kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по элективному курсу "Славянская мифология" для 8-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл занятий  предполагает усиление эстетической, нравственной, воспитательной направленности занятий по мифологии, нацеливание на развитие творческой активности подростка. Занятия вводят подростка в многообразный, качественно неоднородный и совершенно непознанный мир мифов его предков, показывает ему органичную связь современного человека с культурным наследием прошлого, которое в своей полноте и многогранности содержится в мифах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«защита»

Слайд 1

Актуальность программы слайд 2

Цикл занятий предполагает усиление эстетической, нравственной, воспитательной направленности занятий по мифологии, нацеливание на развитие творческой активности подростка. Занятия вводят подростка в многообразный, качественно неоднородный и совершенно непознанный мир мифов его предков, показывает ему органичную связь современного человека с культурным наследием прошлого, которое в своей полноте и многогранности содержится в мифах.

Почему именно славянская мифология?

Материал по греческой и египетской мифологии весьма доступен современному подростку: он просматривает многочисленные художественные и анимационные фильмы, читает красочные энциклопедии, знакомится с текстами мифов в курсе обучения чтению и истории древнего мира в школе.

Однако такого доступа к славянским мифам не существует: программы по традиционной русской культуре для образовательных учреждений направлены, в основном, на ознакомление с бытом древности и аграрным календарем, выпуская при этом обычаи и верования славян; в начальной же школе все программы и учебники по литературному образованию вообще не содержат материала по славянской мифологии.



Степень новизны для учащихся слайд 3

Программа дает возможность  раскрыть духовно – нравственный потенциал традиций славянского народа, связанных с фольклором, обрядами и традициями комплексно.

Учебный план предусматривает не только знакомство с  народными традициями, ведущими свое существование со времен Древнейшей славянской цивилизации, но  и углубление представлений учащихся об этих традициях, их роли в русской литературе, искусстве и культуре народа в целом.

Практико – ориентированный характер программы  позволяет  развивать навыки исследовательской работы обучающихся  через  выполнение  мини-проектов, в том числе совместно с родителями.         

 Развитие социальных умений сотрудничества, коммуникативных навыков, навыков самопрезентации, самореализации творческой деятельности обучающихся 8 класса осуществляется через  занятия, которые проводятся. Данная форма работы способствует обогащению школьников старшего возраста.








Мотивирующий потенциал программы. Слайд4

Знание родной древности - это мощный духовно-патриотический стимул, это поиск истоков происхождения и законов развития родного языка, это повышение национального самосознания подростка, понимающего, что его народ не мене древен и не менее цивилизован, чем народы-создатели других великих мифологий. В данном ключе невозможно недооценить знание подростком мифологии родного народа.

Полнота содержания Слайд 5

Закон Российской Федерации «Об образовании», Новый образовательный стандарт,  а так же Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяют духовно – нравственное  и творческое развитие  обучающихся  как одно из приоритетных направлений работы учителя.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, однако анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания..

Научность содержания слайд 6

Основные принципы  отбора и структурирования материала

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

принцип систематичности и последовательности – знания по  программе даются в определенной системе; накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

-     принцип культуросообразности, предполагающий, что учебный процесс строится в соответствии с ценностями и   нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям нашего региона, страны

Программа  составлена с учетом принципа преемственности, она состоит из разделов, последовательность которых определена содержанием  типовых программ по литературе 8 классе.

На занятиях изучаются научные труды фольклористов, языковедов, ученых-лингвистов 19-20 веков: В.Проппа, Н.Левашова, А.Л.Барковой, В.И.Калашникова, А.Асова, А.Н.Афанасьева. Эти знания отразились в исследовательских проектах обучающихся о бабе Яге, Кащее Бессмертном, славянском князе Бусе Белояре.

Инвариантность программы слайд 7

Цель программы - возрождение интереса к русской культуре и традициям,  развитие личности школьника, способного к творческому самовыражению.

Задачи программы:

Образовательные:

расширить представления о  традициях  и культуре славянского народа;

познакомить с культурными памятниками и традициями славянского народа;

Воспитательные:

воспитывать патриотическое отношение к России и своему краю;

воспитывать  обучающихся  на примере  жизни  и  деятельности   легендарных исторических личностей.

воспитывать   уважение  к  родителям, семейным традициям, древним истокам.

Развивающие:

развивать  познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

создать условия для развития независимого творческого мышления и  удовлетворения   духовных потребностей школьников;

прививать  начальные навыки исследовательской работы.

Занятия посещают разные группы обучающихся: стремящиеся к глубоким знаниям для будущего профиля; заинтересованные в новой информации для развития


Практическая направленность слайд8


Практико –ориентированный характер программы предусматривает использование  различных форм и методов обучения.

Формы обучения:

Лекция, беседа, диалог, занятие – игра, семинар, творческий проект,мини-проект

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративные,

наглядно – действенные,

репродуктивные,

частично – поисковые,

исследовательские.

Основные принципы организации занятий:

                  - наглядность

                  - сознательность

                  - активность

            - доступность

            - научность

            - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

            - систематичность и последовательность

            - прочность усвоения знаний

            - связь теории обучения с жизнью

            - воспитание в процессе обучения

            - вариативный подход

Формы оценки качества знаний

презентация   проекта

творческий конкурс

выполнение мини  - проектов

эвристические пробы




Связанность и систематичность учебного материала слайд 9


Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

1 занятие. Понятие о мифологии. Славянская мифология.

2 занятие. Понятие о славянском народе. Фольклорные традиции в культуре славянского народа.

3 занятие. Верования древних славян. Мифологичность русских народных сказок (Сказка о курочке Рябе) Священные сказания славян и руссов (Книга Коляды, Книга Велеса)

4 занятие. Христианские свидетельства о Роде. Мифологичность сказок А.С.Пушкина

Занятия построены на принципах : от общего к частному, от простых понятий к более сложным.


Выбор методов обучения слайд 10

В начале учебного года я объявляю темы исследовательских проектов участникам школьной научно-практической конференции «Мои первые шаги в науке». Ученики выбирают тему, обсуждают со мной план работы, подбирают список изучаемой литературы.

Что важно для меня как учителя при реализации данного метода? Творческий подход и собственное видение исследуемой проблемы учащимися.

Слайд 11

Эвристический метод обучения помогает мне «включить» учащихся в решение проблемной задачи на уроке, предполагает творческую деятельность учащихся

Проблемный вопрос занятия. Почему нам, в 21 веке, нужно знать о вере древнейших славян?

Слайд 12

Задание. Дайте определение однокоренных слов.

Однокоренные слова –это слова, имеющие один и тот же корень и близкие друг к другу по лексическому значению.

Что такое лексическое значение слова?

Лексическое значение-это смысловое содержание слова

Вспомним, что такое этимология.

Этимология (греч истина+слово) – это раздел науки о языке, который изучает происхождение слова.

Сравните определения однокоренных слов и этимологии. В чем отличие?

Отличия- смысл однокоренных слов лежит на поверхности, а этимология изучает глубинное значение и происхождение слов

Слайд 13

Задание. Подберите однокоренные слова с корнем - род.

Родственники, Родина, родной, роднее, природа, родители, породниться. Почему они однокоренные?

Откуда появились эти слова в нашем языке?

Слайд 14

Древние славяне знали самого первого бога- это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Думающий и чувствующий Космос. Он один и одновременно Его бесконечно много. Древние русы и славяне знали Его как Всевышнего. Согласно славянской мифологии именно Всевышний создал своей мыслью Золотое Яйцо, из которого вышел Его сын-Род. Этот бог стал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя. Это самые важные наши понятия- Родина, природа, родители, народ.

Слайд 15

Ответ на проблемный вопрос.

Главная особенность славяно-русской веры в том, что все в мире едино - боги и природа. И люди называли себя внуками богов, но никак не рабами, люди и боги были кровными родичами. Поиск гармоничного существования в природе и с природой — вот один из важнейших смыслов славянской древнейшей веры.

Появились эти слова в нашем языке из истоков духовности, веры, нравственности, из сокровенных знаний славянской мифологии.

Слайд 16

Сварог(дневной путь Солнца по небу, Отец Небесный)- сварганил (сварил, создал)

Творить-творог-творчество

Ра (Солнце)- радость

Велес( бог, давший закон правильности движения от Тьмы к Свету)-волхвы- служители великого

Хорс- бог солнечного света -солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах- хороший, хоромы, хоровод, прихорашиваться, хоро (солнечный круг)







Слайд 17

Прежде всего, в работе с текстом я использую практические методы. Они основаны на анализе текста и формируют практические умения и навыки работы с ним.

В известный и всем понятный текст русской народной сказки ввожу новые понятия и новые знания.



Русская народная сказка о колобке. Мифологическая основа сказки. 
Попросил Рас Деву:

— Испеки мне Колобок.

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. 
Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь:

— Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. 
Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. 
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. 
Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. 
Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком. 

Слайд 18
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением. 
Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца. 
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце.

"Белоголовая корова в подворотню смотрит". (Месяц) 
"Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился". (Месяц) 
Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.





Все слова имеют глубокое ведическое значение между собой:

Коло Сварога- это круг Сварога- (Путь по звёздному небу Ярилы-Солнца)- колодец- колобок- колесо

Слайд 19

Дополнение к урокам литературы в 8 классе из программы «Славянская мифология»

История в устном народном творчестве.

Былины как свидетельство исторических событий.

Теория. Исторические герои, сюжеты в народном толковании.

История на страницах произведений древнерусской литературы.

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Теория. Древнерусская литература и её жанры.

Летопись.

«Ипатьевская летопись», «Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях 11-17 вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести- более ранние своды и записи.

Теория. Летопись.

Воинская повесть.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (первая половина 14 в.). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Теория. Воинская повесть.

Жития святых.

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.

Б.К.Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». Становление характера подвижника.

Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.

9 класс

Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«Слово о полку Игореве». Высоко-поэтическое патриотическое произведение-первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова…». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова…» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В.А.Жуковский, К.Д.Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова..» в лирике русских поэтов.

Теория. Стихотворный пересказ.

Методика. При знакомстве со «Словом…» очень важно включать в уроки фрагменты из лучших переводов и предельно активно использовать возможности взаимодействия искусств.

Именно упоминания древних славянских богов есть в летописях и «Слове о полку Игореве»

Слайд 20

«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев… Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и пращуры. Это их дела» В.М.Песков

Без прошлого нет будущего. Народная мудрость

Слайд 21










Просмотр содержимого документа
«моя программапо славянской мифологии »

Пояснительная записка

«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев… Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и пращуры. Это их дела».

В.М.Песков


Без прошлого нет будущего.

Народная мудрость



Аннотация, обоснование необходимости данного курса.

Цикл занятий предполагает усиление эстетической, нравственной, воспитательной направленности занятий по мифологии, нацеливание на развитие творческой активности подростка. Занятия вводят подростка в многообразный, качественно неоднородный и совершенно непознанный мир мифов его предков, показывает ему органичную связь современного человека с культурным наследием прошлого, которое в своей полноте и многогранности содержится в мифах.

Почему именно славянская мифология?

Материал по греческой и египетской мифологии весьма доступен современному подростку: он просматривает многочисленные художественные и анимационные фильмы, читает красочные энциклопедии, знакомится с текстами мифов в курсе обучения чтению и истории древнего мира в школе.

Однако такого доступа к славянским мифам не существует: программы по традиционной русской культуре для образовательных учреждений направлены, в основном, на ознакомление с бытом древности и аграрным календарем, выпуская при этом обычаи и верования славян; в начальной же школе все программы и учебники по литературному образованию вообще не содержат материала по славянской мифологии.

Знание родной древности - это мощный духовно-патриотический стимул, это поиск истоков происхождения и законов развития родного языка, это повышение национального самосознания подростка, понимающего, что его народ не мене древен и не менее цивилизован, чем народы-создатели других великих мифологий. В данном ключе невозможно недооценить знание подростком мифологии родного народа.


Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт,  а так же Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяют духовно – нравственное  и творческое развитие  обучающихся  как одно из приоритетных направлений работы учителя.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, однако анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования традиций, что вступает в противоречие с их практико-ориентированным характером. Создать более полноценные условия для духовно – нравственного воспитания школьников  может введение   программы «Славянская мифология», разработанной  на основе общеобразовательных дисциплин «русский язык», «литература», «история», включающих  в себя изучение элементов русской народной культуры и истории, традиций, фольклора, прикладного народного творчества .

Цель программы - возрождение интереса к русской национальной культуре и традициям,  развитие личности школьника, способного к творческому самовыражению.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

расширить представления о  традициях  и культуре славянского народа;

познакомить с культурными памятниками и традициями славянского народа;

Воспитательные задачи:

воспитывать патриотическое отношение к России и своему краю;

воспитывать  обучающихся  на примере  жизни  и  деятельности   легендарных исторических личностей.

воспитывать   уважение  к  родителям, семейным традициям, древним истокам.

Развивающие задачи:

развивать  познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

создать условия для развития независимого творческого мышления и  удовлетворения   духовных потребностей школьников;

прививать  начальные навыки исследовательской работы.

Основные принципы  отбора и структурирования материала

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

принцип систематичности и последовательности – знания по  программе даются в определенной системе; накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

-     принцип культуросообразности, предполагающий, что учебный процесс строится в соответствии с ценностями и   нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям нашего региона, страны

Программа  составлена с учетом принципа преемственности, она состоит из разделов, последовательность которых определена содержанием  типовых программ по литературе 8 классе.

Новизна программы

Программа дает возможность  раскрыть духовно – нравственный потенциал традиций славянского народа, связанных с фольклором, обрядами и традициями комплексно.

Учебный план предусматривает не только знакомство с  народными традициями, ведущими свое существование со времен Древней Руси, но  и углубление представлений учащихся об этих традициях, их роли в русской литературе, искусстве и культуре народа в целом.

Практико  – ориентированный характер программы  позволяет  развивать навыки исследовательской работы обучающихся  через  выполнение  мини-проектов, в том числе совместно с родителями.         

 Развитие социальных умений сотрудничества, коммуникативных навыков, навыков самопрезентации, самореализации творческой деятельности обучающихся 8 класса осуществляется через  занятия, которые проводятся Данная форма работы способствует обогащению школьников старшего возраста.


Практико – ориентированный характер программы предусматривает использование  различных форм и методов обучения.

Формы обучения:

Лекция, беседа, диалог

занятие – игра

семинар

творческий проект

мини-проект

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративные,

наглядно – действенные,

репродуктивные,

частично – поисковые,

исследовательские.

