kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа по литературе "Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока"

Нажмите, чтобы узнать подробности


В работе над проектом учащиеся сравнили русские народные сказки  и сказки народов Дальнего Востока,  выяснили, что, несмотря на свою самобытность и разнообразие, они имеют много общего. прочитав множество сакзок, пятиклассники исследовали их сюжетную сторону,  героев.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по литературе "Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Киселёвка

Ульчского муниципального района

Хабаровского края







«Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока:

сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощники»

Интегрированный проект

(литература, литература Дальнего Востока)





Выполнили ученики 5 класса

Руководитель Власюк

Вера Алексеевна, учитель русского

языка и литературы МБОУ СОШ

с. Киселёвка











с. Киселёвка

2016г.





2. Оглавление



I. Введение ……………………………………………………………………..3 стр.

II. Теоретическая часть ………………………………………………….……6 стр.

2.1. Семья, её состав и проблемы в нанайских, нивхских и русских народных сказках.…………………………………………………………………………. 5 стр.

2.2 Женские образы в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока…………………………………………………………………………..7стр.

2.3. Мужские образы в в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока…………………………………………………………………………..8стр.

2.4. Природа, животные и птицы в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока……………………………………………………………….9стр.

2.5. Предметы - помощники в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока………………………………………………………………11стр.

2.6. Духи, добрые и злые силы в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока……………………………………………………………….11стр.

III. Практическая часть…………………………………………………………13стр.

3.1. Статистическое исследование «Знаете ли вы русские народные сказки?»

3.2. Статистическое исследование «Знаете ли вы сказки народов Дальнего Востока?»

3.3. Статистическое исследование «Знаете ли вы героев русских народных сказок?»

3.4. Статистическое исследование «Знаете ли вы героев сказок народов Дальнего Востока?»

3.5. Статистическое исследование «Каковы проблемы героев русских народных сказок и сказок народов Дальнего Востока?»

IV. Заключение.………………………………………………………………..15стр.

V. Литература………………………………………………….....................17стр.

Приложения………………………………………………………………….. .18стр.

Приложение №1 Словарь литературных терминов………………………..18стр.

Приложение №2 Словарь названий национальной одежды, предметов обихода ………………….. ……………………………………………………19стр.

Приложение №3 Кроссворды………………………………………………..21стр.

Приложение №4 Ребусы ………………………………………………..........26стр.







Тема проекта. «Русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока:

сюжет, герои, природа, духи, предметы-помощники»

Учебные предметы: литература, литература Дальнего Востока

Проблемный вопрос. Похожи ли сказки аборигенов Дальнего Востока и русские народные сказки?

Вид проекта:

  • По уровню творчества - конструктивный

  • По виду деятельности-исследовательский, информационный

  • По содержанию - межпредметный

  • По количественному составу - коллективный

  • По продолжительности выполнения - долгосрочный

Дидактические цели проекта:

  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности

  2. Формирование информационной и коммуникативной компетентности

  3. Формирование основ учебно-исследовательской, проектной деятельности

  4. Развитие критического мышления

Методические цели проекта:

Развивать умения:

  • самостоятельно работать с художественной, учебной и справочной литературой;

  • находить источники информации;

  • пользоваться некоторыми поисковыми системами глобальной компьютерной сети Интернет;

  • составлять алгоритм действий и сознательно им пользоваться;

  • анализировать, сравнивать, сопоставлять;

  • выделять главное и существенное;

  • планировать свою работу, распределять своё время;

  • проводить исследования, сравнивать, анализировать полученные результаты:

  • составлять отчёт, оформлять творческую работу


Краткая аннотация проекта

В своей работе мы сравнили русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока, выяснили, что, несмотря на свою самобытность и разнообразие, они имеют много общего. Прочитав множество русских народных сказок, сказок народов Дальнего Востока, мы исследовали сюжетную сторону сказок, их героев. Мы сравнили, нашли общее в изображении мужских и женских персонажей, в изображении и функциях природы, предметов-помощников и добрых и злых сил. Мы провели опрос учащихся, выяснив наиболее любимых персонажей сказок, основные проблемы, трудности, которые волнуют героев. С помощью сопоставительных таблиц, кластеров, мы зафиксировали грани общего и различного.









  1. Введение


С каждым годом становится всё меньше и меньше людей – носителей языка, знатоков народной нивхской, нанайской, ульчской литературы – сказителей, которые могли бы о многом рассказать, научить. Этим и объясняется актуальность нашей работы: ведь именно в литературе заложена вся мудрость любого народа: древние представления, верования, взгляды. Именно литература отражает самобытную жизнь любого коренного народа. А нивхская, нанайская грамота появились позже всех, поэтому сказки стали записываться только в середине 20 века, и прочитаны они были тоже недавно. Мы решили не ограничиваться чтением и изучением особенностей сказок народов Дальнего Востока, но и решили сравнить их с русскими народными сказками.


Проблема. Сказки народов Дальнего Востока мало изучены, читаются школьниками в основном при подготовке к урокам литературы или литературы Дальнего Востока. Как правило, школьников интересует сюжетная сторона сказки: кто главный герой, чем занимается, с кем общается, каковы его поступки… И почти никогда не возникает вопроса об индивидуальности, самобытности сказок народов Дальнего Востока или их сходстве со сказками других народов.


Гипотеза – сказки аборигенов Дальнего Востока и русские народные сказки, несмотря на свою самобытность и разнообразие, похожи.


Цель работы: определить сходство и различие сказок народов Дальнего Востока и русских народных сказок в конфликтах, проблемах, положительных и отрицательных героях, изображении природы и предметов.


Задачи проекта:

  1. прочитать русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока;

  2. на основе анализа текстов русских и дальневосточных сказок выявить общие и различные особенности сюжета сказок;

  3. выявить наиболее типичных персонажей русских народных сказок и сказок народов Дальнего Востока;

  4. проследить особенности изображения природы, добрых и злых сил, особенности употребления предметов в русских народных сказках и сказках народов Дальнего востока;

  5. раскрыть лексическое значение слов, называющих предметы быта и культуры народов Дальнего Востока, составить картотеку слов, связанных с бытом и культурой народов Дальнего Востока;

  6. подготовить иллюстративный материал; составить ребусы и кроссворды по сказкам народов Дальнего Востока.

Актуальность данной работы заключается в том, что наше исследование устанавливает связь культуры народов Дальнего Востока и русской культуры.


Практическая значимость: анализ сюжетов, героев, природы, духов, предметов-помощников в русских народных сказках и сказках аборигенов Дальнего Востока, проведение исследовательской работы среди учеников школы, совершенствование навыков работы с компьютерными программами, техникой сбора и переработки информации.


Объектом исследования являются русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока.

Предмет исследования – сюжеты, конфликты, герои нанайских, ульчских, нивхских сказок и русских народных сказок, статистические данные опроса школьников 5-9 классов.

В ходе выполнения даннгой работы были использованы следующие методы исследования:

1) Анализ информации по прооблеме исследования.

2) Сбор информации, статистический опрос, анкетирование.

3) Обработка полученных данных, построение диаграммм с использованием компьютерной программы MSExcel.

4) Анализ полученных результатов, формулирование выводов.

Ожидаемый результат: привлечение внимания подростков и взрослых к фольклору народов Дальнего Востока,к их незаурядности, нравственности и самобытности.


Самостоятельная работа групп:

  • чтение и анализ сказок и составление кластеров;

  • работа с различным справочным материалом (словари, энциклопедии), объяснение лексического значения слов;

  • работа с источниками информации, сбор материала о предметах быта и культуры, встретившихся в сказках;

  • подбор иллюстративного материала, создание собственных рисунков;

  • выступление творческих групп с анализом проделанной работы;

  • подготовка презентации результатов в черновом варианте, обсуждение и утверждение;

  • подготовка учителем паспорта проекта (один на класс);

  • оформление результатов;

  • подготовка защиты проекта по памятке.

Защита проекта: представление готового продукта исследования, рефлексия деятельности и результата, взаимооценка и самооценка деятельности и её результативности.






















II. Теоретическая часть

2.1.Начало сказки, семья, её состав и проблемы в нанайских, нивхских и русских народных сказках.

Читая или рассказывая сказку, мы часто и не подозреваем о том, сколько лет этой волшебной истории, сколько поколений маленький слушателей замирало в ожидании чуда, едва услышав знакомые слова: "В некотором царстве, в некотором государстве… " или "За тридевять земель… ", или "Жили-были… " Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа - свои сказки. И все они по-своему интересны, все мудры и прекрасны, только рассказаны они на своём языке, имеют свой колорит, свои реалии. В этих фантазийных рассказах отражена история и быт народа.

Мы исследовали начало и место действия русских народных сказок и сказок народов Дальнего Востока, состав семьи и основные трудности, проблемы героев.

Критерии сопоставления

Русские сказки

Нанайские сказки

Начало сказки, место действия,


В некотором царстве, в некотором государстве, в деревне, в лесу (если герои-звери), в царских палатах…., в подводном царстве…

Жили-были…

В некотором царстве, в некотором государстве…



Давно это было…

Как-то раз встретились…

Так было раньше…

Жили-были…

Знаете такого зверька…?

Действие происходит в чуме, на природе (на реке, в лесу, в подводном царстве, в горе) - везде, где человек живет или промышляет (охотится, рыбачит)

Нередко действие начинается с присказки-поучения: «Хорошая работа даром не пропадает, людям пользу принесёт. Не тебе-так сыну, не сыну - так внуку» («Бедняк Монокто»), «И любовь, и дружба с трудом достаются. Чтобы все хорошо стало, много в жизни тяжелого перенести надо. Без труда и палку не выстругаешь. А для друга любимого ни рук, ни головы жалкть не надо» («Чориль и Чольчинай»), «Хватуну верить-беды себе нажить» («Хвастун»), «Беда, когда человек завистлив…»(«Берёзовый сынок»), «Если сам плохой-от других добра не жди» («Никанская невеста»). Такие вступления к повествованию подготавливают читателя и предупреждают, о чём, о каком персонаже пойдет в сказке речь.

Семья, члены семьи

Семья: царь-отец и три сына, три брата, три сестры, мачеха и её дочери, падчерица и её отец, царь-царица, животные, дед и баба, их внучка,



В обеих группах сказок героями могут быть не только люди или животные, но и люди, и животные вместе.



Часто семьи нет, а живет просто одинокий человек, чаще всего мужчина; два брата; мать, отец и их сыновья; отец, мать и один ребёнок; животные, мужчина и 7 его жён.

Герои-простые люди или звери, не цари, не вельможи.


Сюжет, проблема семьи

Старый отец хочет женить сыновей; кто-то портит посевы; сестра потеряла брата и ищет его; брат не слушает сестру и превращается в козленка, мачеха дает падчерице трудные задания




Дочь презирает родителей за их грубость, нечистоплотность, потому что они трудятся; брат струсил и потерял брата; Хозяин рек забыл вовремя выпустить в реки рыбу; нет у родителей детей.

Сюжет поиска мужа или жены тоже не нов в мировом фольклоре, но в нанайских сказках реализуется по-другому:

- сестра добывает жену брату;

- младший брат добывает жену старшему;

- младшая сестра находит мужа себе и старшей сестре.

Таким образом, мы видим много общего в строении русских народных сказок и сказок коренных народов дальнего Востока. Однако и отмечаем, что, своеобразие нанайской сказки в том, что в ней часто наблюдается соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета. Это говорит о самобытном, своеобразном мышлении первобытного человека. Как правило, герои нивхских, нанайских сказок - не цари, не князья, а обыкновенные люди, живущие в стойбищах. Богатство для них - счастливая семья, удачный промысел и здоровые дети-помощники.

2.2.Женские образы в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока

В русских народных сказках

В сказках народов Дальнего Востока

Снегурочка стала образом чистоты, девичьей нежности и ранимости. Эта героиня сказок русского народа стала образом чистых духовных устремлений, самим духом или светлой душой. Сама сказка о Снегурочке – иллюстрация представлений наших предков о том, что именно человек несет в себе потенциал творчества, любви и продолжения рода, а холодное не может созидать и рано или поздно исчезнет.

Героини русских народных сказок-Крошечка-Хаврошечка, царевна-лягушка, Василиса Премудрая, сиротка, падчерица - чаще всего это девушки обездоленные, лишенные доброго отношения к себе, ласки.

Смелая девочка Носка выкармливает ребёночка страшной великанши Кальдяму, играет с ним и вместе с тем заставляет великаншу уйти далеко от родного стойбища Носки.

Ангадякан – сиротка выполняла по дому самую тяжелую работу. Её, сироту, никогда не жалели, не кормили досыта, одевали в лохмотья.спасение пришло неожиданно- спустилась луна и забрала девочку к себе.

Мачка-дочь охотников. Это крохотная девочка, родившаяся в семье честных людей. Скромность - основное их качество. Любовь, уважение царят в семье Пилгуна и Патюрле, вот и девочка их росла такой же. Она помощница матери, певунья.

Женские образы - важные образы в сказках русского народа и сказках народов Дальнего Востока. В русских народных сказках действую героини: сестра, которая не уследила за своим братом, а потом вынуждена его искать и спасать от коварной Бабы Яги, это царевны и царицы, мачехи и их падчерицы. Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой русских сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок. Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки.

Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные героини русских народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

Героини сказок народов Дальнего Востока и в русских народных сказок такие же: это сиротка, живущая при мачехе, или заколдованная женщина, которую нужно расколдовать. Как правило, в русских народных сказках героиню ждет радость: сиротка счастливо выходит замуж, сестра находит брата, а заколдованная царевна обретает свой облик. А в нанайских сказках заколдованная героиня так и остается заколдованной (как в сказках «Недобрая Ладо», «Брат и сестра»).


Вывод. Несмотря на различное положение, главные героини сказок - добрые персонажи. Им свойственны любовь, забота о ближнем, способность прийти на помощь. Это традиционные качества женщины, которые воспеваются в фольклоре.


2.3. Мужские образы в русских народных сказках и сказках народов

Дальнего Востока

Мужчина и в русских народных сказках, и в ульчских, нанайских сказках - это глава семьи, добытчик, защитник. На его долю выпадает самое главное - забота о семье. Чаще всего это трудолюбивые, смекалистые люди. Но есть и лентяи, завистники. Таких обычно силы природы наказывают: в нанайских сказках превращают в птицу (ворону), которая питается падалью, или в медведя, который живет отдельно и впадает в спячку, словно стыдясь людского осуждения. А в русских народных сказках эти герои разоблачаются, просят прощения, и их прощают. То есть они исправляются и продолжают жить честно.

Любимый герой русских народных сказок - Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения Иванушка-дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын, и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.. Заметим, что само слово «дурак» в старину совсем не характеризовало умственные способности человека. Так называли младших сыновей. Слово «дурак» понималось в значении «другой», «следующий» ребенок. Как герои народных сказок, Иван-дурак единственный из всех трех братьев говорит и отгадывает различные загадки, добывает полезные знания, которые помогают ему в его испытаниях. Мы видим, что кроме смекалки героя сказок подчеркивается и великая сила его слова.

Русские народные сказки

Сказки народов севера

Обычно героями являются три брата, которые сообща выполняют приказ отца. Два из них - удачливые, а третий - невезучий. Такими являются герои русских народных сказок «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна-Лягушка». «Иванушка-дурачок - герой многих русских народных сказок, отличавшийся сумасбродным характером. Он жил не разумом, а сердцем, поэтому его поступки казались порой нелогичными. Однако, не смотря на преграды и проблемы, которые он встречал на пути к своей цели, успех ему был гарантирован. Такой же и Емеля из сказки «По щучьему велению». Он проявляет смекалку, очень добрый, помогает животным, и они платят ему тем же. Простой крестьянин очень часто оказывается мудрее барина, царя.

С Иваном-дурачком очень схож младший брат из сказки «Как младший брат на Луне побывал». Он вроде и глуп, и сообразителен: из своих волос сплел веревку, чтобы по ней спуститься с Луны.

Герои нанайских сказок: храбрый Азмун, Соломдига, струсивший, а потом преодолевший 7страхов. Мэргэн – имя героя нанайских сказок. Он молод, силён, красив, благороден, справедлив. Обычно положительный Мэргэн совершает благородные поступки и является защитником матери, Пудин и всего стойбища. Согласно родовым обычаям, у Мэргэна много жён, но чаще всего это одинокие несчастные женщины; он выступает в качестве их благодетеля. В сказке «Как тигрята Мэргэна спасали» Мэргэн берёт в жёны Фудин и ещё двух красавиц.

В нанайских сказках Мэргэн выступает в различных качествах: Мэргэн-стрелок, Мэргэн-защитник.

Однако, осуждаются и лентяи и невежи (Тодя из сказки «Горе-охотник» превращается в ворона, завистник Ыкила из сказки «Как Сахалин островом стал» во время урагана погиб.)


2.4. Природа, животные и птицы в русских народных сказках и сказках народов дальнего Востока

Природа - непременный участник действия в сказках. Она представлена деревьями, небом, рекой, морем. Природа, как и все живое, откликается на беду главного героя и помогает ему.

Русские народные сказки

Нанайские, нивхские сказки

В русских народных сказках самые распространенные описания природы: это заря алая, дуб могучий, озеро чистое, море буйное. Объемных описаний природы нет. Силы природы: солнце, ветер, месяц, океан, - часто помогают укрыть героев от преследования, помогают справиться с трудностями («Гуси-лебеди», «Крошечка-Ховрошечка»)

Деревья. Наши предки относились с большим почтениям к деревьям, особенно к древним. Лес, роща считались святыми местами. Дуб, который по преданию своими корнями держит небо, называли деревом Перуна. Береза считалась сильным оберегом, к ней обращались с самыми разнообразными просьбами. Дерево могло помочь излечиться от болезни и хвори, но вот большие деревья, каштаны, ели, не принято было сажать рядом с домами. В этом случае дерево заберет от человека жизненные силы и энергию.

В нанайских, нивхских сказках описаний природы вообще нет. Но часто используются образы солнца и луны.

В сказке «Почему зима на Землю пришла» объясняется смена времен года, в других сказках объясняется появление островов, материков («Как Сахалин островом стал»).

В сказке «Ангадякан-сиротка» луна забирает несчастную сироту к себе, избавляет её от злой мачехи.




Птицы



В русских народных сказках

Жар-Птица выполняла в сказке роль берегини. Эта золотистого цвета птица символизировала солнце и творила добро, помогала людям и приносила им счастье и удачу.

Сокол. Еще один важный персонаж древнерусских сказок. Люди в старину с большим уважением относились к этой птице, а молодых парней называли «ясный сокол» в знак их силы, энергии, мужественности.

В сказках народов Дальнего Востока

Трясогуска («Хвастливая летяга») ворона или ворон, нерпа и дельфин; медведь, который считается неуклюжим не только в делах, но и в поступках.

Ворона и ворон-это не символ мудрости, как в русских народных сказках, а олицетворение глупости, невежественности (как в сказке «Почему зима на землю пришла»).

Таким образом, мы видим, что в нанайских, нивхских сказках использование образов

природы очень скупо, сдержанно. В русских же народных сказках образы природы очень яркие, они активно участвуют в судьбе героев.

Наши предки сочинили много сказок, где главными героями были животные, которые умели говорить и жили совсем «по-человечески». Такие сказочные сказания подтверждают мысль о том, в старину человек признавал и ощущал связь с животным миром, а самих зверей считал своими предками







Звери-помощники











Щука (сказка «По щучьему веленью»), медведь - один из распространенных образов, заяц, утка (это герои сказки «Царевна – лягушка»), мышь, кот, собака(«Репка»), корова(«Крошечка-ховрошечка»), серый волк. Эти персонажи благодарят главного героя за спасенную жизнь и помогают ему в трудном деле.

В тех нанайских сказках, которые мы прочитали, не рассказывается, что собака - друг и помощник человека, она вообще в сказках отсутствует. Поэтому человеку помогают мыши, птицы, рыба.

В нанайских сказках волшебными помощниками могут быть и вши. В своей книге «Древний свет» А. Чадаева, собирательница сказок коренных малочисленных народов Севера, пишет: «Вошь – это насекомое с мистическим оттенком… в самый решающий момент насекомые превращаются в волков или нарты».













2.5. Предметы - помощники в русских народных сказках и сказках народов Дальнего Востока



Предметы-помощники

Нередко сказочным героям помогают не только люди, звери, но и волшебные предметы. В нанайских сказках это чаще всего перо, которое превращает героев в птиц. Например, в сказке «Брат и сестра» перо вожака стаи лебедей накрывает сирот, и они превращаются в этих красивых птиц. Таким образом, дети, улетая вместе со стаей, обретают новую семью.










Русские сказки

Ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебные жернова.

С помощью этих предметов бедные герои могут жить счастливо или наказывается жадный человек, который обирает бедных. (Это сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы», «Жихарка»,»Ковер-самолет», «Скатерть-самобранка»)










Сказки народов ДВ

Другим помощником может быть волос. Волос, вырванный с головы матери, передает герою защитную силу его предков (сказка «Дабидака»). Волос с затылка шаманки, отданный Мэргэну, превращается в стрелу, которая пронзает злого духа (сказка «Чахан-мафа»). Помогать в борьбе против злодея может и обычная скалка – она становится волшебной, если побывает в мире духов. Например, в сказке «Фудин-бирэку» («Девушка-скалка») сказано: «Человек не человек, на тень больше похож…Взял скалку, покатал её три раза туда, три раза сюда: «Появись, еда!» – командует он. И сразу полно всякой еды на столе появилось».

Также герою помогает обгоревший в костре вертел, мялка и колотушка, которыми рыбу выделывают, брошенные лыжи, оказавшиеся волшебными(«Мальчик Чокчо»).

Вывод: как правило, волшебные предметы помогают беднякам. Если они попадают в руки жадного богача или завистливого соседа, то эти же предметы их и наказывают. И в русских народных сказках, и в ульчских, нанайских сказках зло наказывается.



2.6.Духи в русских народных сказках и сказках народов

Дальнего Востока


Духи,

боги














Бес (от «беда») Так на Руси называли злобных богов, которые населяли «опасные» и нечистые места: болота, дремучие чащобы, заброшенные дома. Бес мог стать невидимкой, обернуться животным или даже человеком и только хвост, который ему некуда деть, открывал обман («Солдат, черт и смерть», «Мужик и черт»)

Домовой. За порядком в доме присматривал домовой. Причем его поведение зависело от отношения к семье, населявшей жилище. Если домовому нравились жители дома, то он помогал им вести хозяйство, а вот плохих и недобрых людей, пугал(«Иванушка и домовой», «Сказка о домовом Ивашке»)

Русалки. Воды рек, озер, прудов населяли русалки, в которых, по преданию обращались души утопленников. При этом в первые несколько лет, такая душа могла стать обратно человеком, если только кто-нибудь передаст ей крест. Традиционно праздником русалок считался Троицин день, когда эти мифические существа выходили из воды на землю, чтобы поиграть и порезвиться («Русалка», «Русалочка»)


В нанайских сказках встречаются мифологические персонажи. Это, например, Худгули – мифический медведь, Кори – фантастическая птица огромного размера, злой дух. Кори обычно имеет железный клюв, наделена фантастической силой.

Важную роль в сказках играют покровители-помощники: это может быть тигр – амба, изюбр, калуга.

Самыми распространенными духами в нанайской сказке являются Тол-Ыз и Пал-Ыз (Хозяин Воды и Хозяин Тайги).

Тол-Ыз мог наказать людей за непочтительное отношение к воде- не пустить рыбу в реку, или направить её в другую протоку, или отогнать её от сетей рыбаков.

Пал-Ыз-Хозяин тайги- наказывал нерадивых охотников за то, что губили много зверя, больше, чем могли употребить в пищу.

Также помощником может быть старик или старуха, золотой соболь, которые приходят к героям во сне и предостерегают о несчастье или учат, как поступить (сказки «Как братья женились», «Брат и сестра»,

«Мачка-дочь охотника»)

Вывод: отправляясь из дома в поисках счастья или на промысел, герои русских и нанайских сказок берут с собой самое главное, что связывает их с домом. Герои русских сказок берут горсть родной земли или сосуд с ключевой водой, которые в трудных делах придают им силы, возвращают к жизни. А нанайцы, ульчи, удэгейцы берут обереги-символы очага, дома. Часто шею охотника украшало ожерелье из клыков медведя или тигра. Эти обереги, талисманы придавали героям храбрость, отвагу. Волос матери защищал от смерти, оберегал от несчастья. Герои нанайских, нивхских сказок обращаются к могучим богам- властелинам сил природы, а в русских народных сказках о богах вообще не говорится, а упоминаются, как правило, силы, обитающие в природе: лешии, кикиморы, русалки…














  1. Практическая часть.

    1. Социологический опрос «Знаете ли вы русские народные сказки?»

Работая над проектом, мы опросили учеников 5-9 классов нашей школы, какие русские народные сказки они знают. Самая известная для школьников сказка - «Колобок», её назвали 34% опрошенных. На втором месте - сказка «Репка»-23%.;17% опрошенных вспомнили русскую сказку «Теремок», 13%- «Волк и семеро козлят», 10%- «Гуси-лебеди», 3%- русские народные сказки «Маша и медведь», «Журавль и Лиса».

Кроме этого, назывались еще и сказки (по 1 человеку) «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо», «Морозко», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный».

Делаем вывод, что со всеми перечисленными сказками ученики знакомились еще в раннем детстве, их названия помнят с первых книжек. Никто не вспомнил «Варвару красу, длинную косу», сказку «Петушок - Золотой гребешок и жерновцы», «Пёрышко Финиста ясна сокола», «Сказку о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Василису Прекрасную» и др., с более сложным названием и сюжетом. Назывались как бытовые, так и волшебные сказки, и сказки о животных.


    1. Социологический опрос «Знаете ли вы сказки народов Дальнего востока?»


На просьбу назвать сказки народов Дальнего Востока опрашиваемые откликнулись следующим образом:

37% назвали сказку «Недобрая Ладо», 26%- «Семь страхов», 21%- сказки «Почему у зайца уши добрые», «Мачка, дочь охотника»,16%- «Мудур Мэргэн». Единично назывались сказки «Храбрая девочка Носка», «Айога», «Дельфин и нерпа».


Выводы:

  • Мы обратили внимание на то, что названные при опросе сказки изучались на уроках литературы Дальнего Востока, анализировались герои сказок, их характеры и поступки, т.е. о сказках говорили, они были на слуху, думаем, поэтому сказки и запомнились. Практически никто не назвал сказки, самостоятельно прочитанные.

  • Некоторые ответы обескураживали: к сказкам народов Дальнего Востока отнесли роман В.К.Арсеньева «Дерсу Узала», что свидетельствует


    1. Социологический опрос «Знаете ли вы героев русских народных сказок?»

Среди героев русских народных сказок самым популярным, по мнению опрошенных учащихся, оказался Колобок (29%), на втором месте - волк и лиса, отмеченные 20% опрошенных. Иванушку - дурачка вспомнили 16%, царевну-лягушку- 14%, медведя и зайца отметили 12%, а Бабу Ягу, Емелю, Кощея Бессмертного-9% опрошенных учащихся. Упоминались однократно Змей Горыныч, волк и семеро козлят, дед и баба, царь и царевна, курочка ряба, Василиса Премудрая, Аленушка, Иван-царевич, падчерица и даже неизвестный «бабайка».


    1. Социологический опрос «Знаете ли вы героев сказок народов Дальнего Востока?»

При ответе на вопрос «Знаете ли вы героев сказок народов Дальнего Востока» опрашиваемые чаще всего называли недобрую Ладо из одноименной сказки (33% опрашиваемых), Мудур Мэргэна, шамана, оленя, лягушку-27%, 20% назвали лису, орла, Айогу. 13% опрашиваемых вспомнили сиротку Ангадякан, хозяина воды Тол-Ыза и храбрую девочку Носку. Также вспомнили Мачку, дочь охотника, мышь и ворона(7%).

Единично назывались Соломдига, один из братьев из сказки «Семь страхов», тигр, медведь и племя тунгаков, злобных подземных жителей.

Делаем вывод, что

  • читатели делят сказки на группы (волшебные, о животных, бытовые) и, соответственно, среди героев выделяют не только людей, но и животных;

  • нередко в русских народных сказках героями могут быть и неодушевленные предметы, например, лапоть, соломинка, пузырь,


    1. Социологический опрос «Каковы проблемы героев русских народных сказок и сказок народов Дальнего Востока?»

Опрашивая учеников нашей школы, мы узнали, что, по их мнениям, героями русских народных сказок и сказок народов Дальнего Востока двигали высокие цели: защитить родную землю от злодея, примирить поссорившихся, вернуть достаток родному народу (рыбу в реки, спасти урожай, добыть еду), выручить из беды родного человека. Таким образом, мы видим, что героям свойственны такие качества, как любовь к родине, защита слабого, беспомощного, забота о ближнем-это качества, которые лежат в основе русского характера и характера дальневосточного аборигена.


III Заключение

Нравственная сила сказки велика. Можно сделать вывод: не во всех сказках добро побеждает зло. Происходит так же, как и в жизни. Вероятно, русский народ пытался в своих сказках приукрасить жизнь, сгладить некоторые проблемы. А в нанайских сказках жизнь без прикрас, потому что для героев самое главное - чтобы рыба была в реке, чтобы зверь ловился, чтобы промысел был удачный, чтобы в чуме очаг горел и около него звенели детские голоса. В сказке отражаются нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической.

Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост. Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла, сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла, - глубока и неисчерпаема.

Читая сказки русского народа и сказки народов Дальнего Востока, сравнивая их, мы нашли общее и различного.

Общее:

- как правило, в сказках побеждает добро; осуждается и наказывается зло;

- персонажам, которые борются за свободу и счастье своего народа, освобождают других героев, помогают силы природы, животные и волшебные предметы;

- герои преодолевают три препятствия, в пути находятся три дня, действующие лица-три брата или три сестры;

- главные героини сказок - добрые персонажи. Им свойственны любовь, забота о ближнем, способность прийти на помощь. Это традиционные качества женщины, которые воспеваются в фольклоре;

- героям, отправившимся в долгий и трудный путь, помогают животные или люди-все те, к кому они отнеслись с уважением и добром;

- в сказках высмеивается лень, зависть, злобность героев, а поощряется уважительность, ответственность, умение прийти на помощь, взаимовыручка и самопожертвование;

- постоянно звучит мотив родной земли, родного очага.

Различное:

- своеобразие нанайской сказки в том, что в ней часто наблюдается соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета;

- нанайские сказки в качестве вступления могут иметь не обычный зачин «жили-были», но и с присказку-поучение;

- русские народные сказки оканчиваются счастливо, а в нанайских допускается грустный финал; хотя зло и наказано, не все герои счастливы;

- в русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…А в сказках народов Дальнего Востока употребляются не постоянные эпитеты, а просто эпитеты: храбрый охотник, мудрый старик, хитрый шаман, глупая ворона, неуклюжий медведь…


Поработав над данной темой, мы многое узнали о русских народных сказках, о сказках народов Дальнего Востока. Считаем, что данные знания пригодятся нам при изучении устного народного творчества на уроках литературы, на уроках литературы Дальнего Востока.

Можно сказать, что народная сказка открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни.
















IV. Литература

1. Д. Нагишкин Амурские сказки Хабаровское книжное издательство, 1975

2. Е. Гудан Нивхские сказки КГУП «Хабаровская краевая типография», 2011


Источники информации

http://refdb.ru/look/1246212.html Киле К.А. Поэтическое своеобразие нанайской сказки: проблемно-поисковая работа

http://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/nanajskie-skazki Нанайские сказки

http://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=176 Мир сказок Нанайские сказки

http://s3dk.com/skazki/russkie-skazki-o1.html О русских народных сказках

http://www.skazki.yaxy.ru/135.html Нанайские сказки

http://www.planetaskazok.ru/nanaiskye Нанайская сказка

http://www.xrest.ru/preview/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-190569/

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8657502/
































V. Приложения


Приложение №1

Словарь литературных терминов.

Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.


Отличительные черты сказки:

-сказочные события

-сказочные герои

-сказочные существа

-необычность обстановки

-особая манера повествования

-вариативность текста

-автор коллективен


Виды русских народных сказок:

-волшебные сказки

-бытовые сказки

-сказки о животных


Общие особенности волшебных сказок:

- наличие чуда

- столкновение с волшебной силой

- волшебные персонажи

-волшебные предметы

-описание


Общие особенности сказок о животных:

-иносказательность;

-ясность оценки героев;

-антропоморфизм (придание какому-либо предмету, явлению, существу человеческих качеств);

-быстродействие;

-диалог;

-облегчённая композиция.


Общие особенности бытовых сказок:

-отсутствие фантастики;

-реальные конфликты;

-сказочное разрешение;

-смысловой акцент-развязка;

-жестокий юмор


Сказочные формулы:

- присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу;

- зачин – помогает начать сказку, называет героев и события;

- концовка – завершает повествование.


Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Кульминация- момент высшего напряжение действия называется. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев.

Кульминация непосредственно предшествует развязке.

Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий.

Постоянный эпитет-слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом-определяемым. Обозначает характерный, всегда наличествующий признак. Например: отчаянная головушка, калена стрела, поле чистое, леса темные

Приложение №2

Словарь названий видов одежды и предметов обихода.

Читая и анализируя русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока, мы обратили внимание на следующие моменты:

  1. Лексика русских народных сказок яркая, образная, а сказки народов Дальнего Востока сдержанные, лаконичные, немногословные, такие же, как и сам народ.

  2. В обеих группах сказок используются слова в основном общеупотребительные (небо, звезды, река, лес роща, земля, дорога, конь и др.) В нанайских сказках эти слова называются еще и по-нанайски, например, каша-лала, циновка-хондори, девушки-фудин, остров-ховыхе и др.

  3. Чаще всего всего используются слова при описании

В русских народных сказках

В нанайских, ульчских

-животных

Волк, медведь, заяц, конь, корова,

лиса, ворон(а), соловей

Баран-хонин

Белка-хулукон

Волк-ежур

Ворон(а)-холи, гаки

Тигр-амба

Лось, лосиха-то, энинэ то

Олень-орон

Лахтак — большой тюлень.

-одежды

Сарафан, рубаха, кушак, лапти, сапоги, валенки, армяк, тулуп, кольчуга, шлем, платок, шапка

Халат-дёгду, амири, утатун

Обувь-опра

Шапка-апон

Шуба- шуба

Унты- меховые сапоги.

Обора- завязка у обуви, которая, обвиваясь вокруг ноги, держит обувь.

Олочи — обувь в виде чулок из рыбьей или лосиной кожи.

Торбаса — меховые сапоги из оленьей шкуры.

Бакари — обувь, сшитая из камоса — шкур с ног оленя.

Пимы — высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур.

Камлейка — полотняный или ситцевый балахон с капюшоном, надеваемый поверх меховой одежды для предохранения её от дождя и снега.

Кухлянка — верхняя зимняя одежда из оленьих шкур.

-оружия

Копье, меч-кладенец, булава, дубинка, лук, стрелы, щит

Лук - бури

Нож - кумэн

Стрела - лэкэ

Острога - рыболовное орудие в виде вил с двумя или тремя зубьями на длинной деревянной рукоятке.

Заезок - плетень, перегораживающий реку, в проёме которого устанавливалась сеть для ловли рыбы.

Нарта - лёгкие сани для езды на собаках или оленях.

-растения

Береза, дуб, сосна, ель, репка, пшеница, рожь, яблоня, ракитов куст

Берёза-киагдан

Брусника-чуактэ

Верба-тундэ

Клюква-гакта

Тайга-дуэнтэ, гириа

Камыш-холгокта



















Приложение №3

Кроссворды

Кроссворд по сказке «Не имей семь жён»

Составила Клушина Елизавета, 5 класс
















1
















2


























3










 



















4



5






















































6



7









































8


























9

10






































11




































































По горизонтали:

3) Сколько жен было у нивха? (семь)

4) Существительное общего рода, которым обзывала старшая жена мужа (неумеха)

6) Имеешь три жены-ты богатый. Имеешь одну жену-ты….(бедный)

8) Желание жен (прихоть)

9) Самая главная черта характера старшей жены (жадность)

11) Что не могли поделить жёны на берегу реки (подарок)


По вертикали:

1) Имя нивха, у которого было 7 жён (Чомсомула)

2) Имя старшей жены (Хеманях)

5) Лесной зверь, с которым не раз приходилось встречаться Чомсомуле (медведь)

7) Сын, родившийся у Чомсомулы и самой последней жены (Някрун)

10) Река, в которой живет Тол Ыз (Амур)




Кроссворд по сказке «Как Сахалин островом стал»

Составила Жигайлова Люба, 5 класс





















1










2























3












4
























































6

7























8



























9











































































По горизонтали:

2) Что ловили нивхи в Амуре? (рыба)

4) Обряд, который нивхи совершали в честь Котра-медведя и Хозяина Воды (поклонение)

5) Плохой человек, который пошел вслед за охотником разведать его секреты удачи (Ыкила)

6) Характеристика Магуна как промысловика (охотник)

8) Где не было ни острова Сахалина, ни других островов (земля)

9) Имя жены магуна, в переводе-мастерица (Лытта)


По вертикали:

1)Удачливый рыбак, защитники всех слабых…- муж Лытты (Магун)

3)…- хозяин воды (Тол-Ыз)

7) Какие подарки приподнесли Лыта и Магун Хозяину Воды? (халаты)

9) Название острова Сахалин на нивхском языке (Лер-Миф)









Кроссворд по сказке

«Горе-охотник»

Составил Бывалин Григорий, 5 класс




























1




































2



3





















































4

















5














6



7







8





9

















10





























11







12











































13

























































14





























































По горизонтали:

2.Качество Тоди, синонимичное безразличию к чужому горю (равнодушие)

4.Избалованный ребенок, окруженный любовью и нежностью родителей (неженка)

7.Отец Поди, умеющий читать следы зверей (следопыт)

10.Человек никогда не станет настоящим…., если не познает языка зверей и птиц (мужчина)

12.Основное качество родителей Поди (трудолюбие)

13.Оружие для стрельбы, приготовленное отцом для сына (копье)

14.Худое слово про горе-охотника впереди его шло (слава)


По вертикали:

1.В кого превратил Пал Ыз Тодю (ворон)

3.Тодя-человек, не уважающий людей и их труд (невежда)

5. Основное качество, свойственное маленькому Тоде (плаксивость)

6. Что надо понимать человеку и жить с этим в ладу (природа)

8.Как родители назвали долгожданного сына (Тодя)

9. «Надо не только понимать природу, но и жить с ней в ладу и соглассии, уважать её законы»,- гласит народная… (мудрость)

11. «По старой тропинке, проложенной охотниками, держал путь Тодя за семь…» (перевалов)





Кроссворд по сказке

«Брат и сестра»

Составил Макаров Сергей, 5 класс


























1





2



3






4






























5





















6





7






























8


































9








10

11








12



























13







14





























































По горизонтали:

2.Название стойбища, где жили муж, жена и их дети (Тырво)

4.В какое время суток бедная женщина выходит на берег и зовет своих детей (ночь)

5.Совет матери детям не раскачивать лодку (наказ)

6.Старые сухие деревья, которые приспосабливают для костра (сухостой)

8.Стая птиц, пролетавших над Гоком (лебеди)

10.Поселение нивхов (стойбище)

13.Название старого заброшенного стойбища (Гоку)

14.Сооружение, возведенное мужем для беременной жены (шалаш)


По вертикали:

1. Малыш, который рос крепким и сильным (богатырь)

3. Сторона света, куда бежит Амур (восток)

6. Кто явился во сне женщине с известием, что у неё родятся дети (старик)

7. Куда пошла мать за сухостоем (тальник)

9. Что бросил детям лебедь (перо)

11. «Сказал старик эти слова и исчез, словно растворился в утреннем…(туман)

12.По какой реке понесло лодку с детьми (Амур)



Приложение №4

Рисунки к нанайским, нивхским сказкам


Колчан и стрелы «Недобрая Ладо»

Рис.Бывалина Г. Рис.Клушиной Л.

«Почему у зайца уши длинные» Хозяин воды.

Рис.Жигайловой Л. Рис. Макарова С.

Просторы Амура

Рис. Дюкарева Н. Рис. Заикиной П.



Приложение №5

Ребусы









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Власюк Вера Алексеевна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360522


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства