Как известно, развитие литературы тесно связано с историей народа, с крупными историческими и общественными явлениями в его жизни. Безусловно, такие события, как подчинение Крыма Золотой Орде (1239—1428), а затем его отделение от нее образование здесь независимого ханства (1428—1475), трехсотлетняя зависимость от Оттоманской империи (1475—1783), присоединение к России (1783), революция 1905 года, Первая мировая война. Октябрьская революция. Вторая мировая война и. наконец, депортация всего крымскотатарского народа из Крыма, не могли, естественно, каждый по-своему не повлиять на процесс развития национальной литературы в тот или иной период.
Крымскотатарская литература является одной из самых древних тюркоязычных литератур мира. Это литература коренного народа Крыма — крымских татар, которые после полувековой депортации возвращаются на свою историческую родину.
Как известно, при депортации 18 мая 1944 года основная масса крымскотатарского народа была размещена в Средней Азии. Народ, поставленный в исключительные условия, оказался на грани полного исчезновения. Крымскотатарская литература, уходящая корнями в глубокую древность, с первых дней депортации почти полностью прекратила свое существование. Лишь через тринадцать лет обреченная на исчезновение крымскотатарская литература начала оживать. Благодаря усилиям национального движения в пятидесятых годах власти разрешили крымским татарам создавать творческие коллективы, издавать газету на родном языке.
В 1957 году был организован крымскотатарский ансамбль песни и танца, при Союзе писателей Узбекской ССР была создана секция крымскотатарской литературы, стала издаваться республиканская газета "Ленин байрагъы" ("Ленинское знамя") на крымскотатарском языке. В том же году в издательстве им. Г. Гуляма вышел первый послевоенный сборник произведений крымскотатарских писателей "Баарь эзгилери" ("Весенние напевы"), куда вошли рассказы и стихи более 30 авторов. С этого момента крымскотатарская литература начала существовать в условиях депортации в Узбекистане.
В 1967 году в издательстве им. Г. Гуляма в Ташкенте была образована редакция крымскотатарской литературы, где каждый год издавалось более полутора десятков книг общим объемом 100 печатных листов. Снова стали принимать крымскотатарских литераторов в Союз писателей СССР: за этот период 25 человек стали членами писательского союза.
С 1976 года в Ташкенте на крымскотатарском языке выходит литературный альманах "Йылдыз" ("Звезда"), который в 1980 году преобразовался в литературно-художественный и общественно-политический журнал, издающийся с периодичностью один раз в два месяца. В 1992 году редакция журнала вместе с издательским отделом и редакцией газеты "Янъы дюнья" ("Новый мир") переехала в Крым.
Все это, разумеется, не означает, что национальная литература крымских татар жила там полноценной жизнью. Нет. Для этого ей не хватало родной земли. Ведь только питаясь соками родной земли, может в полной мере развиваться национальная культура, литература. Это мы и наблюдаем сейчас здесь, в Крыму, начиная с 1991 года.
Следует сказать, что, хотя систематического изучения истории крымскотатарской литературы не проводилось, все же в этой области имеются ценные исследования. Вопросы истории и развития крымскотатарской литературы освещали в своих трудах видные ученые и литературоведы: академик А. Е. Крымский — в обширной статье "Тюркские литературы"1, состоящей из отдельных очерков, в которых изложена история зарождения, развития и современное состояние почти всех литератур тюркских народов СССР; A. Лятиф-заде — в статье "Къырымтатар эдебиятына къыскъа бир назар" ("Краткий взгляд на историю крымскотатарской литературы")2; профессор Б. Чобан-заде — в работе "Сонъ девир къырымтатар эдебияты" ("Крымскотатарская литература новейшего периода"), изданной в 1927 году в Симферополе отдельной книгой, и др.
Сведения о развитии крымскотатарского языка и литературы имеются в трудах таких видных тюркологов и востоковедов, как академики Б. В. Бартольд, В. В. Радлов, B. А. Гордлевский, А. Н. Самойлович, Н. А. Баскаков, А. Н. Кононов и др. Об этой литературе, как и о крымскотатарских литераторах и поэтах, пишут в своих трудах также историки Сеид Мухаммед Риза, Ф. Хартахай, Эвлия Челеби, Евгений Марков, В. X. Кондараки и многие другие.
Из современных исследователей необходимо отметить труды Э. Шемьи-заде, который в последние годы жизни был занят изучением истории крымскотатарской литературы. Ряд своих статей он опубликовал в сборниках "Омюр ве яратыджылыкъ" ("Жизнь и творчество") и "Халкъ хызметинде" ("Служение народу").
Различные стороны развития крымскотатарской литературы нашли отражение в документальной повести Ш. Алядина, посвященной жизни и творчеству выдающегося поэта начала XX века У. Ш. Тохтаргазы, в монографии С. Нагаева "Роман ве заман" ("Роман и время"), в сборниках статей А. Османова "Осюв басамакълары" ("Ступени роста"), в трудах И. Керимова "Теренлик" ("Глубина") о творчестве Умера Ипчи, З. Джавтобели о творчестве ряда видных литераторов и др.
Несмотря на это, древний и средневековый периоды крымскотатарской литературы, куда входит и период ее зарождения, являются самыми неизученными.
Исходя из важнейших исторических событий в жизни народа, многовековой путь развития крымскотатарской литературы делится на следующие основные отрезки:
1.Древний период крымскотатарской литературы, куда входит и период Золотой Орды (XIII — начало XV века).
2.Литература ханского периода (начало XV— конец XVIII века).
3.Литература периода пробуждения (от начала издания газеты "Терджиман" в 1883 году до Октябрьской революции 1917 года).
4.Крымскотатарская литература послеоктябрьского периода (1917—1944 годы).
5. Литература периода депортации (1944—1987 годы).
6. Литература периода репатриации, возвращения на историческую родину (с 1987 года по сегодняшний день).
Крымскотатарская литература, пройдя долгий путь развития, в котором были времена взлетов и падений, ныне переживает очередной период возрождения. Есть все предпосылки того, что она в условиях родной стихии — в Крыму — достигнет своего расцвета.