Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа на уроке литературы.»
Проектно-исследовательская работа на уроке литературы.
Одним из важных видов новых образовательных технологий является проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы. Она всё чаще становится объектом интереса широкой педагогической общественности. Вызвано это прежде всего «заинтересованностью общества в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения» [1,с.127].
Исследовательская работа имеет огромное значение, так как:
- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам,
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся,
-формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач,
-развивает личностные качества ученика,
- влияет на выбор будущей профессии учеников.
Эта работа включает следующие этапы:
-выбор темы,
-выявление проблемы исследования,
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования.
1. Сбор информации по проблеме.
2. Отбор и структурирование материала в соответствии с темой и целями.
3. Оформление проекта.
4. Защита проекта.
Я хочу привести пример урока - проектно-исследовательской работы, посвящённой теме Великой Отечественной войны.
Урок «Стихи о Великой Отечественной войне » («Час мужества») (7 класс).
Во-первых, выбирается тема. Тема должна быть актуальной. Я сама подсказываю или дети сами выбирают (учитель выступает лишь в роли консультанта, оказывается им помощь). Во-вторых, ребята делятся на группы. Затем следует основной этап работы: изучение литературных источников. И тут большая роль проектно-исследовательской деятельности принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений. Использование этого метода изменяет позицию школьника. Ученик становится творческим участником учебного процесса.
Цель урока: формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.
Задачи урока: расширить знания о Великой Отечественной войне; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; взять интервью у участников Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любви к Родине; оформить страницы «Книги памяти» об участниках войны.
Этапы работы над уроком – проектом:
Подготовительный этап.
Ученики выбрали тему «На дорогах войны». Класс разделился на группы по интересам: «литераторы», «исследователи», «корреспонденты». Домашние задания давались заранее. «Литераторы» изучили поэзию военного времени, готовили сообщения и стихотворения наизусть; «исследователи» собирали материал из сельского «Музея Боевой и трудовой славы»; «корреспонденты» встречались с ветеранами-участниками и вдовами Великой Отечественной войны (брали интервью).
Основной этап.
Звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война». После припева умолкает. Учитель рассказывает о событиях военной поры. Затем задаёт вопросы: сколько же писателей и поэтов было на фронте? Назовите их имена. Выступают «литераторы». Выразительно читают стихи о Великой Отечественной войне. Дальше идёт анализ - беседа по тексту стихотворений: «Мужество» А. Ахматовой, «Бьётся в тесной печурке огонь…» А.А. Суркова, «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины….» К.М. Симонова, «Жди меня» К.М. Симонова, «В тот день, когда закончилась война» А.Т. Твардовского. Затем учитель задаёт следующий проблемный вопрос: Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия? Как отразилась война в судьбе ваших односельчан? Выступают «исследователи» и «корреспонденты» с музейными материалами и рассказами - впечатлениями ветеранов Великой Отечественной войны. Вопрос: почему же трудно писать о войне? (отвечают дети).
Вывод учителя: Стихи А. Твардовского, А. Суркова, К. Симонова, А. Ахматовой и др. были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем её.
Заключительный этап. Домашнее сочинение: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», презентация сочинения (с помощью учителя, по желанию). Лучшие сочинения о ветеранах села мы включили в школьную «Книгу памяти».
В чём-то получились удачные проекты, в чём-то неудачные, но интерес и поиск информации заставили ребят включиться в процесс познания.
Практическое применение и полезность выполненной работы:
Созданную «Книгу памяти» можно использовать на уроках истории, во внеклассных мероприятиях. Учащиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
Появился интерес к изучению истории на примерах участия родственников в войне.
Усилилось чувство уважения к ветеранам войны и труда.
Приобрели навыки поисково-исследовательской работы.
Научились делать презентации.
В завершении работ я провела анкетирование.
Анкета для учеников
1.Ваше фамилия, имя.
2.Чему вы научились, занимаясь исследовательской работой?
3. Что вам больше понравилось?
4. Что было трудно?
5. Как изменила исследовательская работа ваше отношение к изучению русского языка (литературы)?
Поскольку цель проектно-исследовательской работы по русскому языку и литературе – развитие личности (в том числе языковой), то достижение этой цели и есть главный критерий оценки эффективности проведённой работы. Самым заметным результатом для ребят стало открытие в себе исследователей. Ответы были самые эмоциональные: «понравилось», «было интересно», «появилась уверенность в себе», «оказывается, я могу написать работу», «интересно было работать в музее», «интересно было создавать текст», «интересно было делать презентацию», «интересно было вслушиваться в живую речь ветеранов», «трудно было работать с большим материалом», «стало интереснее заниматься русским языком, т.е. сочинением», «для меня русский - трудный предмет, но стало интереснее писать сочинение».
У участвовавших ребят усилилась положительная мотивация в изучении русского языка и литературы.
Такие творческие работы, конечно, радуют и ученика, и учителя. Пусть наши уроки помогут школьнику войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.
В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося) [2,с.110].