Проект «Тролли - герои скандинавского фольклора и литературных сказок».
Проект «Тролли - герои скандинавского фольклора и литературных сказок».
Литературная сказка зачастую черпает вдохновение из фольклорной традиции.
Цель данного проекта — проследить процесс трансформации традиционного фольклорного образа тролля, попадающего на страницы литературной сказки.
Обозначенная цель требует решения следующих задач: 1. Рассмотреть происхождение и эволюцию тролля, выявить его основные функции; 2. Сравнить фольклорные и литературные тексты о троллях с одинаковыми сюжетами, выявить, каким образом авторы перестраивают фольклорные сюжеты. В качестве предмета изучения выбраны сказки скандинавских писателей: «Подмёныш» С. Лагерлёф, «Как троллиха стирала королю белье» Э. Бесков, «Подарок тролля» А. Валенберг. Несмотря на то что данные сказки были написаны на рубеже XIX—XX вв., они и сейчас интересны для юных читателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Тролли - герои скандинавского фольклора и литературных сказок».»
Проект «Тролли как герои скандинавского фольклора и литературных сказок».
Выполнила Колчина Татьяна Александровна.
Литературная сказка зачастую черпает вдохновение из фольклорной традиции.
Цель данного проекта — проследить процесс трансформации традиционного фольклорного образа тролля, попадающего на страницы литературной сказки.
Обозначенная цель требует решения следующих задач: 1. Рассмотреть происхождение и эволюцию тролля, выявить его основные функции; 2. Сравнить фольклорные и литературные тексты о троллях с одинаковыми сюжетами, выявить, каким образом авторы перестраивают фольклорные сюжеты. В качестве предмета изучения выбраны сказки скандинавских писателей: «Подмёныш» С. Лагерлёф, «Как троллиха стирала королю белье» Э. Бесков, «Подарок тролля» А. Валенберг. Несмотря на то что данные сказки были написаны на рубеже XIX—XX вв., они и сейчас интересны для юных читателей.
Актуальность темы определена попыткой установить более тесный контакт со странами Скандинавии благодаря детальному изучению северной фольклорной традиции на примере конкретного объекта — образа тролля.
Основу теоретической базы исследования составила «Морфология волшебной сказки» В. Я. Проппа.
Кто такой тролль?
Троллей можно смело назвать самыми известными персонажами
скандинавского фольклора. Он большой и безобразный на вид. У него бывает
одна голова, а бывает – три или даже двенадцать. Он необыкновенно силен, но страшно глуп. И его очень легко обмануть.
Живут тролли в основном в горах и лесах Норвегии. Есть тролли и в Исландии. Их называют трётлями. Это великаны. Они жадны и мстительны, причиняют людям массу неприятностей (например, крадут скот), но преданы
тем, кто окажет им услугу. Живут они в горах поодиночке. Из лап почти
никогда не выпускают железную палицу или нож. Они не выносят колокольного звона и никогда не тронут человека, отправившегося в горы сразу после церковного причастия. Как и тролли, с наступлением дня или при попадании на них луча солнца, превращаются в камень. Жен исландских троллей называют скессами. Они очень любят своих троллёнышей. Скессы часто крадут
красивых мужчин, утаскивая их в горы, или выходят за них замуж. Есть жены
и у норвежских троллей, только их называют гюграми. Вообще, украсть
красивого принца или принцессу и утащить его в гору - любимое занятие
троллей в сказках.
Все тролли выглядят по-разному: одни - высокие, как горы, другие - не
выше человека. Голова тролля часто похожа на пень. Носы у них очень
большие и все в бородавках. Рты широкие, до ушей, с желтыми клыками. Глаза маленькие и прищуренные. У некоторых троллей всего один глаз, и расположен
он посреди лба. На голове растет трава, и даже деревья. У всех троллей есть хвостик. Хвост - отличительная черта скандинавской нежити.
Тролли хитры и бессовестны, но хуже всего ведут они себя летом, когда
народ перегоняет скот на летние пастбища. Это для троллей настоящий
праздник. Девушки, думая больше всего о парнях, забывают перекрестить
еду, поэтому тролли могут взять все, что пожелают.
Горные жители обычно не начинают первыми ссоры с людьми, если
только те не станут слишком уж им надоедать. Зато когда разозлятся, могут превратить человека в кого угодно. Сам же тролль может обернуться и принцем,
и козой, и черной собакой, и медведем, а то и просто деревом.
Тролли очень любят зло подшутить над человеком. Ночью они выбираются
из своих гор на землю и начинают пугать людей. Могут схватить лошадь под
уздцы и начать водить ее по кругу на полянке. Как не пытается человек
повернуть свою лошадку - ничего у него не получается. Тут есть лишь один
способ побороть злую силу - посмотреть через хомут. Как только увидишь через хомут тролля - тут же нечисть от тебя отступится.
Часто тролли утаскивают людей к себе в гору. Чтобы вызволить человека
из горы, надо зазвонить в колокола. Тролли очень боятся звона церковных колоколов и предметов, изготовленных из стали.
Из тех, кто попадал в плен к троллям, одни пробыли у них несколько
минут, другие - долгое время, а третьи и вовсе остались у горных жителей
навсегда. Тролли заставляли своих пленников, одинаково и мужчин, и женщин, исполнять самую черную работу.
К сожалению, люди, вырвавшиеся из горы, часто не могут оправиться от тяжелого потрясения и теряют разум.
Обычно в каждой горе живет по одному троллю. Но не все живут
поодиночке, некоторые живут и семьями.
Никто не знает, сколько живут тролли, известно лишь, что очень долго. На глазах у молодого тролля дубовый лес может трижды вырасти и погибнуть, а на глазах у старого - семь раз.
Откуда же на свет появились тролли?
Происходят они от ётунов, или великанов, которые жили на земле задолго до людей. Об этом рассказывается в скандинавских сказаниях. Великаны жили в Етунхейме, или Стране Великанов, олицетворяли собой зло, тогда как боги
были воплощением добра. Вот от них-то и произошли тролли.
«Тролль» - очень древнее слово, встречается во всех германских языках. В «северных» языках слово означало мифологического великана. И в языческие времена, и во времена раннего христианства тролли считались главными противниками человека, очень опасными и обладающими огромной колдовской силой. После принятия христианства в Скандинавии троллей стали считать дьявольскими помощниками.
Образы троллей в сказках и балладах.
Постепенно из мифов и сказаний тролли перешли в сказки и баллады.
Самыми распространенными в Скандинавии являются рыцарские баллады
и волшебные баллады, герои которых неизбежно встречаются со сверхъестественными существами - чаще всего, эльфами и троллями. С XVI по XIX века были очень распространены баллады, в основе сюжета
которых лежит похищение дев троллем. Но тролли появляются не только в сказочных балладах, встречаются они и в балладах исторических. В Дании, например, это баллада о борьбе Олава Святого с троллями в Хорнелюммере.
Баллады сказочные, несомненно, связаны с быличками и волшебными сказками. В них, как правило, есть романтическая завязка и обычна трагическая развязка. Для баллад, в которых появляются тролли, характерны такие сказочные сюжетные типы как «Похищение невесты», «Ученик колдуна», «Заколдованный жених».
С точки зрения функции, выполняемой троллем в фольклорной волшебной сказке, мы можем говорить о тролле-антагонисте, выступающем в качестве духа-охранителя какого-либо географического объекта: а) изначально угрожающем главному герою. Например, норвежская сказка «Аскеладден, что с троллями состязался», где тролль выступает в качестве хозяина леса: «Станешь в моём лесу хозяйничать, убью тебя!» б) представляющем скрытую угрозу. Примером может послужить шведская сказка «Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка», в которой король, потерявший супругу, женится на «вдове — злющей, уродливой, словно троллиха. Ходила молва, будто она троллиха и есть».
Тролль может выступать и в качестве волшебного помощника, как в шведской сказке «Охотник Брюте», в которой за спасение от орла тролленок награждает мальчика чудесными предметами.
Тролли в литературной сказке.
Собирать фольклорные произведения в Скандинавии, как и во всем мире, стали в XIX веке. Самыми известными собирателями сказок в Скандинавии были норвежцы Петер Кристен Асбьёрнсен и Йоргеном Му, которых часто называют норвежскими братьями Гримм, и швед Гуннар Улоф Хюльтен-Каваллиус.
Именно на их собраниях основаны многие произведениях скандинавских писателей.
Во всем мире известен датский писатель Ханс Кристиан Андерсен.
Именно ему принадлежит честь создания сказки литературной, авторской.
Еще при жизни его называли королем сказки. В России, к сожалению, плохо известна сказка Андерсена «Эльфийский холм», в которой тролли, эльфы и прочая нечисть являются главными героями. В этой сказке под видом
фольклорных персонажей скрываются реальные личности. Появляются тролли
и в других сказках Андерсена - например, в «Снежной королеве», которая
сначала называлась «Зеркало тролля». В этой сказке образ тролля толкуется Андерсеном как образ дьявола: «Жил-был тролль, злющий-презлющий, то был
сам дьявол».
В Швеции в 1907 - 1937 гг. выходит журнал «Среди домовых и троллей»,
в которых печатались произведения таких известных сказочников как Эльса Бесков, Хелена Нюблум, Анна Валенберг, Яльмар Бергман. Все они тоже
писали о троллях.
Появляются тролли и в произведения знаменитой шведской писательницы Сельма Лагерлёф, которая активно использовала народные сказания
и легенды. Ею создан двухтомный сборник литературных сказок
«Тролли и люди». В сказочных новеллах «Предании старого пастбища» и «Халландской истории» она использовала старинные предания о троллях,
всячески вредящих людям, ворующих у них скот и похищающих
невест.
Классик шведской литературы Яльмар Бергман в своих ироничных
сказках также обращается к «троллиной» теме. Тролли в сказках Бергмана воплощают собой зло и темные силы, таящиеся в душе самого человека.
Жизнь - это борьба между добрыми и злыми силами, и тролли - конкретное воплощение этих злых сил.
Совсем иначе толкуются образы троллей в современной детской
литературе. Можно сказать, что тролли в результате эволюции превратились
из злобных и опасных противников человека в добрых и милых маленьких сверхъестественных существ, продолжая злобствовать лишь в произведениях в жанре фэнтези.
Самыми известными современными троллями, вне всякого сомнения, являются муми-тролли, созданные финской писательницей Туве Янссон.
Именно она создала это всемирно известный образ - похожего на бегемотика с добрыми глазами и крошечным хвостиком Муми-тролля, который вместе со своими родителями живет в голубом домике в Муми-доле. Муми-тролли
никому не причиняют зла и всегда рады новым гостям, зимой погружаются в спячку, набив себе желудок еловыми иголками. Со своим предком - настоящим троллем - Муми-тролль встречается в повести «Волшебная зима».
Из книг о троллях, вышедших в Скандинавии в последнее десятилетие, следует отметить книги норвежской писательницы Фрид Ингульстад. Это ее сказки о троллях и большая книга "Тролли" представляют собой настоящую энциклопедию по фольклору, в которой читатели найдут полные свод правил
и сведений об этих волшебных существах - от истории их появления на свет до рецептов приготовления их любимых блюд и - что не менее важно - узнают, что нужно делать, если встретишь в лесу тролля.
Выводы.
Подводя итог всему сказанному, обратим особенное внимание на следующие моменты: 1. Апеллируя к традиционному фольклорному образу, писатели наделяют героя характером. 2. Тролли в авторских сказках антропоморфны, что позволяет им становиться главными героями литературных текстов. 3. Тролль также становится аллегорией негативных качеств людей, превращается из хтонического персонажа в олицетворение «дурного человека». 4. Тролль всеми силами пытается проникнуть в мир человека, однако трагедия ситуации заключается в том, что любые усилия оканчиваются неудачей: путь в мир людей для троллей навсегда закрыт, тогда как человек, взрывающий горы и вырубающий леса, с легкостью захватывает территории троллей.
Список источников литературы.
1. Асбьёрнсен П. К. На восток от солнца, на запад от луны: норвежские сказки и предания / пересказала для детей А. Любарская. Петрозаводск, 1987. 207 с., ил.
2. Волшебные сказки Норвегии / сост. Е. Рачинская. М., 2011. 200с.
3. Иванов В. В. Волк // Мифы народов мира: энцикл. : в 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 242.
4. Козлова Н. К. Указатель сюжетов о лешем и тексты ФА ОмГПУ [Электронный ресурс] / Н. К. Козлова, Ф. H. Назырова. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/kozlova6.htm, свободный. Яз. рус. (Дата обращения: 05.08.2013).
5. Королёв К. М. Языческие божества Западной Европы. М. ; СПб., 2005. 800 с., ил. (Тайны древних цивилизаций).
7. Мелетинский Е. М. Ётуны // Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 437.
8. Мелетинский Е. М. Скандинавская мифология как система [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky10.htm, свободный. Язык рус. (Дата обращения: 05.08.2013).
9. Подарок тролля: сказки писателей Скандинавии / сост., предисл. и справки об авторах Л. Ю. Брауде. Петрозаводск, 1990. 494 с.
10. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки : собр. тр. М., 1998. 512 с.
11. Сказки и легенды скандинавских писателей : антология. Челябинск, 1997. 480 с.
12. Сказки скандинавских писателей : антология. Л., 1990. 560 с.
13. Сказочные повести скандинавских писателей : антология. М., 1987. 592 с.
14. Три волшебных листочка : скандинавские народные сказки / пер. и обработка Л. Ю. Брауде. Петрозаводск, 1986. 174 с., ил.