Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
2014
Составители: учащиеся 3 класса
Руководитель: Н.В. Баранова
2014
Содержание
1 раздел. Информация о берёзе.
2 раздел. Произведения фольклора.
3 раздел. Стихи, народные и авторские
песни о берёзе.
4 раздел. Обряды, обычаи, праздники.
1 раздел
Как появилось слово «БЕРЁЗА»?
Слово «берёза» очень древнее. Само название произошло от старослявянского «брезнынъ», что означало «апрель». Общеславянское берза (berza) возникло на базе индо-европейского корня в значении «что-то блестящее, белеющее».
Где встречается берёза?
Берёза растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ.
Берез более 140 видов. В нашей стране 70. Чаще всего встречаются берёза повислая или бородавчатая, береза пушистая или опушённая.
Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.
Почему ствол у берёзы белого цвета?
Берёза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин. Бетулин и придаёт коре белый цвет.
Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.
В чём польза берёзы?
И все из березы идет в дело. Медицина издавна использует почки берёзы, листья и сок. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.
Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста. Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью.
Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод.
В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.
3
2 раздел
Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
Ельник, березник чем не дрова?
За белыми березами тарара живет (язык).
Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь).
Узнаешь вкус березовой каши.
Пошел по широкой, где березки посажены.
Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
Бог создал человека и создал тальник и березник.
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.
Когда береза станет распускаться, сей овес.
Толкуй про еловый, а березовый крепче.
Накормить кого березовой кашей.
Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.
Плотва трется в первый раз на вербной; в другой — когда распустится береза; в третий — на вознесенье.
Около меня свищет; я туда — свищет, я сюда — свищет; беда, думаю, влез на березу, сижу — свищет; ан это у меня в носу.
Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.
На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру.
Я сробил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую; бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил; бросил рябиновую — угодил; озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались.
4
Пословицы и поговорки о березе:
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза – угроза.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума дает (о розгах).
Загадки о берёзе
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Ответ: берёза)
Стоишь на белой ножке
На веточках серёжки
Нас соком угощаешь.
Тебя всегда узнаешь.
(Ответ: берёза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Ответ: берёза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Ответ: берёза)
Стройная девица,
Платьице из ситца,
Чёрные сапожки,
По весне – сережки.
(Ответ: береза)
Одела блондинка зелёный платочек,
Для путников сделав в дороге тенёчек.
Одела серёжки и птиц приютила,
А кто хотел пить, тех соком поила.
(Ответ: береза)
5
Загадки для детей
о настоящей
русской красавице - березке
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(ответ: береза)
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, шапочки зелены.
(Березы)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(ответ: береза)
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
(ответ: береза)
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
(Береза)
В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(ответ: береза)
Стоят в поле сестрицы:
Платья белены,
Шапочки зелены.
(Береза)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(Береза)
6
Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
(ответ: береза)
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(ответ: береза)
Народные приметы о березе:
1.Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
2.Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
3.Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
4.Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
5.Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
6.Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
7.Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
8.Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
"Берёза и три сокола" .
рус.нар.сказка.
Отслужил солдат свой законный срок и пошел на родину. Идет путем-дорогою, а навстречу ему нечистый.
— Стой, служивый! Куда идешь?
— Домой иду.
— ко мне в работники; я тебе большое жалованье положу. Что тебе дома! Ведь у тебя ни рода, ни племени. Наймись лучше
— А в чем служба?
— на свадьбу, а есть у меня три сокола; покарауль их до моего приезду. Служба самая легкая; мне надобно ехать за синие моря к дочери
Солдат согласился. «Без денег, — думает, — плохое житье; хоть у черта, все что-нибудь да заработаю!»
Нечистый привел его в свои палаты, а сам уехал за синие моря.
7
Вот солдат ходил, ходил по разным комнатам; сделалось ему скучно, и вздумал он пойтить в сад; вышел, смотрит — стоит береза. И говорит ему береза человеческим голосом:
— священнику, чтобы дал тебе то самое, что ему нынче во сне привиделось. Служивый! Сходи вот в такую-то деревню, скажи тамошнему
Солдат пошел, куда ему сказано; священник тотчас достал книгу:
— Вот тебе — возьми!
Солдат взял; приходит назад.
— да читай! Спасибо, добрый человек! — говорит береза. — Теперь становись
Начал он читать эту книгу; одну ночь читал — вышла из березы красная девица, красоты неописанной, по самые груди; другую читал — вышла по пояс; третью ночь читал — совсем вышла. Поцеловала его и говорит:
— сокола — мои родные братья; хотели они меня выручить, да сами попались! Я — царская дочь; похитил меня нечистый и сделал березою. А три
Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о сырую землю и обратились добрыми мóлодцами. Тут все они собрались и поехали к отцу, к матери и солдата с собой взяли.
Царь и царица обрадовались, щедро наградили солдата, выдали за него замуж царевну и оставили жить при себе.
"Дурак и берёза". Рус. нар.сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык — и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать.
Дурак увидал и говорит:
— И я, братцы, поведу своего быка продавать.
Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая береза; ветер подует — и береза заскрипит.
“Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?”
— Ну, — говорит, — коли хочешь покупать, — так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит; меньше взять нельзя... Вынимай-ка деньги!
Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.
— Изволь, я подожду до завтра! Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой.
Вот приехали умные братья и стали спрашивать:
— Ну что, дурак, продал быка?
— Продал.
— За дорого?
— За двадцать рублев.
— А деньги где?
— Денег еще не получал; сказано — завтра приходить.
8
— Эх ты, простота!
На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами.
Приходит в лес — стоит береза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели.
— Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.
Ветер подул, береза заскрипела, а дурак говорит:
— Ишь ты, какой неверный! Вчера сказывал: “Завтра отдам”- и нынче то же сулишь. Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану — мне самому деньги надобны.
Воротился домой. Братья опять к нему пристают:
— Что, получил деньги?
— Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.
— Да кому ты продал?
— Сухой березе в лесу.
— Экой дурак!
На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит.
— Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.
Как хватит ее топором — так щепки и посыпались во все стороны.
В той березе было дупло... а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес и показывает братьям.
— Где ты, дурак, добыл столько?
— Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна все; чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка, братцы, забирать остальное.
Пошли в лес, забрали деньги и понесли домой.
Сказке — конец, а мне меду корец.
Удмуртская нар. сказка
«Красавица берёза»
В одной деревне старик со старухой жили. Сильно они бедствовали, хлеб ели не досыта.
Собрала как-то старуха последние дровишки - печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.
Говорит старуха старику:
- Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби берёзу - лучины запасём.
Старик взял топор и поплёлся в лес. Стал для рубки березу высматривать.
Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую берёзу.
9
Подошёл поближе к берёзе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на берёзе зашелестели, ветки зашевелились. Нагнулась берёза к старику и заговорила человечьим голосом:
- Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо - всё у тебя будет.
Старик испугался, даже топор из рук выронил.
"Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!"- подумал старик.
Не тронул он берёзу. Вернулся домой и говорит старухе:
- Принёс бы я тебе хороших полешек на лучину, да берёза вдруг начала просить человечьим голосом: "Не трогай меня, старик! Что тебе надо - всё у тебя будет". Ну, я и послушался.
- А! Не хочет берёза, чтобы её рубили, - закричала старуха,- так поди наломай её веток - нашим ягнятам корм будет!
И прогнала старика обратно в лес.
Старик сразу увидел красивую берёзу. Подошёл к ней, поклонился и сказал:
- Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!
- Не руби меня,- говорит берёза, - и ветки мои не ломай. А что просит старуха - всё у неё будет!
Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.
Пришёл домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!
- Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!
А старуха как накинется на него:
- Почему только лучину у берёзы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров!
С бранью да с криками выгнала старика из дому.
Старик взял топор и опять в лес пошёл.
Доплёлся до берёзы, поклонился ей и стал просить:
- Дай мне, красавица берёза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!
- Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- говорит ему берёза.
Старик обратно домой отправился.
Подошёл к дому, глянул - диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:
- Почему только дров у берёзы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай, муки проси!
- Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.
Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.
- Делай,- кричит,- что тебе приказано!
Взял старик топор и опять в лес пошёл. Пришёл, поклонился красавице берёзе и стал причитать:
- Красавица ты моя, белая берёза! Старуха опять прислала меня к тебе - муки просить. Коли можешь, помоги, дай сколько-нибудь!
10
- Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- ласково сказала берёза.
Старик обрадовался, скорее домой зашагал.
Вернулся он, пошёл в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.
Вошёл в амбар, глядь - амбар полон мукой доверху!
Стало старику так радостно, так весело, что забыл он всё прежнее горе да нужду.
"Ну, - думает,- теперь всегда сыты будем!"
А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:
- Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!
Ударила его коромыслом и выгнала вон.
Бедный старик повесил голову и опять поплёлся в лес.
Подошёл к берёзе, поклонился ей и стал причитать:
- Красавица берёза! Меня моя старуха опять к тебе послала - требует два сундука золота...
- Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет,- сказала берёза.
Пошёл старик. Подошёл он к избе, заглянул в окно и видит - сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблёскивают! Зашёл он в избу, смотрит - возле стола два сундука стоят, золотом полны.
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.
- Надо спрятать золото понадёжнее, чтобы никто не увидал!- говорит старуха.
- Надо, надо!- отвечает старик.- Не то узнают, что у нас столько золота,- просить будут пли отнимут!
Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.
Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не даёт им покоя ни днём, ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.
Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала. Говорит она старику:
- Иди, старик, к своей берёзе, попроси у неё, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!
Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел он красивую берёзу, поклонился ей и стал просить:
- Сделай ты нас, красавица берёза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!
Зашумела берёза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:
- Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!
Вернулся старик домой, открыл двери.
- Ну,- говорит,- обещала берёза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!
11
И только сказал, как покрылись и сам он и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли - только зарычали громко.
Так-то вот и стали они оба медведями.
Прочитав эти сказки, я сочинил свою сказку о берёзе.
"Берёзка- волшебница".
Жила-была принцесса. Умела она превращаться в берёзу. Превратившись, она могла говорить с деревьями, птицами и животными.
Узнала об этом злая волшебница. Захотелось ей навредить принцессе. И придумала она такое колдов-ство, что принцесса, как только опять превратится в берёзу, навсегда останется ей, пока не проедет около неё принц.
И стала принцесса берёзкой. Ласково шелестела она листвой, приглашая путников отдохнуть в тени. Людям нравилось отдыхать под красивой берёзой, а она наделяла всех здоровьем и красотой.
А в далёком королевстве жил ужасно некрасивый, но очень добрый принц. Любили люди принца за его доброту и рассказали ему об этом чуде. Приехал принц к берёзе, только подошёл, как вдруг обернулась она прекрасной принцессой. И принц тоже сразу стал прекрасен. Понравились друг другу принц и прин-цесса. Долго и справедливо правили они двумя коро-левствами.
12
3 раздел
"Печальная берёза..."
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Автор: А.А. Фет
ГИМН БЕРЕЗЕ
Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.
Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку...
Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит...
Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую...
Вей же, ветер, вей!
13
Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!
В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!
А весною... Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!
Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!
Автор: Т.В. Герасимова
Белая берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахрамой.
Мне белее снега
Омыл грехи Христос,
Спас меня от ада,
Многих горьких слёз.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
14
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Автор: Сергей Есенин
Серебром покрыты тонкие берёзы ...
Серебром покрыты
Тонкие берёзы,
Словно поседели
И уснули в грёзах .
Словно наступила
В их душе зима ,
Инеем укрыла ,
Снегом замела .
Вам , берёзы , грустно –
Птицы не щебечут ,
Неуютно , пусто ,
Будто бы – навечно .
Может это счастье ,
Что мороз такой –
Заморозит раны ,
Заморозит боль .
Заморозит слёзы
И тоску – печаль .
Тонкие берёзы ,
Вас безумно жаль .
Потерпите малость ,
Вам не век страдать ,
До весны осталось
Зиму переждат .
15
***
Не о кокетливой здесь позе,
А это поиск снова. Снова!!!
Как так сказать мне о берёзе,
Чтоб не обидеть её словом,
Чтоб прозвучало осторожно
И ей ничем не помешало.
Ах, слово, до чего ж ты ложно,
Берущееся кой попало.
Берёза…Вроде, что уж проще.
Серёжки, церковь, богомолье.
А в ней,
в берёзовой-то роще,
Вся Русь и с простотой, и болью.
Вся Русь – и чистота, и святость,
И одинокие могилы…
Ах, слово, ты не виновато,
Что я найти тебя не в силах.
Автор: А. Сабина
***
Вспоминая милый сердцу дом,
Сладкой грустью отзовется в нем
Та опушка, что в краю родном
За игривым, ласковым ручьем..
Где березы, нежный светлый стан
Искушает ветер кроной медной
И листва мне шепчет не спеша
Все мои желания заветные....
Автор: А. Сабина
16
БЕРЁЗА
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя славная, всем людям милая.
Стоишь ты, берёзонька, на горочке,
Освещаешься красным солнышком.
На тебе, берёзонька, листья зелёные,
А вокруг тебя ромашки белые.
Как мы чтим тебя, восхищаемся.
О тебе поём песни славные,
Что нет на Руси краше дерева.
Автор: Алексей Сергеев 9лет.
Берёзонька
Берёзонька осиротелая,
в глубоких ссадинах кора,
серёжки новые надела,
а говорили — на дрова...
Но щедро девочка-весна
водой живою окропила,
фатой небесной озарила —
нежнейшей дымки кружева...
Автор Храброва Александра
17
***
Я помню ранило березу
Осколком бомбы не заре.
Студенный сок бежал, как слезы
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы Столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано раненько весною,
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную белую березу
В обиду больше не дадим.
Сергей Васильев
18
«Люблю берёзку русскую»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Автор: А.Прокофьев
19
«Берёза»
Береза родная, со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.
Я был там далеко,
В многокрасочной пряности пышных ликующих стран.
Там зловещая пума враждебно так щурила око,
И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян.
Но, тихонько качаясь,
На тяжелом, чужом, мексиканском седле,
Я душою дремал, и воздушно во мне расцвечаясь,
Восставали родимые тени в серебряной мгле.
О, весенние грозы!
Детство с веткой сирени, в вечерней тиши соловей,
Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы,
Зачарованность снов — только раз расцветающих дней!
Автор: К. Бальмонт
Ода берёзе
Благодатная Берёза,
Ты символ Родины моей.
О тебе стихи и проза,
Ты свет и радость для очей.
Утешала вдов берёза,
Хранила тайны, чью-то боль,
Согревала всех в морозы,
Гнала из тела в бане хворь.
Разгоняла тьму – лучина,
Лечила язвы ран – кора,
Уходила прочь кручина;
Берёза – лекарь. Это да!
20
Исцеляют - сок и почки,
И лист, и дёготь бересты,
От любой болезни точно
Отыщешь в ней лекарство ты.
Береста пригодна в деле:
Плели корзины и ковры,
Туеса и туфли смело
(Кто в чём нуждался) - всё могли.
Из берёзы – поварёшки,
Телеги, сани, портсигар,
Топорища, оси, ложки.
Берёза – людям божий дар.
Благодатная Берёза –
России символ, красоты,
Неподвластная невзгодам,
Ты - кладезь сил и доброты!
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
И. Агеева
21
«Березка тонкая, подросток меж берез…»
Березка тонкая, подросток меж берез,
В апрельский день любуется собою,
Глядясь в размытый след больших колес,
Где отразилось небо голубое.
Автор: Самуил Маршак
«Берёзы»
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
Автор: Н.Рубцов
22
«Я последний поэт деревни»
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Автор: С.Есенин
«Первый снег»
Серебро, огни и блёстки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах стоят берёзки,
Чёрно-голые вчера…
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Автор: В.Брюсов
23
«С добрым утром!»
… Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…
Автор: С.Есенин
«Первый лист»
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грезы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…
Автор: Ф. И. Тютчев
24
«Золотая трава»
В летний день
За целебными травами
Мы идем
По опушке лесной.
Помоги нам,
Березка кудрявая,
Ты нам тайну
Лесную открой:
Где достать нам
Целебного сока?
Где найти
Золотую траву?
И шепнула
Березка высокая,
Словно в сказке
И как наяву:
«Ищите и в дубравах
И в рощах
Всей гурьбой,
И вас попросят травы,
Чтоб взяли их с собой».
Автор: А.Барто
Из стихотворений Е.Трутневой
…Берёзы, как в праздник,
Серёжки надели.
Цвести и расти
Собралась бузина.
Куда же, скворцы,
Воробьишек вы дели?
Да вон они!
Снова в гнезде у окна…
…В гуще сада на берёзке
25
Ветка дрогнула слегка, —
Там таится горихвостка
Под листком от ястребка…
…Осторожные берёзы
Прячут листья от мороза:
Вдруг опять придёт старик!
Он, мороз, шутить привык…
…И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой…
«Печальная береза»
Автор: А. Фет
26
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Во поле береза стояла
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка. (2 р.)
Четвертую балалайку.
Пойду на новые сени.
Люли, люли, на сени. (2 р.)
Стану в балалаечку играти,
Стану я старого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)
«встань ты, мой старый, проснися,
Борода седая, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Люли, люли, утрися. (2 р.)
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубенка, оденься.
Люли, люли, оденься». (2 р.)
27
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла. (2 р.)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли, три годочка. (2 р.)
Четвертую балалайку;
Пойду на новые сени,
Люли, люли, на сени. (2 р.)
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити,
Люли, люли, будити: (2 р.)
«встань ты, мой милый, проснися.
Ты, душа моя, пробудися,
Люли, люли, пробудися. (2 р.)
Вот тебе водица, умойся,
Вот те полотенце, утрися.
Люли, люли, утрися. (2 р.)
Вот тебе башмачки, обуйся,
Вот тебе кафтанчик, оденься,
Люли, люли, оденься...» (2 р.)
28
Моя Россия
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
29
Баллада о солдате
Слова М. Матусовского
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.
Шел он ночами грозовыми
В дождь и град.
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы.
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий
Пел в пути солдат.
Словно прирос к плечу солдата
Автомат —
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке энском,
Пуль не считая,
Глаз не смыкая,
Бил врагов солдат.
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
30
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат!
Берёзы
Михаил Андреев, Игорь Матвеенко
Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего белоствольные всё понимают?
У дорог прислонившись по ветру стоят
И листву так печально кидают.
Я пойду по дороге, простору я рад,
Может это лишь всё, что я в жизни узнаю.
Отчего так печальные листья летят,
Под рубахою душу ласкают?
А на сердце опять горячо-горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.
Посидим на дорожку, родная, с тобой,
Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.
И старуха махнёт на прощанье рукой,
И за мною калитку закроет.
Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего хорошо так гармошка играет?
Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят,
А последняя, эх, западает...
А на сердце опять горячо-горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.
31
А на сердце опять горячо-горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.
Березовый сок
Лишь только подснежник
Распустится в срок
Лишь только приблизятся
Первые грозы
На белых стволах
Появляется сок
То плачут березы
То плачут березы
Как часто пьянея
Средь ясного дня
Я брел наугад
По весенним протокам
И Родина щедро
Поила меня
Березовым соком
Березовым соком
Где эти туманы
Родной стороны
И ветви берез
Что над заводью гнутся
Туда мы с тобой
Непременно должны
Однажды вернуться
Однажды вернуться
Открой нам Отчизна
Просторы свои
Заветные чащи
Открой ненароком
И так же как прежде
Меня напои
Березовым соком
Березовым соком
32
4 раздел
Самые интересные легенды о березе
Автор: Игорь Задольский в Интересное о деревьях, 30/06/2012
Берёза... именно об этом необыкновенно красивом и женственном дереве сложено большое количество песен и стихов, мифов и легенд, былин и преданий. Берёза – это гордость и символ народа, живущего на Руси. Её часто называют деревом жизни.
Если верить польским легендам, то берёза – это благословенное дерево, которое помогло укрыться Христу и Богородице от грозы и ветра, а согласно русским преданиям, дерево укрывало от преследований нечистой силы Св. Параскеву-Пятницу. Сербские легенды гласят о том, что прутьями берёзы били Христа, поэтому дерево считается проклятым.
Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу.
О природных и лечебных свойствах берёзы, а также о её происхождении часто говорят библейские предания. В поверьях восточного Полесья рассказывается о том, что берёзы – это дочери Адама – первого человека на земле, - которые вросли в землю своими длинными косами, а сок берёз – это их слёзы.
Белый цвет ствола берёзы в поверьях объясняется тем, что когда Иуда захотел повеситься на ней, она побелела от страха. В других преданиях повествуется о том, что сок берёзы – это слёзы дерева. Легенды гласят, что слёзы берёз имеют лечебные свойства и помогают от всех болезней.
33
Во многих фольклорных жанрах, например, русских былинах, сказках, балладах, происхождение берёзы связывают с превращением в неё девушки, обиженной близкими людьми, а в белорусской народной песне поётся о берёзе, которая выросла на могиле невесты, умершей от руки злой свекрови.
В славянской культуре берёза символизирует женское начало. Женская символика проявляется в различных обрядах, связанных с лечением детских болезней: издавна девочек носили к берёзе, веря в её магические и целебные свойства.
В обрядах, связанных со сватовством берёза тоже принимала участие, её ассоциировали с невестой, а символом жениха выступал дуб.
Ещё в Древней Руси существовало большое количество обрядов и обычаев, связанных с этим изящным деревом. Если в доме рождался ребёнок, то около входа во двор непременно сажали берёзу. Считалось, что этот обряд обязательно сделает новорождённого счастливым, а дом и семью, живущую в нём, дерево будет защищать от несчастий и бед.
А вот в Полесье всё было с точностью до наоборот. Здесь веровали в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает у его обитательниц женские болезни, а наросты на стволе дерева – это результаты наведения порчи. В некоторых деревушках берёзовыми ветками накрывали тело умершей женщины.
Народ всегда тесно связывал между собой образ берёзы и души усопших, это дерево воспринималось как проводник между реальным и потусторонним миром. Славяне считали, что в период троицко - семицкого цикла предки на время покидали мир усопших и являлись в мир живых людей. Считалось, что местом, где пребывали пришедшие души, являлась свежая зелень берёзы. Именно поэтому для душ умерших родителей из леса приносили свежие ветки берёзы и устанавливали их около входа в дом. Также около домов высаживали молодые берёзки, чтобы родителем всегда было куда прийти. Под деревьями ставили небольшие ковшики с водой, в которых души мылись. С обеих сторон крыльца клали берёзовые ветки, т.к. считалось, что они укажут предкам дорогу в дом.
Применение берёзы в троицких поминальных обрядах не ограничивалось украшением двора и дома свежими берёзовыми ветками. В эти дни происходило общение живых и мёртвых, которое включало в себя обязательное посещение кладбища.
34
Кроме поминальной еды, в состав которой входили яйца, окрашенные берёзовым листом, сюда приносили и берёзовые ветки. Ими обметали могилы, а после этого втыкали в могильную землю. Считалось, что таким образом усопшим «открывают глаза». Перед уходом могилы снова обметали берёзовыми вениками, дабы «закрыть глаза» мёртвым. Славяне верили в то, что такой обряд помогает более тесному общению с душами усопших людей.
В Польше берёзы, одиноко растущие среди поля, назывались деревьями духов. По приданиям, в них вселялись души умерших молодых девушек, которые по ночам выходили из берёз и могли насмерть «затанцевать» случайного прохожего. Именно поэтому поляки всегда считали очень опасным находиться около одиноких берёз.
Белорусы полагали, что некоторые признаки не совсем привычного вида берёзы.
В различных поверьях и былинах берёза очень часто упоминалась в качестве атрибута нечистой силы. Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, а также она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке.
Подаренные чёртом белые кони в сказаниях превращались в кривые берёзы, а преподнесенный нечистым хлеб – в берёзовую кору. Также говорилось о том, что женщину, в которую вселился бес, «бросало» на берёзу во время приступа.
Представление о берёзе в мифах, легендах и поверьях достаточно противоречиво. Некоторые народности считали, что берёза приносит сплошные беды и несчастья, и что строить дом на месте, где росла берёза – это верный путь к болезням и даже смерти.
Другие наоборот поклонялись этому дереву и считали её воплощением чистоты, доброты и благородства. Как бы там ни было, на Руси берёза всегда была любимым деревом и настоящим символом русского народа.
Лесная берёза служила посредником между людьми и Лешим. Для обращения к лесному духу надо было на берёсте написать и прикрепить к деревьям своё прошение, например, вернуть заблудившуюся корову, помочь не заплутаться девкам, когда они пойдут по ягоды, попросить пригнать на охотника добычу, и тому подобные просьбы. В Закарпатье был обычай просить о рождении сына беременной, которая, глядя на лес, должна была произнести: «Все в лесу дубы, лишь одна берёза».
35
Праздник русской березы
(Троица и ее обряды)
Троица
Троица - так в России называется праздник, установленный Церковью во имя единого бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого духа. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому имеет и другое название - Пятидесятница.
Празднование дня св. Троицы совпадает с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Когда-то этот праздник был насыщен обрядами, торжества начинались за неделю до Троицы и продолжались неделю после нее. Седьмая неделя после Пасхи называлась семицкой, зеленой, зелеными святками. В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Семик - четверг недели, предшествующей Троице и именуемой семицкой, и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. На эти дни накладывались воспоминания о старых языческих празднованиях, органично вошедших во все славянские христианские обряды.
Основа семицкой и троицкой обрядности - культ растительности. В России - это культ березы, ставшей символом русской природы. В Семик - Троицу украшали зеленью дома снаружи и внутри, пол в доме обязательно устилали душистыми травами и цветами, на божницу ставили букеты цветов, а на улицах ставили молодые деревца. Церковь тоже украшали зеленью.
В четверг седьмой недели после Пасхи праздновался Семик. Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также праздник Семика-Троицы, воспринимавшийся как чествование возрождающейся после зимы природы, осмыслялся и как праздник девушек и женщин. В Семик девушки уходили в рощу "завивать" на березах венки, а также проводили еще один обряд - кумления.
36
Семик был днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле. В складчину готовили караваи, сочни, сырники, настаивали брагу, варили пиво. Обязательной ритуальной едой была яичница.
На праздник Троицы девушки шли развивать березку. В семьях пекли караваи, приглашали гостей. В роще на большой поляне рассаживались семейными кругами для угощения, расстилали скатерть, ставили каравай. Затем молодежь плела венки из березы и цветов, с венками на голове водила хороводы, играла в горелки. Ближе к вечеру гадали у реки, бросая венки в воду. В комплекс троицких праздников входят еще и Троицкая родительская суббота и Духов День. В эти дни проводилось поминовение умерших, завершались обряды, связанные с чествованием березы. Неделю после Троицы называли русальной.
Троица (Пятидесятница)
отмечается на пятидесятый день после Пасхи, праздник установлен Церковью во имя единого бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого духа. На пятидесятый день после воскрешения Иисуса Христа апостолы услыхали доносившийся с неба шум, похожий на надвигающуюся бурю, затем над их головами внезапно вспыхнули огненные языки. Это дух Святой снизошел на апостолов, и тогда они отправились по миру проповедовать учение Христа. Праздник св. Троицы был введен в обрядовую практику Православной Церкви не во времена Крещения Руси, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия в начале ХV в. св.Сергием Радонежским и вскоре стал одним из главных и любимых на Руси. Этому способствовала воплощенная в празднике идея триединства Бога, которую сподвижники святого соотносили с идеей единения Руси, и совпадение дня св. Троицы с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы.
Зеленые Святки
Троицу называли Зелеными Святками, потому что, как и зимние Святки, они длятся не один день, включают в себя несколько праздников. Как и зимние Святки, Троица представляет собой сплав языческих и христианских традиций.
В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников.
37
Это и Семик - четверг недели, предшествующей Троице и именуемой семицкой, и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, органично вошедших во все славянские христианские обряды.
Культ березы
В поверьях русского народа береза выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Она символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.
Береза испокон веков славилась своими целебными свойствами. Ее почки лечат суставы, ревматизм, болезни кожи. Березовый деготь обладает уникальными свойствами заживлять раны, исцеляет бронхи, входит в состав всем известной мази Вишневского. А из чаги, гриба - паразита, растущего на березе, в народной медицине готовят лекарства, лечащие опухоли и язвы.
Березовый сок помогает при авитаминозе. И, конечно же, нельзя не упомянуть о березовом венике, без которого и баня не баня. Из бересты делали лодки, используя ее свойство не пропускать воду. На бересте писали, пока в обиход не вошла бумага, делали массу полезных в хозяйстве предметов: туеса, плетеные короба, лапти, узорчатые шкатулки, музыкальные рожки, браслеты. Они ценятся как произведения народного искусства.
Древесина березы хорошо гнется, это свойство использовали при изготовлении бочек, саней, лыж. Береза не только греет (ценятся именно березовые дрова), но и светит (когда-то люди для освещения помещений пользовались лучиной, наиболее удачным материалом для нее считалась береза). Об универсальности этого дерева лучше, чем словами народной мудрости не скажешь: "Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, другое - от тьмы свет (лучина, дрова), третье - дряхлых пеленание (берестой связывали битые горшки), четвертое - людям колодец (березовый сок)".
Береза - олицетворение России, ее поэтический символ.
38
" Завивать" на березах венки
Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками. Завивали веночки "на желание", "на себя" и на всех родных. Березку украшали лентами, бусами, платками, а в некоторых местах еще и печеньем в виде веночков, и устраивали праздничную трапезу с яичницей, кашей, пирогами и квасом. Первая ложка каши давалась березке, а после трапезы вокруг деревца водили хороводы и пели песни.
Березка, березка.
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли
Со яичницей.
Кумление
Наиболее распространенным был вариант обряда, когда девушки - две близкие подруги - подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него, говорили друг другу: "Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться". Девушки по очереди парами целовали крестики, затем обменивались ими и небольшими подарками, кольцами. После этого они считали себя кумами, сестрами, называли друг друга кумой, кумочкой, вместе гуляли, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки. Русские люди считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню "Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа" развивали венки, расплетали "мотушки", возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались.
39
Яичница
Яичница была обязательной ритуальной едой. Яйцо, начиная с Пасхи, проходило через всю весеннюю обрядность. Оно появлялось как символ зарождения новой жизни, а когда весна кончалась, его съедали уже в виде яичницы - зародыш должен был превратиться в плод.
Гадали у реки, бросая венки в воду
Если венок поплывет - счастье, утонет - несчастье. Если венок завертится на одном месте - расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок остановился на одном месте, то в этот год не быть замужем. В какую сторону вода понесет венок, в ту сторону и замуж идти, чей венок принесет к берегу первым, та из гадающих первая выйдет замуж.
Троицкая суббота
предшествовала дню св. Троицы и считалась у русских главным весенним поминальным днем. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.
Духов день
Так в народе называли праздник Сошествия Святого Духа, приходящегося в православной традиции на понедельник, следующий за Троицей. В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя - символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, "разливается по полям", появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Идея животворящего начала Духова дня, соединенная с языческими представлениями о Матери-Земле, нашла свое отражение во многих поверьях. Например, считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки. Духов день, как и Троицкая суббота, считался днем, когда необходимо добрым словом помянуть умерших на чужбине без покаяния и отпевания в православном храме, а также самоубийц, опойцев, утопленников, которых Церковь не разрешала хоронить на кладбище.
40
Считалось, что панихида, отслуженная по ним в церкви, свеча, поставленная на поминальный стол, доброе слово дадут этим бесприютным душам хотя бы временный покой.
Завершение обрядов, связанных с чествованием березы
Девушки выносили на ржаное поле украшенную лентами березку, вокруг которой всю семицкую неделю водили хороводы. Обойдя с березкой поле, ее топили в реке, чтобы летом не было засухи, чтобы рожь лучше колосилась. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.
Русальная неделя
Русские люди верили в существование русалок - демонических существ, в которых превращались девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством. Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек и озер и целую неделю бегают по полям и лугам, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень - колосистее.
41
Притча о любви и берёзе
Большая красавица берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками - тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями Берёза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом – от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу».
Не успела Берёза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в берёзу и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Берёзу, но она всё-таки стояла.
Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землёй снова засияло солнце, ствол берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой повреждённый ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол Берёзы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле берёзок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы – он удивительно мягкий! А затем прикройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьётся в нём материнское сердце…
42