться эта иллюстрация, и выберите верный ответ (2). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.
Задание 4. Выпишите из стихотворения все прилагательные, которые, на ваш взгляд, относятся к сентябрю.
Задание 5.Нарисуйте рисунок к тексту стихотворения. Подпишите его строчками из теста. Объясните свой выбор.
С.А Есенин «Лебёдушка…»
Задание 1.Прослушайте аудиозапись стихотворения и определите настроение автора, его отношение к героям произведения «Лебёдушка».
Задание 2.Подумайте и прочитайте слова, которые помогают представить лебедь? Какая она? Опишите, как вы себе её представляете.
Задание 3.Назовите в стихотворении слова, которые помогли вам представить лес. Расскажите, опираясь на текст, каким его видит автор?
Задание 4.Расскажите, как Лебедушка относится к своим птенцам. В каком эпизоде автор рассказывает об опасности, которая угрожает ее птенцам, что Лебедушка делает для их спасения.
Задание 5.Найдите в тексте сцену нападения на Лебедушку и ее птенцов. Прочитайте выразительно описание орла. Кто еще, с вашей точки зрения, может быть опасен для этих птиц? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на знания о природе и её обитателях.
Задание 6.Выберите только те пословицы, которые подходят к данному стихотворению, обоснуйте свою точку зрения.
Баба с возу – кобыле легче.
Куда мать, туда и дитя.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Материнская ласка конца не знает.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
Ради деток мать, готова себя продать.
Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ
А.И Куприн «Барбос и Жулька …»
Задание 1.Найдите в предложенном вам словарике (см. Приложение 1) понятия «рассказ», «сказка», «повесть», «повествование», «описание», «рассуждение». Прочитайте их. Подумайте и соотнесите название произведения с одним из понятий.
«Барбос и Жулька …»
Рассказ
Сказка
Повесть
Описание
Повествование
Рассуждение
Задание 2.Прочитайте предложение (пример предложения приведён ниже). Вспомните этот эпизод из рассказа, нарисуйте у себя в тетради, где или с кем происходят эти события (слова взяты из рассказа А.И Куприна «Барбос и Жулька»).
Пример предложения:
Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало…
Задание 3.Соберите пазлы.
Расскажите об одном из героев этого рассказа. Какое настроение вызвал у вас данный рассказ? (выберите пример эмоции и подчеркните)
Задание 4.Найдитев тексте и прочитайте предложения, в которых говорится о Барбосе (стр. 85,1) Расскажите, как описывает его автор?
Слова – помощники: какой он ? на кого похож?...
Задание 5.Ответьте на вопросы к. тексту. Попробуйте краткр передать содержание своими словами.
Как окружающие относились к Барбосу?
Почему изменилось поведение Барбоса?
Какие слова выбрал И.А Куприн для описания своих героев?
М.М Пришвин «Выскочка …»
Задание 1.Найдите и прочитайте строчки рассказа, которые рассказывают нам, где все шесть сорок повели правильное наступлении (стр 93).
Задание 2.Зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Подготовьте с опорой на текст ответ на вопрос о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.
Задание 3.Раскрасьте изображение (Приложение 3). Вспомните рассказ, подберите и запишите правильные строчки из текста к иллюстрации.
Задание 4.Расскажите, о чем данный рассказ. Свой ответ обоснуйте примерами из текста.
Задание 5.Поразмышляйте, какое настроение передает нам автор этого рассказа? Свой ответ обоснуйте.
Е.И Чарушин «Кабан …»
Задание 1.Найдите в рассказе слова, значение которых вам не понятно. Прочитайте их в тексте. Обратитесь к толковому словарю (Приложение 1), найдите значение незнакомого слова (заранее представлены словарики). Прочитайте значение неизвестного слова, праильно поставив ударение. Составьте устно предложение или словосочетание с этим словом.
Задание 2. Подумайте, кто является самым главным героем рассказа? Объясните, почему вы так решили?
Задание 3.Зачитайте эпизоды, которые при чтении текста у вас на лице вызвали улыбку. Обоснуйте свой ответ.
Задание 4.Восстановите последовательность событий, используя слова помощники.
Задание 5.Найдите и прочитайте в рассказе те строчки, которые сообщают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.
В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»
Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать? (работа с иллюстрацией стрижа, до знакомства с заглавием и текстом рассказа).
Задание 2. Обратитесь к словарю (Приложение 1) прочитайте значение слов «яр» и «скрёб». Обсудите ваши предположения о значении этих слов с соседом по парте. Проверьте свои догадки, обратившись к словарю
Задание 3.Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали в словаре, слова, похожие по значению.
Задание 4.Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обоснуйте свой ответ строчками из текста на стр. 100
Задание 5.Ответьте на вопрос, опираясь на текст произведения: «С каким событием из рассказа автор сравнивает представление о стрижоноке?»
Задание 6. Соедините стрелками автора и его произведение. Обоснуйте свой ответ.
А.С Пушкин Стрижонок скрип
В.П Астафьев Золотая рыбка
Е.И Чарушин Кабан
А.И Куприн Выскочка
М.М Пришвин Барбос и Жулька
Список литературы
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012. (электронный ресурс) URL:https://atom-krkam.edusite.ru/DswMedia/univers_uchebn_dejstv.pdf (дата обращения: 20.03.21)
Беленький Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький ; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста.
Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после (электронный ресурс) URL: http://school2100.com/ (дата обращения: 20.11.20)
Головановой М. В. 4 класс (В комплекте с учебником) Климанова, Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1Климанова
Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 2 // Начальная школа.
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № (электронный ресурс)URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00412408_0.html (дата обращения: 19.04.21)
Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с. (электронный ресурс) URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=45 (дата обращения: 6.04.21)
Максудова Н.С «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе» (электронный ресурс) URL:https://infourok.ru/formirovanie-navika-smislovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-3799428.html (дата обращения: 7.04.21)
Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.
Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4
Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (электронный ресурс) URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 6.03.20)
Эльконин Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 323-
Приложение 1.
Словарик
Выскочка - человек, который, желая выслужиться, выдвинуть себя, вмешивается во все раньше других.
Запер - закрылна замок, засов или другое приспособление.
Описание – словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного.
Повествование — это рассказ автора о чём либо, о его чувствах, событиях или переживаниях, данное описание (текст) это некая частичка автора, ведь не секрет, что при написание повествовательных текстов часто вкладывают всю душу, чтобы рассказать о каком-то важном событий и моменте, который хотелось бы запомнить на всю жизнь и запечатлеть на бумаге.
Повесть – это литературное повествовательноепроизведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Рассуждение – это последовательный ряд мыслей и умозаключений по определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.
Сказка – это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Скрёб - более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скоблящее - режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня.
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.
Текст — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Яр - может означать: высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег. то же, что и балка — сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами, глубокий заросший овраг.
Приложение 2.
Жизнь дана на добрые дела.
Верная дружба сродни богатству.
3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.
5. Воля птичке дороже золотой клетки.
6. Хитрость и жадность до добра не доведут.
7. На всякую беду страха не напасёшься.
Приложение 3.
Приложение 4.
Короткая пауза - /;
Длинная пауза - //;
Повышение голоса - ↑;
Понижение голоса - ↓;
Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.