Рабочая программа внеурочной деятельности "Преданья старины глубокой"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Преданья старины глубокой"
Настоящая программа построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Преданья старины глубокой"»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов составлена на основании следующих документов:
● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
● СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
Важным средством воспитания является народное творчество. Фольклорные произведения способствуют воспитанию любви к Родине, к национальным традициям.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Направленность программы
Настоящая программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.
Цель курса:
Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Задачи курса:
образовательная:дать общее представление о содержании и объёме понятия «фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях и художественном своеобразии УНТ.
развивающая:развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
воспитательная:воспитывать чувство национальной гордостиза свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
анализировать художественное произведение;
сравнивать произведения разных жанров и авторов;
давать характеристику героев.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, викторин, тестов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Почти все занятия включают различные формы контроля, своеобразие которых позволяет развивать в детях объективную самооценку, взаимооценку, умение аргументированно и убедительно представлять и доказывать свое мнение, рецензировать презентации, проекты, выступления товарищей. Все это способствует развитию коммуникативных и эстетических компетентностей детей, реализовывает их творческие возможности.
Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся и их предрасположенность к определенному виду деятельности, для итогового контроля предлагаются на выбор три варианта:
- публичное выступление, защита рефератов;
- защита творческих работ;
- защита творческих проектов.
Темы рефератов, творческих работ, творческих проектов.
Мифы древних славян.
Календарные обряды.
Малые жанры УНТ.
Собиратели народных песен.
Песенно-обрядовый фольклор.
Живительная сила народного слова.
«Зёрна народной мудрости» (загадки, пословицы и поговорки).
Создание фольклористического словаря-минимума.
Сказка как жанр УНТ.
Виды сказок.
УНТ. Былины.
Колыбельные песни.
Частушки как фольклорный жанр.
Фольклорная шкатулка.
Сказка ложь, да в ней намек.
Образ волка(лисы) в народных сказках.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Фольклор моей семьи.
Мы в зеркале пословиц.
Календарно-тематический план.
№
п/п
Дата проведе-ния
Кол-во часов
Тема занятия
Содержание
1
1
Введение. Понятие о фольклоре. Основные особенности фольклора.
Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, народность, традиционность.
2-4
3
Общее понятие о мифе и мифологии. Античный миф. Мифы древних славян.
Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Возникновение мифов. Основные категории мифов. Мифологические герои и персонажи.
5-6
2
Календарно-обрядовая поэзия.
Общая характеристика обрядовой поэзии. . Соотношение обряда и мифологического сознания.
7
1
Заклички и приговорки.
Заклички и их связь с календарной поэзией. Приговорки и их отношение к магическим ритуалам.
8-9
2
Бытовой фольклор. Народные песни.
Песня как жанр фольклора. Лирическое и эпическое начало в песне. Своеобразие поэтического языка народных песен. Песни исторические и лирические.
10-11
2
Былины.
Эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня), отличие былин от исторических песен. Тематика былин.
12
1
Частушки.
Определение жанра час-тушки. Своеобразие быто-вания частушки. Изучение и собирание частушки.
13-14
2
Малые жанры фольклора.
Загадки.
Содержание и форма загадок, художественные средства загадки. Собирание и изучение загадок.
15-16
2
«Зёрна народной мудрости…»
Пословицы и поговорки.
Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок. Связь поговорки с фразеологией. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы.
17-20
4
Народные сказки.
Сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения). Типы сказочных персонажей.
21
1
Предания.
Предание и его художественные особенности. Жанровое определение предания (историческое предание). Тематические группы; топонимические предания.
22
1
Легенды.
Жанровое определение легенды. Соотносимость легенды и волшебной сказки через легендарную фантастику.
23
1
Детский фольклор.
Колыбельные песни.
История возникновения колыбельных песен как один из древнейших жанров фольклора, их народные и этнические особенности. Содержание, сюжет, образная система, мотив убаюкивающих песен. Ровный ритм и монотонная мелодия как характерные черты колыбельной.
24
1
Пестушки и потешки.
Связь пестушек и потешек с колыбельными песнями, роль в физическом воспитании детей, процесс перехода пестушек
в потешки. Потешки как один из видов народного творчества, их назначение.
25
1
Прибаутки.
Отличие прибаутки от пестушек и потешек. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.
26
1
Небылицы – перевёртыши.
Небылицы как разновидность загадки и прибаутки, их назначение; особенности данного вида творчества.
27
1
Считалки.
Считалка как вид русского игрового фольклора.
28
1
Прозвища и дразнилки.
Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей.
29
1
Скороговорки.
Скороговорки как вид народного творчества.
30-31
2
Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.
Народный кукольный театр, его виды, формы и персонажи. Театр Петрушки.
32-33
2
Подготовка к «Фольклорным посиделкам» (для 5-х классов)
34-35
2
Итоговое занятие. Посиделки «Делу – время, потехе – час»
Литература
Аникин В.П.Русское устное народное творчество: Учебник. — М.: Высшая школа, 2009. — 726 c.
Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. / Под ред. и с предисл. Шамбинаго. — 2 изд. — 1984.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. / Подгот., предисл. и прим. В.Я. Проппа. — М.: Гослитиздат, 1997.
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.