kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль цвета в живописи и лирике М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор поставил перед собой цель определить роль цветовой детали в лирике и живописи М.Ю.Лермонтова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль цвета в живописи и лирике М.Ю.Лермонтова»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Грушевская ООШ)





Районная научно-практическая конференция «Мир и мы»



Секция «Я и мир филологии»




Роль цвета в живописи и лирике М.Ю.Лермонтова







Автор:

Кульгавова Дарья Павловна

ученица 8 класса

МБОУ Грушевской ООШ




Руководитель: Коваленко

Людмила Александровна

учитель русского языка и

литературы

МБОУ Грушевской ООШ






Грушевская

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………

3

1.

Значение цвета в живописи и лирике М.Ю.Лермонтова……………...

4


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

Значение цвета в истории развития человечества ……………...

Символика цвета в русской традиционной культуре…………...

Символика цвета в христианской Западной Европе……………

Цвет – главный элемент живописи………………………………

Цвет как средство выразительности живописи…………………

Роль цветовых эпитетов в поэзии М.Ю.Лермонтова……...........

Цветовой троп в стихотворении «Кавказ»………………………

Цветовая гамма в стихотворении «Парус»………………...........

Мир цвета в стихотворении «Родина»…………………………..

Цветовая деталь в стихотворении «Утес»……………………….

4

4

5

6

7

9

10

11

12

13


2. Результативность исследования…………….…..………...……………….


15


2.1

2.2

2.3


Знания учащихся о роли цвета в лирике М.Ю.Лермонтова

Значение цветовой символики …………………………………

Влияние цвета на эмоции……………………………………….

15

16

16

Заключение …………………………………………………………………..


18

Список использованной литературы………………. ………………………


19

Приложения ………………………………………………………….............

20



















ВВЕДЕНИЕ


Мир прекрасен, потому что человек воспринимает его в цвете. Обратите внимание, как похожи слова «прекрасный» и «красочный».

Цвет -  душа живописи, он обла­дает удивительнейшими свойствами. Еще Михаил Васильевич Ломоносов заметил, что «много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит».

Я начала заниматься живописью с пяти лет в Детской художественной школе им.Н.Дубовского города Новочеркасска.

Рисование доставляет мне радость. Цвет в живописи помогает мне передать охватившие меня эмоции, но эмоции я испытываю и при чтении лирических произведений, которые тоже насыщены цветовой гаммой.

Микеланджело высказал в свое время очень интересную мысль: «Между живописью и поэзией существует поразительное сходство; это, конечно, и дало основание назвать одно из этих искусств немой поэзией, другое - говорящей живописью».

Я задумалась над проблемой: «Как соотносится цвет с образом в литературе и живописи? Можно ли постичь символический подтекст произведения, зная «язык цвета»? Наконец, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык – язык Лермонтова?»

Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых ярких страниц в истории не только нашей отечественной, но и мировой культуры. Его произведения полны тайн, размышлений и скрытых смыслов. Именно все эти качества и привлекают  меня в его поэзии, особенно роль цвета в лирике.

В круг моих исследовательских интересов вошли следующие вопросы: значение символики цвета в живописи и поэзии М.Ю.Лермонтова; выявление художественного смысла и образов цвета в творчестве поэта; тесная связь языка и живописи с историей и культурой народа.

Цель настоящей работы: определить роль цветовой детали в лирике и живописи поэта-художника.

Задача данной работы: изучить и систематизировать материал о роли цвета в живописи и стихотворениях Лермонтова; определить знания учащихся о роли цвета как средства выразительности и эмоциональности.

Формы и методы работы:

- изучение и анализ собранных материалов;

- анкетирование учащихся школы и обработка полученных данных;

- систематизация собранных материалов;

- выделение и общение полученной информации.

Гипотеза: раскрытие значения цветовой детали в творчестве Лермонтова поможет понять смысл произведений.

Предполагаемым результатом моей работы станет формулировка о том, что сюжеты картин и рисунков прямо перекликаются со стихотворными строками поэта; при помощи цвета передают атмосферу, дух и характер эпохи.


1.ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ И ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА


    1. Значение цвета в истории развития человечества


Цвет происходит из света, поэтому, чтобы воспринимать цвет, необходим источник света. Естественный свет исходит от солнца и является самым чистым.

Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем — знака-символа.

Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий — «самый далекий», а красный — «самый теплый». Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно.

На первом этапе развития человечества использовалось только два цвета: белый и черный, символизирующие: Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть.

В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В поздние времена, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в системы языкового характера.



1.2 Символика цвета в русской традиционной культуре


Цвет на Руси всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции.

Триединство восприятия устройства мира у славян: небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.

КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.

Красно солнышко – дающее жизнь;

Весна-красна – начало жизни;

Лето красное – торжество жизни;

Красна девица – здоровая, полная сил девушка.

В обережной культуре цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни.

В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина).

БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).

Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).

В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого, ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.

СИНИЙ цвет – символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.

ЧЕРНЫЙ – имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.

Черный глаз – человек желающий зла;

Черный ворон – символ смерти;

Дума черная – плохие мысли.

В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный цвет символизирует землю.



1.3 Символика цвета в христианской Западной Европе


Западноевропейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил Бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов.

Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) — символом негативных явлений.
Белый цвет символизировал Божественность, Святость, Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к божественному чину.

Желтый цвет в начале христианства имел положительный смысл как символ Солнца и золота. Потом, начиная с XII—XIII вв., желтый цвет получил негативный смысл и стал в готике символом лжи и предательства; христопродавца   Иуды.

Пурпурный цвет — Величественный, Царственно красный. Свое значение он приобрел в Древнем Риме, когда византийские императоры провозгласили себя божьими помазанниками, стоящими к богу ближе всех верующих. Пурпур был провозглашен символом высшей власти, пурпурную тогу позволялось носить только римскому цезарю. Сенаторам разрешалось делать на одежде пурпурную кайму. Простому человеку запрещалось носить пурпур под страхом смерти. Поэтому для простого народа и ортодоксальной части духовенства пурпурный цвет приобрел узурпаторский оттенок и считался кроме всего символом кровавой жестокости.

Красный — цвет священной крови Христа, пролитой во имя спасения людей. Второе значение красного цвета связано с образом священного огня, который воспылает в день Страшного суда.
Синий цвет в христианстве символизировал божественность неба и божественность истины. Однако в католической Германии вначале существовал закон, по которому за применение «бесовской» синей краски рубили головы, а примерно через двести лет синий цвет в той же Германии стал королевским.



1.4 Цвет – главный элемент живописи



Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Цвет – главный элемент живописи. Попробую в работе раскрыть значение цвета в живописи.

Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в изобразительном искусстве важнейшую роль. Цвет является элементом композиции произведения. Один и тот же цвет воспринимается и оценивается по-разному.

В картине он может передавать не только окраску какого-либо предмета или природный цвет, но еще и нести эмоциональные, психологические, символические зна­чения. И да­же если мы не знаем его символи­ческого смысла, все равно психоло­гический строй цветовых сочетаний помимо нашего сознания воздейст­вует на нас определенным образом: навевает грусть, пробуждает беспо­койство, наполняет воодушевлением, рождает умиротворение. Надо только приучить себя отмечать развитие цвета, перекличку цветов, взаимо­действие цветовых масс — их контрасты, конфликты или же, наоборот, созвучия.

Поиск особого цветового решения – один из главных вопросов, стоящих перед художником. Любое восприятие, в том числе и восприятие цвета, определяется работой мозга, поэтому у разных людей несколько различается видение красок, бывает иное ощущение гармонии. У каждого великого живописца была своя палитра, свой «набор рабочих красок», часто эта палитра менялась с течением времени, так как с возрастом и опытом менялось само видение мира. Попробуем разобраться, как строит в цветовом отношении М.Ю.Лермонтов свои картины, и эта «школа цвета» научит нас тонко чувствовать жизнь цвета в живописи.



1.5 Цвет как средство выразительности живописи


Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и писатель. Однако не многие знают, что он был ещё и талантливым художником. «На протяжении всей жизни Лермонтова художник в нем жил рядом с поэтом», - пишет литературовед Н. П. Пахомов.

Художественное наследие М. Ю. Лермонтова известно гораздо меньше, чем его литературное творчество. Многое из художественных работ русского поэта и писателя не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков, - дает нам возможность оценить его художественное наследие. Произведения Лермонтова-художника довольно разнообразны по жанру. Это пейзажи (особенно кавказские), портреты, карикатуры (один из любимых жанров поэта), жанровые сценки (светские, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни), иллюстрации к своим поэтическим произведениям.

Живопись и рисунки поэта интересны как явление массовой художественной культуры первой половины XIX века, эпохи, когда искусство органично входило в жизнь и быт общества. Лермонтов жил в то время, когда умение рисовать не считалось чем-то из ряда вон выходящим, ему учили с детства, и им владели многие.

Рисовать Лермонтов начал гораздо раньше, чем писать. Существует портрет неизвестного живописца, на котором поэт изображен ребенком, лет трех: в руках он держит мелок, а из воспоминаний С. А. Раевского известно, что пол в детской поэта, в Тарханах, был затянут сукном и мальчик с увлечением чертил по нему мелом (см. приложение 1).

М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда умение рисовать считалось делом обычным. Домашнее воспитание в дворянских семьях предполагало обязательные занятия рисунком и живописью. Им учили также как французскому языку, умению играть на фортепьяно, верховой езде и другим предметам, без которых молодой человек или барышня просто не могли войти в светское общество. Причем учителями рисования часто были выпускники Академии художеств, и в их уроках отражалась вся академическая система образования. Она подразумевала поэтапное обучение: вначале перерисовывали «контуры», затем от «контуров» переходили к копированию гравюр с произведений известных художников. Таким образом, учился и Лермонтов.

Одна из ранних акварелей - «На Горячих водах» (второе название «Пейзаж с озером», 1825г.) - изображает «пейзаж с озером и горами» на горизонте. Этот набросок, выполненный на желтоватой тонированной бумаге в золотисто-голубой цветовой гамме, еще по-детски наивен, но и в нем уже чувствуется умение автора передать свежесть новых впечатлений (см. приложение 2).

К раннему периоду относится также пейзаж «Морской вид с парусной лодкой» (см. приложение 3). Этот мотив позднее прозвучит и в поэтическом творчестве Лермонтова, в том числе в широко известном стихотворении «Белеет парус одинокой». Изображение моря и паруса в акварели насыщено темпераментом, эмоциональным накалом, неукротимой жизнью, свойственными Лермонтову. Акварель выдержана в синевато-черных тонах. На переднем плане – волнующееся море, беспорядочный ряд волн, и в центре парусная лодка. С правой стороны виднеется черный каменистый берег, на нем белая крепость с бойницами и остроконечной башней, на вершине, которой развевается флаг.

Романтическим мировосприятием отмечен и «Пейзаж с двумя березами» (1828-1832г.), выполненный, очевидно, в Тарханах, где прошли первые 13 лет жизни Лермонтова (см. приложение 4). Дубовые рощи, обрывистые берега степных рек, березы, темнеющие среди желтых полей, и далеко-далеко, как волны, синеют холмы. Позднее «чета белеющих берез» будет упомянута в стихотворении «Родина».

Эти ранние рисунки Лермонтова выдают руку начинающего, но способного рисовальщика, в чем опять-таки не было ничего необычного.

«Домашнее рисование» обычно имело продолжение в любом учебном заведении. У Лермонтова это был Московский университетский пансион, где рисование входило в число обязательных предметов, а затем Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Если обязательное обучение рисованию в учебных заведениях и не давало достаточно профессионального уровня, то, во всяком случае, у воспитанников появлялось умение с легкостью делать беглые наброски, что называется, «набить руку». Именно этим отличаются рисунки Лермонтова в так называемых «Юнкерских тетрадях», относящихся к раннему петербургскому периоду, когда он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков.

В пейзаже «Башня в Сиони» (1837г.) Лермонтов изобразил старую караульную башню, суровый облик которой соответствовал лаконизму горного пейзажа (см. приложение 5). Каменистые отроги, на которые падает последний луч заходящего солнца, нагромождение мрачных, с зеленоватым оттенком скал, снежные вершины на горизонте и серебристо-серая туча, словно зацепившаяся за вершину утеса и отдыхающая в его глубокой расщелине, - все создает впечатление подлинно романтического пейзажа. Вспоминаются стихотворные строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

В настоящее время пейзаж можно увидеть в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы».

Вопрос о цвете предмета не прост. И, что особенно важно, его сложность имеет прямое отношение к тем задачам, которые решает художник-колорист. Образная сила цвета заключается не в броскости отдельного цвета, не в его насыщенности или открытости и не в силе отдельного контраста или броскости наложения краски, а в связях цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре.

Яркие впечатления от живописных пейзажей Кавказа, поэтические легенды, непосредственно связанные с местами, которые посещал Лермонтов, одинаково отразились в его живописном и литературном творчестве.

«Живопись и рисунки поэта - это своеобразный графический комментарий к литературным замыслам. Они дышат тем же неукротимым жизненным темпераментом, экспансивностью и эмоциональной напряженностью, что и его стихи. Но этим не ограничивается их художественное значение», - писал Н. Белявский.



1.6 Роль цветовых эпитетов в поэзии М.Ю.Лермонтова


Цвет – неотъемлемая часть нашей жизни.  В творчестве многих поэтов цвет играет большую роль. Одним из них является Михаил Юрьевич Лермонтов.

В настоящей работе я постараюсь представить характерную для лирики М.Ю. Лермонтова цветовую палитру на примере четырех его стихотворений разных этапов жизни, соответствующих пейзажам, которые были рассмотрены выше. Любому из нас интересно узнать расшифровку каждого цвета и оттенка в его творчестве. Это поможет понять, в каких цветах известный поэт видел этот мир, какую роль играют цветовые эпитеты в его стихотворениях, каково их значение в художественной структуре текста. Разнообразие цветов становится неотъемлемым элементом большинства его стихотворений.

С целью найти ответ на вышеуказанные вопросы я воспользовалась словарями, размещенными в ресурсах Интернета. Несмотря на то, что М.Ю. Лермонтов является одним из самых известных писателей в русской литературе, существует немного работ на тему цветовой символики в его творчестве. Удалось найти работу И.В. Рыбаковой «Эпитеты со значением цвета в художественной прозе Пушкина и Лермонтова» (1969). Ключевой стала для меня работа Н.А. Резник «Традиции древнерусской культуры в цветовой символике М.Ю. Лермонтова» (1995). Также я ознакомилась еще с двумя работами: К.Д. Вишневского «Цветовая палитра М.Ю. Лермонтова» и С.Н. Чеснокова «Цветообозначение в лирике М.Ю. Лермонтова».

Цветовой троп как художественно-изобразительное средство языка не нов. С древнейших времён люди стремились выразить свои чувства и настроения при помощи цвета. Цветопись широко используется в русской классической литературе. Но цветовые художественные образы в поэзии Лермонтова характеризуются исключительным смысловым наполнением. Поражает богатство цветовой гаммы лермонтовских стихов, в которой собраны почти все цвета спектра. При этом одни цвета особенно любимы поэтом, другие же использованы один-два раза.

По данным «Частотного словаря» Лермонтовской энциклопедии, эпитет «белый» употреблён поэтом 162 раза, из них 98 раз — в стихах, а «зелёно-сереющий» — всего 1 раз. Кроме того, в той же энциклопедии, в разделе «Тысяча самых частотных слов», представлено семь слов, обозначающих цвет: чёрный (частотность — 184), белый (162), синий (80), голубой (74), зелёный (55), серый (53). Заметим также, что в названном выше разделе энциклопедии есть ещё пять слов, которые связаны в сознании носителей языка с каким-либо «цветовым» значением: огонь (233), мрачный (135), светлый (76), пламень (48), пламенный (47). Слово «огонь» вообще открывает цветоряд лермонтовского творчества, то есть оно оказывается самым частотным из слов, обозначающих цвет или каким-то образом связанных со значением цвета.



1.7 Цветовой троп в стихотворении «Кавказ»


Лермонтов в детстве три раза посетил Кавказ по рекомендации врачей. Следует отметить, что из двух первых путешествий Лермонтов практически ничего не помнил (в то время ему было 4 года). Последнее посещение Кавказа глубоко запало в его память. Большое впечатление произвела на 11-летнего мальчика кавказская природа, а также совсем новый окружающий его мир. Все это занимало теперь его мысли. Вот именно такое описание Кавказа мы можем найти в одном из его стихотворений этого периода, в котором немаловажную роль играют именно цвета.

Стихотворение «Кавказ» (1830) приобретает форму воспоминания из биографии самого Лермонтова (см. приложение 6). Лирический герой – природа Кавказа. Лирическое «я» говорит о потери матери в детстве, по которой он тоскует:

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас,

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ!..

Упомянутый выше розовый вечера час символизирует момент, в котором лирический герой задумывается, вспоминает времена, когда жила его мать. Розовый цвет – синоним чувствительности, деликатности, теплоты, а также любви, которые характерны именно для матери. Следует обратить внимание на то, что в психологии розовый цвет является типично женственным, чувственным. Он символизирует нежность, ласку, доброту и любовь. Розовый цвет – это сочетание белого и красного. Поэтому он вызывает разные чувства: страстность, порывистость и неистовость характерны для красного цвета, а чистота, таинственность и трогательность, происходят от белого.




1.8 Цветовая гамма в стихотворении «Парус»


В 1832 году Лермонтов вынужден оставить Московский университет по семейным причинам. Он переезжает в Санкт-Петербург, чтобы там учиться
в столичном университете. Во время одной из прогулок по петербургским улицам он останавливается у Финского залива и здесь пишет стихотворение «Парус» ( см. приложение 7). Об этом он сообщает в письме Марии Лопухиной.


Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!


Одинокий парус, покинувший свою родину, плывет навстречу своей судьбе. В его жизни совершенно ничего не ясно: откуда он плывет? Куда? Что ждет его в будущем? Он покинул свою родину, значит, ничто его там не задерживало.

Лирическим героем стихотворения является белый парус, который отражает состояние души одинокого человека. Его одиночество вызвано и связано с невозможностью счастья. «Парус отражает настроение и сомнения романтической российской интеллигенции»1. В первой строфе белый цвет паруса ассоциируется с дневным светом и символизирует невинность, чистоту и душевный покой. Белый парус находится на голубом море, которое символизирует неустойчивую жизнь человека. Голубой цвет связан с печалью, задумчивостью, размышлением и меланхолией. Во второй строфе меняется погода на море и вместе с тем меняются эмоции лирического «я». Он наполнен бунтом против своей судьбы и уже не ищет счастья. В последней строфе герой стремится найти душевный покой в очистительной буре. Восходит золотое солнце, которое освещает лазурные волны. Золотой цвет в прямом смысле обозначает цвет солнца, в переносном является символом божественных принципов. Это знак небесного и земного величия. «Парус, подобно волне, является символом свободы, он предстает в гамме, отличающейся гармоничным сочетанием белого, голубого, светло-лазурного и золотого»2. Упомянутая выше свобода связана с душой человека.

В стихотворении лирическое «я» представлено при помощи местоимения «он», и поэт характеризует его двумя эпитетами – «одинокий» и «мятежный». Стихотворение состоит из трех строф. В каждой из них в двух первых строках изображена картина меняющегося моря, для понимания смысла которой ключевыми являются именно цвета.



1.9 Мир цвета в стихотворении «Родина»


Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это стихотворение (см. приложение 8). Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм. Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу.

Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Затем художественное пространство как будто сужается, картина конкретизируется. Герой признается в своей любви к русской природе, создавая картины различных времен года (лета и осени), приближаясь к жизни русской деревни:

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая
ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие
огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь
желтой нивы
Чету
белеющих берез.

А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты. В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы. Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»!

Как отмечают исследователи, «проселочный путь» здесь напоминает нам о жизненном пути. Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми своими чувствами: зрением («взором медленным пронзая ночи тень»), обонянием («люблю дымок спаленной жнивы»), слухом («на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»).



1.10 Цветовая деталь в стихотворении «Утес»


Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841г.). Стихотворение написано незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта (см. приложение 9). И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.


Ночевала тучка золотая,
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По
лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.


В нем два лирических героя - тучка и утес. Их образы противопоставлены, используется прием антитезы. Тучка - это метафора беззаботности и беспечности. Она не туча, а «тучка», она легка и порывиста, это подчеркивают слова движения: «умчалась», «весело играя». Эпитет «золотая» придает ей привлекательности, подчеркивает красоту. Ее стихия-это лазурь. Это краска в нашем сознании радостна и безбрежна, как небо и море. Утес, напротив, статичный, монументальный образ. Для его описания используется эпитеты «старый», «великан». Утес - метафора мудрого, внешне могучего, но очень ранимого человека. «Влажный след в морщине старого утеса» говорит нам о том, что он способен на глубокие переживания и даже слезы. Главное событие этого стихотворения - это расставание, которое легко для тучки и очень тяжело для старого утеса. Контрастен и сам тон стихотворения, связанный с темой разлуки: первая часть наполнена игривым и веселым настроением, а затем он меняется на печальный. Лазурь и золото уступают место серой краске. В ритме стихотворения тоже ощущается разрыв: слово «одиноко» стоит обособленно, логически выделяется. Таким образом, мотив одиночества и тоски является основным в поздней лирике Лермонтова. В стихотворении «Утес» все художественные средства служат для того, чтобы заставить читателя прочувствовать и пережить то, что было на душе у поэта. 

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

 Проанализировав поэтические тексты, я пришла к выводу, что каждое стихотворение Лермонтова пронизывает его цветовая деталь и придает ему особый смысл. Цветовые детали в его лирике выполняют разнообразную функцию. Но самое главное, работа над цветовыми деталями в лирике Лермонтова помогла мне понять, что его поэзия - зеркальное отражение души. Цвета помогают понять его внутреннюю сущность.




















2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1 Знания учащихся о роли цвета в лирике М.Ю.Лермонтова


Исходя из поставленной перед собой цели исследования, мною были сопоставлены живописные и стихотворные произведения М.Ю.Лермонтова.

В настоящей работе я выявила характерную для М.Ю. Лермонтова цветовую палитру на примере четырех стихотворений и пейзажей, написанных в разные этапы его жизни. Необходимо заметить, что доминирующими цветами в стихотворениях поэта и рисунках, которые были объектами исследования, являются: белый, голубой и золотой.

Синтетическое сочетание голубого, золотистого и белого говорит о том, что Лермонтов как колорист формировался под влиянием культуры прошлого. Характер усвоения культуры христианства определил его «почерк». Эти цвета в главной мере связаны с биографией автора, местами, в которых он пребывал, и с пейзажами, которые он увидел, но велика роль и черного цвета, темные тона означают спокойствие и умиротворенность.

Исследователи творчества поэта подчёркивают, что «Лермонтов-писатель обладал превосходной зрительной памятью, острой наблюдательностью, свежестью восприятия, то есть всем, что необходимо художнику. В лермонтоведении постоянно отмечается присущее великому поэту живописное видение мира», обращается внимание на мастерство Лермонтова-колориста.

С целью выявления знаний учащихся о роли цвета как средства выразительности в творчестве Лермонтова, мною был проведен опрос учащихся 7-9 классов (47 чел.) (см. приложение 10). Респондентам было предложено перечислить стихотворения Лермонтова, в которых автор красочно описывает природу.

Результаты опроса показали, что стихотворение «Парус» назвали 35 человек, «Родина» -17 человек , «Листок» - 14 человек, «На севере диком стоит одиноко…» - 13 человек, «Когда волнуется желтеющая нива…» - 11 человек, «Горные вершины…» - 5 человек. Опрашиваемые называли различное количество произведений, поэтому результат в процентном отношении не вычислялся, но хочется отметить, что все названные стихотворения включены в школьную программу по литературе.

На вопрос анкеты: «Является ли цвет средством выразительности в литературном произведении?», «да» ответили 37 человек (79%), «нет» -10 человек (21%). Привели примеры тропов: эпитет – 26 человек (55%), сравнение – 14 человек (30%), метафора – 7 человек (15%).








2.2 Значение цветовой символики


Следующим этапом моих исследований стало определение значений цветовой символики для моих сверстников. Становление цветовой знаковой системы в истории нашей страны протекало неразрывно с развитием художественной культуры, понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно.

Я предложила учащимся выбрать цвет, который бы являлся символом жизни, огня, свободы и символом зла. (см. приложение 11)

Цвета несут большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно многое сказать о человеке. Как же были распределены цвета?

Символом жизни является зеленый цвет для 57% учащихся, желтый – для 43%; символом огня – красный для 77%, оранжевый – для 23%; символом чистоты и свободы – белый для 53%, голубой – для47%; символом зла – для большинства учащихся, конечно, является черный цвет (93%),а серый для 7% учеников. Эти результаты были предсказуемы, так как цвета были обозначены соответственно с русской традиционной культурой.



2.3 Влияние цвета на эмоции


В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «Цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Каждый цветовой компонент света имеет свои специфические качества, способные влиять на весь спектр человеческих эмоций, поэтому при анкетировании школьникам был задан вопрос: «Какие чувства вызывают у вас перечисленные ниже цвета?»

На основе составленной таблицы « Влияние цвета на эмоции человека» попытаемся определить влияния цвета на наш внутренний мир (см. приложение 12).

Как видно из таблицы, серый цвет вызывает у большинства испытуемых  грусть (17%) и утомление(83%),

Синий – интерес (71%), удивление (27%), стыд (2%).

Зелёный – радость (45%), удивление (55%).

Красный – сильные эмоции: радость (55%), стыд (25%), гнев (20%).

Жёлтый – интерес (29%), удивление (60%), отвращение(11%).

Фиолетовый - гнев (20%), отвращение (50%), страх (13%), утомление (17%).

Коричневый – грусть (53%), отвращение (39%), страх (8%).

Чёрный –  грусть (21), страх (79%).

Таким образом, мы выявили, что определенные цвета влияют на положительные и отрицательные эмоции. Как видно из таблицы, серый цвет вызывает у большинства испытуемых  грусть и утомление, красный – сильные эмоции (радость, стыд и гнев), чёрный – грусть и страх. 

Благоприятно влияют на эмоциональное состояние подростков цвета – синий, зеленый, желтый, вызывая интерес, радость, удивление.

Далее респондентам была предложена анкета со следующими вопросами: (см. приложение 13)

- Каким цветом вы поднимаете себе настроение утором?

Предпочтение отдали оранжевому – 30%, желтому цвету – 23 %, красному – 20%, белому – 27%.

- Какой цвет позволяет сосредоточиться на уроке?

Зеленый помогает 53% учащимся, белый – 25%, синий – 22%.

- Какой  цвет выбрать для спокойного вечера?

Выбраны цвета:  голубой – 45%, белый – 30%, синий – 25%.

Основываясь на ответах учащихся, я пришла к выводу, что удачный подбор цветовой гаммы в школе имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние учеников, их самочувствие и работоспособность. Цветовые предпочтения связаны с индивидуальными чертами характера. Но существуют общие закономерности влияния цвета на человека.

Зелёные, голубые и теплые тона способствуют успокоению нервной системы, увеличивают работоспособность, повышают слуховую чувствительность, не утомляют зрение. Все учебные помещения,  рекреации, коридоры нашей школы окрашены   в оттенки этих цветов. Белый цвет отражает до 80% света, но не несёт никакого эмоционального воздействия.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Начиная свою работу, я задала себе вопросы: «Как соотносится цвет с образом в литературе и живописи?», «Можно ли постичь символический подтекст произведения, зная «язык цвета»?» Анализируя цветовые образы в

поэзии и живописи М.Ю.Лермонтова, я проследила судьбу обычных слов, показав тесную связь языка с историей и культурой народа. Пристальное внимание уделила исследованию «языка цвета» и пришла к выводу, что при помощи цвета передается атмосфера, дух и характер эпохи. А сюжеты картин и рисунков М.Ю.Лермонтова прямо перекликаются со стихотворными строками.

Опираясь на результаты исследования, сделаны выводы, что цветовая гамма действительно оказывает влияние на поведение человека. Цвет – средство влияния на человека! Информация, полученная при его восприятии, откладывается на уровне подсознания. Это происходит помимо нашей воли, так как во многих цветах скрыты природные ассоциации, унаследованные нами от далеких предков – так называемая «генетическая память». Осознаем мы или нет, но мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета. Несомненно, это влияние индивидуально для каждого человека, но выявленные общие закономерности помогают людям сознательно использовать цвет для достижения своих целей.

Практическая значимость настоящего исследования является очевидной.

Исследовательская часть представляет собой достаточно большой фактический материал, собранный и подвергшийся анализу. На мой взгляд, материал исследования может быть использован учителем на уроках литературы и искусства, на классных часах, также буде полезен учащимся в качестве дополнительного материала о влиянии цвета на эмоциональное состояние человека.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Белявский Н.Ф. Лермонтов-художник. – Искусство,1979.

  2. Бородин В.В. Частотный словарь языка М.Ю.Лермонтова. Лермонтовская энциклопедия. – Москва, 1981.

  3. Вишневский К.Д. Цветовая палитра М.Ю.Лермонтова. – Пенза, 2003.

  4. Резник Н.А. Цветовая символика в лирике М.Ю.Лермонтова в русле традиций православия. – Москва,1997.

  5. Рыбакова Н.В. Эпитеты со значением цвета в художественной прозе Пушкина и Лермонтова. – Ярославль, 1969.

  6. Чесноков С.Н. Цветообозначение в лирике М.Ю.Лермонтова. – М., Русский язык, 1992.


































Приложение 1

Портрет М.Ю. Лермонтова неизвестного художника ок.1817г

























Приложение 2

Рисунок «На горячих водах» (1825г)



















Приложение 3

«Морской вид с парусной лодкой»






















Приложение 4

«Пейзаж с двумя березами»(1828-1832г)






















Приложение 5

«Башня в Сиони» (1837г)

























Приложение 6

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ» (1830г)




В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас,

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ!..








Приложение 7

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (1832г)



Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!





Приложение 8

Стихотворение «Родина» (отрывок) (1841г)





Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая
ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие
огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь
желтой нивы
Чету
белеющих берез.






Приложение 9

Стихотворение «Утес»


Ночевала тучка золотая,
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По
лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.


Приложение 10

Анкета. Роль цвета в литературных произведениях


1.Перечислите произведения Лермонтова, в которых автор красочно описывает природу?


«Парус» назвали 35 человек

«Родина» – 17 человек

«Листок» – 14 человек

«На севере диком стоит одиноко…» – 13 человек

«Когда волнуется желтеющая нива…» – 11 человек

«Горные вершины…» – 5 человек.


2. Как вы думаете, может ли цвет в литературе быть средством выразительности? (назовите их)


«да» ответили 37 человек (79%)

«нет» 10 человек (21%).













Приложение 11

Значение цветовой символики



Какие цвета, на ваш взгляд, могут быть:

- символом жизни;

- символом огня;

- символом чистоты и свободы;

- символом зла.






































Приложение 12

Влияние разных цветов на эмоции


Что вызывает у вас каждый из предложенных цветов?


Цвет

Интерес

Радость

Удивление

Грусть

Гнев

Отвра-щение

Стыд

Страх

Утомление

Серый




17%





83%

Синий

71%


27%




2%



Зелёный


45%

55%







Красный


55%



20%


25%



Жёлтый

29%


60%




11%




Фиолето-вый





20%

50%


13%

17%

Корич-невый




53%


39%


8%


Чёрный




21%




79%
































Приложение 13

Анкета. Цветовые предпочтения человека


  1. Каким цветом вы поднимаете себе настроение утром?














2. Какой цвет позволяет сосредоточиться на уроке?














3. Какой цвет выбрать для спокойного вечера?













1К.Д. Вишневский, Цветовая палитра М.Ю. Лермонтова /Пенза, 2003, с.59

2Н.А. Резник, Цветовая символика в лирике М.Ю. Лермонтова в русле традиций православия /Москва, 1997, с. 284.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Роль цвета в живописи и лирике М.Ю.Лермонтова

Автор: Коваленко Людмила Александровна

Дата: 14.06.2022

Номер свидетельства: 609600


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства