kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Преданья старины глубокой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Преданья старины глубокой"»


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов составлена на основании следующих документов:

● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

● СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.







Важным средством воспитания является народное творчество. Фольклорные произведения способствуют воспитанию любви к Родине, к национальным традициям.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.


Направленность программы


Настоящая программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.


Цель курса:

Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.


Задачи курса:

образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях и художественном своеобразии УНТ.                       



  развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.



воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.



Предполагаемые результаты реализации программы.



Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • анализировать художественное произведение;

  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;

  • давать характеристику героев.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, викторин, тестов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.


Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Почти все занятия включают различные формы контроля, своеобразие которых позволяет развивать в детях объективную самооценку, взаимооценку, умение аргументированно и убедительно представлять и доказывать свое мнение, рецензировать презентации, проекты, выступления товарищей. Все это способствует развитию коммуникативных и эстетических компетентностей детей, реализовывает их творческие возможности.

Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся и их предрасположенность к определенному виду деятельности, для итогового контроля предлагаются на выбор три варианта:

- публичное выступление, защита рефератов;

- защита творческих работ;

- защита творческих проектов.


Темы рефератов, творческих работ, творческих проектов.


  • Мифы древних славян.

  • Календарные обряды.

  • Малые жанры УНТ.

  • Собиратели народных песен.

  • Песенно-обрядовый фольклор.

  • Живительная сила народного слова.

  • «Зёрна народной мудрости» (загадки, пословицы и поговорки).

  • Создание фольклористического словаря-минимума.

  • Сказка как жанр УНТ.

  • Виды сказок.

  • УНТ. Былины.

  • Колыбельные песни.

  • Частушки как фольклорный жанр.

  • Фольклорная шкатулка.

  • Сказка ложь, да в ней намек.

  • Образ волка(лисы) в народных сказках.

  • Произведения в интерпретации иллюстраторов.

  • Фольклор моей семьи.

  • Мы в зеркале пословиц.



Календарно-тематический план.



п/п

Дата проведе-ния

Кол-во часов

                 Тема занятия

Содержание

1

  

1

Введение. Понятие о фольклоре. Основные особенности фольклора.

Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, народность, традиционность.

2-4

  

3

Общее понятие о мифе и мифологии. Античный миф. Мифы древних славян.

Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Возникновение мифов. Основные категории мифов. Мифологические герои и персонажи.

5-6


2

Календарно-обрядовая поэзия.

Общая характеристика обрядовой поэзии. . Соотношение обряда и мифологического сознания.

7


1

Заклички и приговорки.

Заклички и их связь с календарной поэзией. Приговорки и их отношение к магическим ритуалам.

8-9


2

Бытовой фольклор. Народные песни.

Песня как жанр фольклора. Лирическое и эпическое начало в песне. Своеобразие поэтического языка народных песен. Песни исторические и лирические.

10-11


2

Былины.

Эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня), отличие былин от исторических песен. Тематика былин.

12


1

Частушки.

Определение жанра час-тушки. Своеобразие быто-вания частушки. Изучение и собирание частушки.

13-14


2

Малые жанры фольклора.

Загадки.

Содержание и форма загадок, художественные средства загадки. Собирание и изучение загадок.

15-16


2

«Зёрна народной мудрости…»

Пословицы и поговорки.

Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок. Связь поговорки с фразеологией. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы.

17-20


4

Народные сказки.

Сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения). Типы сказочных персонажей.

21


1

Предания.

Предание и его художественные особенности. Жанровое определение предания (историческое предание). Тематические группы; топонимические предания.

22


1

Легенды.

Жанровое определение легенды. Соотносимость легенды и волшебной сказки через легендарную фантастику.

23

  

1

Детский фольклор.

Колыбельные песни.

История возникновения колыбельных песен как один из древнейших жанров фольклора, их народные и этнические особенности. Содержание, сюжет, образная система, мотив убаюкивающих песен. Ровный ритм и монотонная мелодия как характерные черты колыбельной.

24

  

1

Пестушки и потешки.

Связь пестушек и потешек с колыбельными песнями, роль в физическом воспитании детей, процесс перехода пестушек 

в потешки. Потешки как один из видов народного творчества, их назначение.

25


1

Прибаутки.

Отличие прибаутки от пестушек и потешек. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей. 

26


1

Небылицы – перевёртыши.

Небылицы как разновидность загадки и прибаутки, их назначение; особенности данного вида творчества. 

27

  

1

Считалки.

Считалка как вид русского игрового фольклора.

28


1

Прозвища и дразнилки.

 Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей. 

29


1

Скороговорки.

Скороговорки как вид народного творчества. 

30-31


2

Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.

Народный кукольный театр, его виды, формы и персонажи. Театр Петрушки.

32-33


2

Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 5-х классов)


34-35


2

Итоговое занятие. Посиделки «Делу – время, потехе – час»
































Литература

  • Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. — М.: Высшая школа, 2009. — 726 c.

  • Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. / Под ред. и с предисл. Шамбинаго. — 2 изд. — 1984.

  • Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. / Подгот., предисл. и прим. В.Я. Проппа. — М.: Гослитиздат, 1997.

  • Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

  • Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.

  • Былины / Сост. Б.Н. Путилов. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. — 526 c.

  • Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

  • Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.

  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

  • Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).

  • Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.

  • Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.



Интернет-ресурсы


  1. http://www.school-litra.ru/

  2. Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях

  3. http://pushkin.niv.ru/

  4. http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки)

  5. http://skazka.ucoz.ru/















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Преданья старины глубокой"

Автор: Скутова Елена Анатольевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502816

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства