В зависимости от рифмовки различают «французский», «итальянский» и «английский» сонеты. Рифмовка «французского» сонета – abba abba ccd eed; «итальянского» - abab abab cdc dcd; «английский» сонет строится из трех катернов и заключительного двустишия, рифмовка - abab cdcd efef gg (эту форму сонета использовал В. Шекспир). Заключительное двустишие «английского» сонета чаще всего получало функцию сентенции1, логического итога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по литера.8 класс,часть 2 »
83
……………………………………………………………………………
Знаете ли вы?
Большую роль играет внутренняя композиция сонета. Каждая строфа сонета – это законченное целое. Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности (сонетный замок). В сонете нетерпимы повторения слов или выражений, за исключением случая, когда того требует само построение стиха (анафора, параллелизм и т.п.).
……………………………………………………………………………
Знаете ли вы?
Несмотря на каноническую чеканку формы сонета, многие поэты стремились внести в него некоторое разнообразие. Так, Шекспир писал сонеты в форме трех четверостиший и заключительного двустишия с разнообразными свободными рифмами. Имеются варианты сонетов:
хвостатый сонет – два четверостишия и три терцета; сплошной сонет – на двух рифмах;
опрокинутый сонет – два терцета и два четверостишия; безголовый сонет – одно четверостишие и два терцета;
половинный сонет – четверостишие и терцет;
хромой сонет – неравностопность четвертого стиха в катернах;
сонет с кодой – с дополнительным 15-ым стихом;
венок сонетов – цикл из 15-и сонетов: в 14-и сонетах первый стих повторяет последний стих предыдущего, а вместе эти повторяющиеся стихи складываются в 15-й сонет – магистрал.
……………………………………………………………………………
Это полезно знать!
В зависимости от рифмовки различают «французский», «итальянский» и «английский» сонеты. Рифмовка «французского» сонета – abba abba ccd eed; «итальянского» - abab abab cdc dcd; «английский» сонет строится из трех катернов и заключительного двустишия, рифмовка - abab cdcd efef gg (эту форму сонета использовал В. Шекспир). Заключительное двустишие «английского» сонета чаще всего получало функцию сентенции1, логического итога.
Николай Степанович Гумилев (1886-1921) - русский поэт. В 1910-е годы был одним из ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (издал сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Занимался переводами. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Прочитайте сонеты. Определите их разновидности по способу рифмовки. Отметьте отступления от строгой канонической формы.
К.Д. Бальмонт
СКОРПИОН
Я окружен огнем кольцеобразным,
Он близится, я к смерти присужден, -
За то, что я родился безобразным,
За то, что я зловещий скорпион.
Мои враги глядят со всех сторон
Кошмаром роковым и неотвязным, -
Нет выхода, я смертью окружен,
Я пламенем стеснен многообразным.
Но вот, хоть все ужасней для меня
Дыханья неотступного огня,
Одним порывом полон я, безбольным.
Я гибну. Пусть я вызов шлю судьбе.
Я смерть свою нашел в самом себе.
Я гибну скорпионом – гордым, вольным.
Н.С. Гумилев
СОНЕТ
Я, верно болен: на;´ сердце туман,
Мне скучно всё – и люди, и рассказы.
Мне сняться королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… Я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены:
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит,
И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! я был убит.
1912
Приведите примеры сонетов, созданных русскими поэтами и соответствующих форме «французского», «итальянского» и «английского» сонетов.
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Какие традиции западноевропейской литературы отразились в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира, напечатанных в учебнике на стр. 101-102.
Творческая мастерская.
Соответствует ли «Сонет» А.С. Пушкина (стр. 103) традиционной композиционной схеме внутреннего построения сонетов?
…………………………………………………………………………..
Творческое задание «Проба пера».
Сочините свой сонет по заданным рифмам:
на Ниле
огни
в тени
пыли
ступни.
в могиле
они
хранили.
час
раз
стопою
след
лет
судьбою.
Знаете ли вы?
Кроме сонета существуют другие формализованные жанры:
Секстина - (сестина) (итал. sestina, от sesto, лат. sextus — шестой), твердая форма: стихотворение из 6 строф по 6 стихов, кончающихся 6 «ключевыми словами», повторяющимися (в сложно меняющемся порядке) из строфы в строфу; заключительное 3-стишие содержит все 6 ключевых слов.
Триолет - (франц. triolet), твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB (см. Рифма), где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.
Рондо - (франц. rondeau), в стихосложении — твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
……………………………………………………………………………
Это полезно знать!
БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в.
Знаете ли вы?
Александр Петрович Сумароков (1717-77) - русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750) ставил проблемы гражданского долга. Сочинял комедии, басни, лирические песни.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).
Лев Александрович Мей (1822-62) - русский поэт и драматург. Его лучшие произведения - исторические драмы «Царская невеста» (1849), «Псковитянка» (1849-59), на основе которых созданы одноименные оперы Н. А. Римского-Корсакова. Лев Александрович Мей сочинял лирические стихи, писал переводы.
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Определите жанр предложенных произведений. Есть ли в них отступления от канонов жанра и если есть, то в чем они проявляются?
А.П. Сумароков
Не думай ты, чтоб я других ловила
И чью бы грудь я взором уязвила.
Напрасно мне пеняешь ты, грубя;
Я та же все. Не возмущай себя,
Хотя твое я сердце растравила.
Любовь меня еще не изрезвила,
Неверности мне в сердце не вдавила,
И что горю другим я кем, любя,
Не думай ты.
Изменою я мыслей не кривила,
Другим любви я сроду не явила,
Свободу кем и сердце погубя,
Твой страхом дух я тщетно удивила;
Но чтоб любить я стала и тебя,
Не думай ты.
1759
Н.М. Карамзин
«Лизета чудо в белом свете,-
Вздохнув, я сам себе сказал,-
Красой подобных нет Лизете;
Лизета чудо в белом свете,
Умом зрела в весеннем свете».
Когда же злость ее узнал…
«Лизета чудо в белом свете!»
Вздохнув, я сам себе сказал.
1794
Л.А. Мей
Опять, опять звучит в душе моей унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встает, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать – мне лень.
Давно с моей душой сроднилась эта лень,
Как ветер с осенью угрюмой и унылой,
Как взгляд влюбленного с приветным взглядом милой,
Как с бором вековым таинственная тень;
Она гнетет меня и каждый божий день
Овладевает мной всё с новой, с новой силой.
Порою сердце вдруг забьется прежней силой;
Порой спадут с души могильный сон и лень;
Сквозь ночи вечныя проглянет светлый день:
Я оживу на миг и песнею унылой
Стараюсь разогнать докучливую тень,
Но краток этот миг, нечаянный и милый…
Куда ж сокрылись вы, дни молодости милой,
Когда кипела жизнь неукротимой силой,
Когда печаль и грусть скользила, словно тень,
По сердцу юному, и тягостная лень
Еще не гнездилась в душе моей унылой,
И новым красным днем сменялся красный день?
Увы!.. Пришел и он, тот незабвенный день,
День расставания с былою жизнью милой…
По морю жизни я, усталый и унылый,
Плыву… меня волна неведомою силой
Несет – бог весть куда, а только плыть мне лень,
И все вокруг меня – густая мгла и тень.
Зачем же, разогнав привычную мне тень,
Сквозь ночи вечныя проглянул светлый день?
Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень,
Опять передо мной явился призрак милый,
И голосок его с неотразимой силой
Опять, опять звучит в душе моей унылой?
1851
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Русская литература ХVIII века и ее традиции
Прочитав стр. 108-109 учебника, заполните алгоритм. На каких традициях основывалась русская литература ХVIII века:
Русская литература ХVIII века
……………………………………………………………………………
Какие традиции древнерусской и духовной литературы унаследовала русская литература ХVIII века?
Это полезно знать!
В ХVIII веке русская литература впервые проявила себя как особая, самостоятельная форма общественного сознания. Создается литературный язык, формируется разветвленная система литературных жанров: ода, элегия, трагедия, «слезная драма», «высокая» комедия, поэма. В ХVIII веке в русской литературе возникло такое литературное направление, как классицизм.
……………………………………………………………………………
$Загляни в словарь!
С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «классицизм».
8 Классицизм -
Рассмотрите алгоритм «Направления классицизма». Продолжите его заполнение по аналогии.
Сходство русского классицизма ХVIII века и европейского классицизма эпохи Просвещения
Оригинальные черты русского классицизма ХVIII века
Ориентация на культ разума, на подражание античным образцам и облагороженной природе
Внимание к конкретной российской действительности и остросатирическая направленность
Строгость в соблюдении поэтических правил и законов
Сюжеты не из античной мифологии, а из реальной действительности своего времени или из русской истории (Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Державин, Крылов)
Нормативность поэтики
Обращение к жизни крестьян, к проблеме крепостного права (Новиков, Радищев)
Устойчивая жанровая структура
Патриотическое звучание литературных произведений, стремление не отстать от Европы в деле цивилизации, культуры, демократии
Ориентация не на «3-е сословие» (буржуазию), а на просвещенного дворянина-патриота
Философской и идеологической основой русского классицизма ХVIII века служили идеи Просвещения.
Взгляды русских писателей-просветителей:
Коренной порок общества – невежество.
Защита идей образования, правильного воспитания.
Разумный и просвещенный человек составляет основу гармонического общества, лишенного внутренних противоречий.
Просвещенная личность не способна приносить зло обществу и другому человеку.
Просвещение и воспитание – это средство исправления общественных нравов.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Перечислите особенности драматических произведений.
……………………………………………………………………………
Проверочная работа.
Определите, кому из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат следующие реплики:
«При твоих глазах мои ничего не видят». …………………...
«Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»……………………………………………………………
«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»………………………………………………………………..
«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! Нельзя не любить правил добродетели. Они – способны к счастью»…………………………………………………………………
«Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди»……………………………………………………………………
«Вот злонравия достойные плоды!»…………………………...
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 15 лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»………………………………
«Это его ко мне милость. В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди»……………………………………………………………………
«Задача. Изволил ты на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое..»…………………………………………………………………
«Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему»…………………………………………………………..
«Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в 3 года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому…»…………………………..
«Да не гневи дядюшку. Вон, изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить»……………………………………………………………
……………………………………………………………………………
Продолжите заполнение алгоритма по заданной аналогии.
Система персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Отрица-
тельные
Простаков
……………………………….
Положи-ельные
Правдин
……………………………….
Второсте-пенные
Вральман
………………………………………….
Третьесте-пенные
Тришка
………….
Внесце-нические
………………………………………….
………………………………………………………………………….
Творческая мастерская.
Отметьте традиции классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». (См. учебник стр. 180).
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Назовите черты новаторства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». (См. учебник стр. 180).
……………………………………………………………………………
Перечислите средства создания комического в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Творческая мастерская.
Составьте рекомендации актерам, исполняющим роли Митрофана, Простаковой и Скотинина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Малая олимпиада
По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»? Кем была произнесена?
Малая олимпиада
О Простаковой иронически сказано: «Мастерица толковать указы». О каком указе идет речь?
……………………………………………………………………………
Творческое задание «Проба пера».
Напишите сочинение на тему «Всему причиной воспитанье» (Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
Г.Р. Державин. Лирика
$Загляни в словарь!
С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «ода».
8 Ода -
Это полезно знать!
Поэтике классицизма ХVII века было свойственно деление литературных жанров на «высокие», «низкие» и «средние» и определение стилей: «высокого» и «низкого». В русскую литературу ХVIII века теорию 3-х стилей внес ученый-исследователь М.В. Ломоносов в своей работе «Учение о трех стилях».
3 стиля в русской литературе ХVIII века
«Средний»
Слова 1-ой и 3-ей групп
Научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
«Высокий»
Слова 1-ой и 2-ой групп
Героические поэмы, трагедии, оды
«Низкий»
Слова 3-ей группы + простонародные
Комедии, песни, дружеские письма в прозе
3 группы слов
Слова, употребительные как в старославянском, так и в русском языке
рука, слава, ныне
Старославян-ские слова, редко употр. в разговорной речи, но понятные всем
отверзать, взывать
Слова, используемые только в живом разговорном языке
а) умный и добрый от природы; б) расчетливый и хитрый; в) ветреный и слабый.
Его привлекла в Лизе:
а) бедность; б) естественная красота; в) чистота и аккуратность.
Лиза:
а) сразу поделилась с матерью, что влюблена; б) постеснялась ей сказать; в) сознательно скрыла, боясь, что мать будет ее ругать.
Эраст:
а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж; б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно в деревне, в дремучих лесах; в) ничего не говорил о будущем.
14. Гроза – это:
а) знак беды; б) внутренние противоречия Лизы; в) сетование природы о потерянной Лизиной невинности.
Влюбленные расстались, потому что:
а) Эраст ушел в поход; б) Лиза ему надоела; в) отец принудил его заняться всерьез хозяйством.
Женившись на другой, Эраст:
а) и не вспомнил о Лизе; б) очень горевал о ней; в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.
Эраст дал откуп Лизе:
а) 100 рублей; б) одну тысячу; в) просто велел прогнать ее со двора.
Лиза:
а) грешница в христианском понимании; б) прекрасная душой и телом; в) раскаялась перед смертью и поэтому прощена Богом.
«Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза» - это:
а) слова Эраста; б) повествователя; в) матери.
Где это «там»:
а) в Москве; б) в раю; в) в аду.
«Эраст был до конца жизни несчастлив» - это характеризует его как:
С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «сентиментализм».
8Сентиментализм -
Это полезно знать!
Основные идеи сентиментализма
Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке.
Изображение богатого духовного мира представителей низших сословий.
Особенности русского сентиментализма
Сентиментализм появляется в России в 60-70-х годах ХVIII века. В чем проявилось его художественное своеобразие?
Сосредоточие писателя на внутреннем мире человека, на сфере его чувств и переживаний.
Сильная дидактическая установка.
Ярко выраженный просветительский характер.
Пристальное внимание к крепостному крестьянству.
Идея гуманизма, сострадания и сочувствия человеку.
Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
……………………………………………………………………………
Творческая мастерская.
Какие традиции сентиментализма отразились в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
……………………………………………………………………………
Дайте устную характеристику повествователю, Лизе и Эрасту.
………………………………………………………………………….
Творческая мастерская.
Что общего между Эрастом и Лизой, и что их коренным образом отличает?
……………………………………………………………………………
Перескажите сюжет «Бедной Лизы» от лица писателя-классициста. Как изменится общее звучание произведения?
……………………………………………………………………………
Знаете ли вы?
Описанный в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» монастырь связан с именами прославленных в российской истории деятелей.
Симонов монастырь был основан Федором, племянником преподобного Сергия Радонежского. Бывал в монастыре и сам преподобный Сергий. В церкви Рождества близ монастыря были похоронены чернецы Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом поле, и татарский царевич Симеон Бекбулатович (одно время по воле Ивана Грозного значившийся «царем всея Руси»). В Симоновом началось монашеское служение Кирилла Белозерского. Здесь был игуменом нестяжатель Вассиан (в миру князь Косой-Патрикеев).
……………………………………………………………………………
В чем проявилось новаторство Н.М. Карамзина в повести «Бедная Лиза»?
……………………………………………………………………………
Семинар.
Подготовьтесь к семинару на тему
«Русская литератураХVIII века».
Задания для работы в группах:
выясните значение литературоведческого термина, обозначающего жанр, черты своеобразия жанра,
узнайте, какие авторы сочиняли произведения указанного жанра, приведите примеры произведений,
прочитайте вслух одно небольшое по объему произведение и докажите его принадлежность к названному жанру,
отметьте в выбранном вами произведении черты литературного направления, к которому оно относится.
Направления работы групп:
Сатира в творчестве русских поэтов ХVIII века.
Ода в творчестве русских поэтов ХVIII века.
Басня в творчестве русских поэтов ХVIII века.
Любовная поэзия ХVIII века.
Малая олимпиада.
Решите кроссворд «Русская литература ХVIII века».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
…
…
…
…
…
…
…
.…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
Пропущенное слово в цитатах обозначено ……(?), нужно вписать в том же числе и падеже, как в авторском тексте.
По горизонтали.
2. «Успех нас первый окрылил: Старик ………… (?) нас заметил И, в гроб сходя, благословил». «Евгений Онегин»
4.Автор «Истории государства Российского».
8. Литературное направление, черты которого особенно ярко проявились в творчестве Н.М. Карамзина.
11. «Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества, Я средоточие живущих, Черта начальна Божества, Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я бог!» Название стихотворного жанра.
13. «О, …..(?) – малый не простой! Обрезал фалды он и полы, Наставил рукава, и весел …..(?) мой, Хоть носит он кафтан такой, Которого длиннее и камзолы». И.А. Крылов
15. Фамилия матушки Митрофанушки.
17. Господствующее литературное направление XVIII века в России.
18. Ода, которая была включена А.Н. Радищевым в текст «Путешествия из Петербурга в Москву».
По вертикали.
«Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне …(?)».
М.В. Ломоносов
Русская императрица, шагавшая в ногу с Просвещением (в частности, она переписывалась с французским философом Д. Дидро).
«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит». Название стихотворения Г.Р. Державина.
«Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?» Название стихотворения Г.Р. Державина, написанного на смерть А.В. Суворова.
Автор романа «Езда в Остров любви».
«Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать». Автор стихотворения.
12.Героиня сентиментального романа Н.М. Карамзина.
«Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал ………. (?), друг свободы. «Евгений Онегин»
16.Актер, основатель первого публичного театра.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Литературные традиции в XIX веке
$Загляни в словарь!
С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «романтизм».