Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (Saint-Exupery) (1900 — 31 июля 1944, место гибели неизвестно), французский писатель. Философичность, лиризм, гуманистический пафос отличают романы «Южный почтовый» (1929), «Земля людей» (1939), повесть «Военный летчик», аллегорическую сказку «Маленький принц» (1943). Незаконченная философская книга «Цитадель» (издана 1948). Участник 2-й мировой войны, летчик. Погиб в разведывательном полете над Южной Францией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по литера.8 класс,часть 4 »
151
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Литературные традиции в XX веке
$Загляни в словарь!
С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «неоромантизм».
8 Неоромантизм -
……………………………………………………………………………
С помощью статьи учебника «Литературные традиции в ХХ веке» (стр. 376) напишите, чем неоромантический герой отличается от романтического героя.
М. Горький «Макар Чудра»
Знаете ли вы?
Максим ГОРЬКИЙ (настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) - русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий (так называемого «серебряного века») и советской литературы.
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Определите место и время действия рассказа М. Горького «Макар Чудра»?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Какова роль пейзажа в рассказе М. Горького «Макар Чудра»?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
В чем суть спора старого цыгана Макара Чудры и странника? Почему читатель не слышит реплик второго?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Какими средствами раскрываются характеры Макара Чудры и повествователя?
Охарактеризуйте композицию рассказа М. Горького «Макар Чудра»?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Каков основной конфликт в рассказе М. Горького «Макар Чудра»?
……………………………………………………………………………
Дайте устные характеристики Лойко Зобару и Раде.
……………………………………………………………………………
Как проявляются романтические традиции в рассказе М. Горького «Макар Чудра»?
……………………………………………………………………………
В чем проявилось новаторство автора в рассказе «Макар Чудра»?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Зачем Макар Чудра рассказал свою «быль»? Какой совет дает он повествователю?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Соглашается ли повествователь с мнением старого цыгана? О чем свидетельствуют заключительные строки рассказа?
……………………………………………………………………………
Можно ли утверждать, что в рассказе М. Горького «Макар Чудра» проявляются реалистические традиции и в чем именно?
……………………………………………………………………………
Творческое задание «Проба пера».
Напишите сочинение на тему «Образ женщины в романтической литературе XIX-XX веков».
……………………………………………………………………………
А.И. Куприн «Гамбринус»
Знаете ли вы?
Александр Иванович КУПРИН (1870-1938) - русский писатель-реалист, одно из самых громких имен первой четверти XX века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Как создается образ города и какую роль он выполняет в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус»?
Малая олимпиада
Припомните, в каких произведениях русской литературы XIX века был создан образ города. Какова была его художественная задача?
……………………………………………………………………………
U Расскажите об исполнительском мастерстве главного героя.
……………………………………………………………………………
sКакими средствами создается характер Сашки?
……………………………………………………………………………
!" Малая олимпиада
Приведите примеры произведений русской и зарубежной литературы, посвященных теме «Музыка и музыканты»?
Творческая мастерская.
Какие реальные исторические события отразились в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус»?
……………………………………………………………………………
$Загляни в словарь!
С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «антитеза».
8 Антитеза -
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Какую роль играет антитеза в создании образа главного героя в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус»?
……………………………………………………………………………
$Загляни в словарь!
С помощью «Школьного поэтического словаря» Квятковского А.П. выясните значение литературного термина «умолчание».
8 Умолчание -
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
В какой части сюжета рассказа автор прибегнул к умолчанию и с какой целью он это делает?
……………………………………………………………………………
sДокажите, что Сашка является неоромантическим героем.
Творческая мастерская.
Высказывание литературоведа.
О рассказе А.И. Куприна «Гамбринус» русский писатель ХХ векаК. Г. Паустовский писал так:
«Все в этом рассказе было точно, как протокол, и вместе с тем рассказ был гуманен до слез и живописен, как летний вечер на Дерибасовской»?
Как вы понимаете слова писателя?
……………………………………………………………………………
Творческое задание «Проба пера».
Напишите сочинение - эссе на тему «Человека можно искалечить физически, но искусство все перетерпит и все победит»
Н.С. Гумилев «Золотой рыцарь»
$Загляни в словарь!
С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «колорит».
8 Колорит -
……………………………………………………………………………
Это полезно знать!
колорит
Рассмотрите алгоритм «Виды колорита в литературном произведении»
национальный
местный
бытовой
исторический
религиозный
восточный
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Какой колорит создан в рассказе Н.С. Гумилева «Золотой рыцарь», и какие средства использовал для этого автор?
……………………………………………………………………………
!" Малая олимпиада
Приведите примеры литературных произведений, в которых создан тот или иной вид колорита.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какие фольклорные традиции нашли отражение в рассказе Н.С. Гумилева «Золотой рыцарь»?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какие духовные традиции нашли отражение в рассказе Н.С. Гумилева «Золотой рыцарь»?
& Творческая мастерская.
Какие литературные традиции нашли отражение в рассказе Н.С. Гумилева «Золотой рыцарь»?
……………………………………………………………………………
sКак вы поняли смысл заключительной части рассказа? Какова идея произведения?
……………………………………………………………………………
!Творческое задание «Проба пера».
Напишите отзыв, рецензию или эссе о рассказе Н.С. Гумилева «Золотой рыцарь».
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Знаете ли вы?
Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (Saint-Exupery) (1900 — 31 июля 1944, место гибели неизвестно), французский писатель. Философичность, лиризм, гуманистический пафос отличают романы «Южный почтовый» (1929), «Земля людей» (1939), повесть «Военный летчик», аллегорическую сказку «Маленький принц» (1943). Незаконченная философская книга «Цитадель» (издана 1948). Участник 2-й мировой войны, летчик. Погиб в разведывательном полете над Южной Францией.
……………………………………………………………………………
sПрочитайте посвящение к повести-сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В чем его своеобразие?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Чем, по мнению автора, взрослые отличаются от детей?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Как объяснить сделанный им вывод: «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым»?
& Творческая мастерская.
Изобразите маршрут Маленького принца. Какие встречи ожидали его?
Определите значение каждого эпизода-встречи. Что нового открыли они Маленькому принцу?
……………………………………………………………………………
U Расскажите об условиях жизни Маленького принца. С какими проблемами сталкивался Маленький принц?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Покидая свою планету, Маленький принц в последний раз прополол ростки баобабов и не беспокоится, что без него за год планета зарастет. Почему? Аллегорией чего являются ростки баобабов, и откуда их в действительности нужно «выпалывать»?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Выпишите из повести-сказки предложения, имеющие афористическое звучание.
……………………………………………………………………………
U Охарактеризуйте повествователя и Маленького принца.
……………………………………………………………………………
sОбъясните смысл эпилога.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Найдите в сказке Экзюпери отражение романтических традиций европейской литературы.
……………………………………………………………………………
sКак вы понимаете утверждение: «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить…»?
……………………………………………………………………………
!Творческое задание «Проба пера».
Придумайте сказку о вашей встрече с Маленьким принцем под названием «Диалоги с Маленьким принцем». Постарайтесь придать ей философское звучание.
А.С. Грин «Алые паруса»
Знаете ли вы?
Александр Степанович ГРИН (настоящая фамилия Гриневский) (1880-1932) - русский писатель. В романтико-фантастических повестях «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Проверочная работа
Назовите жанр произведения А.С. Грина «Алые паруса».
Где происходит действие произведения?
Как зовут родителей Ассоль?
После какого случая вся деревня стала ненавидеть отца девушки?
Каким промыслом заняты отец и дочь?
Кто предсказал девочке чудесную судьбу?
Что сделал маленький мальчик с картиной, со своей рукой и с фарфоровой копилкой?
Каким был первый подарок капитана девушке? При каких обстоятельствах подарен?
Какие грузы перевозит капитан, а какие нет?
Как называются корабль молодого капитана и корабль, на котором в молодости плавал отец девушки?
«Оно заключено в бочки черного дерева, крепкого, как железо. На них двойные обручи красной меди. На обручах латинская надпись: «…». Какая?
Какова идея произведения?
……………………………………………………………………………
$Загляни в словарь!
С помощью справочника Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» выясните значение литературного термина «феерия».
8 Феерия -
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Определите место и время действия произведения.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какова роль экспозиции в сюжете повести?
……………………………………………………………………………
U Дайте устные характеристики Ассоль и Грея. Что объединяет эти персонажи?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
С помощью каких средств создаются образы главных герев в повести А.С. Грина «Алые паруса»?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какие предметы являются символами в тексте повести. Определите их символическое значение? Какую роль они играют в произведении?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какова философская основа повести? Почему герои обрели счастье?
……………………………………………………………………………
sПродолжите фразу «Ассоль, как и Мцыри, ……………»
……………………………………………………………………………
sДокажите, что произведение А.С. Грина является романтическим.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Отметьте сочетание сказочного и реального в повести А.С. Грина «Алые паруса».
……………………………………………………………………………
!Творческое задание «Проба пера».
Сочините лирическую миниатюру на тему «Алый парус надежды…». В своей работе отведите важную роль морскому пейзажу. Не забудьте о музыкальном фоне в повести Грина. Постарайтесь придать миниатюре философское звучание.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Сравните созданный вами текст с лирической миниатюрой В.Г. Короленко «Огоньки» и сделайте выводы.
……………………………………………………………………………
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Знаете ли вы?
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (настоящая фамилия Климентов) (1899-1951) - русский писатель. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России — 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе — в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) — неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.
……………………………………………………………………………
sПочему рассказ А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» имеет подзаголовок? Какова его роль?
& Творческая мастерская.
Что делает Мальцева лучшим машинистом? Какие доводы приводит рассказчик?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Почему главный герой рассказа одинок?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Почему Мальцев не заметил своей внезапно насупившей слепоты?
……………………………………………………………………………
sКак вы понимаете смысл словосочетаний в названии рассказа?
«Прекрасный» мир
«Яростный» мир
……………………………………………………………………………
U Охарактеризуйте повествователя.
……………………………………………………………………………
sЧто добавляет образ повествователя к пониманию красоты окружающего мира?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Объясните смысл заключительной части рассказа.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Найдите проявление романтических и реалистических традиций в произведении.
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Найдите портретное описание машиниста Мальцева в тексте рассказа? В чем заключается особенность этого портрета?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Объясните смысл метафоры «…Тело его худело от постоянного горя». Какова ее роль в тексте рассказа?
……………………………………………………………………………
sОпределите авторскую позицию А.П. Платонова в рассказе «В прекрасном и яростном мире»?
……………………………………………………………………………
!Творческое задание «Проба пера».
Придумайте и кратко изложите сюжет рассказа о человеке и машине, трагедии в пути и победе человека над обстоятельствами. Варианты названий: «Прерванный полет», «В открытом космосе», «Среди океанских глубин», «Ралли не для слабых».
В каких литературных произведениях, прочитанных вами ранее, отражена тема Великой Отечественной войны?
……………………………………………………………………………
!" Малая олимпиада
В каких произведениях русской литературы XIX и XX веков звучит тема войны?
……………………………………………………………………………
sКакие фольклорные традиции отразились в сюжете поэмы А.Т. Твардовского и в образе главного героя?
……………………………………………………………………………
sНазовите реалистические традиции, положенные в основу сюжета поэмы?
……………………………………………………………………………
U Охарактеризуйте образ Василия Теркина – русского солдата на войне.
……………………………………………………………………………
sО сюжете своей поэмы А.Т. Твардовский в главе «От автора» пишет: «… книга про бойца, без начала и конца» и объясняет, почему без начала и конца. В чем еще проявляется свобода сюжета произведения?
……………………………………………………………………………
U Докажи, что главный герой поэмы является национальным характером в русской литературе. Как сочетается в нем конкретное и обобщенное, личное и всеобщее?
……………………………………………………………………………
sС помощью каких средств создан образ Василия Теркина в поэме?
……………………………………………………………………………
sКакие литературные традиции отразились в поэме А.Т. Твардовского, и в чем новаторство поэмы?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Высказывание литературоведа.
Литературовед В.М. Акимов считает, что «облик войны в «Тёркине» воспроизведен с редкой полнотой и точностью: от внешнего вида людей, их быта – до живого звучания русской народной, солдатской речи той поры. Перед нами в полном смысле слова достоверный документ эпохи, надежное свидетельство очевидца и участника событий».
Докажите или опровергните справедливость слов ученого.
!Творческое задание «Проба пера».
Напишите сочинение на тему «Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
Н.М. Рубцов «Видения на холме»
Знаете ли вы?
Николай Михайлович РУБЦОВ (1936-71) - русский поэт. Его творчество - проникновенная поэзия природы, сельской жизни (сборники «Душа хранит», 1969, «Сосен шум», 1970, «Стихотворения. 1953-1971», 1977).
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какие мотивы и сквозные образы лирики отразились в стихотворении Н.М. Рубцова «Видения на холме»?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какими художественными средствами и стилистическими фигурами создан лирический образ Родины в стихотворении Н.М. Рубцова «Видения на холме»?
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Какие детали – символы присутствуют в тексте стихотворения? Каково их символическое значение?
……………………………………………………………………………
sНазовите традиции русской лирики, отразившиеся в стихотворении Н.М. Рубцова «Видения на холме»?
……………………………………………………………………………
Знаете ли вы?
Николай Рубцов считал себя последователем поэтов и писателей – классиков 19 века. Свое творческое «кредо» он изложил в стихотворении:
Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета,
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!…
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Сравните стихотворение Н.М. Рубцова «Видения на холме» со стихотворением С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
1914
В чем проявляется близость авторской позиции поэтов и предметов их изображения?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Высказывание литературоведа.
Ю.И. Минералов о творчестве Н.М. Рубцова написал так: «Рубцов – в лучшем смысле слова национальный поэт. Дело не только в проблематике его стихов, где регулярно поднимаются мотивы судеб России, русской природы, русской истории, где в центре ряда – стихотворные образы А. Пушкина, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, М. Лермонтова и др. великих писателей. Дело и в том, что герой Рубцова несет в себе набор основных черт русского национального характера, национальной психологии. Личная его трагедия органично вливается в трагическую историю Родины, его метания по разным уголкам страны исподволь обрисовывают и ширь просторов его огромной державы, и контуры души создавшего ее народа, плоть от плоти которого был Рубцов».
Докажите или опровергните справедливость слов ученого.
……………………………………………………………………………
!Творческое задание «Проба пера».
Попытайтесь сочинить небольшое стихотворение о родине, о России.
В.М. Шукшин «Дядя Ермолай»
Знаете ли вы?
Василий Макарович ШУКШИН (1929 — 2 октября 1974) - русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2, 1965-1987) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки-лавочки», 1972, «Калина красная», 1974) — многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни. Исполнил главные роли в фильмах: «Два Федора» (1958), «Комиссар» (1967, выпущен в 1987), «У озера» (1970; Государственная премия СССР, 1971), «Они сражались за Родину» (1975). Поставил фильмы: «Живет такой парень» (1964, приз «Золотой лев» Международного кинофестиваля в Венеции), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно).
……………………………………………………………………………
& Творческая мастерская.
Найдите отражение традиций реализма XIX века в рассказе В.М. Шукшина «Дядя Ермолай»?
sШукшина можно считать продолжателем темы «маленького человека» в русской литературе. Какую трактовку получила эта тема в творчестве В.М. Шукшина?
……………………………………………………………………………
sКакой литературный характер создан в творчестве В.М. Шукшина? В творчестве какого автора таятся истоки этого образа?
……………………………………………………………………………
U Устно охарактеризуйте Ваську с Гришкой и дядю Ермолая?
……………………………………………………………………………
sПо какому принципу соотносятся их образы?
……………………………………………………………………………
sКого из персонажей рассказа можно назвать героем – правдоискателем?
……………………………………………………………………………
!Творческое задание «Проба пера».
Дайте ответ на вопрос, возникший перед повествователем в рассказе: есть ли смысл в жизни сельского труженика, наполненной бесконечно тяжелой работой, и почему очень многие выбирают для себя иную жизнь?
sРассказ имеет «открытый финал». Как вы понимаете значение этого термина? Приведите примеры названий других литературных произведений, имеющих «открытый финал»?
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Высказывание литературоведа.
Литературовед А.И. Овчаренко пишет: «Шукшин знал жизнь современной ему деревни всесторонне. И рисовал он ее довольно суровыми красками, не скрывая ни ее противоречий, ни деревенской грубости, злых людей показывал злыми, добрых добрыми».
Докажите или опровергните справедливость слов ученого.
……………………………………………………………………………
Творческий практикум
по теме «Литературная традиция»
Проверьте свои знания!
Романтизм, реализм и неоромантизм в русской литературе
Романтизм
Реализм
Неореализм
провозглашение сложной человеческой индивидуальности
стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях
ощущение кризиса реализма как художественной системы
взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»
изображение человека в его взаимодействии со средой
стремление к перевоссозданию действительности
интерес ко всему экзотическому
историческая точка зрения на жизнь
проблематика «отверженных»
тяготение к фантастическому
активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики
проблематика «сильной личности» и «естественного человека»
мучительное переживание разлада с действительностью
выраженный утверждающий характер
пафос свободолюбия
отказ от обыденного
особый динамизм
стремление «создать иллюзию мира» (Короленко)
стремление личности к абсолютной свободе
……………………………………………………………………………
Еще раз перечитайте материал учебника на с. 7-11 и вопросы на с. 12.
……………………………………………………………………………
Дайте определение литературоведческого термина «традиция».
……………………………………………………………………………
Вспомните, какие традиции встретились вам в произведениях, изученных в 8 классе?
……………………………………………………………………………
Составьте развернутый план ответа на вопрос: что такое литературная традиция и какова ее роль в развитии литературы?
……………………………………………………………………………
Вспомните, как изменялись герои литературных произведений (какие качества характера, идеи выдвигались на первый план).
……………………………………………………………………………
Вспомните, что не изменилось (патриотический пафос, нравственные критерии, идеалы добра, справедливости и т.д.).
……………………………………………………………………………
Проследите изменения формы литературных произведений. Вспомните, каким жанрам отдавалось предпочтение в то или иное время.
……………………………………………………………………………
Соотнесите произведения русской литературы с произведениями зарубежной литературы. Есть ли схожие мотивы, герои, сюжеты?
……………………………………………………………………………
Сделайте вывод о важности традиций для развития литературы.
……………………………………………………………………………
Читательская конференция
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке
Какие, по вашему мнению, литературные направления будут развиваться в XXI веке? Почему?
Какие жанры будут существовать в литературе? Какие уйдут в прошлое?
На какие традиции будет ориентироваться литература XXI века? В чем это будет проявляться?
Какие темы и авторские идеи будут интересны читателям XXI века?
Какие литературные характеры и литературные типы сохраняться в литературе XXI века?
……………………………………………………………………………
Стихотворения, написанные в XXI веке
Прочитайте стихотворения русских поэтов, написанные в XXI веке. Похожи ли они на стихотворения русских поэтов XIХ и ХХ веков? Чем отличаются? Какие традиции в них отражены? Определите их темы, идеи, мотивы и образы. Сделайте вывод об особенностях лирики начала XXI века.
Светлана Матлина
* * *
Забываю и книги, и речи.
Вижу светлый я родины лик.
И душой затаенной, как вечер,
Отлетаю на шепот и крик.
В этом поле беснуются кони.
Градом стрелы косые летят.
И скрестились мечи ярых молний,
Наши взгляды, скрестившись, стоят.
Осыпаются наземь вериги,
А казалось, износа им нет.
Во все стороны – зарево лика,
Только он, золотой русский свет.
Протоиерей Андрей Логвинов
Пасха 2001
Впервой на Пасху хмурая погода.
И в доме пол не мыт, на окнах грязь,
Внутри обвал, и тело как колода:
Душа трудилась, но надорвалась.
Такой был накануне чудный вечер!
Но ветер налетел из темноты,
И вмиг пасхальные задулись свечи.
Христос воскрес… Когда воскреснешь ты?!
Сергей Дерюшев
Далекий перезвон
Колокольня слишком далеко,
А ветра порывисты и злы.
Благовест? – Набат? –
О, нелегко
Распознать звучащее – из мглы!
Напрягаю третье – из пяти,
Остальные чувства крепко спят.
К колокольне ближе подойти?
Не успею, срежет автомат!
Звон повсюду: в сердце и окрест…
Верю, верю, верю в Благовест.
Александр Ибрагимов
Вещее зеркало
Сгущаются содрогающиеся вещие знаки.
И в нью-йоркском зеркале 11 сентября
Кланяются до горячей земли Хиросима и Нагасаки
Всемирному торговому центру от сербского монастыря…
Глеб Горбовский
Дворянское собрание
Ароматы. Цветистые речи
и с шампанским бокалы – вразнос…
Здесь – бомонд, обнаженные плечи,
на эстраде – брюнет… альбинос.
Он читает стихи о герани,
поминает вуаль, героин, -
вдохновенен, почти Северянин!
И какой-никакой – дворянин.
Я смотрю, завернувшись в портьеру,
на загробное действо сиё
и теряю в насущное веру,
и беснуется сердце мое.
Все красиво, душисто и… вздорно.
Зал трещит от улыбок и нег.
…А за окнами, в реве моторном,
Двадцать первый рождается век!
Марина Тарасова
Виртуальное кладбище
На наших сайтах открыто
(как вы могли подумать о живодерне!)
кладбище для ваших любимцев.
Принимаем соболезнования квадратные сутки.
Ведь никто не забыт и ничто не забыто.
Вот кошка Мария-Луиза в белой манишке,
похожая на училку
из снежной глубинки.
Вот пара пуделей с шекспировскими именами.
Ромео ищет блох у Джульетты.
А это вот… Крысик Изя1.
Так и видишь, как он сидел за
швейной машинкой,
как за шарманкой,
а вечерами играл на
неслыханном инструменте –
гибриде души и скрипки:
Конечно, я не Менухин,
зато не обидел и мухи.
Никто не забыт и ничто не забыто.
В новом веке с нами непременно случится
что-нибудь небывалое.
Фауст уже не будет продаваться за ящик пива.
И на далекой планете
нас встретят братки по разуму.
_______________
1 Крысик Изя взят из Интернета.
Наталья Нечаева
* * *
В доме – жутка тишь, а на улице дура-зима
Раскурила косяк и плюется в прохожих снежками.
Чья-то юная дочь, от свободы свихнувшись с ума,
Водку глушит в подъезде с прыщавобольными дружками.
Чья-то мать собирает бутылки, чтоб сдать в гастроном
И купить потом спичек и хлеба себе и собаке.
Чей-то горе-сынок с нетерпением ждет за углом
Крепкой и по возможности супербессмысленной драки.
Видно, сильно устала жар-птица, слиняла на юг
Развлекаться и петь среди рощ апельсиново-спелых.
И пока она в отпуске, с нами случится каюк,
Мы потонем в снегах безнадежных и траурно-белых.
И ничто не поможет – ни бритва, ни Пушкин, ни чай,
И ни водки стакан, и ни хохот смазливой подруги –
Нам спастись от зимы.
Бесполезно орать: «Выручай!»
Мы – бессильные пленники дико кайфующей вьюги.
Нам осталось всего лишь глазеть на огарок свечи
И дымить в потолок, наблюдая агонию стужи,
Да молить всех святых, чтоб весной прилетели грачи
И покончили с дурой-зимой, утопив ее в луже.
Светлана Сырнева
* * *
Детство грубого помола,
камыши, туман и реки,
сад, а в нем - родная школа,
вы остались в прошлом веке.
Счастье, вкус тоски сердечной,
платье легче водных лилий –
все исчезли вы навечно,
вы в прошедшем веке были.
Все, на чем душа держалась,
из чего лепила соты, -
в прошлом веке все осталось
без присмотра и заботы.
Кто там сжалится над вами,
кто на вас не будет злиться?
Кто придет и в Божьем храме
будет там за вас молиться?
Ты своей судьбой не правил,
не берег себя вовеки.
Беззащитное оставил
за горою, в старом веке.
Вспомни, там мы рядом были,
значит, нас хулить, не славить.
На твоей простой могиле
ты велел креста не ставить.
Но сиял в мильон накала
новый век, алмазный лапоть.
Где тут плакать, я не знала,
Да и ты просил не плакать.
Валентина Косточко
* * *
Скрип уютный, деловитый
Издает умелый нож.
Кожура – парик завитый –
Получился граф Картош!
Он изыскан, он воспитан,
Белотел, лицом хорош!
Замечательно упитан
Незабвенный граф Картош!
Он внезапно облысел
И в кастрюльку полетел!
Плюх! Теперь он – батискаф
Под водой… А новый граф
Появился, округлился!
Вот теперь, без парика,
Превратился в старика!
Отправляется купаться:
«Честь имею! Рад стараться!
Нынче теплая вода?
Пропустите, господа,
Я намерен прыгнуть с вышки!
Ап!» Веселых капель вспышки!
Чистит бабушка картошку.
Смотрит внук и смотрит кошка.
Всем троим нужна и нужен
Сказка и хороший ужин.
Примечание.
Стихотворения Андрея Логвинова, Сергея Дерюшева и Александра Ибрагимова перепечатаны из журнала «Наш современник» № 1 2003 г., стихотворения Натальи Нечаевой и Валентины Косточко - «Наш современник» № 2 2003 г., стихотворения Светланы Матлиной, Глеба Горбовского и Светланы Сырневой - «Наш современник» № 3 2003 г., стихотворение Марины Тарасовой – «Новый мир» № 12 2001 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительная статья ………………………………………….
41
Проверочная работа …………………………………………..
43
Введение: литература и традиция ……………………….…
44
Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» ……………………………………..
48
А.С. Пушкин.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» …………………………...
48
Ю.П. Кузнецов. «Атомная сказка» …………………………...
50
Древнерусская литература и ее традиции ………………...
53
Из «Повести временных лет» ………………………………..
54
«Слово о полку Игореве» ……………………………….
55
Жизнь «Слова» в литературе………………………………….
57
Духовная литература и её традиции
«Поучение Владимира Мономаха» ………….………………
61
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN».………………………..
62
Зарубежная литература и ее традиции. Сонет…………………………. …………………………………..
64
Русская литература XVIII века и ее традиции ……………...
70
Д.И. Фонвизин «Недоросль» …………………..………………
72
Г.Р. Державин. Лирика ………………………………………….
76
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» ………………………………..
77
Семинар. Русская литература XVIII века …………………..
80
Кроссворд. Русская литература XVIII века …………………
81
Литературные традиции в XIX веке ……………………………
82 82
А.С. Пушкин «Братья разбойники» ……………………………
8 85
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» ………………….
87
Е.А. Баратынский. Лирика……………………………………..
92
М.Ю. Лермонтов «Мцыри» ……………………………………
95
Д.Г. Байрон «Корсар» ……………………………………
100
Н.В. Гоголь «Портрет» ………………………………….…
101
Ф.И. Тютчев. Лирика …………………………………….…
107
И.С. Тургенев «Бирюк» ………………………………..…
110
Г. де Мопассан «Ожерелье» …………………………..
113
Н.С. Лесков «Человек на часах» ………………………..
114
Семинар. Традиции и новаторство русской литературы XIX века ……………………………………...
118
Литературные традиции в XX веке …….……………
119
М. Горький «Макар Чудра» …………………………
119
А.И. Куприн «Гамбринус» …………………………….
123
Н.С. Гумилев «Золотой рыцарь» ……………………
127
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» ………
129
А.С. Грин «Алые паруса» ……………………………
133
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» ..
136
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» ……………….
139
Н.М. Рубцов «Видения на холме» …………………..
142
В.М. Шукшин «Дядя Ермолай» ………………………
145
Творческий практикум «Литературная традиция»
147
Читательская конференция «Прогноз развития литературных традиции в XXI веке ………………….