Основные принципы организации занятий:

                  - наглядность

                  - сознательность

                  - активность

            - доступность

            - научность

            - учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

            - систематичность и последовательность

            - прочность усвоения знаний

            - связь теории обучения с жизнью

            - воспитание в процессе обучения

            - вариативный подход

Формы оценки качества знаний

презентация   проекта

творческий конкурс

выполнение мини  - проектов

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на  34 учебных часа  - 1 учебный год

Ожидаемые результаты

По окончании изучения курса  школьники  должны 

знать:

-  о фольклорных традициях в культуре славянского народа;

- традиции славянской мифологии, роль иконописи в русском искусстве;

- традиции и символику православных праздников и обрядов;

-   виды декоративного творчества;

Уметь:

проводить исследования, работать над совместными проектами


Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

Во время занятий применятся тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего учебного года ведется индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может быть выполнение творческой работы по собственному замыслу.

 Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять  следующие критерии:

- текущая оценка достигнутого самим ребенком;

- оценка законченной работы;

- участие в выставках, проектах;

- реализация творческих идей;

- выполнение семейных и индивидуальных творческих работ.







Календарно-тематический план

\п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Введение. Понятие о мифологии. Славянская мифология. Западная и восточная славянские мифологии.

1



2

Понятие о славянском народе. Фольклорные традиции в культуре   славянского народа (восточные и западные славяне)

1



3

Самые древние сказания. Происхождение мира в легендах народов.

1



4

Верования древних славян. Первый бог и последующие. Первый закон жизни -жизнь бесконечна и вездесуща. Сотворение и устройство мира. Мифологическая основа русских народных сказок(«Курочка Ряба»). Священные сказания славян и русов («Книга Коляды», «Книга Велеса», «Голубиная Книга»)

1



5

Христианские свидетельства о Роде. Мифологическая основа сказок А.С.Пушкина. Этимология однокоренных слов (историческая основа)

1



6

Сварог. Бог небес и его дела. Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических.

1



7

Велес и закон движения жизни. Смена дня и ночи, сезонов погоды. Нравственные основы жизни. Второй закон жизни-движение людей от Тьмы к Свету.

1



8

Сварожичи. Даждьбог (податель тепла и дневного света),Семаргл (огонь), Стрибог (ветер)и Перун(тучи, гром и молнии). Мифологичность образа Ильи Пророка.

1



9

Подвиги Перуна. Битва со Скипер-зверем. Дочь Перуна-Девана, славянская богиня- охотница. Ее прообразы в древнегреческой мифологии.

1



10

Хорс- Бог солнечного желтого света. Этимология происхождения слов с корнем –хор-

1



11

Ярило-Бог весеннего света и тепла. . Этимология происхождения слов с корнем –яр.Фольклорные праздники Ярилы (начало весны, середина лета)

1



12

Крышень-спаситель мира. Огонь для людей. Битва с Чернобогом. Сурья- священный напиток («живая вода») Сватовство к Раде. Три испытания Крышни. Его прообразы в древнегреческой мифологии.

1



13

Третий закон жизни-движение Времени. Коляда и его учение. Фольклорный праздник Коляды. Этимология происхождения слов с корнем –кол. Спасение человечества от духовного вырождения.

1



14

Овсень- предвестник перемен. Начало года. Нравственные законы жизни. Фольклорный праздник жаворонков. Коляда и Овсень- реальные личности. Древнерусская былина о царе Усиле Добром.

1



15

Фольклорный праздник Ивана Купалы. Очищение водой и огнем (духовное и физическое) Битва Света и Тьмы.

Этимология происхождения слов с корнем –куп-кип. Мифологичность образа Иоанна Предтечи.

1



16

Купала и Кострома. Фольклорное значение цветка Иван-да-Марья. Мифологичность образов Ивана Крестителя и Богородицы (Марии).

1



17

Древнейшее время общеарийского единства(20-19 тысячелетие до н.э.). Китоврас и храм Солнца. Традиции русских храмов- продолжение традиций храма Солнца. Славянское зодчество.

1



18

Святогор-древний хранитель мира, страж мира Яви. Его прообразы в древнегреческой мифологии. Древнерусское сказание богатыре Илье Муромце и Святогоре.

1



19

Пантеон. Русско-индийский сонм богов. Главные русско-славянские боги. Родственные народы-арийцы Индии. Языковые и нравственные корни двух народов.

1



20

Славянские богини. Мать Слава. Золотая Майя. Мать Сыра Земля. Духовное значение образов богинь.

1



21

Лада-богиня любви и красоты. Этимология происхождения слов с корнем –лад. Ее прообразы в древнегреческой и древнеримской мифологии. Культ Белого Лебедя. Храм Лады в Киеве на Подоле.

1



22

Жива (Жизнь)-славянская богиня поздней весны и лета. Этимология происхождения слов с корнем –жив. Вещая птица богини-кукушка. Духовность образа богини.

1



23

Богиня смерти-Морана. Этимология происхождения слов с корнем –мор.Мары-кикиморы. Мифологическая основа русских народных сказок о Бабе Яге.

1



24

Доля и Недоля. Этимология происхождения слов с корнем –бог.

Обычаи древних славян. Две силы, влияющие на человека.

1



25

Мокошь-богиня-хозяйка. Фольклорный праздник сбора, хранения и использования урожая. Мифологичность образа Святой Параскевы(Пятницы).

1



26

Волшебные народы-гномы, эльфы, великаны. Мастерство кузнечного дела и добыча руды. Мифологическая основа русских народных сказок о Мальчике-с-пальчике и Мужичке-с-ноготок. Исторические и литературные источники существования сказочных народов.

1



27

Западная Славия. Мир и боги западных славян. Исчезновение Западной Славии. Значение Храма Святовита в Арконе на острове Руен (Буян) для всего русско-славянского мира. Традиции строительства Первого Храма в современном зодчестве и архитектуре. Без прошлого нет будущего.

1



28

Святовит- сама святость. Этимология происхождения слов с корнем –свет-свят. Легенда об острове Буяне (Руен)

1



29

Руевит- семиликий хранитель мира, владыка победы. Традиции и обычаи руян. Священная птица Руевита-ласточка. Сохранение традиций руян в современной вышивке и одежде.

1



30

Радегаст-бог бранной славы и войны. Древняя история возникновения божества. Храм Радегаста. Современные названия городов с этимологическим корнем –рад.

1



31

Другие боги Западной Славии. Прове-бог правосудия. Этимология происхождения слов с корнем –пров-прав в современном языке. Яровит, Посвист, Догода.

1



32

Люди, ставшие богами. Легенда о Бусе Белояре. Высокая духовность и служение людям. «Слово о полку Игореве»- литературный и исторический источник свидетельства легенды.

1



33

Понятие о Триглаве, величайшем божестве славян. Значение многоликости. Противостояние Белобога и Чернобога. Мифологическая основа русских народных сказок о Кащее Бессмертном.

1



34

Движение жизни. Малое и Большое Кола Сварога. Время духовного возрождения России.

1












Учебно-тематический план

\п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Исторические, дохристианские корни славянских народов.



Понятие о славянском народе. Фольклорные традиции и верования в культуре   славянского народа (восточные и западные славяне)

31

3

Раздел 2. Литература, изобразительное искусство, история - свидетельства славянской мифологии.



Литературные и исторические источники- свидетельства славянской мифологии. Славянская мифология в изобразительном искусстве

1

4

Раздел 3. Нравственные духовные законы жизни славянских народов.



Движение жизни. Малое и Большое Кола Сварога. Время духовного возрождения России.

1


Всего часов

34




Содержание программы и методические рекомендации.

Введение. (1 час)

Обучающий компонент

Цели и задачи   курса. Славянская мифология, боги древних славян, семейный уклад и ремесла - основа традиций и культуры русского народа.

Воспитывающий компонент

Развитие интереса к изучению курса.

Практическая часть

Составление мини-проектов, презентаций.

Форма занятия

Беседа.


Раздел 1.Исторические, дохристианские корни славянских народов. (31 час)

Тема 1.1.  «Восточные и западные славяне. Традиции и обычаи» (1час)

Обучающий компонент

Определение «славянского народа», его отличительные признаки, роль в жизни племен и государства.

Воспитывающий компонент

Отражение традиций  русского народа, доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения.  

Практическая часть

Лингвистический анализ текста легенд.

Форма занятия

Лекция с элементами беседы.

Педагогические приемы

Аналитическая беседа, постановка проблемного вопроса

Методическое обеспечение

Выставка книг русских народных сказок, мультимедийная презентация

Тема 1.2.  «Самые древние сказания. Происхождение мира в легендах народов»  (1 час)

Обучающий компонент

Ознакомление с древними сказаниями, происхождением мира в легендах древних народов

Воспитывающий компонент

Присутствие нравственного духовного начала создания мира

Практическая часть

Составление мини-проектов, презентаций

Форма занятия

Беседа, диалог

Педагогические приемы

Объяснительно - иллюстративный, наглядно  - действенный.

Методическое обеспечение

Выставка книг издательства «Белый город», мультимедийная презентация

Тема 1.3.  «Верования древних славян. Первый бог и последующие. Первый закон жизни - жизнь бесконечна и вездесуща. Сотворение и устройство мира. Священные сказания славян и русов («Книга Коляды», «Книга Велеса», «Голубиная Книга»)»  (1 час)

Обучающий компонент

Мифологическая основа русских народных сказок («Курочка Ряба»).

Воспитывающий компонент

Привитие интереса к жанрам фольклора. Развитие творческого воображения.

Форма занятия

Урок – состязание

Педагогические приемы

Объяснительно - иллюстративный, наглядно  - действенный, дидактические  игры.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.4.  «. Священные сказания славян и русов («Книга Коляды», «Книга Велеса», «Голубиная Книга»)»  (1 час)

Обучающий компонент

Ознакомление с укладом жизни, обычаями, представлением о мире древних славян. Понятие «миф»,  языческие боги древних славян через священные сказания.

Воспитывающий компонент.

Привитие интереса к изучению прошлого своего народа.

Форма занятия

Лекция, беседа

Педагогические приемы

Лекция с элементами беседы, творческие задания.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.5.  «Христианские свидетельства о Роде. Мифологическая основа сказок А.С.Пушкина. Этимология однокоренных слов (историческая основа) с корнем-род». (1 час)

Обучающий компонент

Мифологическая основа литературных сказок А.С.Пушкина.

Воспитывающий компонент

Воспитание любви к прекрасному

Форма занятия

Эвристическая беседа.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, эвристический, объяснительно – иллюстративный.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация.

Тема 1.6.  «Сварог. Бог небес и его дела. Малое и Большое Кола (круги) времен – земных и космических» (1 час)

Обучающий компонент

Понятие о земном и космическом времени.

Воспитывающий компонент

Ощущение себя, своей роли во времени.

Форма занятия

Урок - лекция

Педагогические приемы

Наглядно – действенные

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.7.  «Велес и закон движения жизни. Смена дня и ночи, сезонов погоды. Нравственные основы жизни. Второй закон жизни-движение людей от Тьмы к Свету» (1 час)

Обучающий компонент

 Домашний быт, семейный уклад наших предков. Правила жизни славянской семьи. Понятие родства кровного и духовного

Воспитывающий компонент

Нравственные основы жизни. Второй закон жизни- движение людей от Тьмы к Свету

Форма занятия

Урок -    лекция с элементами беседы.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, перечень древних родственных наименований.

Тема 1.8. «Сварожичи. Даждьбог (податель тепла и дневного света), Семаргл (огонь), Стрибог (ветер) и Перун (тучи, гром и молнии). Мифологичность образа Ильи Пророка. (1 час)

Обучающий компонент

Мифологичность образа Ильи Пророка

Воспитывающий компонент

Уважение к традициям и обычаям предков

Практическая часть

Работа с этимологическим словарем Шанского, Даля. Составление мини – словарика из слов, обозначающих предметы славянского быта.

Форма занятия

Урок – лекция, беседа

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация,  этимологические словари Шанского, Даля.

Тема 1.9 «Подвиги Перуна. Битва со Скипер-зверем. Дочь Перуна-Девана, славянская богиня- охотница. Ее прообразы в древнегреческой мифологии» (1 час)

Обучающий компонент

Прообразы Деваны в древнегреческой мифологии

Воспитывающий компонент

Знакомство через легенды мифологии с историей Отечества.

Форма занятия

Урок – игра.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, наглядно – действенные.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.10. «Хорс- Бог солнечного желтого света. Этимология происхождения слов с корнем –хор-» (1час)

Обучающий компонент

Традиции русского православия. Иконопись как вид живописи. Роль иконописи в  русском  искусстве.

Воспитывающий компонент

Привитие уважения к  православным традициям русского народа. Приобщение к  православной  культуре. Знакомство через православные традиции  с историей Отечества.

Форма занятия

Урок – экскурсия во времени.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные

Тема 1.11. «Ярило - Бог весеннего света и тепла. Этимология происхождения слов с корнем –яр. Фольклорные праздники Ярилы (начало весны, середина лета)»  (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –яр.

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры славянского народа.

Форма занятия

Урок – проект.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.12. «Крышень-спаситель мира. Огонь для людей. Битва с Чернобогом. Сурья- священный напиток («живая вода»). Сватовство к Раде. Три испытания Крышни. Его прообразы в древнегреческой мифологии» (1 час)

Обучающий компонент

Прообразы Крышни в древнегреческой мифологии

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры славянского народа. Привитие чувства прекрасного.

Форма занятия

Беседа, диалог

Педагогические приемы

Наглядно – иллюстративные, частично  - поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация, выставка книг, иллюстраций

Тема 1.13. «Третий закон жизни-движение Времени. Коляда и его учение(возникновение календаря) Фольклорный праздник Коляды. Этимология происхождения слов с корнем –кол. Спасение человечества от духовного вырождения» (1 час)

Обучающий компонент

Основы духовно – нравственных традиций славянского народа. Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры славянского народа. Воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения.

Практическая часть

Исполнение колядок

Форма занятия

Лекция, беседа

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, объяснительно – иллюстративные

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентации

Тема 1.14. «Овсень- предвестник перемен. Начало года. Нравственные законы жизни. Фольклорный праздник жаворонков. Коляда и Овсень- реальные личности. Древнерусская былина о царе Усиле Добром» (1 час)

Обучающий компонент

Основы духовно – нравственных традиций русского народа. Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям духовной культуры русского народа.

Форма занятия

Лекция, беседа

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентации, сборники древнерусских былин

Тема 1.15. Тема «Фольклорный праздник Ивана Купалы. Очищение водой и огнем (духовное и физическое) Битва Света и Тьмы. Этимология происхождения слов с корнем –куп-кип. Мифологичность образа Иоанна Предтечи»  (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –куп-кип.

Воспитывающий компонент

 Развитие умений коммуникативности, самопрезентации, самореализации

Форма занятия

Дискуссия, диалог

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.16. «Купала и Кострома. Фольклорное значение цветка Иван-да-Марья. Мифологичность образов Ивана Крестителя и Богородицы (Марии)» (1 час)

Обучающий компонент

Из истории праздника Ивана Купалы. Ознакомление  обычаями и обрядами празднования Ивана Купалы. Атрибуты праздника.

Воспитывающий компонент

Воспитание  интереса к традициям и обычаям славянского народа.

Практическая часть

Работа с энциклопедиями по теме урока. Сбор материала  о символе праздника – цветок Иван-да-Марья и древних славянских ритуалах, связанных с ним.

Форма занятия

Комбинированное занятие.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Методическое обеспечение

Энциклопедические словари, мультимедийная презентация.

Тема 1.17. «Древнейшее время общеарийского единства(20-19 тысячелетие до н.э.). Китоврас и храм Солнца. Традиции русских храмов - продолжение традиций храма Солнца. Славянское зодчество» (1 час)

Обучающий компонент

Знакомство с традициями славянское зодчества

Воспитывающий компонент

Приобщение к традициям славянского народа. Воспитание любви и уважения к народным традициям

Форма занятия

Исследовательская лаборатория.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, репродуктивные.

Методическое обеспечение

Энциклопедические словари, мультимедийная презентация.

Тема 1.18. «Святогор-древний хранитель мира, страж мира Яви. Его прообразы в древнегреческой мифологии. Древнерусское сказание о богатыре Илье Муромце и Святогоре» (1 час)

Обучающий компонент

Знакомство древнерусскими сказаниями о Святогоре

Воспитывающий компонент

Развитие творческого  воображения  обучающихся. Приобщение к традициям духовной культуры славянского народа.

Практическая часть

Сопоставление древнегреческих и славянских мифов

Форма занятия

Урок – практикум.

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, репродуктивные.

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.19. «Пантеон. Русско-индийский сонм богов. Главные русско-славянские боги. Родственные народы-арийцы Индии. Языковые и нравственные корни двух народов» (1час)

Обучающий компонент

Знакомство русско-индийским сонмом богов

Воспитывающий компонент

Поддержка  национальной культуры, воспитание достойной личности, которая сможет развивать и сохранять народные традиции

Практическая часть

Монологические высказывания обучающихся.

Форма занятия

Мини- презентация

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.20. «Славянские богини. Мать Слава. Золотая Майя. Мать Сыра Земля. Духовное значение образов богинь» (1 час)

Обучающий компонент

Знакомство с женскими богинями, понимание смысла их появления.

Воспитывающий компонент

Развитие творческого  воображения  обучающихся. Приобщение к традициям духовной культуры русского народа

Практическая часть

Выразительное чтение текстов славянских мифов.

Форма занятия

Творческая мастерская.

Педагогические приемы

Наглядно – деейственные, репродуктивные

Методическое обеспечение

Мультимедийная презентация

Тема 1.21. «Лада-богиня любви и красоты. Этимология происхождения слов с корнем –лад. Ее прообразы в древнегреческой и древнеримской мифологии. Культ Белого Лебедя. Храм Лады в Киеве на Подоле.» Презентации проектов.  (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –лад. Прообразы богини Лады в древнегреческой и древнеримской мифологии.

Воспитывающий компонент

Привитие любви и уважения к традициям и обычаям славянского народа.

Практическая часть

Представление проектов

Форма занятия

 Урок - презентация проектов.

Педагогические приемы

Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Методическое обеспечение

Мультимедийные презентации, плакаты, схемы, составленные школьниками.

Тема 1.22.« Жива (Жизнь)-славянская богиня поздней весны и лета. Этимология происхождения слов с корнем –жив. Вещая птица богини-кукушка. Духовность образа богини» (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –жив.

Воспитывающий компонент

Привитие интереса  к изучению истории государства. Воспитание гражданственности и любви к Родине.

Практическая часть

Монологические высказывания  обучающихся. Работа с текстом сказаний.

Форма занятия

Урок – практикум.

Педагогические приемы

Частично – поисковые, исследовательские.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийная презентация

Тема 1.23. «Богиня смерти-Морана. Этимология происхождения слов с корнем –мор. Мары-кикиморы. Мифологическая основа русских народных сказок о Бабе Яге.» (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –мор. Мифологическая основа русских народных сказок о Бабе Яге.

Воспитывающий компонент

Уважение и любовь к древним корням своего народа.

Практическая часть

Работа с текстом русских народных сказок.

Форма занятия

Лекция, диалог, анализ текста

Педагогические приемы

Наглядно – действенные, репродуктивные, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг по славянской мифологии.

Тема 1.24. «Доля и Недоля. Этимология происхождения слов с корнем –бог.Обычаи древних славян. Две силы, влияющие на человека» (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –бог.

Воспитывающий компонент

Две силы, влияющие на человека. Духовное нравственное начало человека.

Форма занятия

Лекция, диалог, анализ текста

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Тема 1.25. «Мокошь-богиня-хозяйка. Фольклорный праздник сбора, хранения и использования урожая. Мифологичность образа Святой Параскевы(Пятницы)» (1 час)

Обучающий компонент

Мифологичность образа Святой Параскевы(Пятницы)

Воспитывающий компонент

Дохристианские образы в верованиях славян. Духовное нравственное начало человека.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Тема 1.26. «Волшебные народы-гномы, эльфы, великаны. Мастерство кузнечного дела и добыча руды. Мифологическая основа русских народных сказок о Мальчике-с-пальчике и Мужичке-с-ноготок. Исторические и литературные источники существования сказочных народов» (1 час)

Обучающий компонент

Мифологическая основа русских народных сказок о Мальчике-с-пальчике и Мужичке-с-ноготок.

Воспитывающий компонент

Исторические и литературные источники существования сказочных народов. Духовное нравственное начало человека.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Тема 1.27. «Западная Славия. Мир и боги западных славян. Исчезновение Западной Славии. Значение Храма Святовита в Арконе на острове Руен (Буян) для всего русско-славянского мира. Традиции строительства Первого Храма в современном зодчестве и архитектуре. Без прошлого нет будущего» (1 час)

Обучающий компонент

Традиции строительства Первого Храма в современном зодчестве и архитектуре

Воспитывающий компонент

Без прошлого нет Духовное нравственное начало человека.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Тема 1.28. «Святовит- сама святость. Этимология происхождения слов с корнем –свет-свят. Легенда об острове Буяне (Руен)» (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –свет-свят.

Воспитывающий компонент

Легенда об острове Буяне (Руен) – священное древнее сказание

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Тема 1.29. «Руевит- семиликий хранитель мира, владыка победы. Традиции и обычаи руян. Священная птица Руевита-ласточка. Сохранение традиций руян в современной вышивке и одежде.» (1 час)

Обучающий компонент

Традиции и обычаи руян.

Воспитывающий компонент

Уважение и любовь к древним корням своего народа.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Тема 1.30. «Радегаст-бог бранной славы и войны. Древняя история возникновения божества. Храм Радегаста. Современные названия городов с этимологическим корнем –рад» (1 час)

Обучающий компонент

Современные названия городов с этимологическим корнем –рад Воспитывающий компонент

Древняя история возникновения божества.Уважение и любовь к древним корням своего народа.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Тема 1.31. «Другие боги Западной Славии. Прове-бог правосудия. Этимология происхождения слов с корнем –пров-прав в современном языке. Яровит, Посвист, Догода» (1 час)

Обучающий компонент

Этимология происхождения слов с корнем –пров-прав в современном языке. Воспитывающий компонент

Древняя история возникновения божества. Уважение и любовь к древним корням своего народа.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Раздел 2.Литература, изобразительное искусство, история - свидетельства славянской мифологии.

Тема 1.1. «Люди, ставшие богами. Легенда о Бусе Белояре. Высокая духовность и служение людям. «Слово о полку Игореве»- литературный и исторический источник свидетельства легенды» (1 час)

Обучающий компонент

Легенда о Бусе Белояре. Высокая духовность и служение людям. Воспитывающий компонент

Уважение и любовь к древним корням своего народа.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.

Раздел 3.Нравственные духовные законы жизни славянских народов.

Тема 1.1. «Движение жизни. Малое и Большое Кола Сварога. Время духовного возрождения России» (1 час)

Обучающий компонент

Астрологический и годовой календарь древних славян.

Воспитывающий компонент

Уважение и любовь к древним корням своего народа.

Форма занятия

Лекция, диалог,

Педагогические приемы

Частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные.

Методическое обеспечение

Выставка книг о славянской мифологии, мультимедийные презентации.






Список литературы

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.:Учпедгиз,1957.

Даль В.И. Пословицы русского народа.- Т.2.- М.: Художественная литература, 1986.

Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное// Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/ Сост. Ю.Г. Круглов.- М.: Высшая школа, 1986.

Детская Библия. - Стокгольм : Институт перевода Библии, 1990.

Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства, Родина. 2002г.

Исмаилова С.Т.Энциклопедия для детей. История России. – М. : «Аванта+», 1995.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство- Пресс,1998.

Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день. / Сост. О.В.Степкинаю - М.: РИПОЛ классик, 2007.

Неофициальная история России. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. – М. : Белый город, 2006.

Русский фольклор.-Москва: Художественная литература, 1985.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Библиотека словесника.- Москва: Просвещение,1990.

Суслов В.А. Русский музей. – Л. : Советский художник. 1967.

Фольклор – музыка – театр / Под ред. С.М. Мерзляковой.- М.: Владос, 1999.

В.Калашников «Боги древних славян» изд. «Белый город», М. 2004г

В.Калашников «Легенды русских монастырей» изд. «Белый город», М. 2004г

В.Калашников «Легенды Древней Руси» изд. «Белый город», М. 2004г

В.Калашников «Славянская мифология» изд. «Белый город», М. 2004г

Е.Соловьева, М.Навицкая «наследие» изд. «Просвещение», 2001г

В.Горецкий,Л.Климанова «Литературное чтение»,изд. «Просвещение», 2002г

А.Асов «Комментарии к «Книге Велеса» изд. «Белый город», М. 2004г

А.Асов «Священные прародины славян» изд. «Белый город», М. 2004г

М.Семенова «Мы – славяне» Просвещение, 2000 г





Диагностические материалы


Тест

1.Что ты знаешь о происхождении мира в легендах разных народов? Почему это необходимо знать?

2.Что ты знаешь о священных писаниях славян? Как ты думаешь, они могут бесследно исчезнуть?

3.Главная особенность славянской веры.

4.Почему христианские праздники в основе своей имеют древнее языческое проявление?

5.Ты знаешь о том, что русский и индийский народы имеют общие древние корни?

6.Главное деяние Велеса.

7.Что общего между Перуном и Ильей Пророком?

8.Что ты знаешь о подвигах и приключениях Перуна? Почему древнегреческие мифы похожи на славянские мифы?

9.Что ты знаешь о происхождении слов хоровод, прихорашиваться, хороший, хоромы?

10.Назовите лексическое или этимологическое значение корня –яр.

11.Назовите великую миссию бога Крышня.

12.Откуда появились в русских народных сказках Баба Яга, Кощей Бессмертный, Курочка Ряба и др.?

13.Кто подарил календарь древним славянам?

14.Читал ли ты древнюю русскую былину о царе Усиле Добром?

15.Что общего между Иваном Купалой и Иоанном Предтечи?

16.Знаешь ли ты легенду о цветке Иван-да-Марья?

17. Камень Алатырь, Белый город – знакомы тебе эти понятия?

18.Что общего между Первым Храмом и современными православными храмами? Почему это нужно знать?

19.Что общего между религиями всего мира?


Тест.

1.Богатырь Илья Муромец – реальный герой?

2. Назовите главный культовый центр древнего славянского мира на острове Буян.

3.Что древнее: славянская мифология или древнеримская?

4.Назовите славянских богинь. В чем их значение?

5.Как культ Лады появился в древней Греции?

6.Что ты знаешь о Царевне Лебеди, царе Гвидоне и острове Буяне?

7. Что ты знаешь о происхождении слов живот, жилье, жизнь, жито?

8.Что можно погадать по голосу кукушки? Откуда возник этот обычай?

9.Что ты знаешь о происхождении слов заморозки, мор, мрак?

10.Зачем плюют через левое плечо?

11. Что общего между Мокошью и Святой Параскевой (Пятницей)?

12.Откуда возникли в русских народных сказках Мальчик-с-пальчик и Мужичок-с-ноготок?

13.Что ты знаешь об Аркаиме ?

14.Почему мы должны знать обычаи наших прадедов?

15. Объясни значение фразы «Без прошлого нет будущего»

16.Откуда появилась примета «Встать не с той ноги»?

17.Назовите цвет, святой для славяно-русов.


Тест.

1.Почему католические миссионеры уничтожали древние славянские храмы?

2.Почему некоторые славянские боги были многолики?

3.Назовите этимологическое значение корня –прав-пров в словах проверяющий, правосудие, справедливость, правый.

4.Почему человек может стать богом? Возможно ли это?

5.Значение личности Буса Белояра для всего славянского мира?

6. Значение древнего государства Русколань.

7.Как погиб Бус Белояр, какое значение имела его смерть для славянского мира?

8.Почему Чернобог неотделим от Белобога?

9.Кем Белобог и Чернобог стали в христианском мире?

10.О чем говорится в Законе Малого Кола Сварога?

11. О чем говорится в Законе Большого Кола Сварога?

12. Как вы понимаете время духовного возрождения России?








Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год


\п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Введение. Сотворение невидимого и видимого мира древних славянских племен.

1




Раздел 1.Легенды Древней Руси.




2

Первые страны, их исчезновение. Заповедные и таинственные обители святых мировых религий. Святые места России.

1



3

Остров Буян. Аркона Благословенная.




4

Легенда о Свентовите. Мифологичность литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»




5

Выбор веры для Руси. Легенда о Беловодье.




6

Чем страшнее напор Тьмы, тем сильнее будет наша вера. Философия Н.К.Рериха.




7

Н.К.Рерих – философ, историк, художник.




8

Исторические события, предшествующие возникновению легенды о Китеже. Литературные источники, свидетельствующие о легенде.




9

Легенда о граде Китеже - обители учености и святости. Война с ханом Батыем. Непокорность святой Руси.




10

Легенда об Илье Муромце. Исторические и литературные источники, свидетельствующие о реальности богатыря.




11

Илья Муромец - монах Киево-Печерской обители. Значение духовного подвига.




12

Киево-Печерская лавра - пантеон русской славы. Киево-Печерская лавра в изобразительном искусстве.




13

Город Кореница (остров Буян)- святилище трех богов. Значение духовности для руевитов.




14

Западная Славия-хранительница славянских храмов (7 век)




15

Сохранение традиций от богини Радогощи. Радуница - день поминовения предков.




16

Столица лютичей – Радогощь (Ретра). Легенда о гибели непокоренной Радогощи. Сохранение веры и духовности через века.





Раздел 2.Легенды русских монастырей.




17

Неслучайное возникновение монастырей. Значение монастырей. Общая история монастырей.




18

Сергий Радонежский-святой заступник Руси. Духовный подвиг Сергия.





Троице-Сергиева Лавра




19

Сергий Радонежский – создатель Троице-Сергиевской лавры.




20

Битва на Куликовском поле. Поединок Пересвета и Челубея. Сила духа славян.





Соловецкий монастырь




21

Соловецкий монастырь-северный оплот русской святости.




22

Савватий, Герман, Зосима- создатели Соловецкого монастыря. Духовный подвиг монахов.





Троице-Сергиев монастырь и Троице-Сергиева Лавра




23

Дионисий и Авраамий Палицын – настоящие патриоты во времена Смуты, хранители истинной веры и духовной крепости.




24

Оборона Троице-Сергиевой лавры в 1608г. Смерть против бесчестья.




25

Народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским против польских захватчиков. Сохранение веры и традиций.





Ипатьевский монастырь




26

Хан Чет, крещеный Зосима. Духовный путь по реке Кострома 1330г. Духовное предназначение.




27

Обители, спасшие Россию.




28

Великие духовники и мыслители Святой Руси.





Раздел 3. Славянская мифология-легенды древнейшего язычества.




29

Сказание о Вороне Вороновиче. Живая и мертвая вода.




30

Славянские духи воздушных стихий и лесные духи.




31

Славянские водяные и домашние духи




32

Славянские полевые духи.




33

Славянские духи мира животных




34

Духовное единение человека и природы.










Список литературы

1.В.Калашников «Легенды Древней Руси», «Белый город», М. 2004г

2. В.Калашников «Легенды русских монастырей», «Белый город», М. 2004г

3. В.Калашников «Славянская мифология», «Белый город», М. 2004г

4. А.Н.Афанасьев «Язычество Славян» М, «Просвещение» 1999г.

Просмотр содержимого презентации
«защита программы сл миф»

Программа элективного курса для 8-9 класса «Славянская мифология» Автор Н.Р. Бурмасова, учитель русского языка и литературы

Программа элективного курса для 8-9 класса «Славянская мифология»

Автор Н.Р. Бурмасова, учитель русского языка и литературы

Актуальность программы

Актуальность программы

  • усиление эстетической, нравственной, воспитательной направленности занятий по мифологии
  • нацеливание на развитие творческой активности подростка
  • Занятия вводят подростка в многообразный, непознанный мир мифов его предков, показывает ему органичную связь современного человека с культурным наследием прошлого
Степень новизны для учащихся

Степень новизны для учащихся

  • возможность  раскрыть духовно – нравственный потенциал традиций славянского народа, связанных с фольклором, обрядами и традициями  комплексно .
  • позволяет  развивать навыки исследовательской работы обучающихся  через  выполнение  мини-проектов
  •   Развитие социальных умений сотрудничества, коммуникативных навыков, навыков самопрезентации, самореализации творческой деятельности обучающихся
Мотивирующий потенциал программы .

Мотивирующий потенциал программы .

  • Знание родной древности - это мощный духовно-патриотический стимул, это поиск истоков происхождения и законов развития родного языка, это повышение национального самосознания подростка, понимающего, что его народ не мене древен и не менее цивилизован, чем народы-создатели других великих мифологий. В данном ключе невозможно недооценить знание подростком мифологии родного народа.
Полнота содержания  программы

Полнота содержания программы

  • Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, однако анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания.
Научность содержания

Научность содержания

  • принцип доступности , учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности , предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • принцип научности , предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • принцип систематичности и последовательности  – знания по  программе даются в определенной системе; накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
  • принцип культуросообразности , предполагающий, что учебный процесс строится в соответствии с ценностями и   нормами национальной культуры, и особенностями, присущими традициям нашего региона, страны
  • Программа  составлена с учетом  принципа преемственности , она состоит из разделов, последовательность которых определена содержанием  типовых программ по литературе 8-9 классов
Инвариантность программы   Цель   - возрождение интереса к русской культуре и традициям,  развитие личности школьника, способного к творческому самовыражению. Задачи: Образовательные: расширить представления о  традициях  и культуре славянского народа; познакомить с культурными памятниками и традициями славянского народа; Воспитательные: воспитывать патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать  обучающихся  на примере  жизни  и  деятельности   легендарных исторических личностей. воспитывать   уважение  к  родителям, семейным традициям, древним истокам. Развивающие: развивать  познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся; создать условия для развития независимого творческого мышления и  удовлетворения   духовных потребностей школьников; прививать  начальные навыки исследовательской работы. Занятия посещают разные группы обучающихся: стремящиеся к глубоким знаниям для будущего профиля; заинтересованные в новой информации для развития  

Инвариантность программы

Цель   - возрождение интереса к русской культуре и традициям,  развитие личности школьника, способного к творческому самовыражению.

Задачи:

  • Образовательные:
  • расширить представления о  традициях  и культуре славянского народа;
  • познакомить с культурными памятниками и традициями славянского народа;
  • Воспитательные:
  • воспитывать патриотическое отношение к России и своему краю;
  • воспитывать  обучающихся  на примере  жизни  и  деятельности   легендарных исторических личностей.
  • воспитывать   уважение  к  родителям, семейным традициям, древним истокам.
  • Развивающие:
  • развивать  познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
  • создать условия для развития независимого творческого мышления и  удовлетворения   духовных потребностей школьников;
  • прививать  начальные навыки исследовательской работы.
  • Занятия посещают разные группы обучающихся: стремящиеся к глубоким знаниям для будущего профиля; заинтересованные в новой информации для развития

 

Практическая направленность   

Практическая направленность  

  • Формы обучения :
  • Лекция, беседа, диалог, занятие – игра, семинар, творческий проект, мини-проект
  • Методы обучения :
  • объяснительно-иллюстративные,
  • наглядно – действенные,
  • репродуктивные,
  • частично – поисковые,
  • исследовательские.
  • Основные принципы организации занятий:
  • наглядность
  • сознательность,
  • активность
  •   доступность
  •   научность
  •   учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Связанность и систематичность учебного материала   1 занятие. Понятие о мифологии. Славянская мифология. 2 занятие. Понятие о славянском народе. Фольклорные традиции в культура славянского народа. 3 занятие. Верования древних славян. Мифологичность русских народных сказок (Сказка о курочке Рябе, Колобке) Священные сказания славян и русов (Книга Коляды, Книга Велеса) в переводе А.Асова 4 занятие. Христианские свидетельства о Роде. Мифологичность сказок А.С.Пушкина (понятия о Дубе, Царевне Лебеди, Кощее Бессмертном, Бабе Яге, острове Буяне)  

Связанность и систематичность учебного материала

  • 1 занятие. Понятие о мифологии. Славянская мифология.
  • 2 занятие. Понятие о славянском народе. Фольклорные традиции в культура славянского народа.
  • 3 занятие. Верования древних славян. Мифологичность русских народных сказок (Сказка о курочке Рябе, Колобке) Священные сказания славян и русов (Книга Коляды, Книга Велеса) в переводе А.Асова
  • 4 занятие. Христианские свидетельства о Роде. Мифологичность сказок А.С.Пушкина (понятия о Дубе, Царевне Лебеди, Кощее Бессмертном, Бабе Яге, острове Буяне)

 

Выбор методов обучения   Исследовательский проект.  В начале учебного года я объявляю темы исследовательских проектов участникам школьной научно-практической конференции «Мои первые шаги в науке». Ученики выбирают тему, изучают структуру проекта, обсуждают со мной план работы, подбирают список изучаемой литературы. Что важно для меня как учителя при реализации данного метода? Творческий подход и собственное видение исследуемой проблемы учащимися. Планируем выступать и в школе, и в городе. 

Выбор методов обучения

  • Исследовательский проект.

В начале учебного года я объявляю темы исследовательских проектов участникам школьной научно-практической конференции «Мои первые шаги в науке». Ученики выбирают тему, изучают структуру проекта, обсуждают со мной план работы, подбирают список изучаемой литературы.

Что важно для меня как учителя при реализации данного метода? Творческий подход и собственное видение исследуемой проблемы учащимися.

Планируем выступать и в школе, и в городе. 

Эвристический метод обучения

Эвристический метод обучения

  • помогает мне «включить» учащихся в решение проблемной задачи на уроке, предполагает их творческую деятельность
  • Проблемный вопрос занятия. Почему нам, в 21 веке, нужно знать о вере древнейших славян?
Дайте определение однокоренных слов.  Однокоренные слова –это слова, имеющие один и тот же корень и близкие друг к другу по лексическому значению. Что такое лексическое значение слова? Лексическое значение -это смысловое содержание слова Вспомним, что такое этимология. Этимология (греч истина+слово) – это раздел науки о языке, который изучает происхождение слова. Сравните определения однокоренных слов и этимологии. В чем отличие? Отличия - смысл однокоренных слов лежит на поверхности, а этимология изучает глубинное значение и происхождение слов
  • Дайте определение однокоренных слов.
  • Однокоренные слова –это слова, имеющие один и тот же корень и близкие друг к другу по лексическому значению.
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Лексическое значение -это смысловое содержание слова
  • Вспомним, что такое этимология.
  • Этимология (греч истина+слово) – это раздел науки о языке, который изучает происхождение слова.
  • Сравните определения однокоренных слов и этимологии. В чем отличие?
  • Отличия - смысл однокоренных слов лежит на поверхности, а этимология изучает глубинное значение и происхождение слов
Задание. Подберите однокоренные слова с корнем - род. Родственники, Родина, родной, роднее, природа, родители, породниться. Почему они однокоренные? Откуда появились эти слова в нашем языке? Почему именно так звучат?
  • Задание. Подберите однокоренные слова с корнем - род.
  • Родственники, Родина, родной, роднее, природа, родители, породниться. Почему они однокоренные?
  • Откуда появились эти слова в нашем языке? Почему именно так звучат?
Древние славяне знали самого первого бога- это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Думающий и чувствующий Космос. Он один и одновременно Его бесконечно много. Древние русы и славяне знали Его как Всевышнего. Согласно славянской мифологии именно Всевышний создал своей мыслью Золотое Яйцо, из которого вышел Его сын-Род. Этот бог стал создавать видимый мир. Все, рожд енное Род ом, до сих пор несет в себе его имя. Это самые важные наши понятия- Род ина, при род а, род ители, на род .
  • Древние славяне знали самого первого бога- это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Думающий и чувствующий Космос. Он один и одновременно Его бесконечно много. Древние русы и славяне знали Его как Всевышнего. Согласно славянской мифологии именно Всевышний создал своей мыслью Золотое Яйцо, из которого вышел Его сын-Род. Этот бог стал создавать видимый мир. Все, рожд енное Род ом, до сих пор несет в себе его имя. Это самые важные наши понятия- Род ина, при род а, род ители, на род .
Ответ на проблемный вопрос(через знание этимологии слов)

Ответ на проблемный вопрос(через знание этимологии слов)

  • Главная особенность славяно-русской веры в том, что все в мире едино - боги и природа. И люди называли себя внуками богов, но никак не рабами, люди и боги были кровными род ичами. Поиск гармоничного существования в природе и с природой — вот один из важнейших смыслов славянской древнейшей веры.
  • Появились эти слова в нашем языке из истоков духовности, веры, нравственности, из сокровенных знаний, сохранившихся в славянской мифологии.
Этимология слов

Этимология слов

  • Сварог (сын Рода, дневной путь Солнца по небу , Отец Небесный) - сварг анил ( свар ил, создал) землю
  • Сварог научил людей Твор ить(приготавливать) твор ог- твор чество
  • Ра (Солнце)- ра дость
  • Вел ес( бог, давший закон правильности движения от Тьмы к Свету)- вол хвы- служители вел икого
  • Хор с- бог солнечного света -солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах- хор оший, хор омы, хор овод, при хор ашиваться, хор о (солнечный круг)
Мифологичность русской народной сказки «Колобок»

Мифологичность русской народной сказки «Колобок»

  • в работе с текстом использую практические методы. Они основаны на анализе текста и формируют практические умения и навыки работы с ним. В известный текст русской народной сказки ввожу новые понятия и новые знания.
Анализ текста сказки

Анализ текста сказки

  • Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков
  • Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славится своим образным мышлением.  Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону
  • Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля)
  • Кол о Сварога- круг Сварога- (Путь по звёздному небу Ярилы-Солнца)- кол одец- кол обок- кол есо
Дополнение к урокам литературы в 8-9 классах из программы «Славянская мифология»

Дополнение к урокам литературы в 8-9 классах из программы «Славянская мифология»

  • Былины как свидетельство исторических событий.
  • Историческая тема в произведениях древнерусской литературы
  • «Ипатьевская летопись», «Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования.
  • Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Роль нравственного поучения на страницах жития.
  • «Слово о полку Игореве». Высоко-поэтическое патриотическое произведение-первое произведение национальной классики.
«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев… Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и пращуры. Это их дела». В.М.Песков   Без прошлого нет будущего. Народная мудрость

«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев… Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и пращуры. Это их дела».

В.М.Песков

 

  • Без прошлого нет будущего.

Народная мудрость

Спасибо за внимание! Желаю творческих удач!

Спасибо за внимание!

Желаю творческих удач!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по элективному курсу "Славянская мифология" для 8-9 классов

Автор: Бурмасова Надежда Робертовна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства