Развитие творческих качеств личности через системы диалогизации и личностно ориентированного развивающего обучения в сельской малочисленной школе
Развитие творческих качеств личности через системы диалогизации и личностно ориентированного развивающего обучения в сельской малочисленной школе
Диалогические методы обучения и воспитания, использование которых в обычных школьных классах затруднено, становятся эффективными в классах с малой наполняемостью (наполняемость в классах школы 7-14 учащихся). Уверена, что малочисленная школа должна стать школой диалога. Диалог позволяет отказаться от монологической формы учебного общения, проникнуть в суть мышления ребенка, тактично корректировать его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих качеств личности через системы диалогизации и личностно ориентированного развивающего обучения в сельской малочисленной школе »
МБОУ «Закладинская СОШ»
Романовского района Алтайского края
Развитие творческих качеств личности через системы диалогизации и личностно ориентированного развивающего обучения в сельской малочисленной школе
учитель русского языка и литературы
Лель Мария Петровна
2014 год
Для меня как учителя русского языка и литературы всегда было важно добиться прочных и глубоких знаний по предмету. Достижение результатов базируется на представлении о том, что только активное участие самого школьника в процессе обучения обеспечивает прочное усвоение знаний.
В современной школе актуальным становится личностно ориентированный подход в обучении, способствующий саморазвитию личности школьника. Поэтому, на мой взгляд, особую роль необходимо отводить развитию творческих способностей детей, так как важными становятся не только усвоенные знания, но сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Современному обществу необходима развивающая система, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи.
Большую роль для развивающего обучения играют творческие, исследовательские, практические работы и проектная деятельность; учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают практические умения и навыки для использования их в жизни.
Практическая работа формирует творческие способности учащихся, которые активизирует познавательную деятельность в целом.
Диалогические методы обучения и воспитания, использование которых в обычных школьных классах затруднено, становятся эффективными в классах с малой наполняемостью (наполняемость в классах школы 7-14 учащихся). Уверена, что малочисленная школа должна стать школой диалога. Диалог позволяет отказаться от монологической формы учебного общения, проникнуть в суть мышления ребенка, тактично корректировать его.
Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:
- принцип индивидуальности;
- принцип субъективности;
- принцип самоактуализации;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки.
В процессе педагогической деятельности я поняла, что для лучшего усвоения знаний, для активной мыслительной деятельности учащихся, развития их творческих способностей необходимо вводить элемент практической деятельности, поэтому особое вниманию уделяю проведению практических, творческих работ.
Отбор заданий провожу в соответствии с потребностями и возможностями учащихся. Формирование творческих способностей осуществляю на основе разноуровневых заданий, средств, видов деятельности, способствующих не только развитию креативных качеств личности, но оптимизирующих все психические процессы, познавательную деятельность в целом, подготовку учащихся к жизни.
Процесс развития творчества должен быть последовательным и постоянным. Более подробно хочу остановиться на творческом подходе к выполнению практических работ в школьном курсе русского языка и литературы.
Четвертый год работаю по учебнику литературы под редакцией Г.С. Меркина.
В 5 классе составляю для работы модернизированные планы уроков, в которых планирую не только свою деятельность, но и работу ученика, направленную на достижение прочных знаний. Это мне помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные творческие задачи, научить ориентироваться в мире ценностей.
Уже в 5-ом классе стремлюсь придать практической работе творческий характер: 1) Рассказ о забавном случае, который произошел с вами. 2) Сочинение фантастического рассказа. Будьте внимательны к слову. 3) Сопоставление славянских и древнегреческих богов. 4) Составление кроссворда. 5) Записка или письмо хвалебного или шуточного характера, состоящие из пословиц и поговорок. 6) Сочинение сказки, басни. 7) Проведение недели березки. 8) Знакомство с баснями писателей вашего региона. 9) Заметка в газету. 10) Материал для фотовыставки. 11) Письма друзьям о своей деревне, районе, окружающих людях. 14) Оформление своих произведений и «выпуск» их, хотя бы в одном экземпляре и др.
Учащиеся 5-го класса работают по проектам «Славянские мифы», «Мы пишем книгу», «Моя родословная».
В 6-ом классе. 1) Сочинение-размышление. 2) Сообщение о легендах и преданиях края. 3) Собственная бывальщина. 4) Составление сценария, посвященного Пушкину. 5) Комплексный анализ поэтического текста. 6) Сказочный фестиваль (подготовка, проведение). 7) Герб героя. 8) Подбор материала для заочной литературно-краеведческой экскурсии.9) Сочинение продолжения рассказа. 10) Дискуссия по теме «А как бы я поступил, оказавшись на месте героя». 11) Выставка любимых книг. Аннотация к книге. 12) Работа в роли издателя, который готовит книги для детей (эскиз обложки, оглавление, обращение к читателям, репродукции икон и картин русских художников). Представление сборника в форме устного журнала или рекламной акции и др. Учащиеся работают по литературно-журналистскому проекту.
7-ой класс. 1) Рассказ с неожиданной концовкой. 2) Краткий план статьи. 3) Сочинение-эссе. 4) Составление текста экскурсии по созданной вами выставке. 5) Составление плана кинофильма по повести. 6) Подбор материала для историко-литературного вечера. 7) Составление рассказа очевидца. 8) Создание творческих групп и проведение коллективных дел и др.
В 7-ом классе стремлюсь придать практической работе исследовательский характер. Учащиеся работают по проекту «Мы пишем учебник». Апробация учебников литературы под редакцией Г.С. Меркина. Участвуют в разработке и проведении мероприятий, рекомендуемых автором учебника. Работают по проекту «Научно-исследовательская академия с. Гилёв-Лог».
В 8-ом классе
Рефераты, сообщения, творческие работы (после каждой темы).
Типы деятельности, осваиваемые детьми в 8-11 классе: поисковый (исследовательский или проблемный), коммуникативный, рефлексивный, репродуктивный, творческий и другие.
Наряду с обязательными программными практическими работами большую роль отвожу исследовательской и проектной деятельности учащихся. Эти методы позволяет включить учеников в активный познавательный процесс, самостоятельно формулировать учебную проблему, осуществлять сбор информации, делать выводы, анализировать свою деятельность и приобретать новый учебный и жизненный опыт. Эти задания развивают интерес к литературе, языку, краеведению, снижают утомляемость, активизируют творческую деятельность.
Таким образом, начиная с малого, некоторые ученики вовлекаются в серьезные научные исследования.
Учащиеся 9-го класса ведут исследовательскую работу по русскому языку на местном языковом материале. Учащимися написаны работы по темам: «История возникновения села Гилёв-Лог Романовского района Алтайского края. Диалектная лексика. Особенности говора», «Топонимика и собственные наименования села Гилёв-Лог», «Новое время – новые имена», «Молодежный и школьный сленг села Гилёв-Лог», «Фразеологизмы со значением качественной оценки лица в языке жителей села Гилёв-Лог». 38 % учащихся 9-го класса награждены почетными грамотами районного конкурса исследовательских творческих работ «Язык – всем знаниям и всей природе ключ». 100 % учащихся 10-го класса ведут исследовательскую работу по литературе «Нравственные аспекты русской классической литературы в свете христианской морали (на примере 1-2 произведений по выбору учащегося)».
Использование разных методов, форм практической деятельности позволяет мне достигнуть хороших результатов. Опыт доступен другим педагогам. Но для применения данного опыта требуются не только глубокие знания предмета, но и гибкость, оперативность в работе на уроке. Учитель должен хорошо знать личностные особенности каждого ученика, составлять разноуровневые задания творческого характера с целью развития учащихся. К каждому уроку важно подбирать дополнительную информацию, которая носит не только познавательный, но и творческий, практический характер.