Принято на педагогическом совете. Утверждаю. Протокол №1 Заведующая Карагайской СОШ:__________
«31» августа 2022 г. (Н.М.Урамаева)
Приказ №20 – ОД от
«01»сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературная гостиная».
НАПРАВЛЕНИЕ: (5 – 9 классы)
Срок реализации программы - 1 год
Автор программы: Урамаева Альбина Бикмухаметовна,
учитель русского языка и литературы.
с. Большой Карагай
Год создания программы – 2022 г.
Согласовано.
Педагог - организатор
Карагайской СОШ
___________ Р. Р. Абусагитова
«31»августа 2022 г.
Пояснительная записка
Внеклассная работа по чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им лучше усваивать программный материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Обучение учащихся осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника.
«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью».
Программа кружка рассчитана на детей с 11 до 17 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю. Рекомендуемый минимальный состав группы 6 человек.
Цель программы:
- воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,
- углубление знаний по литературе,
- привитие любви к чтению,
-активизация творческих способностей.
Задачи программы:
Задачи программы – выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений.
1. Образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- развивать интерес учащихся к изучению биографии писателей;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать сценические навыки учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам
Принципы организации работы кружка:
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
Формы:
-выразительное чтение вслух,
- заучивание наизусть,
- словесное рисование,
- эвристическая беседа,
- творческие работы (собственные стихи, проза, рисунки, сценки),
- обсуждение проблемных вопросов
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- групповой;
- индивидуальный.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В процессе занятий педагог направляет свою деятельность не только на чтение произведений, но и мотивирует и формирует интерес к книгам. Поэтому необходимо посещать кружок систематически, быть активными, любознательными, уметь слушать и слышать.
Содержание программы:
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
1.
Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная»
4
2.
Понятия фольклора, виды и классификация.
8
3.
Сказки как жанр, виды сказок.
18
4.
Знакомство с русской классической литературой.
16
5.
Знакомство с творчеством зарубежных писателей.
10
6.
День славянской письменности и культуры.
4
7.
Поэзия: рифмы, виды рифмовки.
6
8.
Читательская конференция.
2
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- Осознают значимость чтения для личного развития.
- Выработают умение работать с текстом, с книгой.
- Сумеют самостоятельно выбрать интересующую литературу.
- Смогут высказать свое мнение о прочитанном произведении и героях.
- Выработают умение работать в группах и парах, участвовать в литературных конкурсах, инсценировках.
- Расширят читательский кругозор.
Календарно-тематический план
№ п/п
дата
Тема
Количество часов
Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная»
1.
5/09
Привлечение обучающихся в кружок «Литературная гостиная»
http://www.rst.ru (Российская государственная библиотека)
http://www.k uroku.ru (опыт учителей)
http://newlit.ru / (новая литература)
Фильм.ру ( Film.ru )
Список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143
4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.