kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сабит Досанов- кардиограф человеческой души

Нажмите, чтобы узнать подробности

произведения выдающегося писателя должны изучаться в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сабит Досанов- кардиограф человеческой души»



Костанайская область

Амангельдинский район

ГУ «Средняя общеобразовательная школа имени Б.Колдасбаева»










Тема исследования: Кардиограф человеческой души

(по творчеству С.Досанова)

Направление: общественно-гуманитарное

Выполнила: Марат Аружан

ученица 9 «А» класса

Научный руководитель: Кожахметова Нургуль Жумагалиевна







С.Амангельды 2016 год















Содержание:

  1. Абстракт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-5

  2. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

  3. Исследовательская часть:

    1. Творческая биография Сабита Досанова. . . . . . . . . .6-7

    2. Тема «человеческой души» в произведениях

«На обочине», «Белая аруана» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7-10

  1. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11-12

  2. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

  3. Аннотация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

  4. Отзыв научного руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

  5. Отзыв редактора районной газеты «Амангелді арайы»

Хамитбека Мусабаева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

















































1.Абстракт.

Цель исследования:

-попытаться первой на районном( областном) уровне исследовать творчество выдающегося писателя, земляка Сабита Досанова;

-на примере произведений «На обочине», «Белая аруана» раскрыть тему гуманизма, человеческого отношения к судьбам людей, сострадания и милосердия ;

-доказать, что произведения Сабита Досанова рождают философские размышления общечеловеческого значения, воспитывают быть гуманными.


Зерттеудің мақсаты:

-көрнекті жазушы, жерлесіміз Сәбит Досановтың шығармашылығы аудан және облыс көлемінде алғаш рет зерттеліп отыр

-«Сыңсып ұшқан сынар аққу», «Ақ аруана» шығармаларында жанашырлық пен мейірімділік, адам қарым-қатынасы, гуманизм тақырыптарын ашу

-Сәбит Досановтың шығармалары философиялық ойлар,адам құндылықтарың туындататының дәлелдеу.


Objective:

-popytatsya first at the regional (oblast) level to explore the creativity of the outstanding writer Sabit Dosanova countryman; 

-on example works "Sideways," "White Aruana" reveal the theme of humanism, the human relationship to the fate of the people of compassion and mercy; 

is to prove that the works of Thabit Dosanova give rise to philosophical reflections of universal values, bring up to be humane



Гипотеза:

Пропаганда творчества Сабита Досанова для изучения в школьной программе, так как многогранное творчество писателя послужит теоретическим и практическим материалом для многих научно- исследовательских работ.


Гипотеза:

Жазушы Сәбит Досановтың шығармаларың мектеп бағдарламасында оқуға насихаттау.







Hypothesis:

Promoting creativity Sabit Dosanova to study in the school curriculum, as a multifaceted writer's work will serve as a theoretical and practical material for many research papers.





Методика опыта:

Многогранное творчество писателя весь мир признал как шедевр искусства.

В 27 лет молодой Сабит Досанов стал классиком казахской литературы.

Сабит Досанов является чутким рассказчиком и внимательным художником, показывающим прошлое, настоящее и будущее.


Тәжірибенің әдістемесі:

Әлем Сәбит Досановтың сан қырлы шығармашылығың өнердің керемет туындысы деп бағалады.

Сәбит Досанов 27 жасында қазақ әдебиетінің классигі атанды.

Сәбит Досанов өткенді, бүгінгіні және болашақты көрсететін жанашыр жырау және суретші.


Methods of experience:

Тhe multifaceted creativity of the writer's whole world recognized as a masterpiece of art. At 27 years young Sabit Dosanov has become a classic of Kazakh literature. In the history of Russian literature at Thabit Thabit Dosanova was predshestvennik- Mukanov.Sabit Dosanov is empathetic storyteller and an attentive artist, showing the past, present and future.


Новизна исследования:

В процессе своей исследовательской работы хочу донести до слушателя до сих пор неизученные стороны произведений писателя «На обочине», «Белая аруана». Главный редактор районной газеты Хамитбек Мусабаев так оценил данную работу: «До Марат Аружан эта тема никогда не изучалась, и поэтому является ценным вкладом в развитие казахской литературы».


Зерттеудің жаңалығы:

Зерттеу жұмысымның барысында оқырманға «Сыңсып ұшқан сынар аққу», «Ақ аруана» шығармларының бұрын сонды зерттелмеген қырларын көрсеткім келді.


The novelty of the study:

The novelty of the study: In the course of his research work I want to convey to the listener is still "on the sidelines" unexplored side of the writer's works, "White Aruana." The chief editor of the regional newspaper Hamitbek Musabaev so appreciated this work: "To Marat Aruzhan this topic has never been studied, and is therefore a valuable contribution to the development of Kazakh literature".







Ход и этапы исследования:

1. Выбор темы, обоснование цели, задач и актуальности.

Изучение источников информации по теме.

Сбор и обработка материала исследования.

Анализ, подготовка материала по проекту и презентации.

2.2012-2013 учебный год-исследование повести «Белая аруана» по теме «Чувство свободы и патриотизма».

3.2015-2016 учебный год- исследование повестей «На обочине» и «Белая аруана» по теме «Кардиограф человеческой души».


The course and study stages:

1. Selection of topics, study goals, objectives and relevance. The study of the sources of information on the topic.Collection and processing of research material. Analysis, preparation of materials for the project and presentation. 

2.2012-2013 academic year, study the story "White Aruana" on "The feeling of freedom and patriotism."

3.2015-2016 academic year to research stories "Sideways" and "White Aruana" on "Cardiograph human soul."


Итог работы:

Произведения Сабита Досанова перекликаются с чувствами читателей. Писателей смог мастерски тонко изобразить «человеческую душу», самое главное, воспитывает нашу душу, ведь опора любого государства- это человек и его душа.


Total works:

Works Sabit Dosanova resonate with readers' feelings. Writers could skillfully subtly portray "human soul", most importantly, it educates our soul, for the support of any State is a man and his soul.


Вывод:

В ходе исследовательской работы я сделала следующий вывод: произведения «На обочине» и «Белая аруана» имеют огромное воспитательное значение для подрастающего поколения- откликаться на чужую боль, быть человечными и стремиться к достижению цели.

Учитывая то, что произведения Сабита Досанова рождают философские размышления общечеловеческого значения, воспитывают быть патриотами своей страны, учат быть гуманными ,

считаю : произведения выдающегося писателя, нашего земляка, должны быть включены в учебную программу школы.





Conclusion:

In the course of research, I draw the following conclusions: the product "Sideways" and "White Aruana" are of great educational value for the younger generation- respond to the pain of others, to be human, and strive to achieve the goal. Given that the product Sabit Dosanova give rise to philosophical reflections of universal values, bring up to be patriots of their country, are taught to be humane, I think: the outstanding works of the writer, our countryman, should be included in school curricula.

























2.Введение.

Еще в детстве Сабит Досанов начал сочинять стихи, рассказы. Произведения талантливого подростка печатались на страницах районных, областных и республиканских СМИ. Жители села Байгабул Амангельдинского района Костанайской области, где родился Сабит Досанов, гордятся своим одаренным земляком.

Сегодня имя Сабита Досанова составляет славу и гордость отечественной литературы.

Его перу принадлежат несколько десятков художественных произведений, среди которых известные «Горная дорога», «Вторая жизнь», «Двадцатый век», переведенные почти на все языки мира.

Уже сегодня Сабиту Досанову пророчат мировую славу.


3.Исследовательская часть.


3.1.Творческая биография Сабита Досанова


Сабит Аймуханович Досанов родился в 1940 году в ауле Байгабул Амангельдинского района Тургайской области. Окончив факультет журналистики Казахского государственного университета имени

С. М. Кирова, работал редактором Государственного комитета Казахской ССР по телевидению и радиовещанию, редактором отдела прозы издательства “Жазушы”, а также директором Дома литераторов Союза писателей Казахстана1.

    Первый рассказ С.Досанова “На сенокосе” был опубликован в учебнике “Родной язык” для второго класса (1958). Первая книга художественных очерков и рассказов “Доброе утро” вышла в 1966 году. Затем последовали сборники рассказов и повестей: “Трель соловья” (1968), “Песнь золотого ветра”(1969), “Орлы не дремлют (1971). В 1978 году

С. Досанов опубликовал роман “Горные кручи”, в 1979 году – документальную повесть “Судьба земли”, роман “Вторая жизнь” (1982) и на русском языке роман “Горная дорога”. В 1970 году издана монография “Свежие следы”, посвященная актуальным проблемам современной казахской литературы. Перу С. Досанова принадлежат эссе – исследования “Как рождаются стихи”, “Этапные встречи”, “Певец Яика”. Отдельные произведения писателя переведены на многие языки народов. 

Сабит Досанов – известный казахстанский писатель, заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат международной премии имени М. Шолохова, награжден медалью имени В.М.Шукшина, Дипломом литературно-общественной премии "Золотая осень" и орденом "Сергей Александрович Есенин",академик Российской академии педагогических и социальных наук, профессор.

 Сабит Досанов награжден медалью Кемеровской области РФ «За веру и добро». 

19 марта 2010 года в Москве прошел творческий вечер казахского писателя Сабита Досанова2.

Сабит Досанов - участник конференции писателей Азии и Африки, Международной встречи деятелей культуры «Восток-Запад» в Бомбее (Индия), почетный гражданин городов Дунду (Ангола), Аркалык, Костанай, Аксуатского района Восточно-Казахстанской области, Амангельдинского района Костанайской области. С. Досанов - почетный профессор Восточно-Казахстанского государственного университета.



3.2.Тема «человеческой души» в произведениях «На обочине»,

«Белая аруана».

В 2012 году вышел в свет сборник Сабита Досанова «Белая аруана», куда вошли: повесть «Белая аруана», рассказ «На обочине», сборник стихов «Арманым көп, аз өмірім жетерме?»

Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит нашему земляку Сабиту Досанову. Ему Богом был дарован талант «быть кардиографом человеческих душ» .На каких основах должна строиться жизнь – в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Сабита Досанова – человека и художника.


От сумы и от тюрьмы не зарекайся! Эта старая поговорка произносится сейчас с большой долей иронии. Но так ли уж защищены мы от того, чтобы не оказаться «выброшенными» на улицу, или от попадания в «казенный дом»?


В рассказе «На обочине» главным героем является Айдын , окончивший институт с красным дипломом. талантливый инженер, оставшийся без работы, попав под сокращение. Айдын потерял любимую жену Рымжан и сына Айбара в автокатастрофе, когда перевернулся автобус на Кордайском перевале.

Айдын встречает случайно своего друга молодости Гафура.Ему нечем угостить Гафура кроме черного чая, потому что Айдын и сам забыл , когда в последний раз ел горячую еду. Друг приглашает его в Астану, но он не соглашается , потому что не хочет покидать город и квартиру, где счастливо когда- то жил.

Сосед –татарин Рафикжан предлагает Айдыну работу «пригнать иномарки» из Объединенных Арабских Эмиратов. «Ради соседа жертвуй и намазом», -говорит сосед, который раньше здоровался кивком, а сегодня был особенно вежлив.

Айдын радуется, что нашел работу: «Бог не оставил меня! Не зря я надеялся!!!»

Но на обратном пути , в Узбекистане, после того , как Айдын пригнал машину, у него отбирают документы, а самого оставляют в этой стране.

Сабит Досанов пишет: «Безмерность человеческой подлости и предательства потрясли его. Он ощутил боль. Боль жгучую, бесконечную, всеобъемлющую! Она пронзила его насквозь, рвала душу, жгла нутро. В глазах потемнело, он ничего не видел вокруг».

Если сравним природу до нахождения Айдыном работы и после:

ДО:

«Удушливый зной плыл по городу дымкой, окутывая всё, что попадалось по пути. Он забивался в нос, обжигал грудь, заставляя ее ходить ходуном, но не давал такого чаемого живительного вдоха. ..Ни ветерка, ни дождя…Уже месяц…Земля потрескалась, высохла, и даже под деревьями казалось жухлой и безжизненной3»- перекликается с душевным состоянием Айдына- забитого голодом, беспомощного, без всяких средств к существованию.

После:

«Какая красота! Такая разная! От тропической зелени до желтой пустыни!..Но все равно настолько красивая везде, что глаз радует! Боже, спасибо тебе за все! Впервые за все годы ему захотелось петь…Он запел «Хусни-Хорлан» Естая4 ».

Айдын для которого одиночество было страшнее бедности, стал по возможности больше общаться с соседями. Но люди стали расчетливее в выборе собеседника. Пока только двое охотно разговаривают с Айдыном. Первый- пенсионер полковник, живущий напротив его квартиры, второй- хозяин первой квартиры, журналист, тоже оставшийся без работы.

Через три месяца Айдын добирается до Алматы без документов. Но узнает, что его квартира продана, и документы оформлены должным образом.

Айдын становится бомжем. «У этой группы людей, которую народ называет бомжи, есть свои неписаные законы. Зная, что пропадут в одиночку, они живут общиной».

«В этом логове Айдын находился еще два месяца как бедный родственник. Среди тех, кто сильнее, ему пришлось быть тише воды, ниже травы. Но все равно и эта группа его не приняла, не смог он там прижиться. В конце концов его выгнали.

Когда Айдын находит кошелек, не верит своим глазам. Но и эти деньги у него отбирают, порезав ему пальцы лезвием5».

О том, что нет сострадания к таким людям бомжам подтверждают строки «Однажды среди страшной ненастной ночи, когда говорят: «Хороший хозяин и собаку из дома не выпустит», его разбудили пьяные».

Мы проходим мимо, отворачиваясь, покрепче держа кошельки, и стараемся побыстрее забыть.  Подаём мелочь или сигарету. Пытаемся помочь и вызываем «Скорую помощь». Зайдя в вагон, где спит бомж, зажимаем нос и садимся подальше. Если бомж обосновался в нашем подъезде, вызываем полицию.

При виде бомжа мы  испытываем противоречивые чувства. Стыд и вину, потому что не можем и не хотим помочь. Жалость, потому что перед нами человек. Отвращение и боязнь чем-нибудь заразиться. Недоумение: как такое могло случиться с человеком? Презрение: сам виноват, что докатился до такой жизни!  И самое главное, страх — только бы подобного не случилось со мной! Поэтому мы стремимся свести к минимуму наше столкновение с непредсказуемой и пугающей реальностью бомжей. Спешим забыть и вернуться в свой приличный, отлаженный, понятный мир.

В рассказе проводится исследование бродячих бомжей в газете «Алматы акшамы» от 5 мая 2000 года: «В настоящее время много стало бомжей без жилья, без средств к существованию и работы. Не все эти крепкие мужики- алкоголики или наркоманы. Они отстранены от общества в связи с тяжелыми реалиями социального бытия. Из-за отсутствия жилья они вынуждены жить в подвалах, на крышах и влачить жалкое существование. В нашем обществе не хватает социальной заботы и сострадания к таким людям6».

Красной нитью по всему рассказу проходит тема сострадания и благородства.

«Беря во внимание это, профессор Ярославского университета имени П.Демидова Федор Завьялов и кандидат экономических наук Елена Спиридонова взялись изучить проблему бомжей. В результате их кропотливого труда отыскались родственники у 83 %, родители – у 27%, братья-сестры- у 64 %, дети- у 54 % бомжей. Из этого следует, что у людей не хватает благородства. Как определило исследование, у многих бомжей есть образование, они могут устроиться на работу в любом предприятии водителями, машинистами, слесарями, операторами, токарями, электриками. Хотят жить как нормальные люди, но из-за неимения жилья не прописаны нигде7».

МВД и Минтруда и соцзащиты населения Казахстана начали работу по идентификации лиц без определенного места жительства.

Только в Алматы 10 тысяч бомжей. Все эти люди без дома, без ласки, с сотнями болезней, то есть это люди с очень даже ограниченными возможностями. Практически все это инвалиды.Проблема бомжей для Казахстана очень актуальна. В Алматы есть дом для таких лиц. Он отремонтирован, где-то более 200 человек находится, но по республике за последние 5 лет таких центров реабилитации около 22. Единственная проблема - скопление в Алматы, в Астане. Недавно директор данного дома сказал о том, что по городу созданы комиссии, и они выясняют, откуда эти люди, стараются отправить по месту основного места жительства. Предложение внесено по строительству нового большого здания8.

Тема бомжей всегда присутствовала в литературе. И Сабит Досанов продолжает эту тему. «Маленький человек» не способен вырваться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он- человек и заслуживает лучшей доли.


А ведь люди не всегда были такими чёрствыми.

В повести «Белая аруана» люди сострадают белой верблюдице, которая вырвалась из джунгарского плена.Двое суток белая верблюдица добиралась до родной казахской земли, была истерзана голодными волками.Но любовь к родине , запах горькой полыни оказались сильнее ее.Верблюдица дошла до родного аула.

«Притихшие стояли аульчане около аруаны. Женщины украдкой смахивали набегавшие слезы. А мужчины, при виде верблюдицы, которая, выпвавшись из каиенного склепа неволи, сумела вернуться на родную землю, с ненавистью сжимали кулаки. Закипала мужская гордость



4.Заключение.


1.Жалеть этих людей или нет, давать им милостыню или проходить мимо, отворачиваясь? Решать эту непростую нравственную дилемму предстоит лично каждому из нас. Не забывая при этом о двух простых истинах: «От сумы и тюрьмы не зарекайся».

2. Сабит Досанов -кавалер ордена Державина за вклад в литературу, гуманистическую направленность произведений.

Высоко ценят талант Сабита Досанова коллеги по писательскому цеху в Казахстане и за рубежом. Не раз высоко отзывались о его творчестве Сабит Муканов, Абиш Кекилбаев, Олжас Сулейменов, Гафу Каирбеков, Альберт Фишлер, Людмила Щипахина, Чингиз Айтматов, Феликс Кузнецов, Юрий Поляков и другие.

Сабит Досанов сказал: «Книга помогает жить по- человечески. Самое главное, воспитывает душу. А опора любого государства- это человек и его душа9».

«Кардиографом человеческих душ» назвал его выдающийся советский, российский писатель, баснописец, поэт Сергей Михалков. "Социально-ориентированный талант Сабита Досанова, подобно кардиограмме, точно показывает состояние общества, опытный кардиограф остро чувствует биение сердца, чутко воспринимает психологические толчки извне, писательское и гражданское кредо автора сливается с чувствами и переживаниями его героев10». …Философские мысли и творческое отношение автора к многообразным проявлениям жизни делают произведения Сабита Досанова интересными, магически притягательными. Поэтому он, мне думается, останется любимым писателем не только в Казахстане, но и за его пределами11", – отмечал Сергей Михалков.

"Духовные ценности создаются не за золотыми дворцовыми стенами, а в мастерских художников, за письменными столами, на театральной сцене. Лишь бы мы не забывали о главной своей обязанности – ответственности за время, в котором живем, за страну, за своих современников, доверивших нам свои боли и радости, доверивших нам свое сердце12", – эти строки, написанные Сабитом Досановым, можно смело поставить эпиграфом и к его творчеству, и к биографии.


Вывод:

Учитывая то, что произведения Сабита Досанова рождают философские размышления общечеловеческого значения, воспитывают быть патриотами своей страны, учат быть гуманными ,

считаю :произведения выдающегося писателя, нашего земляка, должны быть включены в учебную программу школы, использованы уроках внеклассного чтения, на факультативных занятиях по русскому языку и литературе, на классных часах.



































5.Список использованной литературы;

  1. Досанов С.А. Белая аруана.//Алматы: Арда.-2012.

  2. Каз.лит.kz.Cабит Досанов.-03.04.2012.

  3. Московский литератор.-№5,март,2015 .

  4. Поэты и писатели Костанайской области.//Камысты.-2015.

  5. ТК «Эра», Астана.//18.04.2008.

  6. Vesti.kz.//24.10.2011.





































6.Аннотация.

В исследовательской работе на тему «Кардиограф человеческой души» Марат Аружан поднимает актуальную проблему - тему гуманизма, «маленького человека», человеческого отношения к судьбам людей, сострадания и милосердия.

Творчество выдающегося писателя, земляка Сабита Досанова не изучено, произведения не проанализированы учащимися района. Поэтому данная работа может быть использована на уроках внеклассного чтения, на факультативных занятиях по русскому языку и литературе, на классных часах.

Annotation. 

The research work on the topic "Cardiograph human soul" Marat Aruzhan raises the urgent problem - the theme of humanism, the "little man", the human relationship to the fate of the people of compassion and mercy.Creativity outstanding writer, countryman Sabit Dosanova not known, the work is not analyzed student district. Therefore, this work can be used at home reading lessons in optional classes in Russian language and literature in the classroom hours.











































1 Каз.лит.kz.Cабит Досанов.-03.04.2012.

2 Московский литератор.-№5,март,2015 .



3 Досанов С.А. Белая аруана.//Алматы: Арда.-2012.-с.112.

4 Досанов С.А. Белая аруана.//Алматы: Арда.-2012.-с.125.

5 Досанов С.А. Белая аруана.//Алматы: Арда.-2012.-с.140.

6 Досанов С.А. Белая аруана.//Алматы: Арда.-2012.-с.140-141.

7 Досанов С.А. Белая аруана.//Алматы: Арда.-2012.-с.140-141.

8 Vesti.kz.//24.10.2011.

9 ТК «Эра», Астана.//18.04.2008.

10 Поэты и писатели Костанайской области.//Камысты.-2015.

11 Поэты и писатели Костанайской области.//Камысты.-2015.

12 Поэты и писатели Костанайской области.//Камысты.-2015.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сабит Досанов- кардиограф человеческой души

Автор: Кожахметова Нургуль Жумагалиевна

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства