kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по литературе для 11 класса "Загадки, тайны, трагедии русской литературы XX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская литература эпохи XX века  - одна из самых трудных и  загадочных. Все тайны так или иначе связаны с огромной трагедией, которую переживала наша страна на протяжении всего века. Данный курс помогает ребятам глубже понять мысли и чувства  ярких представителей того времени - великих русских писателей и поэтов прошлого века. Акцент в программе делается на изучение тайн жизни писателей и поэтов, чтение произведений, связанных с биографией авторов, на использование знаний по истории и теории литературы, на  литературную критику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе для 11 класса "Загадки, тайны, трагедии русской литературы XX века"»


МАОУ “Средняя общеобразовательная школа №102

с углублённым изучением отдельных предметов»








Программа элективного курса по литературе

для 11 класса

«Загадки, тайны, трагедии

русской литературы XX века»







Составитель: Бабкина А.Г.

















Пермь, 2014

Пояснительная записка

В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, потребность узнавать новое, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Однако решает их несколько иначе. Прежде всего это связано с программой модернизации школьного образования, созданием профильно-ориентированных программ обучения и учебно-методических комплексов к ним, введением профильного обучения, направленного на дифференциацию и индивидуализацию обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная гуманитарная школа отличается от базовой не только большим числом изучаемых произведений и авторов, но и характером анализа литературных явлений. Эстетическая направленность рассмотрения художественного произведения в профильной школе в большей степени акцентирует внимание к структуре художественного текста и предлагает широкий диапазон творческих работ художественного, публицистического и даже исследовательского характера.

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить работать с текстом, развить потребность в чтении, в книге.

Русская литература эпохи XX века одна из самых трудных и загадочных. Все тайны так или иначе связаны с огромной трагедией, которую переживала наша страна на протяжении всего века. Начиная с русско-японской войны, первой русской революции эта трагедия нарастала. Её чувствовали и самые яркие представители того времени, незаурядные личности, его отражатели - писатели и поэты. Они жили со страной, они писали о России.

Одной из задач учителя, работающего в классе с углубленным изучением литературы, является научить детей грамотному прочтению произведения, которое позволит приоткрыть перед читателем внутренний мир писателя, понять ту или иную мысль автора. Этого можно достичь не только обзорным изучением жизни и творчества писателя, чтением главных его произведений, но изучением тайн его жизни, его произведений, тех, которые не всегда изучаются в рамках школьной программы.

Специфика стандарта для профильного обучения заключается в выдвижении на первый план задачи подготовки к дальнейшему получению филологического образования. Преподавание литературы в профильной школе становится более конкретным, филологическим, по сути, и имеет более специальные задачи. Так, выпускник профильной школы должен видеть как своеобразие художественного произведения, так и его традиционность, проявляющиеся на разных уровнях художественного текста; стремиться осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях.



Цели курса:

  • более глубокое изучение биографий писателей, рассмотрение некоторых белых пятен их жизни;

  • осмысление художественного произведения, умение видеть, понимать основные идеи и тенденции времени, в которое творили писатели;

  • постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений;

  • воспитание творческой, самостоятельно мыслящей личности; формирование собственной точки зрения, умения высказывать и аргументировать её

  • сохранение и обогащение опыта разнообразных читательских переживаний, развитие эмоциональной культуры читателя-школьника.

  • формирование мотивации к чтению и расширению читательского опыта ученика, его продвижение на новый уровень восприятия произведения.

Задачи курса:

    • знакомство с биографиями писателей;

    • знакомство с художественными произведениями, связанными с их жизнью;

    • обучение ребят анализу текста;

    • обучение школьников приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;

    • развитие разных сторон читательского восприятия, воображения, обучение постижению содержания художественного произведения.


Содержание и структура курса

Курс рассчитан на 34 часа и включает в себя материал теоретического характера и практичес­кую часть,

Формы работы: лекции, беседы, доклады, коллективный анализ текстов, просмотр художественных фильмов.

В качестве материала на занятиях предполагается использование текстов художественных произведений русских авторов 20 века, не вошедших в базовую программу курса литературы. Дополнительные тексты обеспечивают более качественную подготовку старшеклассников к итоговой аттестации. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, его биография, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение тайн жизни писателей и поэтов, чтение произведений, связанных с биографией авторов, на использование знаний по истории и теории литературы, на литературную критику.








Календарно-тематическое планирование



№ урока

Тема урока

часы

Тип урока

1




Введение в курс. Загадки, тайны, трагедии XX века. Литература века.

1

Лекция. Беседа.




2


И.А.Бунин. Его «тёмные аллеи». «Дневник его жены» - правда или вымысел?

2

Лекция, анализ отрывков произведений, обсуждение худ. фильма, фактов биографии писателя.


3



Поэты Серебряного века. Тайны и лирика «странных поэтов».


2

Лекция с элементами беседы. Заслушивание сообщений о поэтах. Чтение и анализ стихотворений.


4



А. Ахматова и Н.Гумилёв. Перекличка стихов.

1

Чтение воспоминаний современников о поэтах. Практикум.

Анализ стихотворений.

5


С. Есенин. Убийство или самоубийство. Лирика последних лет.

2

Лекция с элементами беседы.

Заслушивание сообщений о последних днях жизни Есенина, об Асидоре Дункан. Анализ стихотворений.



6


М.Булгаков. Жизнь и трагедия Мастера.

1


Лекция с элементами беседы. Заслушивание сообщений


7-8

М. Булгаков "Мастер и Маргарита".

Мистика произведения.

2

Лекция. Беседа. Заслушивание сообщений. Просмотр эпизодов художественного фильма «Мастер и Маргарита» реж. Бортко. Обсуждение.


9


Трагедия писателей русского зарубежья.

В.В.Набоков «Машенька». Россия и русское в романе.


2

Заслушивание сообщений о писателях и поэтах-эмигрантах.

Лекция. Беседа.


10


А.Платонов “Котлован”. Трагедия писателя и героя.


2

Заслушивание сообщений. Лекция с элементами беседы

11

В.Маяковский. Самоубийство и любовь.

2

Заслушивание сообщений о Лилии Брик.

Лекция. Беседа. Анализ стихотворений



12


А.Фадеев. Великие произведения или ложь.


2



Заслушивание сообщений о романах А.Фадеева и вопросе об авторстве романа «Тихий Дон». Лекция.


14

Письменная работа

1




Литература

  1. Литература. 11 класс. В 2 ч.:  учебник для общеобразовательных учреждений / Т. Ф. Курдюмова, О. Б. Марьина, Н. А. Демидова и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2012.

  2. Русская литература XX века.11 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч./Под ред.В.П.Журавлёва.- М.: Просвещение,2012

  3. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х - 1925 годов в комментариях. - М., 1993.

  4. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. - М., 1999.

  5. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX - начала XX века. - Л.,1985.

  6. Жизнь Есенина: Рассказывают современники. - М., 1988.

  7. Жирмунский В. М. Анна Ахматова. - Л., 1975.

  8. Захаров А. Н. Поэтика Есенина. - М., 1995.

  9. Карабчевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.

  10. Кучеровский Н. М. И. Бунин и его проза (1887-1917). - Тула, 1980.

  11. Колобаева Л. А. Концепции личности в русской литературе рубежа XIX - XX  веков. - М., 1990.

  12. Ломтев С. В. Проза русских символистов: Пособие для учителей. - М., 1994.

  13. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки. - Л., 1986.

  14. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. - М., 1994.

  15. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.

  16. Носик Б. Мир и дар Набокова: Первая русская биография писателя. - М., 1995.

  17. Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. - М., 1991.

  18. Савченко Т. К. Сергей Есенин и его окружение. - М., 1990.

  19. Скороспелова Е. Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. - М., 1979.

  20. Скороспелова Е. Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. - М. 1985.

  21. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. - М., 1986.

  22. Хватов А. Художественный мир Шолохова. - М., 1978.

  23. Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. - М., 1991.

  24. Шаховская З. А. В поисках Набокова: Отражения. - М., 1991.

  25. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М., 1983.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабкина Анна Геннадьевна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 356952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства