kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник творческих работ студентов на тему: "Высок и свят их подвиг незабвенный".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Работы, входящие в данный сборник, являются результатом воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальных творческих способностей студентов, на развитие у них чувства патриотизма и гордости за свое Отечество,  на формирование чувства долга и  благодарности перед памятью павших. Сборник включает стихотворения студентов, сочинения на военную тематику, материалы исследовательских проектов.

Сборник предназначен для преподавателей и студентов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник творческих работ студентов на тему: "Высок и свят их подвиг незабвенный". »

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











СБОРНИК

творческих работ студентов на тему:

«Высок и свят их подвиг незабвенный…»




Курск - 2014


Сборник творческих работ студентов: «Высок и свят их подвиг незабвенный», 2013 – 2014 учебный год. Сост. М.Н. Тарасова,– Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. – 23 с.











Работы, входящие в данный сборник, являются результатом воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальных творческих способностей студентов, на развитие у них чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, на формирование чувства долга и благодарности перед памятью павших. Сборник включает стихотворения студентов, сочинения на военную тематику, материалы исследовательских проектов.

Сборник предназначен для преподавателей и студентов.









Материалы сборника обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии

филологических дисциплин протокол № 08 от 27 марта 2014 г.

Председатель _______________М.Н. Тарасова














Введение

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

С.Щипачев

Уходит поколение, пережившее войну. Эта война стала главным событием в жизни русского народа, а победа, завоеванная в ней – праздником не только в стране, но и в каждой семье. Война стала для многих жизненной школой, проверкой, полем самопознания. Она насквозь просвечивала каждого, устанавливая, кто есть кто на самом деле. Это был момент истины, отделяющий сущность от видимости. Именно тогда был полностью раскрыт мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа. Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел из неё победителем. На борьбу с врагом поднялся каждый, от мала до велика… В тылу трудились женщины и дети: выпускали снаряды, шили одежду, лечили раненых. «Все для фронта, все для победы!» - так звучал лозунг военных лет! На морях и реках, на суше и в небе, в лесах и болотах шли ожесточенные бои. Многие не вернулись с войны, но память о них вечно живет в наших сердцах. Мы всегда помним о них. О той войне много сказано, но не все в полной мере осмыслено, не все уроки извлечены. Война с фашизмом была не только противоборством стратегий и тактик, научно-технических потенциалов, но и гигантской битвой идей, миропониманий, ценностных ориентаций в сердцах и душах людей. Мир еще не знал такого общенародного опыта борьбы добра со злом.

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем больше проходит лет, тем живей и значительней встают они в нашей памяти.
Наши деды и прадеды воевали за мирное небо над головой, за счастливое и светлое будущее своих потомков. Они надеялись, что война больше никогда не отнимет у детей детство, не разрушит безмятежную пору юности, не украдет счастье быть родителями. К сожалению, Великая Отечественная война не была войной последней…

Солдаты сороковых совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие - подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь. 

Различны проявления подвига. Он может совершаться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Главный критерий героизма - в нравственном величии человека, в силе его непокорного духа.

В нашем колледже осуществляется планомерная работа по патриотическому воспитанию. Студенты принимают участие в различного рода мероприятиях, направленных на сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни во имя мира и счастья на Земле, отдал их не только в военное время, но и мирное, выполняя свой священный долг – служение Отчизне. Здесь мы хотим упомянуть об АПРК – Курск, на котором служили наши бывшие ученики. О них и о тех, кто служил вместе с ними, студентами колледжа снят фильм «Высок и свят их подвиг незабвенный…», ставший лауреатом областного конкурса «Гренадеры, вперед!».

Интересным и поучительным для современного поколения является еще один видеопроект – «Судьба человека», повествующий о ветеране Великой Отечественной войны, этом фильм был удостоен диплома в рамках областного конкурса «Гренадеры, вперед!» в номинации «Образ и память». Люди никогда не могли и никогда не смогут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбы своих детей и своей страны, но они всегда продолжают жить, жить вопреки всему. В далекие сороковые годы любовь и война стали движущими силами человеческих судеб, кому-то война искалечила жизнь, а кому-то – помогла найти себя, обрести в этой жизни любовь так же, как и герою этого фильма.

Конкурс «Гренадеры, вперед!» стал для нас традицией, традицией, которую хочется передавать из поколения в поколение. В этом году ведется работа по созданию фильма под названием «С кого писать свою жизнь?». Красив и величествен человек на поле боя, совершающий подвиг на благо своего Отечества; красив человек в своей борьбе за право полноценно жить; красив человек, давший приют страждущему. Ребята рассказывают о героях своего времени, о том, чему у них учиться.

Актуальной формой воспитательной работы сегодня является проектная деятельность. Технология проекта входит в жизнь как требование времени.

Работа над проектом позволяет студенту в процессе его выполнения раскрыть свои творческие способности, найти себя, попробовать свои силы в исследованиях разного уровня, создает оптимальные условия для приобретения студентами позитивного социального опыта. Это совместная исследовательская интерактивная деятельность студентов и педагогов на творческом уровне, позволяющая активизировать поисковую работу, развивать интерес студентов к научной деятельности, стимулировать их к изучению истории родного края, воспитывать патриотизм, гражданственность, сохранять историческую память, способствовать формированию у студентов чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

В этом направлении наши студенты смогли также достичь успеха. Исследовательская работа на тему: «Духовной жаждою томим …» – в областном конкурсе «Неизвестный солдат» стала победителем. Она рассказывает о том, как герой этого проекта под гулы и залпы орудий, под свист пуль и грохот рядом разрывающихся бомб, уединившись в своем маленьком мире, рисовал русские березки, цветы морошки, лодку на берегу знакомой с детства реки.

Ребята превратили историю Пахомова Петра Степановича из «белого пятна» в истории его села в яркую, подобную вспышке молнии, жизнь, жизнь, полную исканий, достижений и духовных подвигов. Пусть она станет открытой страницей и для родственников, которые, к сожалению, очень мало знали о нем, и для жителей села, где когда-то он родился и вырос, и для нас с вами, совершенно незнакомых, но небезразличных к судьбе наших родных солдат.

Студенты выразили желание поделиться найденной информацией со школьниками села Красная Поляна, ведь в их школе учился такой разный и неординарный человек. Именно в этом и заключается практическая значимость нашего проекта.

Пусть все тайное станет явным, пусть станет известным каждый неизвестный солдат…

В этом сборнике мы хотим поделиться результатами совместной работы педагогов и студентов, направленной на формирование и развитие чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.




























***

Уж давно та война отгремела,

Наступил на земле уж покой.

Только сердце сжимается в теле

У соседки, у бабушки той.

Её детство не детством и было:

Много трудностей, горя, нужды

И родительской ласки не знала,

И трудилась от ранней зари.

Приходилось быть братьям за маму,

Рано начала дом весь держать,

И совсем ещё юной девчонкой

О войне очень много пришлось ей узнать.

В дом пришло сразу первое горе,

Когда папа ушел воевать,

До сих пор вспоминает баб Катя,

Как пришлось похоронку читать.

Ну а дальше, опять было страшно,

Мама прятала дочь, как могла,

Только фрицы забрали и Катю,

На чужбину погнали тогда.

А дорога была очень трудной,

И не каждому это понять,

Как в вагонах везли очень юных,

Чтоб в Германии жизнь потерять.

Ну а дальше был страшный концлагерь:

Печи смерти и ужас тех дней.

Каждый день приходилось ждать смерти

И своей, и советских людей.

Наступило и Катино горе:

Крематорий открыл двери ей,

Но родиться пришлось ей еще раз,

Вдруг случайно, спастись дали ей.

Ей и парню еще Николаю,

С ним пришлось ей оттуда бежать,

Но, не зная дороги до дому,

Им пришлось возвратиться назад.

Баба Катя тихонечко плачет,

Что слагаю о жизни стихи,

Говорит: «Разве можно стихами

Описать моей жизни пути?»

Вот и дальше, уже улыбнулась,

Говорит: «Тут уж можешь писать:

Нас тогда пленных всех отпустили,

Радость в жизни пришлось испытать».

Но домой была трудной дорога,

Согревала лишь только мечта,

Как она повстречает родных всех,

И забудет, что значит война.

Только счастье не долгим-то было:

Мама сразу почти умерла,

И своим младшим братьям и сестрам

Катя мать заменила тогда.

«Да, и вскоре сыночек родился,

А кругом ведь была нищета,

Трудно очень и голодно было,

Я не знаю, где силы взяла?»

Надо было в колхозе работать,

Да и дома хозяйство вести:

Огород ей большой обработать,

Дом стопить и воды принести.

Время мирное. Снова не легче.

«Николай стал к себе меня звать,

Только я не смогла из-за братьев

Дом оставить, женой ему стать.

Да, судьба моя, знаешь, лихая.

Разлетелась родня, кто куда.

Ну а я в этой маленькой хатке

Не один год живу здесь одна».

Вот опять заблестела слезинка.

«Сил уж нету хозяйство держать,

И теперь в моем возрасте трудно

Одинокою век вековать.

Ничего, помогает соц. служба,

Валентина приносит мне есть.

Хоть родни у меня не осталось,

Мне в районе и слава, и честь».

Мы попили с баб Катею чаю,

Собираюсь уже уходить,

Очень жалко, что этой старушке

Жизнь такую пришлось пережить.

Я теперь, когда еду в деревню,

К бабе Кате всегда захожу,

Своё выполнил я обещанье,

Что стихи я о ней напишу.

Герасимов Владимир, группа СП-21



И вновь о той войне….

Война сложна всегда для всех,

И сколько б не было печали,

Не гарантирован успех,

Лишь помянули б нас свечами.

Пробит мой окровавленный доспех,

Со мной уж братья попрощались,

Я не увижу больше тех,

С кем раньше в жизни повстречались.

Не будет матери, сестры,

Забуду ласку милых рук,

Но в голове лишь крик: «Живи!»

И пульса чаще слышу стук.

Живи для жизни и для мира,

Защитник города, герой!

Падут фальшивые кумиры

От славной правды боевой.

Косые ливни хлещут смело,

Ложась на окровавленную земь,

Босым мальчонкой здесь когда-то бегал,

А что ж теперь?

Вокруг меня убитых лица,

Тела растерзанных войной,

Сестренки той я голос слышу:

«Не покидай меня, родной!»

С трудом на трости опираясь,

Я вышел из шатра во двор,

Все плакали и восклицали:

«Освобожден наш дом родной!»

Тищенко Владислав, группа ЧС-21





Как отстояли Курскую дугу

Не так давно уж стихли те бои под Курском

Под кодовым названьем «Цитадель».

Но не забудем никогда ночей мы жутких,

Сраженье тех былых кровавых дней.

На Курск пошли немецкие солдаты

С оскалом волчьим и оружием в руке,

И встали курские те бравые ребята

За дом родной, за матерей и сыновей.

И началась та битва роковая,

Смешалась кровь с землей родной.

И застонала, задрожала Огневая,

Когда машины ринулися в бой.

Рвались гранаты, солнце затмевая,

Чертя фигуры в огненном дыму,

Земля стонала, залпы заглушая,

Пытаясь выжить в страшную войну.

Но не сломались курские солдаты,

Ведь знали наши деды и отцы,

Что жизнею своею рисковали,

Потомкам мир надолго принесли!

Спасибо Вам, родные ветераны,

Что отстояли Курскую дугу,

С годами затянулись эти раны,

Но подвиг ваш я в памяти храню!

Берлизев Юрий, группа 2-10

Воспоминания солдата

Ты помнишь друг, те дни былые,

Когда фашистская орда

Прорвала танками границу,

И объявили вдруг: «ВОЙНА!».

Взлетели в небо самолеты,

И запылали города.

И весь народ поднялся разом,

И застонала мать-земля.

О, сколько крови я увидел,

Скольких друзей похоронил,

Лишь фото девушки любимой,

Спасало и давало сил.

Давало сил бороться с смертью

И бремя тяжкое нести

За то, чтоб дети наши

Не видели огня войны.

Берлизев Юрий, группа 2-10

***

Наша родина – Россия,

Величайшая страна!

Пусть горит над нею солнце,

Вечно славится она.

Не забудем никогда,

Нам какой ценой достались

Это поле, вон та речка

И родимая земля.

Защищали, не сдавали,

Наступали, бой вели,

Днем и ночью воевали

Наши бравые деды.

Мы войну не проиграли,

С честью миру показали,

Как, сплотившись, весь народ

На Берлин шагал вперед!

Машкин Андрей, группа 1-7

«Бессмертен тот, кто Отечество спас…»

Шестьдесят девять лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории, это, может быть, короткий миг, а для людей – целая жизнь. Время лечит, как ветер. Годы текут, как реки. Уже давно заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.

Мне семнадцать лет. Далека от меня война. Я живу в мирное время. Я любуюсь восходами солнца. Мне нравится наблюдать, как медленно догорает закат и на небе появляются звезды. Я люблю слушать пение птиц, шепот трав. Я никогда не видел войны. Но почему я ее боюсь?

Война!.. Какое страшное слово. Оно напрягает нервы, заставляет сильнее биться сердце, оно волнует и беспокоит.

О Великой Отечественной войне мне известно из книг, кинофильмов. Но самыми запоминающимися являются рассказы тех, кто был на войне. Лишь тот, кто был на войне, кто остался жив и может поведать всю правду. Это ветераны- солдаты Великой Отечественной войны. Встречи с ними всегда запоминающиеся, рассказы – впечатляющие, заставляющие о многом задуматься. Одна из таких встреч особенно запала мне в душу.

Однажды в канун Дня Победы в школу, в которой я учился, пришел ветеран Великой Отечественной войны. Пожилой, седой мужчина был представлен нам Виктором Ивановичем и не вызвал у нас первоначально никакого интереса. «И наград – то, наверное, никаких нет», - перешептывались мы между собой, глядя на его простенький костюм. Вот сейчас начнет говорить нам о том, что надо хорошо учиться, слушаться родителей, словом читать нравоучения. Поймав строгий взгляд, мы притихли.

Виктор Иванович начал свой рассказ. Вопреки нашим ожиданиям, он хриплым от волнения голосом говорил о том, как умирали от голода и пуль, близкие ему люди. Говорил, как дети работали на оборонных заводах наравне со взрослыми, выстаивая за станками по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком. Многие, не дотягиваясь до станка, подставляли к нему ящик. Дети были лишены самых простых радостей. Он рассказывал о том, что повидал, узнал, понял. А затем он стал читать нам стихи. Читал наизусть, вглядываясь в глаза каждого из нас. А мы уже прятали их, потупив взор, потому что хотелось рыдать. Я переписал одно из стихотворений.

На развороченном пути

Стоит малышка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые как мел.

- Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает: хлеба нет!

Я вспомнил себя в пятилетнем возрасте (здесь мои воспоминания еще близки, свежи). Я вспомнил, как мама уговаривала меня поесть, рассказывая сказки, как тепло и уютно в нашем доме. Контрастная картина поразила меня, мне стало очень страшно. Я думаю, такое же чувство овладело моими одноклассниками. Каждому из нас стало понятно, кому мы обязаны жизнью на этой земле.

Прозвенел звонок. Нам не хотелось расходиться. Мы окружили ветерана, задавая ему вопросы. Каждый из нас испытывал чувство гордости за то, что такие люди есть в нашем городе, в нашей стране, на нашей планете. Кто-то из ребят спросил: «А есть ли у вас награды?». Виктор Иванович скромно кивнул головой, и по его щеке покатилась скупая мужская слеза.

Удивительные люди – ветераны Великой Отечественной войны. Они проявили двойное мужество, двойную стойкость: вынесли на своих плечах войну и сейчас живут рядом с нами, отчаянно борясь с миром серой рутины, лжи, несправедливости. Наши неосторожно брошенные слова о переоценке ценностей, неверие в добро и самоотверженность, молчаливое равнодушие оборачивается для них слезами, больничными койками, а порой и скромными памятниками на могилах.

Прошло много лет с того дня – первого дня Великой Отечественной войны. Но его никто и никогда не должен забыть. Ведь память войны обязана стать нравственной память каждого из нас, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат. Именно память не позволяет нам опускаться ниже той нравственной отметки, которой помечены горькие и героические годы. Память о войне не должна стираться и тускнеть с годами.

Так давайте же, люди, скажем спасибо русскому солдату за то, что он, пройдя сквозь огонь, выстоял. Принес долгожданную победу. Нам нужно успеть это сделать, так как время не стоит на месте. Они уходят от нас, солдаты Великой Отечественной войны. С каждым годом редеет стройная колонна живых героев, открывающая Парад Победы.

Давайте помнить о тех, кому не суждено было вернуться с кровавых полей сражений. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия должна стать наша память. Пусть она хранит все былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, и какой ценой достигается свобода. Свободу надо беречь. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства, людей, не достойных свободы. Так давайте, люди, никогда об этом не забывать, пусть в нашей памяти останутся бессмертны те, кто Отечество спас!!!

Изотов Егор, группа ОП-11





























« Пусть летят над миром лебеди…»


Судьба человека…Сколько тайного и сокровенного содержит в себе эта фраза. У каждого из нас свой путь, своя дорога жизни, своя судьба. Данная ли Богом, выбранная ли самим человеком, но она неповторима. Как не найти на дереве двух одинаковых листочков, так не отыскать среди миллионов человеческих жизней двух одинаковых судеб.

И всё же в истории народа есть даты, события, накладывающие отпечаток не только на судьбы отдельных людей, но оставляющие свой след на судьбах целых поколений. Поколение Великой Отечественной войны. Кто они, эти люди? Что было в их судьбе главным? У них была одна судьба, одна беда, одна Отчизна!

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Война – ровесница человечеству, и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Эта злостная, всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но вопреки всему ужасу войны побеждает жизнь, жизнь с ее вечными ценностями: любовью к близким и родным, любовью к детям, заботой о тепле семейного очага, о счастье и спокойствии дорогих сердцу людей.

Мальчишки сороковых. Они спешили на фронт. Им хотелось испытать себя и, одолев врага, принести долгожданный мир на землю. Они рвались из-под материнской опеки навстречу неизвестности. И перед лицом испытаний вспоминали родных, как дороги они и незаменимы. Единственной нитью, связывающей солдата с семьёй, были письма.

Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Фронтовые письма – это кусочек того мира, в котором жили бойцы, кусочек передовой. В пропахших порохом строках дыхание войны, грубость суровых окопных будней, но, несмотря на все это, в них нежность солдатского сердца и вера в счастливое завтра. Под свист пуль и осколков спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах, спешили успокоить родных.

Я родилась в мирное время, я не знаю войны. Но я боюсь её, потому что ещё свежи рассказы тех, кому суждено было встретиться с ней лицом к лицу, пройти через многие испытания и поведать нам, поколению двадцать первого, века об её ужасах.

Мой дедушка, Тертычных Александр Иванович, не просто свидетель тех грозных лет. Он участник Великой Отечественной войны, ветеран. Их осталось немного. Уже давно посеребрила волосы седина, заросли шрамы, уже с трудом подчиняются ноги идти на Парад Победы. И только память не способна забыть всё то, что пришлось пережить.

Весь кошмар и ужас войны нельзя передать словами. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Вокруг кровь и безнадежные крики о помощи, горькие слезы, мучительные минуты, дни и месяцы, наполненные терзающим и изводящим страхом. Но вера в Бога и вера в любовь сейчас и тогда помогала людям выжить, давала силы, вселяла надежду.

Люди никогда не могли и никогда не смогут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбы своих детей и своей страны, но они всегда продолжают жить, жить вопреки всему. В далекие сороковые годы любовь и война стали движущими силами человеческих судеб, кому-то война искалечила жизнь, а кому-то – помогла найти себя, обрести в этой жизни любовь.

Любовь – это дар, она всегда неожиданна и приятна. Люди военного поколения – люди особые. С фронтов Великой Отечественной войны они принесли в непростую жизнь веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Странная вещь…Люди, прошедшие войну, не разучились жить. Напротив, им в малом видится великое, в обычном–необыкновенное, в сиюминутном–вечное.

Наши деды и прадеды воевали за мирное небо над головой, за счастливое и светлое будущее своих потомков. Они надеялись, что война больше никогда не отнимет у детей детство, не разрушит безмятежную пору юности, не украдет счастье быть родителями. К сожалению, Великая Отечественная война не была войной последней…

И сегодня в мире неспокойно. И вновь в разных концах планеты возникают « горячие точки». И снова оживают багровые отблески недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач.

Но я не хочу быть свидетелем этого кошмара. Я не хочу видеть, как рушатся человеческие судьбы. Пусть любовь правит миром. Пусть летят по миру лебеди, и от этих белых стай мир становится лучше и добрее.

Тертычных Карина, группа ОП-21




























ПОНЫРОВСКИЙ ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КУРСКОЙ БИТВЫ

Всё дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны – священной войны нашего народа против фашистского нашествия. 1418 дней и ночей полыхал огонь сражений, каких ещё не знало человечество. Более 20 миллионов жизней унесла эта война. Нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины.

Всем известно, что Курская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. Победа под Курском имела решающее значение, став завершающим звеном в создании коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

5 июля 1943 года началась Курская битва. К.Рокоссовский отдал распоряжение командующему артиллерией фронта об открытии огня, как оказалось всего за несколько минут до начала артподготовки, намеченной противником. Заговорили миномёты и «Катюши», нанесла бомбовый удар авиация. Только через два часа враг, опомнившись, начал запланированное наступление. Первыми приняли на себя удар фашистов 13 армия генерала И.П.Пухова, 6 гвардейская армия И.М.Чистякова, 48 армия П.Л.Романенко.

Особенно ожесточённые бои развернулись на Северном фасе Курской дуги. С рассветом 7 июля противник начал атаку на Поныри. Разрывы бомб, снарядов и мин, грохот орудий, лязг гусениц сотрясали землю. Враг сосредоточил у Понырей большое количество танков, мотопехоты, самолётов. Несколько раз фашисты поднимались в атаку. Но самоотверженно сражались наши воины, проявляя величайшую стойкость и отвагу. Во второй половине дня над Понырями появилась немецкая авиация. Под её прикрытием враг снова пошёл в атаку. Ценой больших потерь ему удалось даже ворваться на северную окраину Понырей. Но это был лишь кратковременный успех. Контратакой наших войск оба вражеских батальона были разгромлены и положение восстановлено. Несмотря на тяжёлые потери, противник продолжал штурм. Немецкое командование бросило на Поныри ещё два полка пехоты и 60 «тигров». Им удалось потеснить 307–ю дивизию. Однако, приведя в течение ночи свои части в порядок, дивизия с утра перешла в атаку и вернула прежние позиции. Противник понёс большие потери, а Поныри остались в наших руках.

Есть между Курском и Орлом

Вокзал и станция одна –

В далёком времени былом

Здесь проживала тишина…

И грянул наконец июль.

И пятого, в рассветный час,

Снарядов гром, и взвизги пуль,

И танки двинулись на нас.

Завыли бомбы. Чёрный вихрь

Засыпал не один блиндаж.

Приземистые танки «тигр»

Передний край прорвали наш.

Но всё ж никто не побежал,

Не дрогнули порядки рот,

И каждый мёртвый здесь лежал

Лицом к врагу, лицом вперёд.

Всю ночь бомбили Поныри,

Дорогу, станцию и мост.

Ракеты, вспышки, фонари

Затмили свет июльских звёзд…

Здесь не было ни гор, ни скал,

Здесь не было ни рвов, ни рек,

Здесь русский человек стоял,

Советский человек.

(Е.Долматовский «Поныри»)

После окончания Великой Отечественной войны прошло около 15-ти лет. Жизнь в разрушенной войной стране приходила в норму. Восстанавливались из пепла города и села. Заработали заводы и колхозы. Заколосились нивы. Зацвели посаженные вновь сады.

Фронтовики вернулись к мирной жизни. Жизнь людей приобрела стабильность. И теперь, когда самые страшные этапы войны, и послевоенного периода остались позади, у бывших фронтовиков, да и у всего народа появилось осознание всей значимости совершенного.

Фронтовики начали разыскивать друг друга. Ведь фронтовое братство – не менее сильное чувство, чем кровное родство. У фронтовиков появилось время, а самое главное желание поделиться пережитым и увиденным. Тем более, что в стране уже подрастало молодое поколение, которое родилось и выросло после войны и знало войну только по рассказам и воспоминаниям старших.

Пережив тяжелейшее эмоциональное потрясение в ходе боев на северном фасе Курской дуги, фронтовики стремились приехать в Поныри, увидеть те места, где стояли насмерть и не пропустили фашистские орды к Курску, где похоронены их однополчане. Ветераны приходили в школы, которые находились в тех местах. Чаще других принимала дорогих гостей-освободителей Поныровская средняя школа. Возглавлял тогда ее коллектив Бобынцев Иван Васильевич, бывший фронтовик. Тогда, кстати сказать, в школах работало много учителей-фронтовиков. Ветераны-гости рассказывали ребятам о прошедших на их земле боях, о подвигах своих товарищей, об их мужестве и героизме, об их беспримерной отваге и чувстве долга, об их любви к своей Родине.

Между ветеранами и школьниками завязывалась переписка. В школьном уголке боевой славы накапливался богатый материал: фотографии, письма, воспоминания участников Курской битвы, подарки-сувениры, которые дарили гости. Накапливались адреса ветеранов. Материала было так много, что логично встал вопрос об организации при Поныровской средней школе музея. Начали эту работу учителя: Россинские Анна Свиридовна и Яков Семенович, Тарасовы Калерия Семеновна и Николай Александрович, Корниенко Октябрина Григорьевна, Дудина Татьяна Михайловна и другие при полной поддержке Бобынцева Ивана Васильевича.

В 1964 году этот школьный музей получил статус народного. Тогда шла очень большая переписка и, не смотря на то, что участникам битвы писали письма дети, эти письма очень много значили для них. Это означало, что они не зря проливали свою кровь, что об их ратном подвиге помнит молодое поколение и воспитывается на примерах этого подвига.

В адрес музея или просто Поныровской средней школы продолжают поступать многочисленные письма, телеграммы. Например, участник Курской битвы из Сумской области Перелыгин Григорий Васильевич, побывав в школе, пишет:« Здравствуйте уважаемый Иван Васильевич! Мой Вам искренний привет и самые добрые пожелания в вашей жизни, труде и здоровья. Прежде всего, выражаю Вам, всему педагогическому коллективу и всем ученикам школы свою искреннюю благодарность за гостеприимство, выраженную мне приглашением на торжества 25-летия Курско-Орловской битвы. Это для меня самая большая честь и самая высокая награда, о которой я мечтал все послевоенные годы: побывать в тех местах, где решалась судьба нашей Родины, где решались судьбы лучших моих друзей и товарищей….» 28 августа 1968 г.

Под руководством всего педагогического коллектива Поныровской средней школы идет большая поисковая работа, и она приносит свои положительные результаты

Но кроме поисковой работы, сбора материала о боевом пути дивизий и полков, участвовавших в Курской битве, огромную роль выполняет переписка школьников с матерями, сыновья которых погибли в период этой битвы.

Несколько лет переписывается с коллективом учащихся Поныровской средней школы в начале 6, затем 7, 8 класса Аверьянова Мария Ивановна из города Горно-Алтайска Алтайского края. Известие о гибели сына Аверьянова Флорита Ивановича подорвало ее здоровье. Она почти не выходила из своей квартиры, поэтому письма ребят доставляли ей огромную радость. Она не могла посетить могилу сына, находящуюся от нее за тысячи километров, но в каждом письме благодарит ребят за то, что они ухаживают за солдатскими могилами: «Пусть ваша жизнь цветет так же, как красные астры на могилочке моего сыночка. Еще раз большое вам спасибо, что украшаете могилу моего дорогого сыночка»,- пишет Мария Ивановна 10 октября 1969 года.

Вера Харитоновна Семенова из города Джанкой Крымской области пишет в 1970 году учащимся 9 «В» класса: « Дорогие ребята! От глубины сердца старой седой матери, шлю вам, дорогие ребята, свою благодарность за ваше внимание ко мне, за ваши поздравления с праздниками 1-е Мая и днем Победы… Этот незабываемый всеми честными людьми день, принес также много слез матерям, женам, сестрам, детям, оставшимся в разоренной, голодной, голой стране без кормильцев, матерям, потерявшим детей.» Сын Веры Харитоновны младший лейтенант Владимир Семенов тоже навеки остался в Поныровской земле.

В 1970 году музей вновь изменил свой статус. На основании распоряжения № 285 областного Совета депутатов трудящихся был учрежден с 1 января 1970 года Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы. Он получил новое помещение в районном доме культуры и переехал со своими экспонатами из Поныровской средней школы. Уже 5 июля 1970 года музей принял первых посетителей.

При подготовке экспозиции нового музея ветераны-участники Курской битвы принимают самое активное участие. Так при огромной поддержке Совета ветеранов 5-й артиллерийской дивизии Белоусова Ивана Евстропьевича, Героя Советского Союза генерала Соболева Михаила Ивановича и других пишутся письма в Министерство культуры, Министерство обороны для выделения музею пушек образца 1942 года. Эти пушки калибра 76,2 мм и 152 мм экспонируются и в настоящее время на территории музея, как главные орудия битвы с немецкими танками, как символ беззаветной отваги, мужества и героизма артиллеристов Центрального фронта.

Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы в настоящее время широко известен в Курской области, в России, в ближнем и дальнем зарубежье. Музей имеет друзей среди ветеранов ВОВ, участников сражения в Курской битве, родственников погибших на огненной Курской дуге, среди общественных организаций, руководителей предприятий и организаций, учебных учреждений разного уровня.

Список использованной литературы:

1.Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. — М.: Воениздат, 1984

2.Е. Долматовский. Избранные произведения в 2 т. Курск , 1989

3.Курская битва: хроника, факты, люди. 2003.

4.Поныровский район.Страницы истории. Курск, 2012.

Лебедева Дарья, группа 2-15



« ВЫСОК И СВЯТ ИХ ПОДВИГ НЕЗАБВЕННЫЙ…»



Море… Спокойное и бушующее, вечно манящее и до конца не открывающее своих тайн, оно всегда было предметом неотступных дум и мыслей человека, желающего познать его глубины; оно всегда было предметом пристального внимания художников, желающих запечатлеть морскую стихию на своих полотнах; это в его честь поэты и композиторы слагали свои лучшие стихи и песни.

Море – это излюбленное место отдыха детей и взрослых. Здесь находит место ощущение простора и спокойствия, которые так ценит и любит человек. Но не стоит забывать о том, что море – это стихия, которая не подвластна человеку. Каждый из нас знает, что на страже мира и покоя из века в век, изо дня в день стоят те, для кого море профессией. На их долю выпала непростая задача – охранять рубежи нашей Родины. Моряки, подводники – элита русского флота. Служба на флоте всегда считалась престижной, а профессия подводника – ответственной.

АПРК «Курск» считался гордостью Российского флота. Экипаж был укомплектован 18 марта 1991 года, и через два года, 6 апреля 1993 года, приказом главнокомандующего ВМФ ему было присвоено наименование «Курск».

Подводный атомный крейсер был самым надежным и современным. Служба на судне считалась честью, набор в экипаж проводился на конкурсной основе, поэтому попасть сюда было совсем не просто. Но тот, кому удавалось это сделать, был по–настоящему счастлив, потому что здесь раз и навсегда он познавал цену дружбы, чести, товарищества, долга.

Экипаж в составе 118 человек не раз отправлялся на боевые задания, успешно выполнял их и возвращался домой. Здесь их ждали родные, близкие, друзья.

Но вот 12 августа 2000 года АПРК «Курск» не вышел на связь. А спустя несколько часов весь мир облетела весть о страшной трагедии, случившейся в Баренцевом море.

Слезы родных и совершенно чужих людей, ожидание и надежда, которая, как известно, умирает последней, - вот то, что пришлось пережить каждому из нас. Именно в ожидании, с надеждой и верой в сердцах, жила семья Алексея Некрасова. Мы ждали их здесь, а они просили нас о помощи там, на глубине 108 метров студеного Баренцева моря.

Произошедшая трагедия для курян была вдвойне тяжелее: в числе 118 моряков-подводников служили 7 наших земляков. Среди них был и Алексей Некрасов.

Как и многие ребята, он мечтал о доме, семье, детях. Но этим мечтам не суждено было сбыться… Море забрало жизнь 118 подводников Северного флота.

Идут годы, сменяются даты, события, люди. И только память, человеческая память, остается вечной. Ей суждено хранить их высокий и святой, незабвенный подвиг. Давайте будем этой памяти верны! Пусть ничто временное, житейское не порвет эту память.

Наш город чтит своих героев. Всем погибшим ребятам-курянам были установлены мемориальные доски, на Мемориале памяти павшим в годы Великой Отечественной войны открыт памятный знак по увековечиванию памяти экипажа АПРК «Курск». Жители Курска посадили 118 березок – ровно по числу членов экипажа, заложив Аллею героев-подводников.

На базе нашего автотехнического колледжа создан музей. Здесь всегда тихо и спокойно. И только наши людские сердца стучат сильнее, и слезы появляются на глазах, потому что их нет с нами. Они ушли в свой последний поход…

Евглевская Анастасия, гр 2-18.

Драглёв Александр, гр 2-10












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сборник творческих работ студентов на тему: "Высок и свят их подвиг незабвенный".

Автор: Тарасова Марина Николаевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 162970


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства