kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по литературе: «Музыка в литературе: как и зачем звучит музыка в художественном произведении».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по литературе, выполненный ученицей 8 класса Чайкиной Ариной.

"Там, где кончается слово, начинается музыка." Литература и музыка - очень близкие виды искусства.Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает литературе. А если в литературном произведении затронута тема музыки, то воздействие ее на человека усиливается в несколько раз. Писатель показывает не только красоту музыки, ее влияние на человека, но и роль музыки в жизни героя. Слияние слова с музыкой способствует активному развитию у человека образного мышления, пониманию прекрасного в жизни и искусстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе: «Музыка в литературе: как и зачем звучит музыка в художественном произведении».»

Проект по литературе: «Музыка в литературе: как и зачем звучит музыка в художественном произведении».



Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.

Начать свое выступление я бы хотела со стихотворных строк:

Нам утро это дарит с искусством встречу вновь,

В душе тепло и радость, тепло хранит любовь…

Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по телевизору, в театре, в кино. Известный русский композитор Дмитрий Шостакович говорил: «Без музыки трудно представить себе жизнь человека, без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна». По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает литературе и кино. А уж если в литературном произведении затронута тема музыки, то воздействие ее на человека усиливается в несколько раз. Писатель показывает не только красоту музыки, ее влияние на человека, но и роль музыки в жизни героя.

В этом году я заканчиваю музыкальную школу по классу фортепиано. Музыка окружает меня везде. Причиной выбора данной темы является личный интерес и любовь к музыке. Меня также интересует и связь музыки с другими видами искусства.

Цель работы – определить и понять роль музыки в литературном произведении.

В работе я прослеживаю взаимосвязь и взаимовлияние музыки и литературы. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1.Узнать музыкальные вкусы русских писателей, их знания в области музыки и отношение к ней.

2.Выявить взаимосвязь событий в литературном произведении и процессов в развитии музыкального произведения.

3.Проанализировать, как музыкальное произведение оказывает влияние на развитие сюжета и образы героев.

Школьная программа по литературе не подразумевает знакомство с теми музыкальными отрывками, которые писатели включают в свои произведения. Передо мной встали вопросы:

Когда и для чего авторы вводят в свои произведения упоминание о музыкальных произведениях?

Зачем в произведениях разных жанров "звучит" музыка?

Ответы на эти вопросы я и попробую найти. Хочется надеяться, что это расширит мой кругозор и мне удастся по-новому взглянуть на мир, полный красоты, гармонии и поэзии.

Область моего исследования - классическая музыка в произведениях русских и писателей.

Актуальность данной темы заключается в том, что она, на мой взгляд, ещё недостаточно раскрыта и изучена. Сегодня большое внимание уделяется развитию у человека чувства прекрасного, формированию художественного вкуса, умению правильно понимать и ценить произведения искусства. В эстетическом воспитании человека огромная роль принадлежит искусству. Художественная литература может быть существенным источником в познании музыки, выполняющей важную роль в понимании художественного образа. Часто при анализе литературного произведения недооценивается роль музыки, которая активизирует развитие действия и образов героев. Слияние слова с музыкой способствует активному развитию у человека образного мышления, понимания прекрасного в жизни и искусстве.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что её можно использовать в дальнейшем как дополнительный материал на уроках литературы, музыки и во внеклассной работе.

Проект «Музыка в литературе: как и зачем звучит музыка в художественном произведении» был представлен в школе на заседании литературного клуба «Юность» и в поселковой библиотеке. Работа размещена в сети Интернет. Имеются положительные отзывы о моей работе.

Обратимся к примерам.

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»… Это музыкальное произведение узнаваемо и одинаково любимо всеми. Какие эмоции вызывает в нас эта музыка? У каждого свои.

Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Это хорошо проиллюстрировано в рассказе В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”.

В.П. Астафьев показал нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.

Сила воздействия музыки на героя представлена на слайде.

Когда ребята-старшеклассники играли полонез Огинского, я слушала с замиранием и мечтала сыграть это произведение. Моя мечта сбылась. А совсем недавно в я встретила стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”(автор – учитель литературы Потапова Галина Николаевна)

Тишина над миром и покой,
Только плачет скрипка над рекой,
И поют в ночи тоскливо звуки,
говоря о боли и разлуке. 
Изнывает скрипкина душа о стране,
Что очень хороша: 
Полонез Огинского играл 
Человек, что родины не знал.
В нем Огинский через много лет 
Посылал свой Родине привет.
В помощь скрипке вторил Енисей,
О заветном напевая ей.
- Затаившись, слушал я хорал
И душою многое познал.


Мы должны быть благодарны писателю Г. Паустовскому за то, что он подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе «Корзина с еловыми шишками».
К. Паустовский словами, Э. Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной.

Музыка в рассказе вторгается в жизнь героев и становится участницей событий.



Григ хотел показать своей музыкой всю красоту жизни. И у него получилось. Это был по-настоящему ценный подарок.

Музыка Грига открыла для Дагни новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни.

Любовь к жизни и ко всему миру у Дагни выразилась в словах: «Я люблю тебя, жизнь».

Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке, побудила А. И. Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем. Речь идет о рассказе «Гранатовый браслет».

Музыка в «Гранатовом браслете» помогает героине осознать свое душевное состояние и реально оценить жизнь.

Бетховенская соната оказала благотворное влияние на душу Веры Николаевны Шеиной, которая, как оказалось, тоже способна любить, любовь была совсем не чужда ей, просто стремление к ней давно притупилось.

После прочтения рассказа «Гранатовый браслет» мне невольно захотелось послушать «Аппассионату» Бетховена. Слушая бетховенскую сонату, я отмечала изменения в характере музыки композитора: тревожное предчувствие, взрыв, утешение, примирение. В сознании возникали образы, так или иначе присутствующее в произведении А. И. Куприна: осенний дождь, морские волны, человек, читающий письмо…

В повести И. С. Тургенева «Ася» музыка играет важную роль в характеристике женского образа и в создании композиционного ряда произведения . Так, с точки зрения композиции в повести «Ася» интересно следующее. Впервые Н. Н. знакомится с Гагиным и Асей на коммерше : «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко». Именно музыка стала причиной встречи главных героев и связала их судьбы вместе. Немало важно и то, что в двух эпизодах встречается упоминание ланнеровского вальса.

Ланнеровский вальс упоминается в повести еще раз: под него танцуют Ася и Н. Н. в конце девятой главы: «Я побежал вслед за нею — и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера…Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание…».. В двух этих эпизодах главный герой взволнован, чувствителен, он в смятении и не понимает, что происходит в его душе.

Проанализировав повторение этого мотива в повести, можно предположить, что вальс Ланнера символизирует собой некий переломный момент в судьбе Н. Н. и Аси, а также зарождения чувств героев, еще неосознанных, но уже существующих в их сердцах.

Но не только встреча и свидания героев наполнены музыкальностью, но и их разлука. Когда Н. Н. навсегда прощается с Асей, музыка утихает и уходит из его жизни, оставляя его в полной тишине наедине с самим собой.

Таким образом, мы видим, что с помощью музыкальный ряда И. С. Тургенев выделяет значимые для героев события моменты в повести.

Слушая музыкальные произведения, Толстой не раз говорил: «Когда слушаешь музыку, это побуждает к художественному творчеству».

В жизни и творчестве Л.Толстого музыка играла большую роль. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. С юных лет Толстой играл на рояле. Он даже пытался сочинять музыку.

Вспомним «музыкальные» страницы сочинений Льва Толстого.

Образы музыки в его произведениях становятся одним из способов создания настроения, передачи чувств и переживаний героев.



Так, например, в повести "После бала" образ музыки становится композиционным лейтмотивом: в первой части произведения, на балу, представлен один музыкальный образ, во второй части, после бала, – другой.



"Бал был чудесный", кадрили, вальсы, польки, мазурки… Именно звуки мазурки помогают автору передать состояние героя, его восторг от встречи с Варенькой: "В душе у меня все время пело,…слышался мотив мазурки".

Но ощущение счастья разрушает "другая, жесткая, нехорошая музыка": "…барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию", которая сопровождала страшную картину наказания солдата. Страшная музыка поглощает звуки мазурки, на смену радости и восторгу приходит ощущение стыда за этого полковника, отца Вареньки, и ужаса от безобразного зрелища. Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. «Музыкальные моменты» помогают этому.





Вдохновенно описание игры на скрипке в рассказе «Альберт». В «Альберте» автор поднимает вопрос об огромном влиянии искусства на человека, о его «заразительности» и об абсолютной власти искусства над человеческой душой.

Музыка в произведениях Л.Н.Толстого не просто передает чувства – музыка решает, определяет движения души, события в жизни героев.


 Музыка, "звучащая" на страницах литературных произведений, появляется в них совсем не случайно. Отмечу наиболее яркие функции использования образа музыки в литературном произведении.

  1. Музыкальный образ как сюжетный стержень литературного произведения ("После бала", Л. Н. Толстого).



  1. Образ музыканта и его представление о музыке как отражение авторской идеи ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкина).



  1. Музыка помогает показать отношение героя к любимому делу ( «Тапёр» А.И.Куприна)



4.Структура музыкального произведения как основа для создания произведения литературного (реквием в "Моцарте и Сальери" Пушкина)



5. Музыка как средство раскрытия художественного образа («Гранатовый браслет» Куприна, «Альберт» Л.Н.Толстого)

6. Музыкальный ряд выделяет значимые для героев события и важные кульминационные моменты в произведении («Ася» И.С.Тургенева)

7.Музыка в литературе передает мысли и настроение героев («Корзина с еловыми шишками»).

8. Музыка – средство познания мира и самого себя («Слепой музыкант» В. Короленко).

Все это позволяет говорить о благотворном влиянии музыкальных образов на литературное произведение.

Я провела небольшое исследование среди учащихся 8-11 классов. Учащимся были предложены следующие вопросы:

Результаты анкетирования показали, что старшеклассники нашей школы в большинстве своем слушают классическую музыку, знакомы с композиторами и считают, что музыка в художественном произведении помогает читателю лучше раскрыть образы и характеры литературных героев.

По мнению опрашиваемых, музыка дарит людям радость, ощущение счастья, обогащает человека духовно, делает добрее; учит людей понимать друг друга.



Исследование может быть продолжено на материале других литературных произведений, в которых звучит музыка.

Закончить хочу строчками из стихотворения:

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства. (Удрас.А.Ф)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чайкина Татьяна Ильинична

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316021


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства