Просмотр содержимого документа
«Программа литературного кружка как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса»
Программа литературного кружка как средство развития читательской компетентности учащихся 2 класса
Обоскалова Валерия,
студентка 4 «Б» группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных кассах
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) должно осуществляться через формирование определенных компетентностей.
С теоретической точки зрения проблема формирования и развития читательской компетентности, в том числе у младших школьников, исследована достаточно широко. Ее разработкой занимались такие отечественные исследователи, как Т.А Алпатова, О.Н. Беленькая, М.П. Воюшина, И.А. Зимняя, Л.В. Карабатова, С.Г. Клюева, Т.С. Пиче-Оол, И.П. Пшеничных, С.Б. Серякова и другие.
Но, с точки зрения учителей начальных классов, методистов (анализ сайтов, публикаций в журналах) на практике ее реализация крайне затруднена.
Поэтому системе образования требуется выход на новый уровень формирования читательской компетентности. Реализации этой цели, на наш взгляд, можно достичь, не только применяя творческий подход к методике преподавания литературного чтения, но и при организации внеурочной деятельности по предмету в рамках организации деятельности учащихся на занятиях литературного кружка.
Исходя из выше сказанного, можно сформулировать ряд противоречий:
между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
между количеством часов (1 часа в неделю в 2 классе) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе
между наличием достаточного количества теоретических исследований по данной проблеме и недостаточным количеством учебно-методических материалов, обеспечивающих развитие читательского интереса в процессе организации внеурочной деятельности.
На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: выбор эффективной формы организации внеурочной деятельности по литературному чтению, направленной на развитие читательской компетентности учащихся 2 класса.
Одной из форм организации внеурочной деятельности, является литературный кружок, это работа в литературном кружке помогает учителю ознакомить детей с лучшими произведениями детской литературы, воспитывающими художественный вкус детей, развивает навыки выразительного чтения и декламации, устную и письменную речь, творческие способности детей Дети приходят в кружок по собственному желанию.
Организация работы учащихся на занятиях литературного кружка способствует развитию читательской компетентности учащихся 2 класса (способности понимать прочитанное; размышлять над содержанием; оценивать смысл и значение прочитанного, повышению интереса к чтению).
Программа ориентирована на учащихся 2 класса. Формы и методы организации деятельности кружка: экскурсия (посещение школьной, городской библиотеки); конкурсы, викторины; занятие-праздник; интегрированное занятие; практическое занятие; концерты (участив концертах).
Программа литературного кружка «Любители читать» реализуется в течение одного года обучения (30 часов).
Цель литературного кружка: развитие читательской компетентности обучающихся 2 класса посредством использования разнообразных форм внеурочной деятельности.
Задачи, решаемые при реализации программы:
• формирование потребности в самостоятельном, регулярном чтении художественных произведений, развитие «читательской» самостоятельности;
• развивающих творческого и логического мышления обучающихся в работе с информацией, формирование навыков осознанного чтения;
• создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик – учитель – библиотекарь.
Так же нами был подобран диагностический инструментарий в виде анкет и тестов. Такие как: «Петушок с семьей» Ушинский К. Д., анкетирование учащихся 2 класса, анкета для родителей, тест на оценку сформированности навыков чтения, которые позволяют выявить уровень развития читательской компетентности у учащихся 2 класса.
Таким образом, развитие читательской компетентности одна из наиболее актуальных проблем развития современного общества. Особенно важно формировать читательскую компетентность в начальной школе, так как младший школьный возраст - сенситивный период для формирования основ читательской самостоятельности - ключевого аспекта читательской компетентности.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2010.
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа, 2006.
Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. - Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Просвещение, 2012.
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. :Просвещение, 2011.
Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. -Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли 2-е изд. Просвещение, 2011.