Развитие творческой личности на уроках литературы через личностно-ориентированный подход.
Развитие творческой личности на уроках литературы через личностно-ориентированный подход.
Данная работа отражает серьезную деятельность педагога по теме «Развитие творческой личности на уроках литературы через личностно-ориентированный подход». Выбранная композиция – от общего к частному – позволяет теоретически обосновать выбор проблемной темы учителя и представить имеющиеся наработки. Интересны находки учителя по развитию творчества детей, а через творчество – воспитание нравственности, приобретение психологического и жизненного опыта. В этом плане ценны нестандартные уроки, о которых рассказывает учитель, и виды работы на них.
Учитель, делясь своими открытиями по использованию технологии саморазвития учеников, подчеркивает необходимость постоянной работы учителя над собой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой личности на уроках литературы через личностно-ориентированный подход. »
Развитие творческой личности на уроках литературы
через личностно-ориентированный подход.
Штейн Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя школа-гимназия
имени И. М. Астафьева».
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
На первое место выдвигаются цели развития личности. В соответствии с этим поисковая проблема опытно-экспериментальной работы нашей школы определена как «Развитие творческого потенциала личности учителя и ученика в условиях внедрения современных педагогических технологий». Реализация задач развития личности школьника возможна при эффективном методическом обеспечении образовательного процесса, что предполагает систематическое совершенствование профессионального мастерства педагога.
Этим обусловлен мой выбор индивидуальной поисковой (проблемной) темы: «Использование приемов личностно-ориентированного обучения для развития образного воображения и творческого потенциала школьников».
О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Но каковы же секреты личностно-ориентированного обучения, позволяющего не только достигать освоения изучаемого предмета, но и обеспечивать личностную самореализацию каждого ученика? Общеизвестно, что личностно-ориентированное обучение – это тип образовательного процесса, в котором личность учителя и ученика выступают как субъекты, а цель образования не только усвоение учащимися норм государственного стандарта, но и развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости.
Я в своей педагогической деятельности опираюсь на подход к личностному ориентированию, предложенный Г. К. Селевко в технологии саморазвития личности.
Целью внедрения технологии саморазвития личности в учебно-воспитательный процесс на уроках литературы (литературного чтения) является поиск оптимальных условий индивидуальной творческой самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания изучаемого произведения. Опыт показал, что технология саморазвития, направленная на личную продуктивную деятельность учеников, обеспечивает положительные результаты изучения учебного материала при существенно большей мотивации и творческой самореализации учащихся.
Апробированная входе эксперимента образовательная технология саморазвития личности обеспечила достижения следующих задач:
Создание индивидуального образовательного приращения учащихся в форме творческих работ и повышения на данной основе уровня их личностных качеств;
Оптимальное соотношение творческих процессов с нормативными, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом деятельностном уровнем.
Использование приемов, разработанных на основе технологии саморазвития,
эффективно при организации учебного процесса с учениками, испытывающими затруднения в традиционном обучении; с одаренными учащимися, для которых характерна ярко выраженная самобытность, и с так называемыми «проблемными детьми».
Выстраивание образования с опорой на личностные потребности и особенности восприятия таких детей позволяет оптимально решать задачу их позитивной самореализации.
Учитывая особенности возрастной периодизации развития личности ребенка, на уроках литературы большее внимание уделяю исследованию художественных произведений с двух сторон: с точки зрения психологии восприятия (на основе исследования индивидуальных познавательных предпочтений и сенсорного восприятия действительности) и с точки зрения использования художественных средств.
Первичной характеристикой познавательного стиля ученика, которая напрямую перенесена в разработанные приемы творческого саморазвития, является сенсорное предпочтение и развитие на их основе сенсорных стратегий. Любая из трех репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая) непосредственно связана с операциями получения, переработки, хранения и вывода информации. При этом то, с чего начинается ввод информации, будет определять дальнейшую последовательность «сенсорной записи» любого опыта. Можно сказать, что ведущая репрезентативна система, является своего рода «фильтром» восприятия любого художественного текста.
Для изучения ведущей репрезентативной системы можно использовать методики с лингвистическими элементами. Вот например, учащимся я предлагаю выполнить такие задания:
1. завершить письменный ряд предложения:
Я вижу шоколад и … Я слушаю музыку и … Я чувствую запах и …
2. записать ассоциации к словам:
персик, интересная, забавная, уметь, вспомнить.
3. написать мини-сочинение на темы:
«Утро в лесу», «Как приходит весна».
4. Нарисовать Слово («написать» Слово через рисунок). В линии, цвете, форме букв раскрывают свое представление о внутренней сущности Слова, выявляют доброе начало в себе и своем имени. Образное видение Слова, напряженность переживания Слова, эмоциональное отношение к Слову – это главное!
5. составить речь – размышление по теме (в чем прав или не прав герой).
6. написать о Левше в разных риторических жанрах, таких как: ода, слово о…, похвала.
7. подготовиться к лирической пятнице (сочинить стихотворения о добре, любви, красоте человека).
8. создать письмо-обращение «Поможем птицам выжить», «Поможем сохранить природу чистой».
9. «Слово о цветке-одиночке».
10. речь-размышление о добром и злом в природе.
Урок литературы и русского языка – это урок, на котором изучается творчество. Поэтому девиз моей учительской работы – «Изучение творчества посредством собственного творчества». Педагогика сотворчества – так можно определить ее форму. Сотворчества писателя (художника, композитора), учителя и ученика. Творческий диалог учителя и ученика расширятся до их совместного диалога с произведением, с его автором, с той «вселенной в малом преломлении», которая в нем заключена.
Урок литературы, с точки зрения сотворческих принципов, - это музыкально-драматическое действо, построенное по законам сценического искусства: он имеет экспозицию, завязку, фабульную основу, кульминацию, он наполнен музыкой и живописью и напрямую обращен к жизни. Он наполняется творческой деятельностью, требующей всех сил души, вдохновения. Благодаря постоянной диалогической ситуации, мы входим в прямое общение с литературным героем, с художником слова.
Литературный образ – всегда постановка этической проблемы, и высветить ее грани, которые наиболее близки сердцу ребенка, - значит заинтересовать, удивить его, приучить к сопереживанию. Этическая проблема – это и возможность соотнести личный опыт с опытом героя.
«Написала бы я письмо или нет, окажись я на месте Татьяны?», «За пять верст до Ессентуков, или Размышления Печорина возле погибшего коня» - проблемы, раскрывающие самую суть образа, позволяющие увидеть его внутренним зрением, соотнести «я» ученика и «я» его героя. Предлагаю подготовить экспромтный диалог Насти и Митраши, вообразить «скрытую переписку» Чацкого и Софьи.
Уроки литературы должны формировать соответственный взгляд на мир, давать мыслительный, психологический и жизненный опыт, поэтому стараюсь наполнить их таким содержанием, которое затрагивало живые стороны души учеников. Это обязательно происходит на уроках, темы которых «Есть ли в мире закон, позволяющий переступить грань между добром и злом?» (по произведению А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание»). «Учиться жить любовной жизнью» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») и другие.
Литературное произведение заставляет восхищаться, сострадать, оправдывать, сопереживать – заставляет задуматься ученика над тем,
что дурно?
Что хорошо?
Что надо любить?
Что надо ненавидеть?
Для чего жить?
Что такое Я? (Л. Н. Толстой).
Чтобы помочь детям понять законы жизни, стараюсь научить их осмыслению общечеловеческих ценностей: отечество,
культура,
творчество,
любовь и т.д.
пониманию сущности нравственных качеств и черт характера, цели и смысла жизни. Такие уроки помогают ученикам самоопределиться и самоутвердиться, дают им надежную духовную опору в жизни.
В этом мудрость, в этом счастье – увлекаясь, увлекать …
К. Бальмонт.
В поисках новых форм работы ввела в практику работы уроки, построенные на интеграции литературы, живописи, музыки, интеллектуальные игры, уроки творчества (уроки-образы, уроки-фантазии), создаю на них ситуацию успеха, даю возможность ученикам проявить себя; поощряю фантазию, неожиданные ассоциации.
С удовольствием замечаю, что мои ученики становятся коммуникабельней, душевней, они открыты, тонко чувствуют произведения искусства, умеют обосновать свою точку зрения; находят свой способ выражения мыслей и чувств. Стать идеальным учителем трудно, но стремиться к этому надо. Это стремление побуждает к постоянной работе над собой. Учитель состоялся как мастер, если видит природную талантливость каждого ученика, его неповторимый внутренний мир, который делает жизнь ребенка счастливой.
Я стараюсь преодолеть стереотип строгого учителя. Считаю, что в этом и состоит главная задача каждого учителя, когда «стараясь о счастье других , мы находим свое собственное» (Платон).
Педагогика сотворчества на уроках литературы, отдельные аспекты, которые я постаралась изложить, помогает научить человека видеть «Свою зарю» - неважно, утреннюю или вечернюю, но свою, неповторимую, как неповторима каждая человеческая личность. И подрастающий человек, вкусив слово, испытав сладкую муку рождения первой строки, никогда не сможет предать ее.
И ради этого учителю стоит быть творцом. Взглянуть на мир так, словно видишь его впервые – до головокружения изумленным взором, чтобы однажды увидеть в ученической тетради написанной торопливым, задыхающимся от волнения почерком: «Это была не береза – это серебряный факел пронзал своим пламенем спелую синеву сентября …»
Результатом моей работы является участие и победа моих ребят в разных районных и областных конкурсах. В 2008 году ученица 10 «Б» класса Лукичева Анна стала победительницей в районном конкурсе чтецов, посвященном 150-летию Шакариму в номинации «Собственные стихотворения» и заняла I место. Также она приняла участие в областных абаевских чтениях (август 2008 г.) и отмечена грамотой. Два года подряд учащиеся гимназического класса 6 «А» участвуют в областных интеллектуально-творческих играх школ деятельностного типа образования и занимают призовые места.
В 2007-2008 учебном году II место по русскому языку в индивидуальном туре заняла ученица 5 «А» класса Ускумбаева Асель.
В 2008-2009 учебном году I место в индивидуальном туре по литературе и IV место в парном туре по русскому языку заняла Абдрахманова Арина, ученица 6 «А» класса, а Вольнов Дима занял V место в парном туре по литературе.
Рецензия
руководителя МО русского языка и литературы
Черепановой И. П.
Данная работа отражает серьезную деятельность педагога по теме «Развитие творческой личности на уроках литературы через личностно-ориентированный подход». Выбранная композиция – от общего к частному – позволяет теоретически обосновать выбор проблемной темы учителя и представить имеющиеся наработки. Интересны находки учителя по развитию творчества детей, а через творчество – воспитание нравственности, приобретение психологического и жизненного опыта. В этом плане ценны нестандартные уроки, о которых рассказывает учитель, и виды работы на них.
Учитель, делясь своими открытиями по использованию технологии саморазвития учеников, подчеркивает необходимость постоянной работы учителя над собой.
Список литературы.
1. Н. И. Дереклеева. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М. 2005.
2. Б. И. Коротаев. Учение – процесс творческий: Кн. для учителя: из опыта работы. – 2 изд. М. Просвещение, 1989.
3. К. Жакина. Формирование творческой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Билим, 2003 № 3.