Рабочая программа по учебной дисциплине ОДБ.02 "Литература" для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"
Рабочая программа по учебной дисциплине ОДБ.02 "Литература" для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"
Рабочая программа по учебной дисциплине ОДБ.02 "Литература" для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование". Разработана в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование". Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины "Литература" для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор Тодоров Л.В., доктор педагогических наук, доцент. Под общей редакцией Тодорова Л.В., одобрена директором ФГУ "Федеральный институт развития образования" Ф.Ф. Харисов от 10.04.2008 г., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: КГАОУ СПО "Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева". Разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории. Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума. Программа содержит паспорт, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОДБ.02«Литература»
для специальности
44.02.01«Дошкольное образование»
2015г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор: Тодоров Л.В., доктор педагогических наук, профессор Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент. Под общей редакцией Тодорова Л. В., одобрена директором ФГУ «Федеральный институт развития образования» Ф.Ф. Харисов от 10.04.2008г., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16.04.2008г.
Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума
Протокол № ____ от «____» _______ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ стр стр
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
Структура и содержание учебной программы 5 дисциплины
Условия реализации рабочей программы учебной 12 программы дисциплины
контроль и оценка результатов освоения учебной 17 дисциплины
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01«Дошкольное образование»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Литература» относится к дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
-формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков хiх-хх вв;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося -351 час, в том числе:
Сведения из биографии. «Преступление и наказание». Своеобразие жанра.
6
1
2
Теория сильной личности. Символические образы в романе.
6
Самостоятельная работа: Подготовиться к сочинению.
2
Тема 1.11.
Л.Н.Толстой.
Содержание учебного материала
16
1
1
Жизненный и творческий путь. «Война и мир».Жанровое своеобразие романа. Композиция.
6
2
Духовные искания героев романа. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе.
6
3
Проблема народа и личности. Патриотизм в понимании писателя.
4
Самостоятельная работа. Подготовиться к сочинению.
2
Тема 1.12.
А.П.Чехов.
Содержание учебного материала
10
1
1
Сведения из биографии. Рассказы Чехова. Художественное совершенство рассказов.
4
2
«Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова.
4
3
Символичность пьесы.
2
Самостоятельная работа Реферат на тему «Поиски положительного героя и идеалов Чехова в рассказах»
4
Самостоятельная работа. Подготовиться к сочинению.
2
Раздел 2.
Литература ХХ века. Русская литература на рубеже веков.
80
Тема 2.1
Общая
Содержание учебного материала
2
1
1
Введение. Живопись, музыка, театр, хореография. Проблемы ХХ века в прозе и поэзии.
1
характеристика ХХ века.
2
Новаторство литературы ХХ века.
1
Самостоятельная работа. Реферат «Живопись ХХ века»
4
Тема 2.2
И.А.Бунин.
Содержание учебного материала
4
1
1
Сведения из биографии. Рассказы о любви Бунина «Легкое дыхание».
2
2
«Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования.
2
Самостоятельная работа. Реферат «Мотивы бессмертия души в творчестве Бунина»
3
Тема 2.3
А.И.Куприн.
Содержание учебного материала
4
1
1
Сведения из биографии. «Гранатовый браслет».Смысл названия повести ,спор о сильной и бескорыстной любви. Тема неравенства в повести.
4
Самостоятельная работа. Ответить на вопросы по данной теме.
2
Тема 2.4
А.А.Ахматова
Содержание учебного материала
4
2
1
Знакомство с творчеством А.А.Ахматовой.
2
2
Тема народного страдания в поэме «Реквием».
2
Самостоятельная работа. Ответить на вопросы теста.
2
Тема 2.5
М.И.Цветаева..
Содержание учебного материала
4
2
1
Поэтический мир М.И.Цветаевой. Судьба поэтессы.
2
2
Основные темы и мотивы лирики Цветаевой.
2
Самостоятельная работа. Реферат «Судьба и творчество М Цветаевой».
3
Тема 2.6
М.Горький.
Содержание учебного материала
10
1
1
Сведения из биографии. Ранние рассказы Горького «Старуха Изергиль».
4
2
Пьеса «На дне». Герои пьесы, философский смысл пьесы. Спор о назначении человека.
6
Самостоятельная работа. Подготовиться к сочинению.
2
Тема 2.7
А.А.Блок.
Содержание учебного материала
4
1
1
Жизнь и творчество поэта. Особенности поэтики его стихотворений.
1
2
Поэма «Двенадцать». Сюжет, композиция, образный строй поэмы.
2
3
Полемический характер поэмы.
1
Самостоятельная работа. Реферат «Тема исторических судеб России в творчестве Блока»
4
Тема 2.8
С.А.Есенин.
.
Содержание учебного материала
4
1
1
Жизненный и творческий путь Сергея Есенина.
2
2
Художественно-философские основы поэтики С.Есенина. Природа и человек в лирике Есенина. Поэма «Анна Снегина». Художественные особенности поэмы
2
Самостоятельная работа. Реферат « Тема Родины в творчестве Есенина»
4
Тема 2.9
В.В.Маяковский.
Содержание учебного материала
4
1
1
Жизнь и творчество Маяковского. Основные темы и идеи лирики Маяковского.
2
2
Любовная лирика Маяковского. Поэт и революция.
2
Тема 2.10
.М.А.Булгаков.
Содержание учебного материала
10
1
1
Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита».Своеобразие жанра, система образов, многоплановость романа.
5
2
Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Своеобразие писательской манеры.
5
Самостоятельная работа. Подготовиться к сочинению .
2
Тема 2.11.
М.А.Шолохов.
Содержание учебного материала
10
1
Жизнь, творчество, личность Шолохова. «Донские рассказы». Роман «Поднятая целина». Коллективизация в романе, этапы становления колхоза на хуторе Гремячий Лог. Партия и народ в романе. Трагизм и юмор в романе..
10
Самостоятельная работа. Реферат на тему «Шолохов-создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах»
4
Раздел 3. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
22
Тема 3.1
А.Т.Твардовский.
Содержание учебного материала
6
1
1
Сведения из биографии. Тема войны и памяти в лирике Твардовского.
Важнейшие тенденции современной литературы, понятие о постмодернизме.
4
Самостоятельная работа. Ответить на вопросы теста.
1
Самостоятельная работа. Реферат на тему «Развитие жанра детектива в конце ХХ века»
2
Итого:
293
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению дисциплины.
. Реализация дисциплины «Литература» должна обеспечивать наличие специального кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методических пособий по дисциплине, справочные материалы, плакаты, наглядные пособия, учебники., рабочие места преподавателей и студентов.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
2.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005
3.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл.
4.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
5.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
6.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
7.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.
8.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.
9.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.
10. История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М.
11.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина.
12.История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова.
Дополнительные источники:
1. В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов.
2.К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.
3.А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник.
4.М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно…
5.Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.
6.И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.
7. Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник
.8.Н.Г. Чернышевский. Что делать?
9.И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).
10.А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.
Интернет-ресурсы:
Литература. 10кл. Учебник. Ч.1._Коровин В.И._2012 -414с.djvu
Литература. 10кл. Учебник. Ч.2._Коровин В.И._2012 -384с.djvu
Литература ХХ в.
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А. Толстой. Петр Первый.
И. Шмелев. Лето Господне.
А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.
А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.
О. Мандельштам. Воронежские стихи.
В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.
М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...
М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).
П. Антокольский. Сын.
А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…
К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).
А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.
М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Васильев. А зори здесь тихие.
В. Быков. Сотников. Знак беды.
В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.
В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.
Ю. Трифонов. Обмен.
В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.
Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.
Т. Толстая. Рассказы.
Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.
В. Ерофеев. Москва – Петушки.
С. Довлатов. Чемодан.
Н. Рубцов. Подорожник.
Д. Самойлов. Голоса за холмами.
И. Бродский. Часть речи.
Ю. Кузнецов. После вечного боя.
Г. Айги. Стихи.
Д.А. Пригов. Стихи.
Интернет-ресурсы:
Литература. 10кл. Учебник. Ч.1._Коровин В.И._2012 -414с.djvu
Литература. 10кл. Учебник. Ч.2._Коровин В.И._2012 -384с.djvu
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Литература
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы и других видов заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
Самостоятельная работа №3,№6,№13.
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Самостоятельная работа №4,№5,.№7,№9,№21,№23,№24,
№26,№27,№42,№43,№44,№45.
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Самостоятельная работа №10,№11,
№30,№31,№32,№33,№46,№47.
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
Самостоятельная работа№1,№2,№36,№37,№38,№39.
-формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Самостоятельная работа №16,№18,№19,№20.
Усвоенные знания:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
Самостоятельная работа №5,№8,№12,№14,№15,№17,№22,
№25,№28,№29.
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;